Исследование слухового внимания и восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование слухового внимания и восприятия



ПРИЛОЖЕНИЕ – ШПАРГАЛКА

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности отметить:

- токсикоз (1-й, 2-й половина беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек,

сердечно-сосудистые, эндокринные);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

- применение медикаментозных средств

- влияние химических веществ;

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

 

         2. При изучении характера протекания родов отметить:

-  нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

-  слабость родовой деятельности матери;

-  применение средств родовспоможения (стимуляция):

механическая,

химическая,

электростимуляция;

наложение щипцов;

кесарево сечение;

-  наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребёнка);

-  резус-фактор (совместимость, отрицательный);

-  вес и рост ребёнка при рождении.

 

        3. При изучении раннего постнатального развития отметить:

    - характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное искусственное);

    - характер «жизненного ритма» ребёнка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

    - раннее психомоторное развитие:

с какого времени ребёнок удерживает голову___, сидит___, стоит___, ходит___;

время появления первых зубов____ и их количество в году____.

 

    4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

    Дизартрия – это диагноз невролога и практика показывает, что не всегда логопед может с ней совладать самостоятельно. Логопед направляет к врачу, для того, чтобы комплексно оценить развития ребенка и выбрать оптимальные методы коррекции. Заключение только одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а, следовательно, не дает возможности адекватно ее устранить.

 

 

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

Исследование слухового внимания и восприятия

     Предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки – барабана, виолы-бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание данной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.

     Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен или звенит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания.

 

Исследование зрительного восприятия

     Определяется предметный гнозис. Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их.

     Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет и дифференцирует основные цвета и их оттенки. Логопед перед ребенком выкладывает цветные квадраты.

НАПРИМЕР:

▲ Нарушения координации- движения выполнены не одновременно,    неточно;

▲ нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная);

▲ Появляются сопутствующие движения.

▲ Отмечается общая заторможенность движений.

▲ Характерное двигательное беспокойство.

▲ Медлителен в движениях.

▲ Нарушена общая координация. Неуклюжий.

         

 

 

     Состояние  ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) динамической основы движений «Кольцо», «Коза»

б) кинетической основы движений «Пальчики здоров.», «кулак–ребро–ладонь».

     В выводах отмечается:

     • объём движения (полный, неполный),

     • темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый);

     • активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

     • координация движений (нормальная, некоординированность);

     • наличие синкинезий (дополнительные движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях. К синкинезиям, в частности, относятся движения рук при ходьбе).

НАПРИМЕР:

▲ Плохо развита мелкая моторика рук.

▲ Недостаточно развита мелкая моторика рук;

▲ Пробы Хеда выполняет медленно с ошибками.

▲ При выполнении упражнений на динамическую организацию движений (“Колечки”, “Звенья” и т.д.) также наблюдаются неточности.

▲ Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.

▲ Нарушений ручной моторики не наблюдается.

▲ Предпочитает работать левой (правой) рукой (или иногда работает левой рукой)

 

 

Образец.

· Речь невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).

·  Ритм нормальный. Излишне растянута. Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.

· Темп речи замедленный (быстрый).

· Паузы и ударения употребляет правильно. Словесное ударение употребляет правильно. Логическое ударение отсутствует. Паузы в речи использует излишне часто.

· Выразительная. Не торопливая (чрезмерно быстрая). Малоразговорчив.

Говорит односложно. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм). Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.

· Разборчивость речи не нарушена. Несколько снижена разборчивость речи.

· Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

                          

 

Дислалия

Нарушается речевое дыхание.

Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?

· Речь ребенка затухает к концу фразы.

· Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».

· Ребенок дышит слишком часто.

Нарушается голос.

Как при дизартрии может нарушаться голос:

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».

Слюнотечение.

Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

 

Обследование детей с дизартрией. Вопросы диагноза.

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Особую сложность представляет диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности.

Основные критерии диагностики:

• Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объёма наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперёд языка, его тремор и беспокойство в этом положение, изменения конфигурации.

• Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений).

• Замедленный, прерывистый темп артикуляторных движений.

• Трудность удержания артикуляторной позы.

• Трудность в переключении артикуляторных движений.

• Стойкость нарушений произношения звуков и трудность автоматизации поставленных звуков.

• Нарушение просодической стороны речи.

Проба №1.

Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его по средней линии неподвижно и одновременно следить глазами за перемещающимся объектом. Проба является положительной и свидетельствует о наличии дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба №2.

Ребёнка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о наличии дизартрии.

При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляторной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объём, темп, плавность, переключаемость, истощаемость и т. д., но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускула туре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

Состояние артикуляторной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребёнка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Более наглядную и точную картину проявления стёртой дизартрии дают следующие приёмы обследования:

Нередко в логопедическую группу дет. сада попадают дети с внешними симптомами, сходными с проявлениями сложной дислалии, отягощённой фонематическим недоразвитием. Однако боковое произношение многих фонем, появление излишней слюны в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляционную позу продолжительное время, нижняя артикуляция некоторых верхних звуков должны насторожить логопеда и заставить провести особо тщательное обследование подвижности речевых органов, а также качество движений языка, их точность и силу, т. к. это признаки дизартрии и при коррекционной работе их следует учитывать.

Для этой цели необходимо:

1. Внимательно изучить положения языка и его поведение в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постоянно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.

Следовательно, при дизартрии особое внимание уделяется упражнениям для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка.

2. Если предложить ребёнку поднять язык вверх, то можно наблюдать много лишних движений (язык высовывается резко вперёд, становится длинным и узким, прежде чем язык примет нужное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка.

3. Качество движений языка легко проверить, предложив ребёнку многократно выполнить следующие упражнения: поднять язык вверх, затем вытянуть вперёд, повернуть его к левому уху и, наконец, к правому. При этом легко обнаружить неточность и недостаточность силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка. Постоянно подвижного, как бы не находящего нужное положения.

При дислалии движения языка являются более качественными. При исправлении дизартрии огромное внимание уделяется самим движениям (объём, темп, плавность, переключаемость) и точности и соразмерности движений.

4. Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребёнку 1-2 мин. показать как кошка лакает молоко, т. е. попросить его производит быстрые движения языком вперёд. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Это подтверждает дизартрический компонент.

5. Если после таких упражнений попросить ребёнка высунуть язык вперёд. То язык заметно отклонится в сторону и не сможет находиться в спокойном состоянии. Всё это свидетельствует о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

6. И ещё, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Если ребёнок называет изображённые на картинках предметы и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы смазана, при повторе не исправляется, а после многократного повторения слов наступает заметное утомление, артикуляция становится замедленной, неполной, или для многих звуков характерно боковое произношение, то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о стёртой форме дизартрии.

При коррекционной работе логопед должен чётко разграничиваться сложную дислалию от дизартрии и учитывать все отличия в работе по исправлению звукопроизношения.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ – ШПАРГАЛКА

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности отметить:

- токсикоз (1-й, 2-й половина беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания печени, почек,

сердечно-сосудистые, эндокринные);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

- применение медикаментозных средств

- влияние химических веществ;

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

 

         2. При изучении характера протекания родов отметить:

-  нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

-  слабость родовой деятельности матери;

-  применение средств родовспоможения (стимуляция):

механическая,

химическая,

электростимуляция;

наложение щипцов;

кесарево сечение;

-  наличие асфиксии (синей, белой);

- травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребёнка);

-  резус-фактор (совместимость, отрицательный);

-  вес и рост ребёнка при рождении.

 

        3. При изучении раннего постнатального развития отметить:

    - характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное искусственное);

    - характер «жизненного ритма» ребёнка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

    - раннее психомоторное развитие:

с какого времени ребёнок удерживает голову___, сидит___, стоит___, ходит___;

время появления первых зубов____ и их количество в году____.

 

    4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

    Дизартрия – это диагноз невролога и практика показывает, что не всегда логопед может с ней совладать самостоятельно. Логопед направляет к врачу, для того, чтобы комплексно оценить развития ребенка и выбрать оптимальные методы коррекции. Заключение только одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а, следовательно, не дает возможности адекватно ее устранить.

 

 

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

Исследование слухового внимания и восприятия

     Предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки – барабана, виолы-бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание данной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.

     Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен или звенит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.054 с.)