Основы управления в правоохранительных органах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы управления в правоохранительных органах



ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Планы семинарских и практических занятий

форма обучения – очная

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основные цели изучаемых разделов

Дисциплина «Основы управления в правоохранительных органах» имеет характер вводного курса, предваряющего изучение других юридических дисциплин. Цель дисциплины – изучение основных направлений правоохранительной деятельности, а также системы и структуры органов, осуществляющих данную деятельность в РФ, основы управления в данных органах. Формирование четких представлений о понятии правоохранительной деятельности и ее основных направлениях (функциях); судебной власти, а равно об органах, призванных реализовать их: судах, органах юстиции, нотариате, прокуратуре, государственных учреждениях, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, и адвокатуре.

Рекомендации по видам занятий

Основными формами проведения занятий по дисциплине являются лекции, семинары и практические занятия.

По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Кроме того, по ряду предусмотренных программой тем дополнительной литературы недостаточно, в учебниках и учебных пособиях соответствующие темы не освещаются. Исходя из этого, лекции выступают как методическая основа самостоятельной работы студентов, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.

По подготовке к семинарам. Семинарские занятия имеют целью закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самоподготовки. Они проводятся в форме заслушивания ответов студентов на вопросы семинарского занятия, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по наиболее сложным теоретическим вопросам. Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны прочитать конспект лекции, изучить рекомендованные нормативные акты, ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме. Помимо литературы, указанной в плане семинарского занятия, студенты должны самостоятельно просмотреть новую литературу, как имеющуюся в библиотеке учебного заведения, так и комментарии к действующему законодательству и прессу, размещенные в СПС «Гарант» и «Консультант-плюс».

По подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям студенты должны просмотреть конспект лекции, записи, сделанные при подготовке к семинарским занятиям и на семинаре, изучить дополнительную литературу, рекомендованную программой.

В ходе практического занятия студенты расширяют и углубляют полученные теоретические знания, приобретают практические навыки по работе нормативными актами.

Студент, отсутствующий по каким-либо причинам на занятии, должен отработать его теоретическую часть и выполнить соответствующие задания, рекомендуемые преподавателем в часы самоподготовки.

Общие рекомендации по самостоятельной подготовке.

Самостоятельную подготовку надо начинать сразу после первой лекции, для этого необходимо:

- ознакомиться с планом занятия и заданиями к нему;

- вникнуть в сущность учебных вопросов;

- ознакомиться с методическими рекомендациями по изучению учебных вопросов, вынесенных на занятие;

- изучить, а при необходимости и законспектировать рекомендованную литературу.

Основой успешного изучения курса является уяснение содержания важнейших положений законов, приказов Министра внутренних дел по вопросам управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Обучаемые должны увязать теоретические положения темы с практической деятельностью органов внутренних дел, используя при этом личный опыт, знания, полученные в ходе изучения общественных, юридических и специальных дисциплин.

Подготовка включает в себя аудиторные занятия по изучаемой теме и внеаудиторную подготовку обучаемых. В аудиторной форме, в ходе лекций и групповых занятий рассматриваются основные понятия и положения основ управления в ОВД. сСтудентам необходимо усвоить сущность и содержание учебных вопросов, получить рекомендации в отношении источников, в которых более подробно можно ознакомиться с содержанием темы.

Коррекция индивидуального овладения знаниями наиболее успешно может осуществляться на аудиторных занятиях и во внеаудиторной подготовке, в индивидуальных консультациях по учебным вопросам, индивидуальном собеседовании по наиболее трудным темам, в ходе самоподготовки и т.п. Поэтому индивидуальные формы занятий должны являться обязательным компонентом процесса обучения и коррекции профессиональных знаний.

Консультации по вопросам изучаемой дисциплины в совокупности с аудиторными занятиями должны подкрепляться самостоятельной работой по темам дисциплины. Самоподготовка является обязательным компонентом изучения дисциплины. Учебный материал, который преподается в ходе лекций и групповых занятий - это преимущественно канва для более глубокого овладения учебной дисциплиной.

Вопросы для самоконтроля и задания на самоподготовку выполняются в часы самостоятельной работы студентами в обязательном порядке!!!

 

Семинар 1.1. – 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие организации. Формальные и неформальные организации.

2. Органы внутренних дел как функциональная (целевая) система и система управления.

3. Управление в системе органов внутренних дел.

4. Типы организационного построения органов внутренних дел.

Методические указания по подготовке к семинару

Данная тема является практическим преломлением общетеоретических концепций, рассмотренных в предыдущих темах.

Изучение основных вопросов темы предполагает уяснение обучаемыми понятий и содержания организационной структуры органов внутренних дел, их задач и функций на различных уровнях управления, правовой регламентации системы и процесса управления в МВД Российской Федерации.

Рассматривая органы внутренних дел как социальную систему - организацию, необходимо иметь в виду, что она представляет собой сложное, динамически развивающееся, иерархически построенное многофункциональное системное образование государственно-правовой природы, выполняющее комплекс задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Система ОВД должна рассматриваться как структурно-функциональное единство ее отдельных взаимосвязанных элементов, реализующих возложенные функции в условиях конкретной внешней среды.

Рассмотрение второго вопроса требует усвоение условия системной организации и управления органами внутренних дел. Необходимо отметить, что главными условиями оптимизации управления являются:

а) постановка научно обоснованных целей;

б) наличие материально-технических, финансовых, временных, кадровых, информационных и др. ресурсов;

в) определение рациональных путей решения практических задач. Кроме того, оптимизация системы управления предполагает наличие объективных критериев оценки эффективности ее функционирования.

По третьему вопросу необходимо учесть, что организационная структура ОВД представляет собой иерархическую систему, в основу построения которой положен принцип подчиненности.

Основными факторами, непосредственно влияющими на формирование и характер организационных структур, являются цели, задачи, функции и методы управления.

К основным принципам построения организационных структур управления можно отнести: стремление к минимуму ступеней в структуре управления; упрощение организационных структур управления и обеспечение их «гибкости»; оптимальное сочетание централизации и децентрализации; исключение дублирования функций; обеспечение равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение.

 

Семинар 1.2. – 2 часа

Учебные вопросы:

1. Сущность социального управления, его цели и функции.

2. Предмет, содержание и методы науки управления.

3. Основные компоненты управления и их характеристика.

4. Закономерности, принципы и проблемы управления.

Методические указания по подготовке к семинару

По первому вопросу студентам следует рассмотреть: понятие социального управления, его сущность и содержание; социальный, правовой, психологический и кибернетический аспекты управления; составные элементы понятия управления; процесс управления и его основные стадии, функции системы управления и функции процесса управления, их последовательность.

По второму вопросу студентам необходимо изучить: предмет, содержание и методы науки управления; задачи науки социального управления; становление и развитие науки социального управления; связь науки социального управления с другими областями знаний.

По третьему вопросу студенты должны быть рассмотрены: цели управления; методы управления (методы властной, психологической и социальной мотивации); средства управления (информация, управленческое решение), процессы управления; результаты управления.

По четвертому вопросу студентам необходимо уделить внимание: понятию закономерности управления; системе закономерностей управления; понятию принципов управления; системе принципов управления; понятию проблем управления; классификации проблем управления.

Семинар – 2 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие информации.

2. Информационный характер процессов управления.

3. Основные виды информации, используемой в управленческой деятельности правоохранительных органов, источники ее поступления и основания классификации.

4. Требования, предъявляемые к информации.

Содержание заданий, подлежащих выполнению

На практическом занятии студенты решают тестовые задания. В теме представлены задания для стандартизированного контроля материала: понятие социальной информации, требования, предъявляемые к информации; место стадии оперирования информацией в процессе управления; понятие информационной системы органов внутренних дел.

Задание:

Вопрос 1. Назовите виды информации в зависимости от источника ее возникновения:

1. Необходимая, достаточная, избыточная, дублирующая.

2.Плановая, организационно-распорядительная, оперативно-служебная, отчетно-статистическая.

3. Открытая информация, секретная.

4. Управляющая, осведомительная.

5. Управляющая информация, плановая, отчетно-статистическая.

Вопрос 2. В каком ответе полно названы требования, предъявляемые к информации в органах внутренних дел?

1. Научная обоснованность, ценность, быстродействие, периодичность.

2. Достоверность, своевременность, оптимальность, определенная форма выражения.

3. Объективность, критичность, иерархичность структуры, непротиворечивость.

4.Достоверность и полнота, своевременность, непрерывность, оптимальность, организационная форма.

5. Научность, ценность, непротиворечивость, оптимальный уровень.

Вопрос 3. Что понимается под информационной системой (ИС)?

1. Взаимосвязь информационной базы, технического оснащения, обслуживающего персонала, пользователей.

2. Совокупность всех видов информации.

3. Совокупность информации, организованная по определенному принципу.

 4. Совокупность информации о преступлениях, правонарушениях, о деятельности ОВД.

5. Взаимосвязь видов информации и ее потребителей.

Вопрос 4. В каком из ответов правильно перечислены информационные системы, классифицированные по целевому назначению?

1. Ручные ИС, механизированные ИС, автоматизированные ИС.

2. Справочная ИС, розыскная ИС, криминалистическая ИС.

3. ИС МВД, ИС УВД, ИС ГРОВД

4. ИС уголовного розыска, ИС ГИБДД, ИС следственных органов.

5. Фотографические ИС, документальные ИС, компьютерные ИС.

Вопрос 5. В каком из ответов наиболее правильно указаны сведения, содержащиеся в информационных системах ОВД?

1. Сведения о деятельности ОВД за отчетный период.

2. Статистические данные о количестве преступлений за отчетный период.

3. Сведения, необходимые для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, розыск преступников, установление личности и принадлежности изъятого имущества.

4. Информация о лицах, предметах, событиях.

5. Вся информация, поступающая в ОВД и исходящая из ОВД.

Вопрос 6. Что представляет собой система информации в ОВД?

1.Система сбора, накопления и обработки информации.

2. Система распространения и потребления информации.

3. Совокупность всех видов информации.

4. Совокупность видов информации, используемой в процессе управления ОВД.

5. Совокупность данных о состоянии и деятельности системы ОВД.

Вопрос 7. В чем состоят основные задачи информационного обеспечения системы ОВД?

1. В определении необходимых для деятельности ОВД видов и объемов информации.

2. В получении, накоплении и обработке необходимой информации.

3. В обеспечении информационного взаимодействия служб и подразделений системы ОВД.

4. В ответах 1,2,3.

5. В ответах 1,3

Вопрос 8. Из каких подсистем состоит ИС органов внутренних дел?

1. Из подсистемы учета, сбора, накопления и обработки информации.

2. Из подсистемы сбора и накопления информации оперативно-розыскного характера.

3. Из подсистемы справочной информации.

4. Из подсистемы информационной связи, подсистемы сбора, накопления и обработки информации.

5. Из подсистемы обработки и анализа информации.

Вопрос 9. Что понимается под социальной информацией?

1. Совокупность признаков или записей о тех или иных событиях.

2. Отражение объекта в некоторой материальной системе.

3. Некоторая совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях.

4. Документы периодической отчетности.

5. Сведения о состоянии преступности в стране.

Вопрос10. В чем состоит особенность информации в органах внутренних дел?

1. Информация раскрывает деятельность органов внутренних дел.

2. В использовании информации об управляющей системе и внешней среде.

3. В полноте информации, на основе которой принимаются те или иные решения.

4. В наличии управляющей и осведомительной информации.

5. В использовании информации о состоянии преступности в стране.

Семинар 2.2. – 2 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие и нормативно-правовое регулирование аналитической работы в ОВД.

2. Содержание, цели и основные направления аналитической работы в ОВД.

3. Количественные методы оценки функционирования ОВД.

4. Методика комплексного анализа оперативной обстановки в районе и ее отдельных компонентов.

 

Методические рекомендации:

Аналитическая работа, как функция общего руководства, является одним из важнейших направлений управленческой деятельности в системе органов внутренних дел. Исходя из этого, целями изучения данной темы являются не только глубокое усвоение сущности информационного обеспечения ОВД, необходимости осуществления аналитической работы в органах внутренних дел, анализ ее содержания и цели, но и привитие определенных практических навыков комплексного анализа оперативной обстановки в целом и отдельных ее компонентов.

Система органов внутренних дел, выполняя свои функции-задачи, непрерывно оперирует информацией, перерабатывая ее в процессе управленческой деятельности и приводя в пригодное для обоснования принимаемых управленческих решений состояние. При рассмотрении управления в органах внутренних дел как процесса оперирования информацией, значение приобретают вопросы информационного обеспечения их деятельности.

Первый и второй вопросы темы рассматриваются на лекции, их целью является уяснение сущности информационного обеспечения органов внутренних дел, места и роли аналитической работы в процессе управления, содержания работы в целом и основных ее направлений, а также форм и методов организации аналитической работы в ОВД.

Обучаемые должны усвоить, что одной из закономерностей управления, с точки зрения кибернетики, является неразрывная связь процессов управления и информации. Информация - непременный атрибут, основное условие и средство реализации управления.

Также понять, что осуществляемая в процессе управления аналитическая работа служит средством: обнаружения и оценки значимости возникающих перед системой проблем, формирования ее целей, определения объективно необходимых функций, обоснования организационной структуры и повышения эффективности деятельности системы по выполнению поставленных задач.

Понятие и виды информации, используемой в ОВД, достаточно полно изложены в рекомендованной литературе. Здесь необходимо обратить особое внимание на требования, предъявляемые к информации в ОВД, источникам ее поступления, правовому регулированию форм и видов учетов и отчетности в системе органов внутренних дел.

Рассматривая третий вопрос темы, необходимо обратить внимание на понятие методов аналитической работы, их тесную связь с методами обоснования управленческих решений (см. тему «Выработка и реализация управленческих решений в органах внутренних дел»).

Особое место в аналитической работе занимают статистические методы. Поэтому необходимо раскрыть их содержание, основные принципы и требования, предъявляемые к статистическому наблюдению.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятия и цели аналитической работы в ОВД.

2.Система сбора, накопления, систематизации и распространения информации о состоянии правопорядка и результатах оперативно-служебной деятельности.

3.Основные направления аналитической работы.

Темы докладов и рефератов:

1.Источники и системность информационного обеспечения аналитической работы в ОВД (справочно-информационный фонд ОВД), субъекты осуществления комплексных анализов, периодичность проведения.

2.Исследование актуальных проблем обеспечения правопорядка и его информационное обеспечение.

Семинар 3. – 2 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие, задачи и принципы организации труда в правоохранительных органах. Управленческий труд, его особенности. Предмет труда, объект труда и продукт труда.

2. Основные направления организации труда. Особенности труда сотрудников правоохранительных органов. Организация рабочего места и рациональное использование рабочего времени сотрудниками.

3. Понятие и содержание рационализации трудовых процессов. Организационно-тактическое направление рационализации трудовых процессов сотрудников: совершенствование технологии работы с документами, систематизация носителей информации, упорядочение системы ее хранения и поиска, рациональная организация проведения совещаний, инструктажей, алгоритмизация отдельных видов деятельности.

Семинар – 4 часа

Учебные вопросы

1. Кадры правоохранительных органов: понятие, структура.

2. Соотношение понятий «кадры», «персонал», «работники».

3. Требования, предъявляемые к кадрам.

4. Основные направления деятельности по управлению персоналом: подбор и отбор, расстановка, организация прохождения службы, переподготовка и повышение квалификации персонала.

5. Стили руководства, психологические типы руководителей.

6. Причины и условия конфликтов в коллективах сотрудников. Особенности управления конфликтами

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Место и роль руководителя в управлении коллективом в ОВД.

2. Межличностные отношения в социальных системах.

Задания для самоконтроля:

1. Что является, на Ваш взгляд, самым важным и сложным для руководителей в ходе подбора исполнителей служебной деятельности?

2. Что является, на Ваш взгляд, самым важным и сложным для руководителей в ходе подготовки исполнителей служебной деятельности?

3. Что является, на Ваш взгляд, самым важным и сложным для руководителей в ходе активизации исполнителей служебной деятельности?

4. Что является, на Ваш взгляд, самым важным и сложным для руководителей в ходе обеспечения ресурсами исполнителей служебной деятельности?

5. Что является, на Ваш взгляд, самым важным и сложным для руководителей в ходе оценки исполнителей служебной деятельности?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Кадровое обеспечение деятельности ОВД.

2. Кадровая функция в ОВД.

3.Понятие коллектива, управление коллективом.

 

Семинар 4.2. – 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие, значение и система планирования в деятельности органов внутренних дел.

2. Организация и методика планирования в органах внутренних дел.

3. Система планирования служебной деятельности в ОВД и примерная структура плана основных организационных мероприятий органа внутренних дел.

Методические рекомендации:

При рассмотрении вопросов темы, обучаемые должны уяснить, что планирование является управленческой функцией, определяющей цели системы управления на последующий период деятельности и средства их достижения путем выдвижения гипотезы, оперирования информацией, выработки и принятия специфического управленческого решения - плана. Однако планирование нельзя сводить только к составлению письменных планов. Это интеллектуальная творческая деятельность соответствующих субъектов управления.

Особое внимание необходимо обратить на конкретные виды планов, разрабатываемых в органе внутренних дел, его службах и подразделениях, на проблемы планирования деятельности ОВД.

Кроме того, требует отражения понятия контроля, рассмотрения основных его видов и форм, осуществляемых в ОВД, взаимосвязи и отличия от учета, определения субъектов осуществления контроля, стадий контрольной деятельности и методики ее осуществления. Здесь же необходимо осветить роль и значение оценки работы служб и подразделений ОВД и критерии, по которым проводится данная оценка.

 

Темы докладов и рефератов

1. Понятие «чрезвычайная ситуация».

2. Задачи органов внутренних дел по ликвидации и предотвращении причин возникновения особых условий.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Планы семинарских и практических занятий

форма обучения – очная

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.099 с.)