Древнерусская государственность в Х –XI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусская государственность в Х –XI в.



В основе княжеских взаимоотношений в начале ХI в. лежала система лествичного восхождения князей, при котором генеалогическое старейшинство определялось наследованием великого стола «от брата к брату» (лествица). Однако рост числа князей и их генеалогических линий, начал запутывать ситуацию. Для ее урегулирования, а также для решения вопросов войны и мира, изменения законодательства, с конца XI в. по инициативе Владимира Мономаха стали собираться съезды князей.

Главой рода Рюриковичей был Великий Киевский князь. Наряду с лествичным правом существовала и передача Киевского стола по завещанию. В руках князя, наряду с военными и административными функциями, сосредоточиваются верховная законодательная и судебная власть. В этот период идет процесс разложения корпоративных связей великокняжеской дружины. Старшая дружина (княжи мужи, бояре) все более активно включается в выполнение административных функций, участвует в составлении законов, дает советы князю, выполняет важные государственные поручения (дипломатические и т.д.). В свою очередь т.н. «младшие» дружинники (отроки, гридни, милостники) являются воинами, слугами, выполняют отдельные административные поручения – сбор дани, торговой пошлины и т.д.

Важное значение для управления имело народное собрание – вече, сохранявшееся во всех племенных центрах, а также в сельской местности. Народное собрание одобряло вступление того или иного кандидата на княжеский престол, поддерживало в случае чего претендентов, решало вопросы внутреннего устройства.

Русская Правда

В своей практике управления и суда князья опирались на обычное право — неписаное народное право славян, так называемый «закон Русский». Древнейший текст записанного русского права под названием «Русская Правда» появился в начале XI в. в правление князя Ярослава Мудрого. Позднее преемники Ярослава дополнили его новыми статьями. «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки и преступления. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, но казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Попутно заметим, что впервые в истории Руси за отмену смертной казни как вида наказания вообще, даже за самые тяжкие преступления, высказался внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Правда, это не нашло отражения в законодательстве его времени. Что касается наказаний, отразившихся в «Русской Правде», то в основном это были денежные штрафы, размеры которых зависели от тяжести проступка и от социального положения пострадавшего. Ряд статей «Русской Правды» ограничивал кровную месть, распространенную тогда в обществе. По меткой оценке Н.М.Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя.

Церковь

Особое место в Киевском государстве занимала церковь — влиятельная не только в духовном, но и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял поставляемый (назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами — епархиями. Причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Русская церковь была тесно связана с Константинопольской патриархией и до 1448 г. формально подчинялась ее юрисдикции.

Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. По распоряжению князя Владимира Святославича в конце Х века в церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов - десятина. Так продолжалось до середины XII в. С развитием феодального землевладения взамен десятины государство предоставило церкви ряд постоянных источников дохода. Среди них важнейшим было право собственности на обширные территории — «вотчины», которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, живших на этих землях. Для укрепления материального положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей.

В конце Х в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находился особый класс лиц, который повиновался не князю, а церкви: иерархи, священники, монахи, церковнослужители; лица, призреваемые церковью — старые, увечные, больные; изгои (т.е. лица, потерявшие права гражданского состояния, оказавшиеся вне своего сословия); лица, зависимые от церкви — холопы («челядь»), перешедшие в дар церкви от светских владельцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.006 с.)