Проблема возникновения государства у восточных славян. Норманнская теория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возникновения государства у восточных славян. Норманнская теория.



 

Дальнейшим шагом в развитии общественной организации было формирование суперсоюзов или союзов племен. Эти образования непосредственно предшествовали государственному этапу исторического развития. Важной и едва ли не коренной причиной их появления стал внешнеполитический фактор. С юга славян постоянно беспокоили набегами кочевники – венгры, болгары, хазары. На севере давление шло преимущественно из Скандинавии. В результате племена стали объединяться в союзы, возглавляемые князьями. На основе союзов и началось формирование первых княжений. «Повесть временных лет» (далее – ПВЛ) сообщает о княжениях у таких союзов племен, как поляне, древляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи. Центрами этих союзов были города Киев, Смоленск, Полоцк и др.), которые первоначально выступают не как социально-экономические, а преимущественно военно-политические, административные, культовые центры. В них сосредотачивались основные управленческие институты: верховный орган племенного союза - вече (собрание свободных общинников), вожди (князья) с племенными дружинами, старейшины (старцы градские). В городе располагался сакральный центр, так как князь выполнял не только военные, но и религиозные функции, сюда поступала дань с подвластных племен, здесь формировалось общее войско. Функции князя союза племен мало чем отличались от функций племенного вождя. Князь был представителем родо-племенного строя а не носителем государственной публичной власти. Внутриплеменные дела сохраняет в своих руках родо-племенная знать и племенное вече, а в руках князя сосредоточиваются военные обязанности.

Формирование суперсоюзов проходило в упорной межплеменной борьбе за господствующее положение в них. Князь доминирующего племени или союза племен становился главным властителем, а более слабые вожди и их соплеменники оказывались у него в подчинении. Часто такая борьба шла с переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми образованиями. Тем не менее в VIII в. в Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько племенных союзов (северяне, радимичи). В IX в. на северо-западе словене, подчинив себе кривичей и финно-угорские племена, создают государственное образование с центром в Ладоге.

Противостоя хазарской экспансии, местные князья в IX в. все чаще начинают обращаться за помощью к варягам. Последние для славян были менее опасны, чем хазары, которые стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель. Призванные на основе договоров («рядов») с союзами племен князья (конунги) и их дружины назывались «русью». Они не делали ни каких завоеваний: все, что известно исследователям, говорит за то, что варяги утверждались в славянских землях как союзники местной знати – более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. Один из таких конунгов – Рюрик, согласно легенде, был призван словенами и их союзниками в 862 г. Текст легенды содержит следующие моменты «ряда» Рюрика и пригласившей его словено-финнской знати:

1. «Ряд» заключается представителями «северной конфедерации племен»; 

2. Другая сторона, заключающая «ряд»,— предводитель (предводители) военного отряда «варягов»;

3. «Ряд» предусматривает передачу верховной власти приглашенному князю, что определяется терминами «княжить», «володеть» и «судить».

Очевидно, что обязанности, которые вменялись приглашаемому князю, непосредственно вытекали из причин его приглашения, т. е. тех задач, которые надеялась решить с его помощью местная племенная верхушка. Норманны были реальной силой на севере Восточной Европы, а не случайными находниками, давние связи объединяли их с прибалтийско-финскими племенами. И знать славянских и финских племен, образовавших новгородскую конфедерацию, должна была регулировать отношения с этой силой и иметь защиту от внешней опасности, упорядочив отношения с варягами. Такова одна из задач «ряда»-компромисса -- военная. Другой его целью, вероятно, было установление «сильной власти для господства над народами» князя, «который бы защищал не интересы знати одной из земель, а их общие интересы». И варяги, и местная племенная верхушка стремились к эксплуатации природных богатств и населения Новгородской земли. Сбор дани варягами-находниками ущемлял права местной власти; совместить интересы тех и других можно было только при условии перераспределения дани и ее фиксации; Наконец, термин «судить» («рядить»), возможно, указывает и на судебные функции правителя: новгородские князья традиционно пользовались судебной властью и в позднейшее время; 4. «Владение» приглашаемого князя ограничивается в «ряде» условием «судить» («рядить») «по праву» т. е. исходя из существовавших правовых норм. Это ограничение ставило приглашаемых князей в зависимость от местных условий, стимулировало их быструю интеграцию в восточнославянском обществе и создавало предпосылки для смещения князей, нарушивших условия «ряда»,— традиция, характерная и позднее для Новгорода; 5. Еще два положения «ряда», возможно, нашли отражение в перечнях городов, где сели приглашенные князья и куда посадил своих мужей Рюрик по смерти братьев. Возможно, за краткой констатацией того, где именно «володеют» варяжские князья и их мужи, стоит статья «ряда» об условиях содержания князя, его мужей и дружины; Перечни городов в то же время, возможно, определяют также и территорию, на которую распространяется власть приглашенного князя. По легенде, Рюрик и его братья сели в Новгороде или Ладоге (главный центр), Белоозере и Изборске.

Фактически Рюрик не выполнил условия «ряда», так как вскоре он захватил власть в Новгороде и установил свое господство.

Призвание варягов и его последствия получили неоднозначную трактовку в отечественной литературе. В XVIII - XIX вв. многие историки являлись сторонниками т.н. «норманнской теории». Она приписывала ведущую роль норманнам в возникновении государства у славян. По мнению апологетов этой теории, прибывшие в 862 г. в Новгород варяги основали древнерусское государство.

Однако в ПВЛ, являвшейся главным источником по этим событиям, речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Кроме того, источники свидетельствуют, что восточнославянское общество в IX в. находилось в стадии создания государственности. ПВЛ сообщает о племенных княжениях у полян, словен и др. К тому же, и сами варяги стояли примерно на одном уровне общественного развития с восточными славянами, и поэтому ни как не могли выступить создателями Русского государства. Все это дало основания советским и современным исследователям подвергнуть критике норманнскую теорию. При этом историки не исключают роль норманнов как универсального регулятора – местные племена охотнее мирились с верховенством чужеземцев, чем с властью, принадлежащей представителям соседнего племени. Тем самым, норманны выступали в роли посредников между противоборствовавшими политическими и клановыми группировками, прекрасной ударной силой в борьбе с врагами славян – хазарами; опорой княжеской власти. В этом и заключается их роль в становлении российской государственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.004 с.)