Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема возникновения государства у восточных славян. Норманнская теория.
Дальнейшим шагом в развитии общественной организации было формирование суперсоюзов или союзов племен. Эти образования непосредственно предшествовали государственному этапу исторического развития. Важной и едва ли не коренной причиной их появления стал внешнеполитический фактор. С юга славян постоянно беспокоили набегами кочевники – венгры, болгары, хазары. На севере давление шло преимущественно из Скандинавии. В результате племена стали объединяться в союзы, возглавляемые князьями. На основе союзов и началось формирование первых княжений. «Повесть временных лет» (далее – ПВЛ) сообщает о княжениях у таких союзов племен, как поляне, древляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи. Центрами этих союзов были города Киев, Смоленск, Полоцк и др.), которые первоначально выступают не как социально-экономические, а преимущественно военно-политические, административные, культовые центры. В них сосредотачивались основные управленческие институты: верховный орган племенного союза - вече (собрание свободных общинников), вожди (князья) с племенными дружинами, старейшины (старцы градские). В городе располагался сакральный центр, так как князь выполнял не только военные, но и религиозные функции, сюда поступала дань с подвластных племен, здесь формировалось общее войско. Функции князя союза племен мало чем отличались от функций племенного вождя. Князь был представителем родо-племенного строя а не носителем государственной публичной власти. Внутриплеменные дела сохраняет в своих руках родо-племенная знать и племенное вече, а в руках князя сосредоточиваются военные обязанности. Формирование суперсоюзов проходило в упорной межплеменной борьбе за господствующее положение в них. Князь доминирующего племени или союза племен становился главным властителем, а более слабые вожди и их соплеменники оказывались у него в подчинении. Часто такая борьба шла с переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми образованиями. Тем не менее в VIII в. в Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько племенных союзов (северяне, радимичи). В IX в. на северо-западе словене, подчинив себе кривичей и финно-угорские племена, создают государственное образование с центром в Ладоге.
Противостоя хазарской экспансии, местные князья в IX в. все чаще начинают обращаться за помощью к варягам. Последние для славян были менее опасны, чем хазары, которые стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель. Призванные на основе договоров («рядов») с союзами племен князья (конунги) и их дружины назывались «русью». Они не делали ни каких завоеваний: все, что известно исследователям, говорит за то, что варяги утверждались в славянских землях как союзники местной знати – более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. Один из таких конунгов – Рюрик, согласно легенде, был призван словенами и их союзниками в 862 г. Текст легенды содержит следующие моменты «ряда» Рюрика и пригласившей его словено-финнской знати: 1. «Ряд» заключается представителями «северной конфедерации племен»; 2. Другая сторона, заключающая «ряд»,— предводитель (предводители) военного отряда «варягов»; 3. «Ряд» предусматривает передачу верховной власти приглашенному князю, что определяется терминами «княжить», «володеть» и «судить». Очевидно, что обязанности, которые вменялись приглашаемому князю, непосредственно вытекали из причин его приглашения, т. е. тех задач, которые надеялась решить с его помощью местная племенная верхушка. Норманны были реальной силой на севере Восточной Европы, а не случайными находниками, давние связи объединяли их с прибалтийско-финскими племенами. И знать славянских и финских племен, образовавших новгородскую конфедерацию, должна была регулировать отношения с этой силой и иметь защиту от внешней опасности, упорядочив отношения с варягами. Такова одна из задач «ряда»-компромисса -- военная. Другой его целью, вероятно, было установление «сильной власти для господства над народами» князя, «который бы защищал не интересы знати одной из земель, а их общие интересы». И варяги, и местная племенная верхушка стремились к эксплуатации природных богатств и населения Новгородской земли. Сбор дани варягами-находниками ущемлял права местной власти; совместить интересы тех и других можно было только при условии перераспределения дани и ее фиксации; Наконец, термин «судить» («рядить»), возможно, указывает и на судебные функции правителя: новгородские князья традиционно пользовались судебной властью и в позднейшее время; 4. «Владение» приглашаемого князя ограничивается в «ряде» условием «судить» («рядить») «по праву» т. е. исходя из существовавших правовых норм. Это ограничение ставило приглашаемых князей в зависимость от местных условий, стимулировало их быструю интеграцию в восточнославянском обществе и создавало предпосылки для смещения князей, нарушивших условия «ряда»,— традиция, характерная и позднее для Новгорода; 5. Еще два положения «ряда», возможно, нашли отражение в перечнях городов, где сели приглашенные князья и куда посадил своих мужей Рюрик по смерти братьев. Возможно, за краткой констатацией того, где именно «володеют» варяжские князья и их мужи, стоит статья «ряда» об условиях содержания князя, его мужей и дружины; Перечни городов в то же время, возможно, определяют также и территорию, на которую распространяется власть приглашенного князя. По легенде, Рюрик и его братья сели в Новгороде или Ладоге (главный центр), Белоозере и Изборске.
Фактически Рюрик не выполнил условия «ряда», так как вскоре он захватил власть в Новгороде и установил свое господство. Призвание варягов и его последствия получили неоднозначную трактовку в отечественной литературе. В XVIII - XIX вв. многие историки являлись сторонниками т.н. «норманнской теории». Она приписывала ведущую роль норманнам в возникновении государства у славян. По мнению апологетов этой теории, прибывшие в 862 г. в Новгород варяги основали древнерусское государство. Однако в ПВЛ, являвшейся главным источником по этим событиям, речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Кроме того, источники свидетельствуют, что восточнославянское общество в IX в. находилось в стадии создания государственности. ПВЛ сообщает о племенных княжениях у полян, словен и др. К тому же, и сами варяги стояли примерно на одном уровне общественного развития с восточными славянами, и поэтому ни как не могли выступить создателями Русского государства. Все это дало основания советским и современным исследователям подвергнуть критике норманнскую теорию. При этом историки не исключают роль норманнов как универсального регулятора – местные племена охотнее мирились с верховенством чужеземцев, чем с властью, принадлежащей представителям соседнего племени. Тем самым, норманны выступали в роли посредников между противоборствовавшими политическими и клановыми группировками, прекрасной ударной силой в борьбе с врагами славян – хазарами; опорой княжеской власти. В этом и заключается их роль в становлении российской государственности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.004 с.) |