Методические материалы по выполнению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы по выполнению



В.В. Белов, С.В. Марихин

Методические материалы по выполнению

Выпускной квалификационной работы

для обучающихся по н аправлению подготовки

44.03.02- Психолого-педагогическоеобразование,

Профиль - Психология и социальная педагогика

(2016-18 гг. начала обучения)

 

Санкт-Петербург

2016

Общие положения

 

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа  представляет собой законченную разработку решения какой-либо профессиональной задачи, включающую результаты эмпирического или экспериментального исследования, или обоснованный проект методической разработки (например, обобщение практического опыта работы с клиентами, обучение студентов методам социально-педагогической диагностики семей и детей группы риска, программы коррекционной, тренинговой работы и т.д.).

Выпускная квалификационная работа выполняется на кафедре психологии развития и образования. По завершению выпускной квалификационной работы осуществляется ее защита на заседании Государственной экзаменационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная оценка.

Выполнение выпускной квалификационной работы и ее защита служит проверкой подготовки бакалавра к самостоятельной практической деятельности по избранному направлению, его способности самостоятельно решать профессиональные задачи на основе анализа результатов экспериментального или эмпирического исследования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» декабря 2015 г. №1426, при подготовке и защите ВКР выпускник должен продемонстрировать сформированность следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

общепрофессиональные компетенции:

способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13);

профессиональные компетенции:

способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21);

готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22);

способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);

способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24);

способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (ПК-25);

способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (ПК-26);

способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);

способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-28);

готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29);

способность использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК-30);

способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-31);

способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПК-32);

готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-33);

способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ (ПК-34);

способность контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями (законными представителями) (ПК-35);

способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36);

способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (ПК-37);

способность собирать и готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации (ПК-38).

Таким образом, в выпускной квалификационной работе студент должен показать:

- прочные теоретические знания по избранной теме, умение анализировать научную литературу и излагать теоретический материал;

- умение решать практические задачи, делать предположения и выводы;

- навыки обработки полученных данных с учетом стандартных пакетов программного обеспечения.

Выполнение выпускной квалификационной работы по направлению 44.03.02 - Психолого-педагогическое образованиевключает следующие этапы:

1. Выбор темы выпускной квалификационной работы.

На этом этапе студент должен ознакомиться с перечнем примерных тем выпускных квалификационных работ (с направлениями фундаментальных и прикладных исследований кафедры).  Выбрать тему ВКР; представить письменное заявление заведующему кафедрой с просьбой об утверждении темы ВКР, с обоснованием целесообразности разработки выбранной темы и назначении научного руководителя (приложение 1).

2. Назначение руководителя выпускной квалификационной работы и выдача задания на выполнение выпускной квалификационной работы.

Приказом ректора утверждается тема ВКР и научный руководитель на основе представленного протокола заседания кафедры психологии развития и образования. После утверждения темы ВКР студент должен ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе. Затем заполнить задание на выполнение ВКР, составить план квалификационной работы с указанием срока окончания работы и согласовать его с научным руководителем (приложение 2).Задание утверждается заведующим кафедрой. Как правило, от момента обсуждения темы выпускной квалификационной работы на заседании выпускающей кафедры до выдачи задания на выполнение работы должно проходить не более 2-х недель.

3. Обоснование актуальности работы, формулировка цели и задач исследования, выбор методологии решения поставленных задач

На этом этапе принимается решение о методологических основах научно-практического исследования; определяется научная проблема исследования; дается обоснование актуальности исследования и т.д.

4. Подбор и изучение научной литературы, необходимого для изучения по выбранной проблеме и осуществление анализа литературных источников.

Осуществляется подбор и изучение научной литературы и нормативных актов, в том числе законов Российской Федерации по теме выпускной квалификационной работы. Завершается данный этап написанием первой (теоретической) главы выпускной квалификационной работы, посвященной анализу литературных данных.

5. Выбор методов и методик исследования.

На этом этапе выбираются психодиагностические и другие методы, которые будут применены в процессе проведения научно-практического исследования.

6. Сбор и анализ эмпирического материала.

Осуществляется сбор и анализ эмпирического (экспериментального) материала, в том числе проводится математический, статистический анализ.

7. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите (написание и оформление работы).

Полученные данные интерпретируются и анализируются. Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студент периодически отчитывается на заседании кафедры о ходе реализации задания на выполнение ВКР, утвержденного заведующим кафедрой. После подготовки выпускной квалификационной работы студент должен пройти предварительную защиту работы на кафедре в сроки, установленные заведующим кафедрой, а также представить правильно оформленную выпускную квалификационную работу на кафедру не позднее, чем за месяц до сроков ГАК.

После завершения подготовки обучающимся выпускной квалификационной работы руководитель ВКР представляет письменный отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР (приложение 8).

Выпускные квалификационные работы по программам бакалавриата подлежат рецензированию. Для рецензирования данная выпускная квалификационная работа направляется одному или нескольким рецензентам. Рецензент анализирует выпускную квалификационную работу и предоставляет в организацию письменную рецензию на данную работу.

Во время подготовки выпускной квалификационной работы студент должен представлять отчет научному руководителю о выполнении отдельных этапов работы. В процессе выполнения работы студент должен обращаться к научному руководителю за рекомендациями, прежде всего, при анализе результатов исследования, оформлении и подготовке к защите выпускной квалификационной работы.

Организация обеспечивает ознакомление студента с отзывом и рецензией не позднее, чем за 5 дней до защиты выпускной квалификационной работы.

 

 

Подготовка выпускной квалификационной работы к защите.

Завершенная и окончательно оформленная выпускная квалификационная работа (диплом) подписывается автором и представляется на кафедру за месяц до сроков ГАК.

После представления работы на кафедру, руководитель готовит отзыв о работе студента в период подготовки выпускной квалификационной работы (приложение 8). Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального (эмпирического) исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.

Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе выпускной квалификационной работы.

Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите квалификационной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза.

Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры и бакалавриата обязательно подлежат рецензированию.

Выпускная квалификационная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, должна быть направлена на рецензию, рецензент назначается решением заведующего кафедрой.

Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры и бакалавриата направляются на рецензию к лицам, не являющимся работниками кафедры либо факультета. Рецензент предоставляет письменную рецензию на указанную работу.

В рецензии на выпускную квалификационную работу должны быть отражены (приложение 9):

· актуальность темы;

· полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;

· эффективность применения избранных методов для решения проблемы;

· достижение поставленной цели;

· практическая ценность и возможность использования полученных результатов;

· замечания или пожелания, которые возникли у рецензента.

Выпускная квалификационная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией специалиста направляется в ГАК для защиты.

Кафедра обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией не позднее, чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Студент предоставляет на кафедру печатный и электронный варианты выпускной квалификационной работы.

Тексты выпускных квалификационных работ размещаются в электронно-библиотечной системе ВУЗа.

По желанию студента выпускного курса в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы, например, документы (отзывы, постановления), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической ценности выпускной квалификационной работы.

Подготовив квалификационную работу к защите, студент готовит выступление (доклад), наглядную информацию –схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты в ГАК. Графический материал, выносимый на защиту выпускной квалификационной работы, может быть представлен в виде слайдов (презентации подготовленной в программе PowerPoint), демонстрируемых с помощью проектора. Кроме того, каждому члену комиссии необходимо раздать по комплекту иллюстративного материала.

 

 

Требования, предъявляемыек выпускной квалификационной работе

 

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.02 - Психолого-педагогическое образованиепредставляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического (экспериментального) исследования, или обоснованный проект решения какой-либо профессиональной психологической задачи.

В работе должны быть представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская (практическая) работа. Выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Ее объем должен быть не менее 50 страниц формата А4.

Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование должна:

· быть актуальной и соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологии в условиях рыночной экономики;

· носить научно-исследовательский характер в области психологии или предлагать решение практической задачи на основе результатов эмпирического исследования;

· содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фактического эмпирического материала, т.е. иметь экспериментально-практическую часть (с аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);

· характеризовать умение специалиста самостоятельно решать научно-практические проблемы, в том числе, адекватно использовать психологические методы и грамотно интерпретировать результаты психодиагностических исследований;

· показать добросовестность студента в использовании данных исследований и опубликованных материалов других авторов.

· работа должна содержать в себе ссылки на научную литературу. В том случае, если эти ссылки отсутствуют, то дипломная работа к защите не допускается.

В общем виде можно выделить три группы требований к выпускной квалификационной работе: требования к структуре, требования к содержанию, требования к оформлению.

 

 

Содержание выпускной квалификационной работы

 

Материал выпускной квалификационной работы следует излагать в соответствии с темой, целью и задачами исследования.

Квалификационная работа должна быть логически выдержана, все части в ней должны быть связаны. Логика изложения текста предусматривает увязку содержания отдельных глав между собой и отдельных разделов внутри глав. При этом текст должен быть разделен на абзацы. Каждый абзац должен отражать одну законченную мысль. Однако нельзя слишком дробить текст, отделяя одну фразу от другой, если между ними есть смысловая связь.

Разработка каждой составной части имеет свои особенности.

Титульный лист. Это обязательная часть выпускной квалификационной работы, которая составляется по утвержденному единому образцу (Приложение 3). На титульном листе следует указывать фамилию имя отчество студента-исследователя полностью.

Содержание (оглавление). Содержание включает наименование всех глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала глав и параграфов.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру рабочей строки) с заглавной буквы. Каждая глава и параграф должны иметь номер и название. Наименования, включаемые в содержание, записывают строчными буквами, начиная с заглавной.

Все приложения должны быть перечислены в содержании работы с указанием их номеров и заголовков (Приложение 4).

Во введении следует, прежде всего, сформулировать, в чем заключается актуальность работы. Затем указывается цель работы, задачи исследования, подлежащие решению для раскрытия темы; указываются объект и предмет исследования, а также гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит, традиционно, три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Причем первая глава (теоретическая) и третья (практическая) должны быть примерно равны по своему объему, как правило, объем каждой из этих глав составляет 30 – 35 страниц машинописного текста формата А4.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава характеризует методологию исследования. Содержит характеристику обследованных людей, примененных психодиагностических методик, и информацию о том, как велась обработка первичных результатов. В выпускной квалификационной работе бакалавра должно быть обследовано не менее 30 человек. Кроме этого в данной главе дается характеристика проведенного исследования.

Третья глава посвящена описанию и анализу результатов собственного исследования. Здесь должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе и отрицательные результаты. В этой главе необходимо привести оценки точности и достоверности полученных данных, сопоставления с теоретическими данными. Необходимо обратить внимание, что, как правило, количество параграфов в третьей главе совпадает с количеством задач, представленных во введении.

В тексте работы (в основной части) должны быть приведены следующие сведения об экспериментальной части работы:

1) Полный перечень примененных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе применялись известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик. (2 глава)

2) Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры (размах, средний возраст), социо-демографические характеристики. (2 глава)

3) Описание условий и процедуры исследования.(2 глава)

4) Результаты статистической обработки данных, которые приводятся в виде таблиц или графических рисунков. (3 глава)

5) Описание статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. (3 глава)

В заключении логически последовательно обосновываются на основе результатов проведенного исследования теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате работы.

Практические рекомендации. Формулируются кратко на основании полученных результатов.

Выводы. Основные выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

Необходимо обратить особое внимание на следующие особенности:

1) Число выводов должно соответствовать количеству задач представленных во введении.

2) Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3) Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах.

Список литературы. Список литературы является обязательным элементом квалификационной работы. Здесь должны быть отображены все публикации по теме работы, с которыми ознакомился студент в процессе подготовки дипломного проекта. Для выпускной квалификационной работы бакалавр должен ознакомиться не менее чем с 40 научными публикациями.

В приложении следует представлять вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу могут относиться промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера и другие документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.

Приложения не являются обязательным элементом работы.

 

Оформление выпускной квалификационной работы

Собрав и проанализировав научную литературу и практический материал, студент приступает к написанию ВКР. Это сложный этап подготовки выпускной квалификационной работы, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Хотя выпускная квалификационная работа выполняется по одной теме, в процессе ее написания студент использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных при изучении ряда дисциплин. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным. При написании квалификационной работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно осветить особенности изучаемой проблемы.

Показатель оригинальности авторского текста в ВКР должен быть не ниже 60%.

Излагать материал в выпускной квалификационной работе рекомендуется от третьего лица, в безличной форме своими словами, не допуская дословного переписывания монографий, учебных пособий, статей и т.д. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их ссылками на научную литературу.

Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник.

Оформление выпускной квалификационной работы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

 

Ссылки на научную литературу. По контексту рукописи выпускной квалификационной работы студент обязан ссылаться на соответствующую научную литературу. Это делается тогда, когда текст цитируется дословно, или когда студент использует в своей работе мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи выпускной квалификационной работы в квадратных скобках приводится порядковый номер книги (статьи) по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника. Примеры:

 

Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова пишут: «Моторная асимметрия появляется и нарастает в детские годы, достигает предельной интенсивности к зрелому возрасту и в позднем возрасте постепенно нивелируется. Эта асимметрия выглядит как весьма подвижная в онтогенезе. Разные ее проявления можно развить путем тренировок» [4, 52].

 

Или:

 

По мнению ряда авторов [8; 11; 13; 14; 18 и др.], школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов.

 

Заключенное в квадратных скобках означает: при ссылке на литературу число до запятой - номер книги (статьи и др.) по списку литературы, который приводится в конце выпускной работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление наименований научной литературы.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблицы 2), «по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «... по формуле (3)».

Оформление текста выпускной квалификационной работы

Текст выпускной квалификационной работы должен быть набран на одной стороне стандартного листа формата А4. Страницы необходимо пронумеровать (номер страницы ставится внизу страницы по середине)и оставить на них с левой стороны поля в 30 мм, сверху 20 мм, справа 10 мм, снизу 20 мм. Все страницы нумеруют. Титульный лист включают в общую нумерацию, однако, номер страницы на нем не ставится. Для нумерации используются арабские цифры.

Для оформления дипломной работы должна использоваться стандартная белая бумага. Объем выпускной квалификационной работы (как было указано выше) не менее 50печатных страниц. Текст работы оформляется на компьютере (в соответствии с требованиями ГОСТ студент должен в процессе обучения овладеть навыками работы на компьютере), как правило, в редакторе MSWord. На каждой странице машинописного текста помещается 30-31 строка через 1,5 интервала, 75 знаков в строке с использованием шрифта TimesNewRoman, размер шрифта – 14.

Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. При этом используется сквозная нумерация. (Например, 1, 2, 3 или 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 и т.д.). Таблицы, рисунки, графики должны иметь содержательное название и оформляться в соответствии с общими правилами по оформлению отчетов и квалификационных работ. Если требуется, то таблицы могут иметь примечания.

Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) с заглавной буквы, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Как правило, между названием главы и параграфа должно быть расстояние не менее 2 интервалов. Каждая глава, «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» начинаются с новой страницы.

Абзацы начинаются с красной строки, их печатают с отступом, равным 1,27 см.

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. При необходимости, отдельные слова, формулы, условные знаки разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом только черным цветом (чернилами, тушью, пастой).

Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, чтобы в работе отсутствовали орфографические и грамматические ошибки. Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте выпускной квалификационной работы, необходимо исправить.

 

Графический (иллюстративный) материал. Графический материал является обязательной частью выпускной квалификационной работы. Он должен быть органически связан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения исследования. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется автором квалификационной работы.

Иллюстрации в выпускной квалификационной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. (Приложение 5). Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами.

Например, «рисунок 2.2» (второй рисунок второй главы). Все рисунки сопровождаются подрисуночной подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) ставится точка. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.

Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. В качестве такого цифрового материала, целесообразно указывать средние значения показателей сравниваемых групп и величины разброса (либо стандартное отклонение, либо среднюю ошибку). Кроме того, в таблице можно указывать значение статистического критерия (например, значение t-критерия Стьюдента, критерия U-Манна-Уитни и т.д.). (Приложение 6).

Таблицы следует располагать непосредственно после первого упоминания о них в тексте ВКР или на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, и не имеют первостепенное значение, то их можно располагать в приложении. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать почасовой стрелке.

Все таблицы должны иметь содержательный заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например: «См. табл. 2.3», таким образом автор дает ссылку на 3 второй главы».

В случае если на одной странице таблица не размещается, продолжают ее на следующей странице, В этом случае на этой (т.е. следующей) странице над таблицей справа производится запись: «Продолжение таблицы 2.3». Пример оформления одной из таблиц показан в приложении 6.

При переносе таблицы первые строки таблицы, содержащие название колонок, следует повторить или пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста).

После таблицы может идти примечание. Примечания следует помещать непосредственно после таблицы, к которой относятся эти примечания. После слова «Примечание» ставится двоеточие, и примечание печатается с заглавной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.088 с.)