Глава 1. Теоретические основы формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения школьников к миру труда и профессий

1.2. Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

1.3. Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Выводы по 1 главе

Глава 2. Пути и средства формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

2.1. Обучение младших школьников навыкам самообслуживания

2.2. Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр

2.3. Организация совместной трудовой деятельности младших школьников

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.

Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у школьников, особенно в младшем школьном возрасте, должна стать идея интереса к труду. Труд – не обязанность, а потребность, радость, счастье, способ самовыражения личности.

Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г. Н. Година, А. С. Макаренко, Я. А. Рожнев, И. С. Синицын, В. А. и некоторые другие педагоги.

В теории и практике трудового воспитания школьников наиболее полно освещены вопросы формирования у школьников трудолюбия, системных знаний о труде взрослых, трудовых умений, вопросы формирования трудолюбия, общетрудовых умений. Однако наименее изучены вопросы формирования положительного отношения к труду у младших школьников.

Одной из характерных особенностей современного общества является всё углубляющееся противоречие: между желанием человека заниматься определённой трудовой деятельностью и возможностью его реализации. Такое положение определяет необходимость нового подхода к трудовому обучению и воспитанию школьников, в частности, к начальным этапам. Другое противоречие состоит в необходимости проведения работы по формированию положительного отношения школьников к труду и нежеланием её проведения в школах в связи с нехваткой времени и слабой методической подготовкой учителей.

Воспитание положительного отношения к труду и миру профессий необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, продолжается эта работа и в начальной школе. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять подготовку учащихся к выбору профессии, обеспечить у младших школьников единой картины о мире труда, профессий, формировать профессиональный интерес, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

 Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили ТЕМУ исследования: «Формирование положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий».

ЦЕЛЬ исследования: изучить и научно обосновать педагогические условия эффективного формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.

ОБЪЕКТ исследования: процесс формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.

ПРЕДМЕТ исследования: пути и средства формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.

ГИПОТЕЗА исследования: формирование положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий будет эффективно, если:

· происходит систематическое обучение детей навыкам самообслуживания;

· формируется потребность младших школьников в трудовой деятельности посредством включения их в игры;

· обеспечивается включение младших школьников в практическую деятельность в образовательно-воспитательном процессе.

В ходе исследования нами решались следующие ЗАДАЧИ:

1. Определить психолого-педагогическую сущность проблемы формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.

2. Изучить средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.

3. Проанализировать практический опыт формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.

4. Выявить практические пути и средства, способствующие формированию положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.

МЕТОДЫ исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; анализ практического опыта по проблеме; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование; количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная работа была проведена на базе школы № 51 г. Прокопьевска.


Выводы по 1 главе

Изучив теоретические основы формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников, мы сделали некоторые выводы.

Трудовое воспитание – непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к труду, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.

Нами были выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения. В ходе первого констатирующего эксперимента был зафиксирован уровень сформированности отношения младших школьников к миру труда и профессий.

Учителя начальных классов используют в своей работе по формированию положительного отношения к труду у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.


Выводы по 2 главе

 

Нами были выявлены основные методические подходы, которые формируют простейшие навыки самообслуживания и стимулирования трудовой деятельности при формировании положительного отношения младших школьников к труду.

Одним из важных педагогических условий формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников является обучение младших школьников навыкам самообслуживания. Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной деятельности. Педагог постепенно привлекает школьников к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Сначала это может быть простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребёнка расширялась и включает в себя поливку цветов, участие в уборке, поддерживание чистоты и так далее. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет младшим школьникам не только приучаться к труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости.

Одним из эффективных условий формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий является использование игры. Игра в младшем школьном возрасте ещё не потеряла своего значения. В связи с возрастными особенностями младших школьников при формировании положительного отношения к труду у младших школьников необходимо использовать игры. Включая младших школьников в проведение различных игр (дидактических, сюжетных, театрализованных, интеллектуальных и некоторых других) педагог способствует формированию положительного отношения младших школьников к труду.

В ходе включения младших школьников в игровую и совместную трудовую деятельность в процессе обучения и во внеклассной работе происходит формирование отношения младших школьников к труду и людям труда. Совместная деятельность позволяет решать многие задачи. Среди них: высокие ценностные ориентации, овладение приёмами организации работы, социальная защищённость каждого члена группы, создание демократической системы, а всё это формирует положительное отношение младших школьников к труду.


Заключение

 

Трудовое воспитание – непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к труду, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.

Нами были выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения. В ходе первого констатирующего эксперимента был зафиксирован уровень сформированности отношения младших школьников к миру труда и профессий.

Учителя начальных классов используют в своей работе по формированию положительного отношения к труду у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.

Нами были выявлены основные методические подходы, которые формируют простейшие навыки самообслуживания и стимулирования трудовой деятельности при формировании положительного отношения младших школьников к труду.

Одним из важных педагогических условий формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников является обучение младших школьников навыкам самообслуживания. Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной деятельности. Педагог постепенно привлекает школьников к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Сначала это может быть простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребёнка расширялась и включает в себя поливку цветов, участие в уборке, поддерживание чистоты и так далее. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет младшим школьникам не только приучаться к труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости.

Одним из эффективных условий формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий является использование игры. Игра в младшем школьном возрасте ещё не потеряла своего значения. В связи с возрастными особенностями младших школьников при формировании положительного отношения к труду у младших школьников необходимо использовать игры. Включая младших школьников в проведение различных игр (дидактических, сюжетных, театрализованных, интеллектуальных и некоторых других) педагог способствует формированию положительного отношения младших школьников к труду.

В ходе включения младших школьников в игровую и совместную трудовую деятельность в процессе обучения и во внеклассной работе происходит формирование отношения младших школьников к труду и людям труда. Совместная деятельность позволяет решать многие задачи. Среди них: высокие ценностные ориентации, овладение приёмами организации работы, социальная защищённость каждого члена группы, создание демократической системы, а всё это формирует положительное отношение младших школьников к труду.


Список литературы

 

1. Абалкина М. В. о воспитании трудолюбия у младших школьников// Начальная школа. – 1990. - №5.-с. 17-23.

2. Баранов С. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.-295 с.

3. Берлин Б. Х. Приобщение к профессии. – Минск, 1982.-123 с.

4. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984.-65 с.

5. Буре Р. С., Гордина Г. Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1984.-186 с.

6. Вайсбург А. А. Организация профориентационной работы школы. – М.: Просвещение, 1986.- 237 с.

7. Гордин Л. Ю. Воспитание детей. – М.: Просвещение, 1980. – 314с.

8. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. – М., 1985. – 344 с.

9. Журавлёв В. И. Сочетание средств и методов воспитания// Советская педагогика. – 1986. - №6. – С.45-49.

10. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988. – 239 с.

11. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1987. – 320 с.

12. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 221 с.

13. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

14. Климов Е. А. Путь в профессию. – М., 1990. – 255 с.

15. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. – М.: РПА, 1998. – 200 с.

16. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983. – 112 с.

17. Макаренко А. С. Выбор профессии// Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978.- Т.5. – 467 с.

18. Методика индивидуальной консультации/ Отв. Редактор В. Г. Каневец. – М.: Высшая школа, 1983. – 126 с.

19. Мерлина Л. О. Интерес к труду у младших школьников// Начальная школа. – 1997. - №5. – С.19-23.

20. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. – М., 1987. – 229 с.

21. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Высшая школа, 1986. – 290 с.

22. Орлов А. Б. Склонность и профессия. – М.: Знание, 1990. – 233 с.

23. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 398 с.

24. Сазонов В. А. Растить будущих хлеборобов: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 311 с.

25. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986. – 341 с.

26. Синицын И. С. Когда воспитывает труд. – М.: Педагогика, 1987. – 274 с.

27. Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение,1984. – 345 с.

28. Содержание трудового воспитания школьников/ Под ред. А. Я. Журкиной, И. И. Зарецкой. – М., 1989. – 239 с.

29. Трудовое воспитание школьников/ Сост. А. Я. Журкина. – М., 1998. – 363 с.

30. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч. В 11 т. – М., 1978. – Т. 2. – 498 с.

31. Харламов И. Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. – Минск, 1987. – 374 с.

32. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Юристъ. 1998. – 298 с.

33. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. – М., 1986. – 124 с.

34. Чернышова Е. Н. Трудовое воспитание в школе // Начальная школа. – 1990. - №3. – С. 10-13.

35. Чистякова С. Н. Трудовое воспитание в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.

36. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Педагогика, 1981. – 378 с.

37. Энциклопедический словарь – М., 1990. – 756 с.

38. Юнина Р. Л. Трудовое обучение в школе// Семейное воспитание. – 1990. -№ 6. – С.33-36.


Приложения

Приложение 1

 

Таблица 2.

Сформированность положительного отношения к миру труда и профессий младших школьников контрольного класса.

№ п/п

Ф. И. ученика

Критерии

Когнитивный Мотивационно-ценностный Практико-деятельностный
1. Саша Б. высокий высокий высокий
2. Олег Б. средний средний средний
3. Ира В. низкий низкий низкий
4. Андрей Г. средний высокий средний
5. Оля Д. низкий низкий низкий
6. Надя Д. низкий низкий низкий
7. Вова З. низкий низкий низкий
8. Максим К. низкий низкий низкий
9. Саша К. низкий низкий низкий
10. Наташа Л. высокий высокий высокий
11. Сергей Л. средний средний средний
12. Настя М. низкий низкий низкий
13. Костя М. средний средний средний
14. Жанна М. низкий низкий низкий
15. Зина Н. низкий низкий низкий
16. Оля Н. средний средний низкий
17. Андрей Н. низкий низкий низкий
18. Максим О. низкий низкий низкий
19. Женя П. низкий низкий низкий
20. Игорь П. высокий высокий высокий
21. Андрей Я. средний средний средний

 

Таблица 3.

Сформированность положительного отношения к миру труда и профессий младших школьников экспериментального класса.

№ п/п

Ф. И. ученика

Критерии

Когнитивный Мотивационно-ценностный Практико-деятельностный
1. Иван А. высокий высокий высокий
2. Оксана Б. средний средний средний
3. Рада Д. низкий низкий низкий
4. Никита Е. средний средний средний
5. Алексей К. низкий низкий низкий
6. Денис С. низкий низкий низкий
7. Даша М. низкий низкий низкий
8. Рома У. низкий низкий низкий
9. Игорь К. низкий низкий низкий
10. Таня С. низкий низкий низкий
11. Данил П. средний средний средний
12. Катя Ч. низкий низкий низкий
13. Сергей Г. средний средний средний
14. Катя Ф. низкий низкий низкий
15. Ольга Б. средний средний низкий
16. Семён Б. средний средний низкий
17. Степан М. низкий низкий низкий
18. Катя У. средний средний низкий
19. Алина Ц. низкий низкий низкий
20. Дима Т. высокий высокий высокий
21. Рома Я. средний средний средний

Приложение 2.

 

Угадай задуманную работу.

Цветы, лейка (поливка цветов).

Пол, вода, тряпка (мытьё полов).

Ковёр, веник (подметание полов).

Лопата, огород (вскапывание огорода).

Кастрюля, овощи (приготовление пищи).

«Кроссворды»

 

 

 

 

 

 

п

а

р

а

ш

ю

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

а

р

о

х

о

д

 

 

 

 

 

 

 

р

а

к

е

т

а

 

 

 

 

в

е

л

о

с

и

п

е

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

в

т

о

м

о

б

и

л

ь

 

 

 

 

 

 

с

а

м

о

л

ё

т

 

 

 

Назовите профессии людей, связанные с этими предметами.

 

Игра «Школа»

Назначается учитель из учащихся класса. Он спрашивает у ребят таблицу умножения и деления. Учитель предлагает учащимся примеры на закрепление таблицы умножения или деления. Если ученик в роли учителя не заметит ошибки или не сможет исправить неверный ответ ученика, он садится за парту и его место занимает следующий.

Игра «Водители»

Знакомим детей с дорожными знаками. Некоторые знаки показывают шофёру, куда можно ехать, а куда нельзя. Все водители должны обязательно подчиняться дорожным знакам. Готовим игровое поле.


     
 


 


 


 

Каждое игровое поле – это рисунок разветвлённой системы дорог с дорожными знаками. Ребёнку даётся задание: Тебе нужно отвести зайчика в больницу и поставить машину на стоянку. Ребёнку необходимо в правильном порядке выполнить задание и не нарушить при этом правил дорожного движения.

Игра «Изобретатель»

Для игры понадобится 10 картинок с чётким изображением предметов: молоток, клещи, вешалка, нож, вилка, ножницы, так далее. Внимательно рассматриваются картинки, анализируются назначения предметов.

Ребёнку предлагают создать из двух предметов один новый, но сначала необходимо нарисовать его. Коллективно обсуждаются полученные новые предметы, выбирают наилучший вариант и вместе его разрабатывают. Готовый предмет в рисунке вылепливают из пластилина.

Потом дети самостоятельно выполняют такое же задание.

Урок труда «Осенний букет».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

· Расширить представления учащихся об окружающем мире, явлениях природы.

· Развить образное творческое мышление, сообразительность, любознательность и самостоятельность.

· Оживить в памяти учащихся полученные представления, объединить их и подвести к понятию «Осень».

· Развивать эстетические качества.

· Способствовать развитию личности учащегося, воспитывать его характер.

· Формировать целеустремлённость, настойчивость учащегося в достижении цели.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

· Два образца «букет».

· Шаблоны листьев, ваз.

· Цветная бумага.

· Альбомный лист, тетрадь в клетку.

· Ножницы, кисточка.

· Клей.

· Линейка, карандаш.

· Клеёнка (подкладка).

· Салфетка.

ИГРА «ВНИМАНИЕ»

Цель игры: развивать внимание и зрительную память учащихся.

Материал: фигуры – задания – 6 штук; тетради учащихся в клетку; карандаши.


1               2           3              4           5              6

 

Предложить учащимся рисовать фигуры в две клетки и располагать их последовательно друг за другом на одной линии (горизонтально в строчку).

Со словом «Внимание» показать учащимся первую фигуру-задание. Через несколько секунд убрать её. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там нарисовано и запомнить увиденное, то есть форму фигуры, соотношение частей, разницу в толщине линий, число разных элементов, длину линий и угол между ними.

Учащиеся зарисовывают увиденную фигуру в тетрадь.

Подготовить следующую фигуру –задание для показа.

Таким образом последовательно учащиеся зарисовывают все фигуры – задания.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать: чёткость, длину линий, правильность окружностей, углов, расположение рисунков в линию.

ИГРА «СКЛЕИМ КУВШИН»

Цель игры: учить учащихся зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять из частей неправильной формы целый предмет.

Материал: Конверт с кувшином из «осколков» разнообразной формы, образец – рисунок кувшина


 

Ход игры:

Познакомить учащихся с изображением кувшина. Обратить их внимание на форму, цвет кувшина, его рисунок.

Предложить учащимся «склеить» разбитый кувшин.

Дать учащимся дополнительные указания: «Посмотри внимательно на рисунок. Как присоединяются части? Правильно ли ты сложил кувшин?»

При выполнении задания следить, чтобы учащиеся больше ориентировались на общий вид кувшина, а не многократно подставляли то одну, то другую часть кувшина, находя нужную. При затруднении показать учащимся приёмы соединения «осколков».

Игра заканчивается, когда все учащиеся сложат кувшин в соответствии с образцом.

БЕСЕДА «Какое время года»

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И ёлочек. Я….

Задать учащимся вопрос: «Когда это бывает?»


 

Что происходит в природе осенью?

Почему улетели птицы?

Куда скрылись бабочки, жуки, пауки?

Что такое листопад?

Загадка. Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падёт – почернеет.

Листья в поле пожелтели

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят.

Вопрос: «Какие деревья осенью не желтеют?»

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Обратить внимание учащихся на образцы засушенных листьев и образцы «Осенних букетов».

Вопрос: «С какого дерева этот лист?»

«Как ты узнал?»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовка к работе

· Назначить дежурного в классе.

· Разложить раздаточный материал (альбомный лист, шаблоны листьев, ваз)

 

· Проверить наличие инструмента и материалов, необходимых для работы.

ХОД РАБОТЫ

· Продемонстрировать учащимся образцы осенних букетов и сообщить тему занятия.

· Напомнить учащимся о соблюдении правил санитарии, гигиены при работе с клеем, пользовании ножницами и техники безопасности.

· Выбрать яркие цвета бумаги для вазы, листьев по своему усмотрению и вкусу.

Анализируя с учащимися образец «Осенний букет», необходимо отметить и подобрать красивые цветосочетания.

· Положить лист цветной бумаги на стол лицевой стороной вниз.

· Разместить шаблон вазы с края листа, напомнив учащимся об экономии материала.

 

 

· Обвести по шаблону остро заточенным карандашом контур вазы.

· Взять ножницы и вырезать вазу строго по линиям контура. Отложить вазу на край стола слева.

· Отрезать полоску шириной А, равной длине листа с припуском.

· Обходя рабочие места учащихся, оказывать нуждающимся практическую помощь.

· Сложить полоску бумаги гармошкой. Продемонстрировать приём работы.

· Наложить шаблон на сложенную полоску и обвести карандашом контур листа.

· Взять ножницы и аккуратно вырезать листья по намеченным линиям, поворачивая сложенную полоску. При этом необходимо следить, чтобы края листьев были не рваные, чёткие.

· Отложить готовые листья на край стола слева.

· Во время самостоятельной работы следует следить за правильностью выполнения приёмов работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности.

· При выполнении ошибок и затруднений, характерных для многих учащихся, остановить работу и снова продемонстрировать приёмы работы.

· Взять лист цветной бумаги тёмного цвета (коричневого, чёрного) для веточки.

· Разметить при помощи линейки полоску шириной 0,5 см по ширине листа.

· Взять ножницы, отрезать полоску шириной 0,5 см и отложить на край стола слева.

· Убрать со стола обрезки бумаги, набор цветной бумаги.

· Напомнить пословицы:

«Что на месте лежит, само в руки бежит»

«Порядок время бережёт»

· Положить альбомный лист бумаги на середину стола.

· Положить ножницы над верхним краем листа бумаги, лезвиями в левую сторону.

· Положить клеёнку с правой стороны.

· Поставить подставку с кисточкой и клеем в правый верхний угол клеёнки.

· Положить салфетку в развёрнутом виде над ножницами.

· Расположить на листе вазу, ветки, листья так, чтобы букет с вазой располагался на всём листе.

· Положить вазу на клеёнку.

· Кисточкой нанести тонким слоем клей на середину вазы с изнаночной стороны, не касаясь краёв.

· Аккуратно наложить на лист покрытую клеем вазу и прижать салфеткой, а затем прогладить.

· Затем также аккуратно нанести тонкий слой клея на ветки, листья и наклеить поочерёдно, соблюдая последовательность, чередуя их по форме, цвету, величине.

· Прижать и прогладить салфеткой ветки, листья.

Во время работы поэтапно показывать учащимся удачные и неудачные «моменты» в создании «Осеннего букета».

Важно, чтобы каждый ученик добивался намеченной цели, а если не получается, почему? Необходимо устранить причины неудач.

Дежурный в конце занятия собирает шаблоны и складывает их в определённое место.

Учащиеся сдают свои работы «Осенние букеты для оценки результатов и приступают к уборке рабочего места.

Подведение итогов работы.

Выставить все работы у доски и проанализировать их. Следует отметить качество вырезания, наклеивания деталей.

Теперь можно увидеть у кого получился самый красивый «букет», отмечая удачно подобранные листья с художественным вкусом, пониманием красоты.

Привлечь учащихся к оценке своих работ и работ товарищей. Они определяют лучшие работы и те, которые выполнены с низким качеством.

Необходимо вселить надежду на успех, успокоить учащихся, кто ещё не добился хороших результатов в работе.

Особо поощрить тех учащихся, кто быстрее и лучше выполнил работу, оказывали помощь товарищу.

Отметить также хорошее поведение учащихся и соблюдение ими правил техники безопасности.

В заключение урока сообщить учащимся домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения школьников к миру труда и профессий

1.2. Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

1.3. Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Выводы по 1 главе

Глава 2. Пути и средства формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

2.1. Обучение младших школьников навыкам самообслуживания

2.2. Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр

2.3. Организация совместной трудовой деятельности младших школьников

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.375 с.)