Развитие детей среднего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие детей среднего возраста



 (9-11 лет)

Физический рост и развитие:

  1. Рост девочек опережает рост мальчиков;
  2. Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
  3. Учащается сердцебиение;
  4. Чаще появляется головная боль;
  5. Ускоряется развитие скелета, рук, ног;
  6. Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности

  1. Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
  2. Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
  3. Частые беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
  4. Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
  5. Шумны, спорят, влюбчивы;
  6. Боятся поражения, чувствительны к критике;
  7. Интересы постоянно меняются;
  8. Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
  9. Укрепляется волевая сфера;
  10. Бурно проявляют эмоции;
  11. Повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
  12. В контакт вступают легко, но склоны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
  13. Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
  14. Увлекаются коллективной деятельностью;
  15. Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
  16. Не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
  17. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.

 

Трудности, с которыми сталкиваются дети среднего возраста:

 

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Неуверенны в себе. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
Привыкли есть медленно, всухомятку Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое
Готовы пробовать все на вкус Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях
Быстро теряют интерес к занятиям, внимание рассеянно Рекомендуется частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени
Слезы и страхи в темноте Не оставлять одного ребенка в темноте
Проявляют желание играть с младшими детьми Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
Постоянно опаздывают Не давать поручений, связанных с учетом времени.
Впечатлительны Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»
Постоянно рискуют, склонны к травматизму Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением правил безопасности
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Внимательное доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло
Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения

 

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Проявление таинственности (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики

 

Советы вожатому:

  1. Поощряй детей и хвали;
  2. Используй такие виды деятельности, которые дают простор появлению мускульной активности;
  3. Организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
  4. Организуй разумное руководство;
  5. Пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;
  6. Стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.

Развитие подростков

(12-14 лет)

Физический рост и развитие:

  1. Девочки обычно выше мальчиков;
  2. Половое созревание;
  3. Быстрый рост мускулатуры;
  4. Завершение роста скелета;
  5. Быстрый рост мускулатуры;
  6. Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 год;
  7. Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

 

Характерные особенности

  1. Дети испытывают внутреннее беспокойство;
  2. Антагонизм (противостояние) между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
  3. Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
  4. Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
  5. Стремятся к соревновательности;
  6. Подчиняют свои интересы мнению команды;
  7. Сопротивляются критике;
  8. Появляется интерес к заработку;
  9. Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
  10. Отчуждение от взрослых;
  11. Стремление утвердить свою самостоятельность;
  12. Остро ощущаемая потребность в активности;
  13. Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.
  14. Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;
  15. Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;
  16. Не принимают на веру все, что слышат от взрослых;
  17. Способны противостоять влиянию окружающих;
  18. Могут воздействовать на сверстников.

Советы вожатому:

  1. Проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
  2. Отдавай предпочтение спортивным играм;
  3. Используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий;
  4. Воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.

Развитие старших подростков

(14-16 лет)

 

Физический рост и развитие:

  1. Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам);
  2. Завершается рост скелета;
  3. Усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть;
  4. Развивается мужское и женское поведение;
  5. Завершается формирование социальных установок;

Характерные особенности

  1. Ориентация на мир взрослых;
  2. Достижение личностного самоопределения;
  3. Стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;
  4. Желание поставить себя в позицию взрослого;
  5. Мужество, одежда, смелость — важные связи с социальной позицией;
  6. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
  7. Наблюдается беспокойство о своей внешности;
  8. Рождается первая любовь;
  9. Растет социальная активность.
  10. Появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;
  11. Происходит выбор будущей профессии;
  12. Появляются крайности в поведении, например: «Я знаю все!»;
  13. Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;
  14. «Пренебрежение» к советам старших;
  15. Кризис независимости;
  16. Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;
  17. Проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

Трудности, с которыми сталкиваются дети-подростки:

 

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя будете с ним вести.
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.
Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать чтобы «этого» было меньше
Интерес к себе. В коллективной беседе находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

 

Советы вожатому:

  1. Оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;
  2. Построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без «лишнего» вмешательства и давления со стороны взрослых;
  3. Создавай необходимые условия для отдыха;
  4. Организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями.

  1. Педагогическая деятельность вожатого

Педагогическая деятельность отрядного вожатого – это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом – отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.

Этапы организации педагогической деятельности вожатого:

Педагогическая деятельность вожатого протекает в три этапа:

1. Подготовительный этап – начинается с формулирования цели, определения содержания, средств, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия, то есть с разработки программы воспитательной деятельности. А также предполагает проведение организационно-методической работы.

2. Основной этап – направлен на организацию воспитательного процесса и реализацию поставленной цели на основе выбора оптимальных средств.

3. Итоговый этап – предполагает анализ и оценку свой педагогической деятельности.

Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого:

Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.

Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.

К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.009 с.)