Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие детей среднего возраста
(9-11 лет)
Физический рост и развитие:
- Рост девочек опережает рост мальчиков;
- Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
- Учащается сердцебиение;
- Чаще появляется головная боль;
- Ускоряется развитие скелета, рук, ног;
- Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Характерные особенности
- Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
- Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
- Частые беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
- Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
- Шумны, спорят, влюбчивы;
- Боятся поражения, чувствительны к критике;
- Интересы постоянно меняются;
- Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
- Укрепляется волевая сфера;
- Бурно проявляют эмоции;
- Повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
- В контакт вступают легко, но склоны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
- Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
- Увлекаются коллективной деятельностью;
- Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
- Не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
- Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Трудности, с которыми сталкиваются дети среднего возраста:
Прогнозируемые ситуации
| Варианты решения
| Неуверенны в себе.
| Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
| Привыкли есть медленно, всухомятку
| Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое
| Готовы пробовать все на вкус
| Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях
| Быстро теряют интерес к занятиям, внимание рассеянно
| Рекомендуется частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени
| Слезы и страхи в темноте
| Не оставлять одного ребенка в темноте
| Проявляют желание играть с младшими детьми
| Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей
| Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых
| Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
| Постоянно опаздывают
| Не давать поручений, связанных с учетом времени.
| Впечатлительны
| Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»
| Постоянно рискуют, склонны к травматизму
| Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением правил безопасности
| Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости
| Внимательное доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
| Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия.
| Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло
| Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков
| Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
|
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры
| Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
| Проявление таинственности (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости
| Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики
|
Советы вожатому:
- Поощряй детей и хвали;
- Используй такие виды деятельности, которые дают простор появлению мускульной активности;
- Организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
- Организуй разумное руководство;
- Пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;
- Стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.
Развитие подростков
(12-14 лет)
Физический рост и развитие:
- Девочки обычно выше мальчиков;
- Половое созревание;
- Быстрый рост мускулатуры;
- Завершение роста скелета;
- Быстрый рост мускулатуры;
- Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 год;
- Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.
Характерные особенности
- Дети испытывают внутреннее беспокойство;
- Антагонизм (противостояние) между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
- Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
- Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
- Стремятся к соревновательности;
- Подчиняют свои интересы мнению команды;
- Сопротивляются критике;
- Появляется интерес к заработку;
- Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
- Отчуждение от взрослых;
- Стремление утвердить свою самостоятельность;
- Остро ощущаемая потребность в активности;
- Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.
- Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;
- Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;
- Не принимают на веру все, что слышат от взрослых;
- Способны противостоять влиянию окружающих;
- Могут воздействовать на сверстников.
Советы вожатому:
- Проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
- Отдавай предпочтение спортивным играм;
- Используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий;
- Воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.
Развитие старших подростков
(14-16 лет)
Физический рост и развитие:
- Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам);
- Завершается рост скелета;
- Усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть;
- Развивается мужское и женское поведение;
- Завершается формирование социальных установок;
Характерные особенности
- Ориентация на мир взрослых;
- Достижение личностного самоопределения;
- Стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;
- Желание поставить себя в позицию взрослого;
- Мужество, одежда, смелость — важные связи с социальной позицией;
- Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
- Наблюдается беспокойство о своей внешности;
- Рождается первая любовь;
- Растет социальная активность.
- Появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;
- Происходит выбор будущей профессии;
- Появляются крайности в поведении, например: «Я знаю все!»;
- Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;
- «Пренебрежение» к советам старших;
- Кризис независимости;
- Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;
- Проявляется сознательное желание принести благо другим людям.
Трудности, с которыми сталкиваются дети-подростки:
Прогнозируемые ситуации
| Варианты решения
| Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя»
| Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя будете с ним вести.
| Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли.
| Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.
| Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале
| В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать чтобы «этого» было меньше
| Интерес к себе.
| В коллективной беседе находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
|
Советы вожатому:
- Оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;
- Построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без «лишнего» вмешательства и давления со стороны взрослых;
- Создавай необходимые условия для отдыха;
- Организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями.
- Педагогическая деятельность вожатого
Педагогическая деятельность отрядного вожатого – это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом – отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.
Этапы организации педагогической деятельности вожатого:
Педагогическая деятельность вожатого протекает в три этапа:
1. Подготовительный этап – начинается с формулирования цели, определения содержания, средств, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия, то есть с разработки программы воспитательной деятельности. А также предполагает проведение организационно-методической работы.
2. Основной этап – направлен на организацию воспитательного процесса и реализацию поставленной цели на основе выбора оптимальных средств.
3. Итоговый этап – предполагает анализ и оценку свой педагогической деятельности.
Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого:
Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.
Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.
К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся:
|