Развитие детей младшего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие детей младшего возраста



Содержание теоретической части модуля № 2:

1. Особенности развития детей младшего возраста (5-8 лет).

2. Особенности развития детей среднего возраста (9-11 лет).

3. Особенности развития детей подросткового возраста (12-13 лет).

4. Особенности развития детей старшего подросткового возраста (14-16 лет).

5. Педагогическая деятельность в процессе работы вожатого в ДОЛ.

 

Содержание практической части модуля № 2:

Обобщение и систематизация изученного теоретического материала. Выполнение практических заданий творческого характера.

 

По итогам изучения модуля студенты должны знать:

· психолого-педагогические особенности развития детей разного возраста;

· направления педагогической деятельности вожатого в ДОЛ;

· виды и направления диагностики, используемой в ДОЛ;

· значение диагностики и ее результатов в процессе деятельности в ДОЛ.

 

По итогам изучения модуля студенты должны уметь:

· анализировать и оценивать поведение ребенка, адекватно реагировать согласно ситуации и возрастным особенностям детей;

· разрабатывать и проводить диагностику различной направленности в процессе работы в ДОЛ.

 

Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля № 2 с использованием приемов критического мышления.

2. Приготовиться к выполнению заданий и обсуждению вопросов практической части модуля № 2.

3. Выполнить два задания разной направленности из заданий для самостоятельной работы студента по модулю № 2 на выбор студента.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы по модулю. 

             

Алгоритм действий студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля с использованием известных вам приемов критического мышления.

2. Выполнить в письменном виде три разнонаправленных задания из практической части модуля и сдать работу на проверку преподавателю.

3. Выполнить два разнонаправленных задания из предложенных заданий для самостоятельной работы в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы по модулю. 

                                                                                                              

 

                                                   


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МОДУЛЯ № 2

  1. Психолого-педагогические особенности детей разных возрастных групп

Развитие детей среднего возраста

 (9-11 лет)

Физический рост и развитие:

  1. Рост девочек опережает рост мальчиков;
  2. Начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
  3. Учащается сердцебиение;
  4. Чаще появляется головная боль;
  5. Ускоряется развитие скелета, рук, ног;
  6. Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности

  1. Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
  2. Энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
  3. Частые беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
  4. Стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
  5. Шумны, спорят, влюбчивы;
  6. Боятся поражения, чувствительны к критике;
  7. Интересы постоянно меняются;
  8. Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
  9. Укрепляется волевая сфера;
  10. Бурно проявляют эмоции;
  11. Повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
  12. В контакт вступают легко, но склоны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
  13. Стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
  14. Увлекаются коллективной деятельностью;
  15. Выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
  16. Не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
  17. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.

 

Трудности, с которыми сталкиваются дети среднего возраста:

 

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Неуверенны в себе. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
Привыкли есть медленно, всухомятку Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое
Готовы пробовать все на вкус Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях
Быстро теряют интерес к занятиям, внимание рассеянно Рекомендуется частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени
Слезы и страхи в темноте Не оставлять одного ребенка в темноте
Проявляют желание играть с младшими детьми Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
Постоянно опаздывают Не давать поручений, связанных с учетом времени.
Впечатлительны Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом»
Постоянно рискуют, склонны к травматизму Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением правил безопасности
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Внимательное доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло
Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения

 

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Проявление таинственности (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики

 

Советы вожатому:

  1. Поощряй детей и хвали;
  2. Используй такие виды деятельности, которые дают простор появлению мускульной активности;
  3. Организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
  4. Организуй разумное руководство;
  5. Пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;
  6. Стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.

Развитие подростков

(12-14 лет)

Физический рост и развитие:

  1. Девочки обычно выше мальчиков;
  2. Половое созревание;
  3. Быстрый рост мускулатуры;
  4. Завершение роста скелета;
  5. Быстрый рост мускулатуры;
  6. Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 год;
  7. Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

 

Характерные особенности

  1. Дети испытывают внутреннее беспокойство;
  2. Антагонизм (противостояние) между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
  3. Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
  4. Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
  5. Стремятся к соревновательности;
  6. Подчиняют свои интересы мнению команды;
  7. Сопротивляются критике;
  8. Появляется интерес к заработку;
  9. Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
  10. Отчуждение от взрослых;
  11. Стремление утвердить свою самостоятельность;
  12. Остро ощущаемая потребность в активности;
  13. Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.
  14. Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;
  15. Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;
  16. Не принимают на веру все, что слышат от взрослых;
  17. Способны противостоять влиянию окружающих;
  18. Могут воздействовать на сверстников.

Советы вожатому:

  1. Проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
  2. Отдавай предпочтение спортивным играм;
  3. Используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий;
  4. Воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.

Развитие старших подростков

(14-16 лет)

 

Физический рост и развитие:

  1. Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, девушек к 13 годам);
  2. Завершается рост скелета;
  3. Усиливаются различия среди детей, так как некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть;
  4. Развивается мужское и женское поведение;
  5. Завершается формирование социальных установок;

Характерные особенности

  1. Ориентация на мир взрослых;
  2. Достижение личностного самоопределения;
  3. Стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;
  4. Желание поставить себя в позицию взрослого;
  5. Мужество, одежда, смелость — важные связи с социальной позицией;
  6. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
  7. Наблюдается беспокойство о своей внешности;
  8. Рождается первая любовь;
  9. Растет социальная активность.
  10. Появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;
  11. Происходит выбор будущей профессии;
  12. Появляются крайности в поведении, например: «Я знаю все!»;
  13. Возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;
  14. «Пренебрежение» к советам старших;
  15. Кризис независимости;
  16. Проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;
  17. Проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

Трудности, с которыми сталкиваются дети-подростки:

 

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя» Поведение такого ребенка полностью зависит от того, как Вы себя будете с ним вести.
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство Стремление к независимости, вызывающее поведение. Действия опережают мысли. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.
Прыщики, разочарование от собственного отражения в зеркале В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать чтобы «этого» было меньше
Интерес к себе. В коллективной беседе находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

 

Советы вожатому:

  1. Оказывай помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;
  2. Построй руководство поведением подростков так, чтобы оно было без «лишнего» вмешательства и давления со стороны взрослых;
  3. Создавай необходимые условия для отдыха;
  4. Организовывай для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекай в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями.

  1. Педагогическая деятельность вожатого

Педагогическая деятельность отрядного вожатого – это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом – отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.

Этапы организации педагогической деятельности вожатого:

Педагогическая деятельность вожатого протекает в три этапа:

1. Подготовительный этап – начинается с формулирования цели, определения содержания, средств, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия, то есть с разработки программы воспитательной деятельности. А также предполагает проведение организационно-методической работы.

2. Основной этап – направлен на организацию воспитательного процесса и реализацию поставленной цели на основе выбора оптимальных средств.

3. Итоговый этап – предполагает анализ и оценку свой педагогической деятельности.

Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого:

Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.

Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.

К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся:

Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность вожатого направлена на конструирование, проектирование содержания воспитательной работы в отряде. В зависимости от конкретных условий воспитания вожатый может предусмотреть систему увлекательных форм работы. Вожатый разрабатывает программу воспитательной деятельности отряда, определяя основные направления, конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы и способы их реализации.

 

Аналитическая деятельность

Аналитическая деятельность направлена на проведение ана­лиза эффективности организации воспитательной работы в отряде, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности, сравнение достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечал вожатый, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Эта деятельность позволяет вносить необходимые коррективы в воспитательную работу вожатого.

При анализе деятельности отрядного вожатого необходимо оценивать:

· уровень профессионально-педагогических знаний и умений вожатых (применение вожатым разнообразных средств, методов и форм работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря);

· наличие профессионально значимых личностных качеств;

· уровень воспитанности детей (нравственные качества, отношения к труду, культура поведения, активность и т. п.);

· уровень сформированности детского коллектива;

· уровень руководства отрядом;

· удовлетворенность воспитанников и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде (см. Приложение 1 «Примерная анкета воспитанника школьного лагеря»).

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников (анкет).  
АНКЕТИРОВАНИЕ:

 

Виды анкетирования Типы анкет
Контактное Открытая анкета (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов)
Заочное Анкета закрытого типа (на каждый вопрос даются готовые для выбора ответы)
Через СМИ (размещение в газете, через электронную почту, интернет) Смешанная анкета (часть ответов дана на выбор, но оставлены свободные строки с предложением сформулировать ответ)

 

Требования к структуре и вопросам анкеты, правила ее составления
  1. В начале анкеты обязательно должно помещаться обращение, т.е. обозначена адресность. Также должна присутствовать преамбула с кратким изложением цели опроса.
  2. Нельзя начинать создание анкеты с разработки конкретных вопросов, принципиально важно, прежде всего, разложить тему на отдельные проблемы, блоки.
  3. Желательно, чтобы анкета была составлена при помощи «техники воронки». Это означает, что анкета должна начинается с наиболее общих вопросов, постепенно переходя к более узким, конкретным.
  4. Вопросы не должны превышать уровень образованности ученика.
  5. Первые вопросы должны быть наиболее интересными, вызывающими желание продолжать отвечать на вопросы.
  6. Важно помнить следующее утверждение: «Каков вопрос – таков ответ». Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова.
  7. Вопрос должен затрагивать только одну проблему.
  8. При составлении анкеты нужно избегать создания «тенденции одобрения», т.е. формулировать вопросы таким образом, чтобы при одобрении всегда возникал положительный ответ.
  9. Следует избегать расплывчатых и неопределенных понятий (посредственный, в среднем, выше, часто и т.п.)
  10. В анкете необходимо использовать четыре основные группы вопросов:
· Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого. · Вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к проблеме. · Вопросы, выявляющие действия опрашиваемых или других лиц (детей или родителей). · Вопросы, выявляющие мнения о совершенствовании изучаемого явления.
  1. Лучше избегать вопросов, которые подразумевают ответ «Да» или «Нет» или использовать структуру «развёрнутых анкет».
Например:  «Считаете ли Вы, что использование инновационных технологий необходимо?» Да   |   Нет Если «да», то на Ваш взгляд, это должно быть... Если «нет», то объясните...  
  1. Необходимо избегать «внушающих» вопросов. Например:
· Вопрос без внушающего воздействия «скажите, пожалуйста, что Вас сюда привело?» · Вопрос без внушающего воздействия с альтернативным ответом: «Испытываете ли Вы тревогу за своего ребенка или нет?» · Вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли Вы тревогу за своего ребенка?» · Вопрос с активным внушением: «Не правда ли, Вы испытываете тревогу за своего ребенка?»
  1. При анонимной анкете нужно использовать форму закрытых вопросов.
  2. Еще на этапе разработки вопросов анкеты нужно иметь представление о способе их обработки.
  3. Заканчиваться анкета должна словами благодарности за помощь и согласие участвовать в опросе.
  4. Прежде чем запускать анкету в массовое исследование, необходимо ее предварительно испытать путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых, с последующей доработкой.
 

 

Примерная анкета воспитанника школьного лагеря

 «Я и мой лагерь»

 

Дорогой друг, давай поразмышляем о лагере, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится в жизни лагеря, что в нем необходимо изменить. Отвечай  искренние, так как  твои суждения помогут сделать наш школьный лагерь красивым и комфортным.

Предлагаем тебе и твоим друзьям ответить на следующие вопросы:

  1. Нравится ли тебе самому школьный лагерь?

Подчеркни один их предложенных ответов:


· да

· больше, чем да

· трудно сказать (и да, и нет)

· больше нет, чем да

· нет


 

  1. Что больше всего тебе нравится в лагере?

_______________________________________________________________________________________

  1. Что тебе не нравится в лагере?

_______________________________________________________________________________________

  1. Если бы ты стал начальником лагеря, то какие изменения внес бы в жизнь школьного лагеря?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. А сейчас предлагаем выполнить небольшое задание. Внимательно прочитай ниже перечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними:

Цифры означают следующие ответы:


     4 – совершенно согласен

     3 – согласен

    2 – трудно сказать

     1 – совершенно не согласен


  

Я утром иду в лагерь с радостью 1 2 3 4
В лагере у меня обычно хорошее настроение 1 2 3 4
У нас хорошие воспитатели 1 2 3 4
К нашим воспитателям можно обращаться за советом и помощью в трудной ситуации                                                                 1 2 3 4
У меня есть любимый воспитатель 1 2 3 4
В лагере я всегда свободно могу высказать мнение 1 2 3 4
Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей                                                                                        1 2 3 4
У меня есть любимые дела в лагере 1 2 3 4
Я считаю, что лагерь мне помогает подготовиться к самостоятельной жизни 1 2 3 4
В течение года я буду скучать по школьному лагерю. 1 2 3 4

     

  1. А каким ты представляешь образ нашего лагеря? Попробуй его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.

 

Благодарим за участие!


ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ № 2

 

1. Составьте вопросы в рамках темы изученного модуля на основе таксономии Б. Блума. Вам необходимо составить по 2 вопроса каждого типа, используя теоретическую часть модуля. Стратегия работы с вопросами может вывести учащихся за рамки когнитивных умений – в поле метакогнитивного опыта.

Шесть типов вопросов:

1. Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвес­ти определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.

2. Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумева­ющейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что?..»

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) такие вопросы могут восприниматься негативно - как принуждение к оправда­нию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой. Следователь­но, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» и т. д.

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на вы­яснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д.

6. Практические вопросы. Если вопрос направлен на уста­новление взаимосвязи между теорией и практикой, мы на­зываем его практическим: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» и т. д.

 

  1. Представьте, что у вас в отряде появился ребенок, управлять которым весьма непросто. Попробуйте охарактеризовать его образ положительными «ярлыками»:

 

Негативная характеристика Положительная характеристика
С претензиями С высокими запросами
Непредсказуемый Гибкая, творческая натура
Шумный  
Спорщик  
Упрямый  
Любопытный  
Дикий  
Деспотичный  
Нетерпеливый  
Привередливый  
Занудный  
Беспокойный  

 

  1. Составьте примерные вопросы для интервью с родителями будущего воспитанника ДОЛ (возраст ребенка обозначьте самостоятельно).

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МОДУЛЮ № 2

    Ф.И.О. студента _______________________________________ № группы ______ дата _____

                                         

 

 

                                                                 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОДУЛЮ № 2

    Ф.И.О. студента _______________________________________ № группы ______ дата _____

                                         

 

 

                                                                 

 

Содержание теоретической части модуля № 2:

1. Особенности развития детей младшего возраста (5-8 лет).

2. Особенности развития детей среднего возраста (9-11 лет).

3. Особенности развития детей подросткового возраста (12-13 лет).

4. Особенности развития детей старшего подросткового возраста (14-16 лет).

5. Педагогическая деятельность в процессе работы вожатого в ДОЛ.

 

Содержание практической части модуля № 2:

Обобщение и систематизация изученного теоретического материала. Выполнение практических заданий творческого характера.

 

По итогам изучения модуля студенты должны знать:

· психолого-педагогические особенности развития детей разного возраста;

· направления педагогической деятельности вожатого в ДОЛ;

· виды и направления диагностики, используемой в ДОЛ;

· значение диагностики и ее результатов в процессе деятельности в ДОЛ.

 

По итогам изучения модуля студенты должны уметь:

· анализировать и оценивать поведение ребенка, адекватно реагировать согласно ситуации и возрастным особенностям детей;

· разрабатывать и проводить диагностику различной направленности в процессе работы в ДОЛ.

 

Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля № 2 с использованием приемов критического мышления.

2. Приготовиться к выполнению заданий и обсуждению вопросов практической части модуля № 2.

3. Выполнить два задания разной направленности из заданий для самостоятельной работы студента по модулю № 2 на выбор студента.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы по модулю. 

             

Алгоритм действий студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля с использованием известных вам приемов критического мышления.

2. Выполнить в письменном виде три разнонаправленных задания из практической части модуля и сдать работу на проверку преподавателю.

3. Выполнить два разнонаправленных задания из предложенных заданий для самостоятельной работы в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы по модулю. 

                                                                                                              

 

                                                   


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МОДУЛЯ № 2

  1. Психолого-педагогические особенности детей разных возрастных групп

Развитие детей младшего возраста

(5 – 8 лет)

Физический рост и развитие:

  1. Руки и ноги растут быстрее тела;
  2. Общее управление телом хорошее;
  3. Координация глаз и рук улучшается к 7 годам;
  4. Сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
  5. Невелик запас прочности опорно-двигательного аппарата, а, следовательно; возможны травмы;
  6. Слабая мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки.

 

Характерные особенности:

1. Кризис 7 лет – «кризис непосредственности»;

2. Высокий уровень активности, подвижности;

3. Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

4. Лучшая награда – похвала;

5. Стремятся получить время на самостоятельные занятия;

6. Формирование целеустремленности или самоуверенности, агрессии;

7. Считают друзьями тех, кого видят чаще других;

8. Любознательны;

9. Склонны к подражанию;

10. Отличаются конкретностью мышления;

11. Не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

12. Высокий авторитет старшего товарища;

13. Суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей.

Трудности, с которыми сталкиваются дети младшего возраста:

Прогнозируемые ситуации Варианты решения
Болезненно переживают разлуку с семьей. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительны, тоскуют по дому. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
Задают множество вопросов. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстро утомляются. Быстрее «бежать» к финишу, к результатам – в игре, труде.
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель разбрасывают и теряют вещи. Терпеливо приучать к порядку. Проявлять особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть.

Советы вожатому:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.127 с.)