ТЕМА 1. Игровая деятельность в психическом развитии и социализации ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Игровая деятельность в психическом развитии и социализации ребенка



ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ИГРА

В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

(Программно-методические материалы)

Пермь 2010


УДК 371.217.3

ББК 421.35

Г 124

 

 

Автор-составитель: доцент кафедры педагогики,

кандидат педагогических наук Т.П. Гаврилова

 

 

Игра в работе педагога: Программно-методические материалы

/ Перм.гос.пед.ун-т; Автор-сост. Т.П. Гаврилова. – Пермь, 2010.

96 с.

 

 

Эта книга – практическое руководство к действию для тех педагогов, которые хотят освоить и использовать игры и игровые упражнения во внеучебной воспитательной работе.

Издание содержит программу курса "Игра в работе педагога" и игровое сопровождение к ней. Предназначено для преподавателей, студентов факультета социальной педагогики педагогических вузов, социальных педагогов, воспитателей интернатов и детских домов, педагогов-организаторов, классных руководителей, вожатых ДОЛ.

 

 

Рецензент: ст. преп. кафедры педагогики ПГПУ,

зам. декана факультета социальной педагогики Е.О. Федотова

 

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета

 

УДК 371.217.3

ББК 421.35

Г 124

 

                                                                           ÓТ.П.Гаврилова, 2010

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА КУРСА "ИГРА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА". 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

ТЕМА 1. Игровая деятельность в психическом развитии и социализации ребенка 7

ТЕМА 2. Классификация игр. 8

ТЕМА 3. Адаптационные игры.. 8

ТЕМА 4. Игры нравственно-этического содержания. 9

ТЕМА 5. Искусство общения. Игровые модули общения. 10

ТЕМА 6. Игра как средство оказания педагогической поддержки школьникам, испытывающим трудности в обучении и поведении. 10

ТЕМА 7. Игра как средство познания. 11

ТЕМА 8. Особенности применения игр в организации детского досуга. 12

ТЕМА 9. Коллективная творческая игровая деятельность. 13

ТЕМА 10. Конструирование и технология проведения игр; педагогическое руководство игрой. 13

ЧАСТЬ II. ИГРОБАНК.. 15

1. АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.. 15

1.1. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО.. 15

1.2. ИГРЫ – РЕЛАКСАЦИИ.. 19

2. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.. 24

3. ИГРОВЫЕ МОДУЛИ ОБЩЕНИЯ.. 35

3.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИГРЫ.. 35

3.2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ.. 39

3.3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ИГРЫ.. 44

4. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.. 49

4.1. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.. 50

4.2. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.. 54

4.3. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 59

4.4. КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ.. 65

5. КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ.. 70

6. НАРОДНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ – АТТРАКЦИОНЫ.. 72

6.1. НАРОДНЫЕ ИГРЫ.. 72

6.2. ИГРЫ – АТТРАКЦИОНЫ.. 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 83

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 87

 


 

 


Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно все…, что составляет богатство человеческой личности.

Й. Хейзинга

 

 

Я верю в то, что ИГРА может творить чудеса: робкого и застенчивого превратить в уверенного и смелого; пассивного – в энергичного; скептика – в мечтателя и фантазера; унылого – в оптимиста.

Пусть эта книга поможет вам, нынешние и будущие педагоги, овладеть этим волшебным инструментом и, с его помощью, сделать процесс воспитания школьников эффективным и необыкновенным.

 


 

ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА КУРСА "ИГРА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На современном этапе развития педагогической науки педагоги-практики нуждаются в искусстве тонкого прикосновения к личности ребенка с ее неповторимыми индивидуальными особенностями, творческим потенциалом. Взаимодействие с такой личностью требует особой педагогической технологии, предназначенной обеспечить активное воздействие на ребенка в процессе его взаимоотношений с окружающим миром.

Одной из самых популярных технологий среди педагогических новшеств является игровая технология, и это не случайно.

В трудах отечественных педагогов и психологов игра представлена как компонент становления социального организма, развивающегося в деятельности. В то же время игра сама является особой деятельностью, способствующей накоплению социокультурного потенциала личности. Она выступает важным фактором изменения социального статуса ребенка, приобретения им новых социальных ролей.

Участвуя в игровой деятельности, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. В игре он интенсивнее овладевает культурными ценностями, правилами и нормами поведения в обществе. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности, она позволяет значительно интенсифицировать воспитательную деятельность в образовательных учреждениях всех типов.

Проблема использования игры является актуальной и для социального педагога, призванного решать широкий спектр социально-педагогических задач. Поэтому ему необходимо, наряду с другими, овладеть умениями и навыками использования игрового педагогического ресурса.

Курс "Игра в работе педагога" рассчитан на 34 часа: 4 часа – лекции и 30 часов – практические занятия.

    Прилагаем тематическое планирование по указанному курсу.

Темы курса Лекции Практика
1. Игровая деятельность в психическом развитии и социализации ребенка 1  
2. Классификация игр 2  
3. Адаптационные игры   4
4. Игры нравственно-этического содержания   4
5. Искусство общения Игровые модули общения   6
6. Игра как средство оказания педагогической поддержки школьникам, испытывающим трудности в обучении и поведении   6
7. Игра как средство познания   1
8. Особенности применения игр в организации детского досуга   4
9. Коллективная творческая игровая деятельность   4
10. Конструирование и технология проведения игр. Педагогическое руководство игрой 1 1

Итого (часов)

4 30

Всего по курсу

Часа


ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Пер. с англ. – М., 1987.

2. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 8 т., Т. 6. – М.,1984.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

4. Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

ТЕМА 2. Классификация игр

 

Определение понятия "Игра". Формы игровой деятельности: одиночная, массовая, парная, индивидуальная, групповая, коллективная, планетарная.

Педагогические возможности различных видов игр. Основные признаки игровой деятельности детей: добровольность, инициативность, обособленность, неопределенность результата, непродуктивность, креативность, иллюзорность ситуации. Классификация игры с точки зрения развития и воспитания; возрастного подхода; с социально-психологической точки зрения; с точки зрения управления игрой; по характеру отражения действительности. Возрастные особенности и игровая деятельность детей. Воспроизводство человеческих отношений в детской игре и усвоение нравственных норм общества через игру.

Лекция – 2 часа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.

2. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998.

3. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Владос, 2001.

4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.

 

ТЕМА 3. Адаптационные игры

 

Игры на сближение детей друг с другом, на сближение детей и педагогов. Игры, способствующие снятию мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Игры, создающие атмосферу непринужденности и психологического комфорта.

Практикум – 4 часа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психологов / Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр "Педагогический поиск", 1997.

2. Большаков С.В., Гаврилова Т.П., Шихова Т.Я., Большакова Е.Ю. Лето. Лагерь. Вожатому: Метод. рекомендации. – Пермь: Комитет по образованию и науке администрации г. Перми; Центр развития образования г. Перми, 2000.

3. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практ. пособие – М.: Генезис, 1999.

2. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга I, IV. – М.: ИПЦ "Русский Раритет", 1997.

3. Солдатова Г.У., Швайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000.

4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему "я": Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет. – М.: Изд-во "Гном и Д", 2001.

2. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: "КСП", Ин-т психологии РАН, 1997.

3. Хочу быть лидером! Детское общественное движение и ученическое самоуправление. Вып. 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2000.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения / Практ. пособие; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1999.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия: "Магия интеллекта". – М.: Изд-во "Импэто", 1995.

2. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ. – М.: Межд. пед. академия, 1994.

3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-е, доп. – М.: Пед. общ-во России, 2000.

4. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. – М.: РИЦ консорциума "Социальное здоровье России", 1999.

5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.

2. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Уч.-метод. пособие для воспитателей дет. садов и учителей нач. шк. – Минск.: Асар, 1997.

3. Князева Н., Краснова С. Подвижные краеведческие игры. – Пермь, 1996.

4. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье). – М.: Новая школа, 1993.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азартные игры на новый лад: Сборник игровых программ. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.

2. "Гажа тыри-ёр" (веселая неразбериха): Сценарии праздников и обрядов. – Кудымкар, 1997.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.

4. Телеигры в досуговой деятельности детей. – Бирск, 1997.

5. "Орсам, челядь": Метод. рек. для воспитателей, – Кудымкар, 1990.

6. Шмаков С. Игры – потехи, забавы – утехи. – Липецк: Ориус, 1994.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачева Е.В. Использование коммунарской методики в школах области. – Пермь, 1989.

2. Каникулы: Игра, воспитание / Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988.

3. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр. – М., 1990.

4. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Владос, 2001.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1989.

2. Технология игры в XXI веке. Игровые формы и методы в работе детских общественных объединений для установления равных возможностей детей и изучения их прав / Авт.-сост. М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. – М., 1999.


 

ЧАСТЬ II. ИГРОБАНК

 

Игровой материал направлен на практическое воплощение разнообразных игровых форм в педагогическом процессе.

Во второй части работы представлены автономные и комплексные игры. Они могут быть включены в циклы игровых занятий, в игровые педагогические тренинги, в программы праздников, конкурсов и других досуговых мероприятий.

После названия игры приведены символы, обозначающие возраст ребенка, на который ориентирована игра:

8  – младшие школьники,

¨  – подростки,

¹  – старшеклассники.

 

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

 

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

 

Цель: познакомить, сблизить детей друг с другом и с педагогом, помочь им привыкнуть к новой обстановке.

 

"Волшебное рукопожатие"             8¨

Игра проводится в кругу незнакомых людей. Перед игрой два или три игрока по секрету получают от ведущего задание вручить приз пятому по счету игроку из тех, кто будет подходить к ним здороваться (или седьмому, десятому игроку, в зависимости от количества участников игры). Затем ведущий предлагает всем игрокам, в том числе и тем, у кого находятся призы (то есть "секретчикам"), быстро передвигаясь по площадке, здороваться со всеми за руку, энергично пожимая руку и называя свое имя. "Секретчики" считают тех игроков, которые подходят с ними знакомиться, и когда к ним подходит пятый игрок, они кричат "Стоп", берут этого игрока за руку, поднимают ее вверх и, объявляя его самым вежливым, вручают ему приз. Игра возобновляется и заканчивается тогда, когда все "секретчики" вручат призы.

 

"Назови имя справа (слева)"          8¨¹

 

Игроки встают в круг, запоминают имена тех, кто стоит справа и слева. Водящий медленно вращается в центре круга и неожиданно указывает на одного из игроков, говоря: "Назови имя справа! Раз, два, три". Игрок должен успеть назвать имя соседа до окончания счета. Тот, кто не успел сделать это, становится водящим.

 

"Мяч по кругу"             8

Дети образуют круг и начинают читать стихотворение:

Мяч по кругу!

Мяч по кругу!

Мы бросаем мяч друг другу.

Раз! Раз! Раз!

Познакомимся сейчас.

Мяч находится у ведущего, он называет свое имя и бросает мяч любому игроку. Тот тоже представляется и бросает мяч дальше. Далее мяч перебрасывается от одного игрока к другому.

 

"Сцена знакомства"      ¨

Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся:

· космонавты с инопланетянами;

· охотники со снежным человеком;

· новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

· моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов;

· путешественник на машине времени со своим пра-пра-пра-прадедушкой.

 

"Посикоку"           8¨

Дети встают в круг, выбирают "японку", которая ходит за спинами игроков. Неожиданно она прикасается к плечу одного из игроков и говорит: "Тук, тук, я японка, пойдем гулять на Фудзияму?". "Пойдем!" – отвечает игрок.

Игроки разбегаются в разные стороны, встречаются, раскланиваются, здороваются: "Посикоку! Посикоку!". И оба бегут, торопясь занять свободное место. Кто остается без места, тот "японец".

 

"Знакомство"        8

Игра приемлема в компании незнакомых людей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос одному из участников игры. Например: "Как тебя зовут?", "Чего ты хочешь?", Чего боишься?". Игрок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку и передает ему клубочек. Таким образом, в конце концов, клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге.

 

"Бинго"        8

Игроки парами медленно идут по кругу, говоря:

Мой лохматый славный песик

    У окна сидит,

Мой лохматый славный песик

    На меня глядит.

Затем, повернувшись лицом друг к другу, образуют два круга (один круг внутри другого). Игроки внешнего круга стоят на месте. Игроки внутреннего круга начинают движение против часовой стрелки, переходя от одного игрока к другому, и, при этом, говорят:

Б – хлопок в ладоши;

И – хлопок по ладоням игрока, стоящего напротив;

Н – Г – хлопок в ладоши;

О – хлопок по ладоням игрока, стоящего напротив.

Затем, взяв друг друга за руки, произносят фразу: "Бинго звать его, а меня зовут… (называют свои имена)". После этого игроки в парах продолжают движение по кругу.

 

"Узнай поближе своего соседа"      8

Игра помогает детям больше узнать друг о друге. Посадите всех в круг. Попросите детей разбиться на пары, выйти из круга и рассказать о себе по очереди. Не забудьте объявить, по какому знаку через две-три минуты дети должны поменяться ролями. Затем пусть все вернутся в большой круг, чтобы представить своего партнера всей группе. Лучше всего, если дети будут представлять своих партнеров добровольно. Если же это затруднительно, обойдите круг и попросите каждого представить своего товарища.

Для детей, предпочитающих большую организованность, сформулируйте конкретный вопрос: "Назовите три дела, которые вы любите делать?". Дайте детям возможность подумать и затем попросите их разбиться на пары. В качестве ответов можно подсказать следующее: "Летом я люблю ездить верхом на лошади. Зимой я люблю играть в снежки".

 

ИГРЫ – РЕЛАКСАЦИИ

 

Цель: создать хороший психологический климат в группе, атмосферу веселья, раскованности, способствовать бесконфликтному общению. Снять трудности привыкания к новой обстановке.

 

"А ну-ка! (веселая разминка)"       8


А ну-ка, похлопай, как я!

А ну-ка, похлопай, как я!

А ну-ка, все вместе, все в раз!

Так хлопают только у нас!

А ну-ка, потопай, как я!

А ну-ка, потопай, как я!

А ну-ка, все вместе, все в раз!

Так топают только у нас!

А ну-ка, скажите: "Ха – Ха!"

А ну-ка, скажите: "Ха – Ха!"

А ну-ка, все вместе, все в раз!

Смеются так только у нас!


 

"Веселые мартышки"             8

Игроки встают в круг и повторяют движения за ведущим, говоря:


    Мы веселые мартышки,

    Мы играем громко слишком.

    Все в ладоши хлопаем,

    Все ногами топаем,

    Надуваем щечки,

    Скачем на носочках,

    И друг другу даже

    Языки покажем.

    Оттопырим ушки,

    Хвостик на макушке,

    Пальчик поднесем к виску,

    Поднимем руки к потолку,

    Шире рот откроем,

    Гримасы все состроим.

    Как скажу я слово "три",

    Все с гримасами – замри!


Игроки замирают, ведущий выбирает игрока с самой смешной гримасой и вручает ему приз.

 

"Дирижер"            8

В этой игре каждый ребенок получает возможность дать выход своим эмоциям. Игра взбадривает детей и создает у них ощущение тесной связи с другими людьми

Материалы: аудиокассета с записью задорной музыки, которая нравится детям вашего класса.

Ведущий просит детей вспомнить, как двигается дирижер за своим дирижерским пультом. Затем он включает музыку, дети встают и начинают дирижировать воображаемым оркестром. Они могут дирижировать ладонями, руками, коленями, ногами и всем телом, чтобы показать музыкантам, как те должны играть.

 

"Держи свою мелодию"       ¨

По заданию ведущего игроки должны вспомнить песню, слова и мотив которой они хорошо знают. Каждый игрок будет петь свою песню. По одинарному хлопку ведущего все начинают петь, но только мысленно, про себя. Когда ведущий два раза подряд хлопнет, все поют вслух, как можно громче. Старайтесь выдержать мелодию и не перепутать слова, несмотря на звуковые помехи. Когда ведущий хлопает вновь один раз, переходите на беззвучное пение, когда хлопнет два раза – опять пойте вслух. Победит тот, кому удается допеть свою песню до конца, ни разу не сбившись. Тот, кто сбился, исказил мелодию, ритм или перепутал слова, петь прекращает. Ведущий следит за этим.

 

"Рука в руке"    ¨

Водящий произносит фразу, например: "Рука в руке". Игроки меняются местами, и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнера, становится водящим.

Новый водящий говорит, например: "Спина к спине!". Все меняются местами, все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе нового партнера и встать с ним спина к спине. Тот, кто остался в одиночестве, водит. Продолжать игру можно самыми разнообразными командами: "Нос к носу", "Плечо к плечу", "Хвост к хвосту".

 

"Признание"    ¨¹

Игроки рассаживаются в пределах одной небольшой комнаты. Один из игроков, взяв в руки листок скомканной бумаги (или маленький мяч или шейный платок, завязанный узлом), бросает его кому-нибудь из игроков с шуточным восклицанием, например: "Я не сижу целый день в клетке с обезьяной". Игрок, поймавший брошенный предмет, должен немедленно произнести эту фразу, но уже в утверждающей форме: "А я сижу!", – и так далее.

Пояснение: зная игроков, всегда можно придумать фразы, в которых будет безобидная шутка и вынужденное "признание": "А я делаю!" – всегда вызывает смех.

Условие: игроки должны хорошо знать друг друга.

 

"Ха – ха – ха"       ¨¹

Игроки садятся в круг. Первый игрок говорит: "Ха". Второй говорит: "Ха – ха", – и так далее, каждый игрок добавляет еще одно "ха". Каждое "ха" должно произноситься торжественно и важно. Если кто-то из игроков засмеется или попытается схитрить, он должен выйти из круга. Вышедшие игроки могут делать все, пытаясь заставить других игроков рассмеяться. Касаться игроков запрещено.

 

"Мой лучший друг"      8

Один игрок встает спиной к остальным и отвечает на следующие вопросы:

· Какого цвета глаза у Вовы?

· У кого из ребят похожие прически?

· У кого день рождения в ноябре?

· Кто моложе: Маша или Саша?

Эту игру можно использовать для того, чтобы помочь участникам лучше узнать друг друга.

 

"Прилагательные"        ¨¹

Эта игра поднимает настроение, снимает напряжение у игроков, активизирует мышление и развивает быстроту реакции.

В начале игры один из игроков загадывает слово и говорит, какого оно рода. Например: лопата. Остальные игроки придумывают по одному прилагательному. Например: первый игрок говорит "стеклянная", второй – "сногсшибательная", третий – "загадочная" и так далее. А последний игрок говорит задуманное слово – "лопата". В итоге получается: стеклянная, сногсшибательная, загадочная лопата. Затем слово загадывает следующий игрок. Игра проводится в быстром темпе.  

 

"Горошины"         ¨¹

В ходе этой игры дети вступают во множество контактов, при этом у них снимаются напряжения и психологические зажимы, развивается инициативность. Дети учатся переживать радость победы или горечь поражения.

Ведущий предлагает задание: "Отсчитайте по 15 горошин. Затем, зажав их в кулаке, начните ходить по классу. Как только вам захочется вступить в игру, остановитесь рядом с кем-нибудь и протяните ему кулак, в котором зажата какая-то часть ваших горошин. Протягивая своему партнеру сжатый кулак, спросите: "Чет или не чет?". Если второй игрок отгадывает, то он получает эти горошины себе, если не отгадывает, то отдает первому ровно столько горошин, сколько у того было в кулаке.

Победит тот, у кого через десять минут окажется больше всего горошин. 

Анализ игры:

Понравилась ли тебе эта игра?

Сколько раз в игре тебе повезло?

У кого оказалось больше всего горошин?

Есть ли у нас кто-то, кто остался совсем без горошин?

Кто из вас угадывал лучше всех?

С каким количеством человек ты играл?

Что происходило чаще: тебя спрашивали другие дети или ты их?

Ты играл по-честному?

 

"Аплодисменты"           ¨¹

Игра способствует повышению настроения и самооценки, активизирует участников.

Игроки сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: "Встаньте те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, умеет играть в большой теннис". Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал, радуясь их достижениям.

 

"Порадуй меня"             ¨¹

В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных – доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь или событие, или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от "именинника". Затем становится "именинником" и получает подарки другой участник.

 

"Растопи лед!"      8¨¹

В эту игру лучше играть на природе, в хорошую погоду.

Игроки делятся на две команды. Каждая команда получает по одному кубику льда (желательно, чтобы кубики были одного размера). Задача состоит в том, чтобы скорее растопить лед. Кубик должен постоянно переходить от одного игрока к другому. Участники могут греть его в руках, тереть и так далее. Побеждает команда, быстрее растопившая лед.

 

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель: дать понятие о нравственных качествах, воспитывать их; обобщить представления детей о нравственных чувствах, развивать способность к эмпатии, умение быть терпимыми; формировать установки толерантного поведения, позитивного отношения к себе и окружающим людям. Учить жить в мире с собой и с другими людьми.

 

"Волшебницы"     8¨

Каждому ученику выдается лист бумаги с контурным изображением двух "волшебниц" и цветные карандаши.

Учитель дает задание дорисовать фигуры "волшебниц", превратив одну из них в "добрую", а другую в "злую", и придумать, что совершила "злая" волшебница и как ее победила "добрая".

Материал к заданию: плакат с изображением двух волшебниц.

 

"Снежная королева"     8¨

 

Ведущий предлагает детям вспомнить сказку "Снежная королева": "В этой сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное, что есть в человеке, уменьшалось, а дурное и безобразное увеличивалось. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попадая в глаза людям. Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали волшебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, а также то, что человек прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается".

Ведущий первым "надевает очки" и показывает детям, как ими пользоваться. После игры дети могут поделиться своими чувствами, которые они испытывали в качестве наблюдателей и наблюдаемых. Игру можно повторять, отмечая в последующих обсуждениях, что, раз от раза надевая такие "очки", можно увидеть все больше хороших качеств. Можно попробовать провести коллективные обсуждения каждого из участников: вся группа "надевает очки" и буквально забрасывает испытуемого его хорошими качествами!

Затем ведущий предлагает вспомнить – "собрать" – те слова, при помощи которых ребята называли хорошие качества друг друга: честный, добрый, веселый и тому подобное. Эти слова записываются на доске. Вводится понятие "качества людей".

 

"Чашка чая"         8¨¹

Игроки садятся в круг. Ведущий предлагает им подумать и вспомнить положительные нравственные качества личности. Затем пригласить соседнего игрока "на чай", передав ему "чашку чая". При этом необходимо назвать качество личности, которое вам нравится в игроке. Например: "Я приглашаю "на чай" Андрея, потому что он очень добрый". Обойдя круг, "чашка" возвращается к первому игроку, и он вручает ее ведущему.

 

"Открытая кафедра"             ¹

Игра способствует развитию воображения участников, пробуждению у них гражданских чувств, учит выражать свое "Я".

Стоя за кафедрой, каждый участник говорит то, что ему больше всего хотелось бы сказать людям мира.

 

"Я скажу"              ¨¹

В этой игре на фоне доброжелательности и веселья игроки вспоминают правила этикета.

Участники встают в круг. Ведущий произносит фразу, в которой задается ситуация. Игрок, стоящий слева от ведущего, должен произнести этикетную формулу, которую можно употребить в данной ситуации.

Например, ведущий говорит: "Я встретил друга. Я ему скажу…". Игрок отвечает: "Здравствуйте" или "Привет!". Кто не смог правильно подобрать слова, сам должен подобрать фразу для следующего игрока.

 

"Карусель"            ¨

Игра учит подростков находить в людях положительные качества, способствует устранению барьеров общения, повышению самооценки игроков.

Игроки стоят в одном круге, затем делятся на две команды и образуют два круга лицом друг к другу (внутренний круг лицом к внешнему кругу). Каждый, кто стоит во внешнем круге, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Игроки, стоящие во внутреннем круге, благодарят за комплимент. Внутренний круг остается на месте, а игроки внешнего делая шаг в сторону, оказываются лицом к лицу с другим игроком внутреннего круга и так далее. Затем игроки меняются местами и игра продолжается (игроки внешнего круга меняются местами с игроками внутреннего круга).

 

"Сказка по кругу"        ¨

Дети рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает им определенную нравственную тему, по которой они должны сочинить сказку, например, о честности, о совести и так далее. Затем он дает одному из игроков волшебную палочку (необычную ручку, красивый карандаш). Тот, у кого в руках окажется волшебная палочка, начинает сказку, говоря первое предложение; затем игрок передает волшебную палочку соседу слева и тот продолжает сказку, произнося второе предложение и так далее. В конце игры проводится обсуждение:

· понравилась ли детям сказка;

· какие нравственные качества проявились у персонажей;

· какого персонажа и за что дети полюбили больше всего.

Таким образом, в процессе игры дети учатся различать нравственные понятия и понимать их суть, имеют возможность выразить свою индивидуальность. 

 

"Я люблю его..."            ¨

Участники игры должны дополнить фразу, называя определения, начинающиеся с каждой последующей буквы алфавита. Например: первый участник начинает фразой: "Я люблю его (ее), потому что он аккуратный". Следующий продолжает: "Я люблю его (ее), потому что он бесподобный". Третий игрок предлагает определение на букву "в", например: "Я люблю его (ее), потому что он великолепный" и так далее. Тот, кто не сумеет быстро подобрать нужное слово или допустит ошибку, выбывает из игры.

Побеждает последний, оставшийся в игре участник.

Варианты определений:

А – аккуратный, активный, амбициозный, аристократичный

Б – безгрешный, бесподобный, бескорыстный, богатый

В – великолепный, великодушный, верный, веселый

Г – галантный, гордый, гостеприимный, грустный

Д – деловой, дерзкий, добрый, дотошный

Е – ершистый, естественный, ехидный

Ж – живой, жизнерадостный, жалостливый

3 – забавный, заботливый, загадочный, задумчивый

И – игривый, идейный, изящный, искренний

К – классный, красивый, кроткий, курчавый

Л – ласковый, ловкий, лукавый, любознательный

М – мечтательный, милый, модный, молодой

Н – напористый, неглупый, нежный, необыкновенный

О – обходительный, одаренный, остроумный, открытый

П – педантичный, правдивый, прекрасный, приятный

Р – радушный, разумный, речистый, робкий

С – святой, сильный, скромный, стойкий

Т – талантливый, толковый, толстый, томный

У – уважительный, улыбчивый, умелый, умный

Ф – фанатичный, феноменальный, франтоватый

Х – хвастливый, хитрый, храбрый

Ц – целомудренный, целеустремленный, цельный, цепкий

Ч – честный, чистосердечный, чудаковатый, чудной

Ш – широкоплечий, шумный, шустрый

Щ – щеголеватый, щедрый, щекастый, щетинистый

Э – экзальтированный, экономный, эксцентричный

Ю – юный, юркий

Я – языкастый, яркий, ясновидящий.

 

"Интервью с самим собой"             8¨

Ведущий: "Запишите три плохих качества, от которых вам бы хотелось избавиться, или три таких качества, за которые вас ругают и упрекают наиболее часто. Из этих трех качеств выберите одно – самое неприятное для вас качество, например, зависть. Затем попробуйте поговорить с "завистью" или возьмите у нее интервью".

Можно предложить детям вопросы для интервью:

· Почему ты поселилась во мне?

· Какие цели ты преследуешь?

· Нравишься ли ты себе? Почему?

· Не хотела бы ты измениться?

· Как ты думаешь, я тобою очень дорожу?

Предложите детям написать на листе бумаги качество, которое они выбрали, и положить его в определенное место (например: в спичечный коробок или конверт) так, чтобы это качество всегда можно было вытащить и "поговорить" с ним, как только оно появляется. Дети могут записывать свои разговоры.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.234 с.)