Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.



Необходимым условием возникновения философии выступает рост производительных сил общества (техники, трудовых умений и знаний…). Он привел к развитию товарно-денежных отношений, становлению частной собственности на землю, т.е. к качественному изменению рабовладельческого строя. Это сопровождалось социально-культурными изменениями. Разрушается община, общество становится более разнообразным, все глубже осознавались групповые и частные интересы, увеличивается объем положительного знания, растет самосознание людей. (Постоянная борьба за власть ведется уже новыми людьми и в новых условиях.) Прежние мифологические и религиозные представления кажутся догматическими и наивными, часто в них нет ответов на насущие вопросы. В этих условиях ф-я открывается как новая стратегия видения и решения мировоззренческих проблем. Это происходит в Индии, Китае, Греции, приблизительно в 6 в. до н.э Объем и влияние философии во многом зависит от культурного и природного окружения, исторических особенностей того или иного народа. Считается, что в Греции ранняя философия достигла наибольшего расцвета. Из истории вы должны знать, какие причины видят в основании «греческого чуда», которое, в частности, привело к возникновению философии.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

1) формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ;

2) выделение ремесла из сельского хозяйства;

3) становление государства и безличного писаного права;

4) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;

5) отделение умственного труда от физического.

 

Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай)

Индия

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VII -VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. –знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы.

Этот период генезиса индийской философской мысли обычно именуют ведийской предфилософией. Мировоззренческие идеи, содержащиеся в «Ригведе» сыграли решающую роль в становлении философской традиции Древней Индии. Важнейшей особенностью ведийской мифологии можно считать отсутствие развитых дифференциаций в пантеоне архаических божеств. Веды стали также источником первых философских понятий.

В гимнах «Ригведы» уже достаточно отчетливо звучит идея функциональной связи «всего со всем», а также складывается образ единой универсальной основы космоса, в качестве которой фигурирует безличная жизненная сила. «Ригведы» складываются в «Упанишады» - религиозно-мистические и протофилофские тексты, в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути). Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Архаическая мифология Вед постепенно уступает место брахманизму.

Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика. Они не признавали авторитет Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре.

Китай

Философская традиция Китая от момента своего зарождения до расцвета и формирования развитых философски прошла ряд исторических периодов. Время господства мифологического мировоззрения в Китае связано с историей племенных союзов Шан-Инь. В это время предки древних китайцев поклонялись зооантропоморфным божествам и духам. Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая (протофилософский период). В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной. Первые философские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу (VIII – VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен, и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен, их ритмичность и направленность, объяснялась взаимопревращениями противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао и Великом Пределе – Тай- цзи. Период, когда оформились философские школы в Древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI – III вв. до н. э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют 6 направлений развития философии Китая (6 важнейших философских школ Китая): конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософская школа «инь-ян», школа имен.

Конфуцианство (со II века до н. э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н. э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета, основанных на принципе «Хорошо делай свое и не лезь в чужое».

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм.

Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология, которая во многом предопределила традиционный характер духовного развития Китая на протяжении 2х тысячелетий.

 

   8. Особенности античной философской традиции. Досократический этап древнегреческой философии.

 

Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этап охватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим. Главным объектом философского исследования на этом этапе была природа, а целью познания – поиск первоначальных оснований бытия мира и человека. Эта традиция выводить разнообразный мир из единого источника была положена философами Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), продолжена в творчестве знаменитого греческого диалектика Гераклита Эфесского и представителей Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) и достигла своего натурфилософского завершения в атомистической концепции Демокрита. В конце VI – начале V вв. до н.э. под влиянием противоречий, возникающих в процессе поиска субстанции как основы всего сущего, элеаты переориентируют философию на умозрительный анализ бытия. Они выявили ограниченность чувственных представлений о строении мира и предложили различать и отделять суждения, основанные на чувствах, от истины, которая достигается с помощью разума. Элеаты трансформировали космологическую ориентацию натурфилософии в онтологию.

Второй этап продолжался со средины V до конца IV вв. до н.э. и получил название классической античности. Начало этому этапу было положено софистами, которые переориентировали философию с исследования природы на познание человека. Системность антропологической тематике придает Сократ. Согласно Сократу, общественного блага как предпосылки счастливой жизни невозможно достигнуть без разума, без углубленного самопознания. «Познай самого себя» - вот отправной пункт философии Сократа. Только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истина, Красота. При этом философ отождествляет мудрость и нравственность, знание и добродетель.

Своего наивысшего расцвета античная философия достигает в творчестве Аристотеля. Он не только систематизировал накопленные античностью знания, но и разработал все основные разделы философии. Его мышление разворачивалось во всех направлениях и охватывало логику и метафизику, физику и астрономию, психологию и этику, он заложил основания эстетики, риторики, знаменитой поэтики и политики. Большое внимание Аристотель уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Та система категорий, которую разработал Аристотель, на протяжений всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого великого мыслителя философия обрела свою классическую форму.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение бытия, но не бытия как “вот того” или “вот этого”: конкретного человека, конкретной вещи, конкретной мысли, а бытия самого по себе, бытия как сущего. Философия должна отыскать нематериальные причины сущего, обосновать вечные сущности. Сущее, как единство материи и формы, есть субстанция. Становление субстанции является процессом перехода от материи как “бытия потенциального”, к форме как “актуальному бытию”, который сопровождается снижением потенциальности материи посредством детерминации ее формой. Эта актуализация потенциальности осуществляется посредством действия четырех видов причин: материальной, формальной, деятельной и целевой. Все четыре причины стремятся к самореализации. Вершиной этого процесса является человек. Его отличительная черта – мышление, с помощью которого он соединяет в своем разуме все и всему придает форму и единство и достигает общественного благополучия и всеобщего счастья.

Морально-этическая проблематика, ориентация на индивидуальную жизнь отдельного человека, социальный пессимизм и гносеологический скептицизм – вот отличительные черты, которые объединяют многочисленные и очень разные школы в единый феномен, называемый эллинистической философией. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики

меняют сам идеал философии: это уже не постижение сущего, а поиск путей к счастливой и спокойной жизни. Не стремись к большему, ибо чем больше имеешь, тем больше потеряешь. Не сожалей об утраченном, ибо оно уже не вернется, не стремись к славе и богатству, не бойся бедности, болезней и смерти, ибо они неподвластны тебе. Радуйся каждому мгновению жизни, стремись к счастью с помощью моральных рассуждений и интеллектуального тренинга. Тот, кто не боится никаких потерь в жизни, становится мудрецом, счастливым и уверенным в своем счастье человеком. Его не пугает ни конец света, ни страдания, ни смерть.

Неоплатонизм был последним всплеском греческой античности. В творчестве его наиболее известных и авторитетных представителей (Плотин, Прокл) были разработаны идеи, которые, с одной стороны, выводили философию за пределы античной рационалистической традиции, а с другой – служили интеллектуальной основой для ранней христианской философии и средневековой теологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.009 с.)