Что следует делать, если ваш ребенок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что следует делать, если ваш ребенок



ПОДВЕРГСЯ ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ......................................................................... 16

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМИ

ДОМОГАТЕЛЬСТВАМИ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАМИ............................................. 18

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ИНИЦИАТОР

ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ?.......................................................................... 22

3.1 ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК БУЛЛИ................................................... 24

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК

СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ТРАВЛИ?........................................................................................................... 26

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА: ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ............................................... 28

5. КАК ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО ШКОЛОЙ?................. 30

6. ЭФФЕКТИВНЫЙ РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ — КАК?.............................. 34

7. КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ НА «ТРУДНЫЕ ТЕМЫ»:............... 38

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 42

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ................................................................... 48


НАШИ БЛАГОДАРНОСТИ

Председателю Наблюдательного совета Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание»

С.П. КОРОСТЕЛЕВУ

Первому заместителю председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ

О.В. ОКУНЕВОЙ

Научному руководителю Института образования НИУ «Высшая школа экономики»

И.Д. ФРУМИНУ

За поддержку проекта

На разных этапах его реализации


Руководство представляет собой не просто краткий перечень действий, ко- торые может предпринять родитель, если его ребенок является агрессором или жертвой в ситуации школьной травли. В данном тексте представлено так- же описание самого буллинга, его видов и особенностей. Для современных родителей, которым важны открытость и доверие со стороны ребенка, будет полезно почитать главу о том, как говорить с подростком на «трудные темы». Также памятка может использоваться сотрудниками школы для налаживания просветительской деятельности среди родительского сообщества.


 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ — академик Российской академии образования (РАО), Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор психологических наук, руково- дитель лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ

«Высшая школа экономики», председатель научно-координационного совета РАО по во- просам семьи и детства. Специалист по проблемам психологии личности, социальной, юри- дической и педагогической психологии. Центральными областями специализации являются вопросы психологии агрессии и асоциального поведения, а также вопросы психологии се- мьи и детства.

 

КОНОВАЛОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ — психолог, аналитик лаборатории про- филактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа эконо- мики». Имеет значительный опыт практической работы в системе образования в качестве тьютора и педагога-психолога. Сфера научных интересов включает в себя проблематику подростковой агрессии и буллинга, а также факторов риска асоциального поведения.

 

МОЛЧАНОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — аналитик Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Сфера научных интересов: асоциальные подростки, буллинг, кибербуллинг, сиблинги.

 

НОВИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат психологических наук, на- учный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образо- вания НИУ «Высшая школа экономики». Имеет значительный практический опыт работы в области семейного консультирования. Сфера научных интересов включает в себя диагно- стику, профилактику и коррекцию школьного насилия, агрессии и травли, а также широкого

спектра дисфункциональных поведенческих проявлений у детей и подростков.


 

Явление, которому посвящена данная памятка, называют по-разному:

«ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ», «БУЛЛИНГ», «МОББИНГ»

Если в кабинке туалета регулярно запирают слабого мальчика и не выпуска- ют оттуда, распускают негативные слухи о ребенке-любимчике учителя — это проблема и педагогов, и детей, и непосредственно родителей. К сожалению, в России и во всем мире травля продолжает оставаться частью школьной жизни, поэтому необходимо узнать о ней как можно больше и уметь пра- вильно реагировать в случае обнаружения и для последующего прекращения. Принцип «не буду вмешиваться — сделаю только хуже» может оттянуть или усугубить ситуацию, но и не самые подходящие родительские советы, подоб- ные «дай сдачи» или «не обращай внимание», не помогут решить проблему. Таким образом, цель памятки заключается в предоставлении родителям ком- плексного понимания явления буллинга и практических рекомендаций по его обнаружению, профилактике и противодействию.

 

 

На сегодняшний день ТРАВЛЯ («БУЛЛИНГ») — одна из наиболее актуаль- ных и распространенных проблем в школах и в детских коллективах, которая порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличива- ет риск суицида среди подростков, приводит к распространению и усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам — повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.

 

 

ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из чле- нов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.


Очень часто трудно отличить буллинг от конфликта или единичной драки, по- этому и происходит подмена понятий: родители принимают каждый синяк или царапину за буллинг или, наоборот, даже самые явные признаки оставляют без внимания и оставляют для саморазрешения детские стычки. Существуют основ- ные признаки буллинга, которые не позволят спутать его с другим видом агрес- сивного поведения и помогут его распознать. К ним относятся: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).

 

Во многом развитию буллинга в школьных коллективах способствует и се- мейное воспитание, и то, какой климат сложился в образовательном учрежде- нии. В силу незнания специфики явлений иногда взрослые или сами учащиеся могут непреднамеренно провоцировать травлю (см. Таблицу 1).

 

 

БУЛЛИНГ в школе является широко распространенным феноменом и встре- чается порой и со стороны школьников по отношению к учителям, а порой даже — и наоборот. Важной особенностью буллинга является вовлеченность всех участников коллектива. Даже если они не активные его участники (агрес- сор, жертва), они выступают в качестве наблюдателей и не в меньшей сте- пени несут ответственность за происходящее. Буллинг затрагивает различные сферы человеческой, и в частности, школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни. *

 

 

Выделяют следующие виды буллинга: ПРЯМОЙ и КОСВЕННЫЙ.

Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а косвенная наи- более распространена в средней и старшей школе.

 

* Шапкина А.Н., Из опыта антибуллинговой работы в Германии // Известия АСОУ, научный ежегодник, 2015. Т.2 № 3. с 59-68.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.009 с.)