Комплекты вопросов для практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекты вопросов для практических занятий



Тема: Специфические черты древнерусской литературы. Особенности книжности Древней Руси.

1. Что представляла собой Русь в X-XI вв.? Когда на Руси, по научным предположениям, зародились письменность и письменная литература? Почему их появление не совпадает во времени? Почему мы называем произведения древнерусской литературы памятниками?

2. Каковы объективные предпосылки возникновения древнерусской литературы?

3. Какую роль в ее развитии сыграло устное народное творчество?

4. В чем проявилось влияние на нее переводной литературы?

5. Какие жанры характерны для древнерусской литературы в начальный период?

6. Перечислите основные темы древнерусской литературы.

7. Как решается современной наукой проблема художественного метода древнерусской литературы?

8. Каков характер средневекового миросозерцания и какова его связь с методом и системой жанров древнерусской литературы?

9. Каковы основные периоды развития древнерусской литературы?

10. Перечислите те черты, которые отличают древнерусскую литературу от литературы нового времени (анонимность, рукописный характер, нормативность и др.)

11. Что представляла из себя древнерусская книга? Каков процесс ее создания? Типы древнерусского письма.

12. Каковы представления древнерусских книжников о происхождении письменности и значении книг? («О письменах» черноризца Храбра, «О пользе книг»)

Тема: Жанровое своеобразие и художественные особенности «Повести временных лет».

§ Что было предсказано апостолом Андреем, остановившемся на Днепре? Какие обычаи словен, живших на месте, где затем будет основан Новгород, его поразили?

§ Какие две легенды о личности основателя Киева приводит летописец и зачем он опровергает вторую из них?

§ Что происходит во время похода Олега в Византию? Как ему удается устрашить греков? Какое испытание греки придумали для князя и как он выдержал его?

§ Почему Олег посмеялся над словами волхва, предсказавшего ему смерть от коня?

§ С чем связано убийство Игоря древлянами? По какой причине древляне хотели выдать овдовевшую Ольгу за своего князя Мала? Как Ольга трижды обманула древлян?

§ Назовите эпизод, в котором впервые предстает Святослав как князь и воин? Как был сожжен древлянский город Искоростень?

§ Как безымянный отрок спасает Киев от печенежской осады? За что упрекали киевляне Святослава после осады?

§ Что повествуется в летописи о князе Владимире? Как относится к нему летописец?

§ Как Владимиру удалось убить Ярополка? Почему летописец сравнивает Владимира с царем Соломоном?

§ Как кожемяка победил печенежского богатыря? Какими чертами наделен кожемяка?

§ Как был спасен от осады печенегами Белгород?

§ Почему Мстислав сумел победить в поединке касожского князя Редедю?

§ По какой причине киевляне подняли восстание в 1068 году? В чем причина конфликта князя Изяслава с киевлянами? Как автор объясняет причину его изгнания из Киева?

§ Как толкует летописец причину гибели Бориса Вячеславича в битве на Нежатиной Ниве?

§ Какое решение приняли князья на съезде в Любече? Что послужило причиной нарушения данной на съезде клятвы? Почему Владимир решил не воевать против Святополка за ослепление Василька?

§ Как в летописи характеризуются народные образы («Повесть об осаде Киева печенегами», «Сказание о кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»)? Существуют ли различия в описании народных героев и князей? Если да, то в чем они заключаются?

Тема: Жития и сказания о русских святых и религиозных событиях (XI – начала XIII вв.)

1. В чем заключается важность жанровых канонов в византийской традиции? Каковы типы житий в византийской литературе?

2. Каковы отличительные особенности русской агиографии XI – XIII вв.?

3. Каково своеобразие идейного замысла «Сказания о Борисе и Глебе»? В чем заключается его влияние на художественный облик произведения? Каковы отличия от византийского канона?

§ Почему автор начинает произведение библейской цитатой и какое значение она имеет для раскрытия его замысла?

§ Как построено произведение? В чем оно сходно и чем отличается от повествования о гибели Бориса и Глеба, помещенного в «Повести временных лет»? Какую роль выполняют речи героев?

§ Какова главная идея анонимного «Сказания о Борисе и Глебе» и каковы художественные средства ее выражения?

§ В чем различие поведения братьев-мучеников? Какими приемами изображает их агиограф?

4. Чем отличается по объему изложенных фактов и по облику главного персонажа «Житие Феодосия Печерского» от «Сказания о Борисе и Глебе»?

Тема: Памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси (торжественные поучения в литературе XI – XIII вв.)

Тема: «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник русской литературы XII века

1. Какова история открытия «Слова о полку Игореве»? Что вы можете рассказать о первом издании «Слова?

2. Какова историческая основа «Слова»? (познакомьтесь в хрестоматии с летописными повестями о походе князя Игоря, сравните их построение и различия в повествовании о событиях).

3. Каковы композиционные особенности произведения?

4. Как И. П. Еремин в своей статье «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия Киевской Руси»

аргументирует свою гипотезу о том, что «Слово» – произведение ораторского жанра?

Тема: Формирование и развитие жанра воинской повести в XIII – XV вв.

Тема: Изображение человека в древнерусской литературе

Тема: Русская демократическая сатира XVII века.

Тема: Литературное творчество протопопа Аввакума. Традиционное и новаторское в «Житии протопопа Аввакума»

1. Каковы причины обращения Аввакума к форме жития?

2. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

§ Какие черты композиции соответствуют житийному канону и в чем автор отступает от него?

§ Чем отличаются образ главного героя и приемы его создания от традиционного изображения святого в житии?

§ Как изображает Аввакум исторических лиц в тексте?

3. Какие фрагменты текста вы считаете нужным изучать в школе? Что в произведении Аввакума может привлечь современного читателя?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.006 с.)