Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс преподавателя О.П. Волковой.

Поиск

Давайте посмотрим, какое место занимала музыка в жизни и творчестве поэта на каждом этапе его биографии. Начнем с истоков – с детства поэта.

Мое Захарово»

1 ведущий. Семья Пушкиных на лето уезжала в деревню Захарьино (Захарово), в сорока верстах от Москвы, принадлежавшую бабушке Пушкина по матери – Марии Алексеевне Ганнибал. Наиболее яркие музыкальные впечатления поэта связаны именно с Захарьиным, с народными песнями и крестьянскими гулянками. Здесь в летние месяцы Пушкин проводил свое детство до 1811 года. В этом же месте он слышал старинные крестьянские песни, а также получил первые впечатления от русского народного творчества во всем многообразии его жанров.  

В годы его детства в деревнях крестьянские гулянки постоянно сопровождались балалайкой и волынкой. В произведениях Пушкина мы неоднократно встречаем упоминание о народных инструментах: балалайке, гудке, гуслях, дудочке, пастушьем рожке.

Например, б алалайка присутствует в строфах «Путешествия Онегина» и связана с музыкальной инструментовкой танца под названием «трепак», исторически восходящего к процессу обработки льна:

Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка.
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

2 ведущий. Народные впечатления раннего детства, оставившие яркий след на всей дальнейшей жизни и творчестве поэта, пополнялись также песнями и рассказами двух женщин, близких Пушкину, – бабушки и няни.

Глубоко и тонко отмечены Пушкиным эмоциональные контрасты русской песенности в стихотворении «Зимняя дорога»: «разгулье удалое» и «сердечная тоска». Подобное проникновенное и любовное отношение к русской песне понятно только тому, «чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, – высказывался Гоголь о Пушкине, – что способна понять не блестящие с виду русские песни и русский дух».

  А. Жаров.  «Зимняя дорога». Слова Александра Пушкина. Исполняет хор 3 курса.

Художественный руководитель – Анна Барсова

Хормейстер – Ирина Михайлова

Концертмейстер – Олег Теряев 


Царскосельский лицей

1 ведущий. В 1825 году к очередной годовщине Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «19 октября». В этом произведении есть строки:

«…Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам – Царское Село…»

Впоследствии это четверостишие стало гимном Царскосельскому лицею.

По неточным данным, всего Пушкиным написано более 450 лирических стихотворений. И более 100 из них были созданы в Лицее.

2 ведущий. 19 октября 1811 года… Открытие Царскосельского лицея. Пушкин очутился в непривычной обстановке. Шесть лет без единого отпуска пробыли в стенах Царскосельского лицея его воспитанники. В летние месяцы «первым и почти единственным удовольствием» для них были «вечерние гулянья, в саду музыка, иногда театры».

Среди одноклассников Пушкина выделялись два талантливых композитора – Николай К о рсаков и Михаил Яковлев, произведения которых уже тогда стали популярными и исполнялись за пределами лицея. Музыкально оба были высоко одарены. Николай Александрович К о рсаков, прекрасный поэт и композитор, безвременно погиб от чахотки в Италии в возрасте 20 лет; Михаил Лукьянович Яковлев впоследствии стал талантливым композитором и певцом, а также крупным государственным деятелем России. Его песни исполняются и в наше время.

Друг поэта Иван Иванович Пущин вспоминал о том, как в лицейские годы Пушкин вместе с товарищами ходил слушать полковой оркестр, игравший обыкновенно у дворцовой гауптвахты перед вечерней зарей.

  Георгий Свиридов. «Военный марш» (из к/ф «Метель»). Исполняют Дарья Бочарова, Лия Голикова, Наталья Кухта, Дарья Кириллова.

В эти незабвенные годы Пушкин был автором и соавтором многих текстов так называемых Лицейских гимнов. Почти все тексты лицейских гимнов требуют обильных комментариев в связи с мелкими бытовыми подробностями лицейской жизни. На мелодию какой-либо ходовой песни лицеистами писались злободневные сатирические стихи. Они высмеивали порядки лицейского быта, начальников, товарищей.

А.С. Пушкин. «Вакхическая песня». Читает Василий Черноморец.

1 ведущий.   В январе 1816 года на пост директора лицея пришел Егор Антонович Энгельгардт, и лицейский быт совершенно изменился. Директор устраивал у себя на дому литературные вечера и организовывал экскурсии. С приходом Энгельгардта изменилось и музыкальное воспитание лицеистов; в число преподавателей вступил профессиональный композитор Людвиг-Вильгельм Т е ппер де Фергюс о н, который был и «хорошим учителем хорового пения». Он организовывал для лицеистов различные тематические концерты. Лицеисты горячо полюбили его.

В 1817 году, когда приближался день окончания лицея, Антон Дельвиг написал стихи прощальной песни «Шесть лет», а Т е ппер положил их на музыку. Это было «лучшее, что написал он в своей жизни», по словам лицеиста Модеста Корфа.

Июня состоялся скромный торжественный акт. Энгельгардт каждому лицеисту подарил чугунное кольцо в знак прочности их союза. Гимн разлуки и обетов жил в стенах Царскосельского лицея долгие годы – более сорока лет.

  Юрий Смирнов. «Пушкинский вальс». Исполняет Вера Парфентьева. Класс преподавателя И.Л. Розовского.


Первый петербургский период

2 ведущий. Петербургский период жизни Пушкина – со дня окончания Лицея (1817) до ссылки на юг (1820) – был прежде всего полон ярких театральных впечатлений.

В Петербурге Пушкина захлестнули волны столичных развлечений. Здесь он делается завзятым театралом. Его основные пристрастия – драма, балет, опера. Как завзятый театрал, Пушкин хорошо знал оперных артистов и с некоторыми из них был лично знаком.

В годы пребывания Пушкина в Петербурге в концертах Филармонического общества исполнялись оратории «Времена года», «Сотворение мира» Гайдна, «Христос на Елеонской горе» Бетховена и другие произведения.

В 1820 году поэтом была написана предромантическая поэма-сказка «Руслан и Людмила», вдохновленная древнерусскими былинами, историческими песнями и волшебной сказкой. Пушкин называл поэму «мое игривое творение». В истории отечественной музыки XIX столетия поэма нашла воплощение в творчестве выдающегося композитора Михаила Ивановича Глинки. Михаил Глинка и Александр Пушкин были современниками – Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. Дружба молодых гениев продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

1 ведущий. Михаила Глинку называют «Пушкиным от музыки», поскольку он внес такой же выдающийся вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.
Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за трагической гибели Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых, – Нестору Кукольнику, Валериану Ширк о ву, Николаю Маркевичу и другим.

Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.

  М. Глинка. «Рассказ Головы» из оперы «Руслан и Людмила». Исполняет хор юношей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.006 с.)