Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праздничного концерта, посвященного 220-ой годовщине

Поиск

Пушкин и музыка:

гармония слова и звука

Сценарий

Праздничного концерта, посвященного 220-ой годовщине

Со Дня рождения А.С. Пушкина

Цель мероприятия: знакомство со значением музыки в творческой биографии А.С. Пушкина и значимостью его поэзии в развитии русской музыкальной культуры

Автор и составитель: преподаватель русского языка и литературы ВКК, кандидат филологических наук Митрофанова Лариса Михайловна

Ведущие: студентки группы 3ВГ Шумилина Анна и Шумилина Ксения

 

Санкт-Петербург, 2019

Дорогие друзья, уважаемые преподаватели и студенты!

Мы начинаем наш праздничный концерт «Пушкин и музыка: гармония слова и звука». Он посвящен замечательной дате – 220-летию великого русского поэта. Что значит Пушкин для современного мира, для России нового тысячелетия и для каждого из нас?

Именно в Пушкине с наибольшей полнотой выразились лучшие черты русского национального характера. В нем с наивысшим успехом произошла встреча России с Европой, задуманная Петром Великим. Он внес наибольший вклад в создание нового литературного языка и новой русской литературы. Он был одним из первых собирателей и исследователей народных песен; общался и дружил со многими отечественными музыкантами; уже при жизни поэта на его стихи были написаны прекрасные романсы.

Русская культура складывается, естественно, из великого множества компонентов. Но пушкинский компонент в ней наиболее велик и значительно превосходит любой другой.

Художественный руководитель – Юлия Давыдова

Автор сценария и программы – Лариса Митрофанова 

Ведущие концерта – Анна и Ксения Шумилины

Вступление

 Н.А. Римский-Корсаков. Стихи А.С. Пушкина.

 «Редеет облаков летучая гряда…». Исполняет хор 4 курса.

Художественный руководитель – Юлия Давыдова

Хормейстер – Елена Наклонная

Концертмейстер – Татьяна Куксгаузен

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (Л.М)

 А. Пушкин. «Муза». Читает Екатерина Григорьева.

  1 ведущий. Эти строки из стихотворения «Муза» выражают главные черты всего творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина: удивительную гармоничность, стремление к светлым высоким идеалам, легкость и музыкальность слога.

Основной темой этого произведения, написанного в период Южной ссылки, стали воспоминания поэта о том, как к нему впервые явилась Муза, как он понял, что способен и жаждет писать стихи. Он сравнивает себя с неуверенным и неопытным музыкантом, обучающимся игре на инструменте. Пушкин безмерно благодарен своей «очаровательной» Музе, которая вдохновила его, окрылила и дала силу воли, чтобы заниматься любимым делом. Поэт намеренно не выделяет в стихотворении какой-либо конкретный вид искусства, поскольку своя Муза есть у каждого творца.

2 ведущий.  Музыкальное пушкиниана насчитывает тысячи названий – это оперы, романсы, балеты, симфонические произведения. «Пушкин – неисчерпаемый источник для русской музыки», – писал музыкальный критик Александр Николаевич Серов. Стихи Пушкина музыкальны сами по себе; в музыкальном же переложении выдающихся композиторов они начинают играть новыми красками. В лучших оперных театрах по всему миру: Ла Ск а ла в Милане, Гранд-Опер а в Париже, Метроп о литен- о пера в Нью-Йорке– ставятся знаменитые русские оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского, «Золотой Петушок», «Сказка о Царе Салтане» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского. Благодаря музыкально-театральным постановкам эти произведения Пушкина получили б о льшую и лучшую сценическую историю, чем пушкинские оригиналы, по которым они созданы. Ведь передать всю гармонию стихов Пушкина в переводе на другой язык очень сложно – музыка же не нуждается в переводе.

 П.И. Чайковский. Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама». Исполняют Арина Пирятинская и Анастасия Мокина. Концертмейстер – Элла Лиджи-Горяева.

Мое Захарово»

1 ведущий. Семья Пушкиных на лето уезжала в деревню Захарьино (Захарово), в сорока верстах от Москвы, принадлежавшую бабушке Пушкина по матери – Марии Алексеевне Ганнибал. Наиболее яркие музыкальные впечатления поэта связаны именно с Захарьиным, с народными песнями и крестьянскими гулянками. Здесь в летние месяцы Пушкин проводил свое детство до 1811 года. В этом же месте он слышал старинные крестьянские песни, а также получил первые впечатления от русского народного творчества во всем многообразии его жанров.  

В годы его детства в деревнях крестьянские гулянки постоянно сопровождались балалайкой и волынкой. В произведениях Пушкина мы неоднократно встречаем упоминание о народных инструментах: балалайке, гудке, гуслях, дудочке, пастушьем рожке.

Например, б алалайка присутствует в строфах «Путешествия Онегина» и связана с музыкальной инструментовкой танца под названием «трепак», исторически восходящего к процессу обработки льна:

Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка.
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

2 ведущий. Народные впечатления раннего детства, оставившие яркий след на всей дальнейшей жизни и творчестве поэта, пополнялись также песнями и рассказами двух женщин, близких Пушкину, – бабушки и няни.

Глубоко и тонко отмечены Пушкиным эмоциональные контрасты русской песенности в стихотворении «Зимняя дорога»: «разгулье удалое» и «сердечная тоска». Подобное проникновенное и любовное отношение к русской песне понятно только тому, «чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, – высказывался Гоголь о Пушкине, – что способна понять не блестящие с виду русские песни и русский дух».

  А. Жаров.  «Зимняя дорога». Слова Александра Пушкина. Исполняет хор 3 курса.

Царскосельский лицей

1 ведущий. В 1825 году к очередной годовщине Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «19 октября». В этом произведении есть строки:

«…Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам – Царское Село…»

Впоследствии это четверостишие стало гимном Царскосельскому лицею.

По неточным данным, всего Пушкиным написано более 450 лирических стихотворений. И более 100 из них были созданы в Лицее.

2 ведущий. 19 октября 1811 года… Открытие Царскосельского лицея. Пушкин очутился в непривычной обстановке. Шесть лет без единого отпуска пробыли в стенах Царскосельского лицея его воспитанники. В летние месяцы «первым и почти единственным удовольствием» для них были «вечерние гулянья, в саду музыка, иногда театры».

Среди одноклассников Пушкина выделялись два талантливых композитора – Николай К о рсаков и Михаил Яковлев, произведения которых уже тогда стали популярными и исполнялись за пределами лицея. Музыкально оба были высоко одарены. Николай Александрович К о рсаков, прекрасный поэт и композитор, безвременно погиб от чахотки в Италии в возрасте 20 лет; Михаил Лукьянович Яковлев впоследствии стал талантливым композитором и певцом, а также крупным государственным деятелем России. Его песни исполняются и в наше время.

Друг поэта Иван Иванович Пущин вспоминал о том, как в лицейские годы Пушкин вместе с товарищами ходил слушать полковой оркестр, игравший обыкновенно у дворцовой гауптвахты перед вечерней зарей.

  Георгий Свиридов. «Военный марш» (из к/ф «Метель»). Исполняют Дарья Бочарова, Лия Голикова, Наталья Кухта, Дарья Кириллова.

В эти незабвенные годы Пушкин был автором и соавтором многих текстов так называемых Лицейских гимнов. Почти все тексты лицейских гимнов требуют обильных комментариев в связи с мелкими бытовыми подробностями лицейской жизни. На мелодию какой-либо ходовой песни лицеистами писались злободневные сатирические стихи. Они высмеивали порядки лицейского быта, начальников, товарищей.

А.С. Пушкин. «Вакхическая песня». Читает Василий Черноморец.

1 ведущий.   В январе 1816 года на пост директора лицея пришел Егор Антонович Энгельгардт, и лицейский быт совершенно изменился. Директор устраивал у себя на дому литературные вечера и организовывал экскурсии. С приходом Энгельгардта изменилось и музыкальное воспитание лицеистов; в число преподавателей вступил профессиональный композитор Людвиг-Вильгельм Т е ппер де Фергюс о н, который был и «хорошим учителем хорового пения». Он организовывал для лицеистов различные тематические концерты. Лицеисты горячо полюбили его.

В 1817 году, когда приближался день окончания лицея, Антон Дельвиг написал стихи прощальной песни «Шесть лет», а Т е ппер положил их на музыку. Это было «лучшее, что написал он в своей жизни», по словам лицеиста Модеста Корфа.

Июня состоялся скромный торжественный акт. Энгельгардт каждому лицеисту подарил чугунное кольцо в знак прочности их союза. Гимн разлуки и обетов жил в стенах Царскосельского лицея долгие годы – более сорока лет.

  Юрий Смирнов. «Пушкинский вальс». Исполняет Вера Парфентьева. Класс преподавателя И.Л. Розовского.


Первый петербургский период

2 ведущий. Петербургский период жизни Пушкина – со дня окончания Лицея (1817) до ссылки на юг (1820) – был прежде всего полон ярких театральных впечатлений.

В Петербурге Пушкина захлестнули волны столичных развлечений. Здесь он делается завзятым театралом. Его основные пристрастия – драма, балет, опера. Как завзятый театрал, Пушкин хорошо знал оперных артистов и с некоторыми из них был лично знаком.

В годы пребывания Пушкина в Петербурге в концертах Филармонического общества исполнялись оратории «Времена года», «Сотворение мира» Гайдна, «Христос на Елеонской горе» Бетховена и другие произведения.

В 1820 году поэтом была написана предромантическая поэма-сказка «Руслан и Людмила», вдохновленная древнерусскими былинами, историческими песнями и волшебной сказкой. Пушкин называл поэму «мое игривое творение». В истории отечественной музыки XIX столетия поэма нашла воплощение в творчестве выдающегося композитора Михаила Ивановича Глинки. Михаил Глинка и Александр Пушкин были современниками – Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. Дружба молодых гениев продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

1 ведущий. Михаила Глинку называют «Пушкиным от музыки», поскольку он внес такой же выдающийся вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.
Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за трагической гибели Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых, – Нестору Кукольнику, Валериану Ширк о ву, Николаю Маркевичу и другим.

Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.

  М. Глинка. «Рассказ Головы» из оперы «Руслан и Людмила». Исполняет хор юношей.

Хормейстер – Петр Гайдуков

Южная ссылка

2 ведущий. В мае 1820 года Пушкин был сослан в Екатеринослав, но вскоре вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года, генерала Николая Николаевича Раевского, он уехал на Кавказ.

Молодые друзья поэта – Николай Раевский, который «страстно любил литературу, музыку», и сестра его Мария, «обладавшая живым умом и вокальным талантом», – были для Пушкина спутниками, разделявшими его интерес к творчеству народов Кавказа. Об исключительной музыкальности семьи Раевских говорят «Воспоминания» Марии Раевской, а также ее письма.

С именем Марии Раевской связан и целый ряд лирических стихотворений поэта1820-х годов: «Редеет облаков летучая гряда…», «Погасло дн е вное светило…», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах Грузии…». Уже при жизни поэта или после его ухода они стали романсами благодаря выдающимся русским композиторам Н.А. Римскому-Корсакову, А.К. Власову и другим.

1 ведущий. Картины дикой природы в Пятигорске, аулы, жизнь в палатках и кибитках, где Пушкин непосредственно соприкасался с бытом, нравами и песнями горцев, – все это чрезвычайно обогатило поэта новыми, яркими впечатлениями. Именно в годы Южной ссылки музыка начинает занимать все большее место в жизни Пушкина.  

В Одессе, куда Пушкин переехал весной 1823 года, он попал в круг ярких музыкальных впечатлений: там издавался музыкальный журнал и устраивались концерты. Но особенно привлекательными оказались для поэта оперные спектакли. В Одессе Пушкин впервые слушал музыку Россини и страстно увлекся ею.

Среди одесских знакомых Пушкина, занимавшихся музыкой, следует назвать превосходную пианистку Каролину Соб а ньскую. Поэт посвятил ей стихотворение «Что в имени тебе моем?..».

   Стихи А. Пушкина. «Что в имени тебе моем?..» Читает Николай Шевалдин.

2 ведущий. Одной из постоянных одесских привязанностей Пушкина была графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Их знакомство состоялось в 1823 году. Впоследствии переписка Пушкина и Воронцовой длилась шесть лет. По требованию самой Воронцовой Пушкин сжигал письма, полученные им позднее из Одессы. Все эти годы он рисует на полях рукописей ее профиль, голову, фигуру — стоящей, сидящей, ходящей; отдельно руки, играющие на клавикордах. Елизавете Воронцовой посвящены следующие стихотворения 1820-х годов: «Ночь»; музыка Антона Рубинштейна; «Сожженное письмо»; музыка Цезаря Кюи; «В крови горит огонь желанья» – 27 композиторов написали музыку к этому стихотворению, однако самый популярный романс создал Михаил Глинка.  

Следующеестихотворение «Храни меня, мой талисман» – было создано в 1827 году. Через два года музыку написал композитор Николай Титов. В этом стихотворении речь идет о перстне с сердол и ком. На нем была надпись на древнееврейском языке. С этим подарком Елизаветы Воронцовой поэт не расставался до самой смерти. Умирая, он вручил его Василию Андреевичу Жуковскому.

  Г. Струве.«Храни меня, мой талисман…». Стихи Александра Пушкина. Исполняет дуэт Полины Подшиваленко и Ольги Киорогло. Концертмейстер – Ксения Снеткова.

В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года период так называемой Северной ссылки Пушкина закончился: поэт отправился в Псков, а затем в Москву, где получил прощение нового императора и разрешение проживать в столице.


 

Московский период

1 ведущий. Возвращение поэта из ссылки стало значительной «новостью эпохи».

Остановившись у своего друга Сергея Соболевского, Пушкин часто посещает знаменитый литературно-музыкальный салон княгини Зинаиды Волконской и своего старшего друга, поэта, князя Петра Вяземского.

В конце 1826 года в салоне Волконской выступал виолончелист Матвей Юрьевич Виельгорский, с приездом которого в Москву совпал приезд Пушкина. Виельгорский организовывал у себя в Москве музыкальные у тра, привлекшие многих любителей музыки.

Наиболее продуктивным в музыкальном отношении периодом становится для Пушкина весна 1828 года, названная пушкиноведами «музыкальной». Прежде всего это время знакомства поэта с семьей Шиман о вских, приехавшей в Россию из Польши.

Весной 1828 года Пушкин часто посещал Шимановских, с удовольствием слушая игру на фортепиано Марии Шимановской и с не меньшим удовольствием – пение ее дочерей Елены и Цел и ны. Обе девушки обладали прекрасными вокальными данными.

2 ведущий. В середине марта в Россию вернулся Александр Сергеевич Грибоедов, который, как известно, был не только выдающимся дипломатом и талантливым драматургом, но и прекрасным музыкантом. Он привез с Кавказа несколько понравившихся ему грузинских песен, которые сразу же вошли в моду. На домашних концертах их исполняла Елена Шимановская под аккомпанемент молодого и чрезвычайно талантливого Михаила Глинки. Одна из привезенных Грибоедовым грузинских мелодий была без слов. Глинка исполнил ее как фортепианную пьесу, а Пушкин решил написать к ней слова, в которых выразил то, что волновало его во время исполнения грузинских песен:

Не пой, волшебница, при мне

Ты песен Грузии печальной…

Позднее для публикации в альманахе «Северные цветы» Пушкин заменил «волшебница» на «красавица» и в последнем стихе «милую деву» на «бедную деву». Кто эта же «далекая милая дева»? Мария Раевская, с семьей которой, как мы помним, Пушкин путешествовал по югу в 1820 году. Теперь Мария была в далекой Сибири вместе со свои ссыльным мужем-декабристом.

1 ведущий. Сегодня на текст этого лирического шедевра Пушкина в жанре элегии известны романсы 50 композиторов: Н.С. Титова, М.И. Глинки, М.А. Балакирева, Полины Виардо, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, А.Г. Рубинштейна, С.В. Рахманинова и др.

 Н. Титов. «Не пой, красавица, при мне…». Стихи А. Пушкина. Исполняет Анна Лапушкина. Концертмейстер – Елена Малых.

В 1829 году Пушкин написал стихотворение «Я Вас любил…» – одно из гениальных лирических признаний в любви, имевшего не менее трех возможных адресатов – когда-то любимых поэтом прелестных девушек и женщин Каролину Собаньскую, Анну Оленину, Марию Раевскую. Собираясь жениться на не менее прелестной Наталье Николаевне Гончаровой, поэт как бы прощается со своим настолько эмоционально насыщенным прошлым. На текст этого шедевра сегодня известны р омансы более 70 композиторов: А.А. Алябьева, А.С. Даргомыжского, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, Б.С. Шереметева и других.

Второй петербургский период

2 ведущий. Жизнь Пушкина в столичном Петербурге была насыщена самыми разнообразными музыкальными впечатлениями. Поэт посещал концертный зал В.В. Энгельгардта, который открылся в 1828 году и где проходили концерты Филармонического общества. В этом же году в Петербурге в Большом театре был поставлен «Дон Жуан» Моцарта.

Посещал Пушкин и концерты в доме М.Ю. Виельгорского, который переехал к тому времени в Петербург. Дом Виельгорского на Михайловской площади был широко известен как место постоянных литературных и музыкальных вечеров, шумных обедов и культурных собраний. Здесь два раза в неделю происходили концерты, собиравшие громадное количество слушателей. В его зале часто звучал симфонический оркестр.

Ближайшим другом Пушкина в Петербурге был его лицейский товарищ Антон Дельвиг. Их тесная дружеская и деловая, издательская, связь выливалась в частые встречи. Посещали Дельвига Мицкевич, Шевыр е в, кн. С.Г. Голицын, лицейские друзья Илличевский, Комовский, Лангер, Яковлев, Э ристов. Кружок Антона Дельвига был высоко музыкален. Оживлял компанию веселый и общительный композитор Михаил Яковлев. Именно он ввел в это общество Михаила Глинку.

Хормейстер – Ольга Рубан

Пушкин и музыка:

гармония слова и звука

Сценарий

праздничного концерта, посвященного 220-ой годовщине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.01 с.)