Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок .
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6-17 лет основной средой является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Но даже в тех случаях, когда школьные занятия продолжаются 5-6 часов (в начальной школе), 6-8 (в основной) и 6-9 (в старшей), распределение времени на учебу и отдых, прогулку и сон, занятия по интересам и дополнительные нагрузки определяется тем, как организована работа в школе, насколько она эффективна или утомительна, создает ли дополнительное эмоциональное и физическое напряжение. Организация учебного процесса определяет и время, которое необходимо для приготовления каждого задания по каждому предмету, и распределение домашних заданий по дням недели, по четвертям, и успешность обучения каждого ребенка и всех детей в классе. Проблемы эффективной организации учебного процесса возникли, как только появилась государственная (а значит, по многим параметрам стандартизованная) система обучения и классно- урочная система работы. При такой системе работы сложно учесть индивидуальные особенности ребенка. Хотя дети даже одного возраста имеют разные возможности концентрации внимания, восприятия информации, памяти, мышления и т.п. Необходимо было определить какие-то общие (приемлемые для большинства) условия обучения. С середины XIX в. началось активное изучение влияния учебных нагрузок и условий обучения на здоровье школьников. Уже в 70-х гг. XIX в. профессор Н.И. Быстров и доктор В.Г. Нестеров установили, что процент головных болей и расстройств нервной системы увеличивается пропорционально возрасту и количеству часов, уходящих на систематическое обучение. Однако с момента возникновения государственной школы и до настоящего времени проблема эффективной организации учебного процесса, не наносящего вреда психическому и физическому здоровью детей и дающего высокое качество обучения, волновала педагогов, медиков, психологов, родителей. И сегодня многие российские школьники согласятся с оценкой «школьного состояния души», которую дал почти полтора века назад Л.Н. Толстой: «Все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания». Очень интересно, что, анализируя ощущение Л.Н. Толстого в аудитории будущих педагогов и психологов и обсуждая, чем могло быть вызвано такое отношение к школе, мы получили следующие ответы:
- с неумением педагогов общаться с учащимися (72%), - с незнанием психологии детей (67%), - с высокими требованиями (36%), - с большим объемом знаний (29%). Как видим, на первое место по значимости причин, вызывающих «страх, напряжение памяти и внимания», будущие педагоги и психологи поставили тактику общения педагога и учащихся, и никто при этом не выделил как значимую причину организацию учебного процесса. Безусловно, тактика общения учителя с учеником имеет очень большое значение, но на занятиях самого отзывчивого, справедливого, знающего и любимого педагога на седьмом уроке физики у учеников возникает не просто напряжение, а перенапряжение. И чем больше ребенок старается, не желая огорчать любимого учителя, тем сильнее может быть именно то «состояние страха, напряжения памяти и внимания», о котором писал Л.Н. Толстой. Мы часто слышим: «Если детям интересно, они не устают». Это заблуждение. Дети могут не осознавать утомление, оно маскируется положительными эмоциями - интересом, удовольствием, удовлетворением, но утомление коварно, оно постепенно накапливается, срыв здоровья оказывается почти всегда неожиданным. Почему он происходит? На наш взгляд, основная причина - недостаточное знание возможностей ребенка, его особенностей, неумение прогнозировать влияние на ребенка различных требований и условий обучения. Но это не столько вина педагога, сколько его беда. Просто знание ребенка еще не стало основой педагогики. Великого русского педагога К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником наших знаний о психофизиологических основах организации учебного процесса. В своем труде «Педагогическая антропология» (1865-1869) К.Д. Ушинский, выделяя теоретические основы педагогики, ставил в один ряд с логикой и философией физиологию и психологию и делал вывод: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
К.Д. Ушинский считал, что педагогу необходимы обширные знания по физиологии и психологии, «но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою». Для того чтобы рассматривать принципы и условия эффективной организации учебного процесса, необходимо определить, что мы под этим понимаем. Эффективная организация - это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления. Работа (учеба) «любой ценой» и на пределе возможностей очень часто заканчивается срывом - и физическим, и психическим. К сожалению (и это подтверждают наши многолетние исследования), главной задачей педагога остается задач а «научить», а неудовлетворительный результат списывается на: - низкие способности ребенка, - нежелание учиться, - отсутствие необходимых усилий родителей и многие другие причины. Сама организация учебного процесса практически не анализируется. Нынешние 9-10 классники, как правило, учились в начальной школе три года и «перескочили» из 3-го в 5-й класс. 1993-1995 гг., когда они начинали обучение, были периодом активного внедрения в школу «скоростных» критериев оценки навыка чтения. С секундомером в руках проверяли скорость чтения педагоги, методисты, родители. Никто не хотел видеть, какой ценой дается высокая скорость чтения, а для большей части детей эта цена была явной - невротические расстройства (до заикания и энуреза), повышенная тревожность, страхи, нежелание идти в школу. Несмотря на тревогу физиологов и врачей, несмотря на доказательства несоответствия этих требований возрастным возможностям артикуляционного аппарата, слухового восприятия информации, темповой организации речевой деятельности и других функций, насилие над детьми продолжалось (увы, в некоторых школах продолжается и сейчас). Уже тогда от 40 до 60% детей начальной школы имели непроходящие трудности чтения, но методика обучения и требования не изменились. Не следует забывать и о том, что при трехлетнем обучении в начальной школе (при котором объем учебного материала по сравнению с четырехлетней школой не только не сократился, но и увеличился) сильно интенсифицировался весь процесс обучения. А навык чтения - это сложнейший процесс, психофизиологические механизмы которого формируются постепенно, медленно. Форсирование темпа чтения на начальных этапах обучения не позволяет формировать навык чтения, тормозит его. При быстром чтении на начальных этапах формируется неэффективный механизм так называемого «механического чтения», при котором ребенок тратит все силы на то, чтобы «быстро произносить», но при этом не следит за смыслом, не понимает текст. Позже переучить его, научить читать осознанно оказывается практически нерешаемой задачей.
Сложно ожидать высокого результата, если учебный процесс не соответствует возрастным возможностям детей. Тем более что в основной школе уже никто не возвращается к азам чтения. Пятиклассник должен уметь читать, понимать текст, анализировать информацию, а не может, значит, по мнению многих, «не старается», «недостаточно занимается» или просто «ленится». Так, неэффективная организация учебного процесса приводит к низкому качеству обучения. Мы не анализировали, какой ценой далось это обучение, хотя и знаем, что для многих детей цена оказалась чрезмерно высокой, и это связано не только с напряженностью самого процесса, но и с теми неудачами, которые на протяжении всех лет обучения переживают «плохо читающие» школьники. Организация учебного процесса может быть неэффективной, и тогда физиологическая и психологическая цена обучения чрезмерна (эта цена - физическое и психическое здоровье), и главная цель обучения - качество (в широком смысле этого слова) остается недостижимой. Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех основных принципов: - рациональная организации учебных занятий; - соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся; - адекватность требований школы психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. Рациональная организация учебного процесса - это прежде всего соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника и определяют требования к помещению школы, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья школьников. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку детей и в школе (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). В СанПиНах даны и возрастные нормативы сна, прогулок на воздухе. Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка совсем не мала. Например, для второклассников (при пятидневной учебной неделе) - это 5 уроков в школе и до 1,5 часов домашних заданий, то есть 6,5 часов. У старшеклассников нагрузка значительно выше - 6 часов в школе и до 4 - домашних заданий, то есть 10 часов. Напомним, что рабочий день взрослого человека длится 8 часов. Но далеко не у всех детей, особенно в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением ряда предметов, учебная нагрузка действительно называемая внешняя регламентация. Любой учитель знает, что иногда один урок может вызвать такое напряжение и утомление, какого не вызовет и целый учебный день, а бывают учебные дни, которые стоят недели. Значит, сам урок, учебный день и учебную неделю можно организовать по-разному.
Итак, первый принцип эффективной организации учебного процесса - это рациональная организация учебных занятий. Рациональная организация учебных занятий - это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, Среди относительно простых и доступных показателей могут быть выделены следующие: 1) Общая школьная учебная нагрузка (уроки, дополнительные занятия, факультативы). Анализ расписания учебных занятий, общей школьной учебной нагрузки в течение учебной недели, четверти, года позволяет оценить, рационально ли организован учебный процесс в школе, как распределяется нагрузка по дням недели, по четвертям, учитываются ли изменения функционального состояния учащихся в течение учебной недели и года. 2) Общая внешкольная учебная нагрузка (домашние задания, включающие не только время приготовления уроков, но и подготовку рефератов, сочинений, чтение необходимой литературы). Анализ внешкольной (учебной) нагрузки также позволяет оценить эффективность организации учебного процесса. Можно понять, какие педагоги, учебники, программы перекладывают нагрузку на домашние задания, как перераспределяется эта нагрузка в течение учебной недели, четверти, учебного года. 3) Анализ общего режима дня и вне- учебных. занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рационально ли организован режим, оставляет ли учебная нагрузка время на дополнительные занятия, занятия по интересам, время на отдых, полноценный сон и т.п. 4) Анализ функционального напряжения (по поведенческим реакциям) позволяет понять, насколько сложен для организма весь комплекс учебных нагрузок. 5) Анализ субъективной оценки настроения,позволяющий понять, как чувствует себя ученик в процессе учебных занятий и в течение дня. 6) Анализ работоспособностидает возможность оценить выраженность и степень утомления, адекватность учебных нагрузок. Первые четыре показателя можно использовать при массовом мониторинге, анализ работоспособности - при решении более узких задач. В качестве дополнительных показателей школьный психолог может проанализировать уровень школьной мотивации, тревожность, школьный врач - текущую заболеваемость (среднее число пропусков по болезни за определенный период или число неболевших учеников).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.018 с.) |