Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиология психолого-педагогических школьных трудностей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики... Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?
К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации. - не только слабая концентрация внимания; - низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; - несформированность рефлексивных способностей; - отсутствие учебной мотивации; - неадекватность самооценки; - определенные черты характера (чрезмерная импульсивность); - отрицательные психические состояния; - негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Например, многие дети страдают оттого, что не соответствуют требованиям родителей. Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае – в первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего психофизиологического развития многого просто еще не может! Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые. Школьная неуспешность часто вызывает: - агрессию, - чувство противоречия, - приводит к грубым нарушениям дисциплины,
- сопровождается страхами, - отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена: -различными причинами, -иметь разные последствия, -поэтому требует тщательного обследования, как самого ребенка, так и его ближайшего окружения. В задачу психолога входит: - определение готовности детей к школе, - выявление причин школьных трудностей. С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей. Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить. Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование. Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку:
- постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, - слышать слова одобрения, - видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками. Часто неуспешность учащихся связана с: - боязнью высказывать свои мысли, - отвечать на вопросы, - проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов. - умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: - все делать вовремя, - чувствовать ситуацию, - применять рациональные средства для достижения поставленной цели, - притягивать к себе людей, - испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, - не унывать, не пасовать перед трудностями, - бережно относиться к своему здоровью и т.д. Важнейшими составляющими школьной успешности являются: - здоровье, - творческая самореализация, - позитивность мышления, - активность, - адекватная самооценка, - осведомленность, - произвольность психических процессов, - сформированность базовых учебных навыков, - высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), - мотивационные факторы и т.д. Неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены «школьные трудности», под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к: - ухудшению состояния здоровья, - нарушению социально-психологической адаптации, - к снижению успешности обучения. (М.М.Безруких).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.244.75 (0.008 с.) |