Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слайд. Версии происхождения триумфальной арки.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Культура триумфа 2 слайд. Триумф в Древнем Риме - это торжественное вступление в столицу государства полководца-победителя и его войска и их шествие по определенному маршруту, от Марсова поля через весь город на Капитолий. Триумф занимал самое почетное место среди персональных наград за воинские заслуги. Он особым образом почитался в римском государстве, служил темой не только произведений литературы, искусства, но и других областей духовной культуры. Триумф становится одной из важнейших составляющих римской культуры в эпоху Республики и, особенно, в эпоху Империи. 3 слайд. В ряду архитектурных мемориальных сооружений античного Рима значительное место занимают памятники, прославляющие прежде всего победоносные войны государства, - это триумфальные арки, триумфальные колонны и трофеи. Но не все они получили равнозначный социальный и политический статус, одинаковое развитие и распространение: приоритет римская культурная традиция отдала триумфальным аркам. С них мы и начнем наш разговор. Триумфальная арка. 4 слайд. Триумфальная арка – это отдельно стоящий архитектурный памятник, монументальное сооружение, представляющее собой архитектурно оформленную арку. Слайд. Функции арки. Скорее всего, первое предназначение арки было чисто функциональное: она служила, наряду с колоннами и скульптурными базами, местом для размещения посвятительной надписи и для установки военных трофеев и статуй триумфаторов. Но более важной считается религиозное, магическое значение триумфальной арки, где сам проход под нею римского войска очищал его от скверны пролитой крови, проводя как бы обряд очищения, искупления перед уходом на войну и при возвращении. Также существуют и другие функции: политическая – утверждение силы и мощи римского владычества; триумфальная – возвышение над всеми смертными того, кому эта арка посвящалась; мемориальная – нацеленность на вечность, символ какого-либо знаменательного события, героической личности или административно-хозяйственных достижений, знак своего времени и эпохи; а также дидактическая и художественная. Триумфальная арка периода Республики и периода Империи. Вероятно, следует различать триумфальную арку периода Империи, представляющее отдельное архитектурное сооружение, воздвигнутое в честь побед или торжественного въезда в город правящего императора, и арку или, вернее, свод, которую во времена Республики устанавливали на маршруте триумфального шествия – в честь победоносных полководцев, само название которой подчеркивает ее конструктивную составляющую: наличие сводчатого перекрытия. Слайд. Классификация римский триумфальных арок. Существует три классификации триумфальных арок (По Поплавскому): 1) По признаку пролетности · Однопролетные · Двухпролетные · Трехпролетные · многопролетные 2) По признаку ярусности · Одноярусные · Двухъярусные · Многоярусные 3) По архитектурно-конструктивному признаку · Арочные · Арочно-архитравные · Архитравные Слайд. Арка в Аримине. Среди дошедших до нас арок одна из наиболее древних — арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н. э., построенная в ознаменование реконструкции Фламиниевой дороги. Благодаря относительно малой глубине свода арка, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Памятник был частью древнего кольца оборонительной стены, остатки которой все еще видны по бокам от арки, ныне изолированной, после сноса стен и зданий вокруг нее в 1930-х гг. 13 слайд. Пролет арки обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными[1] частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. На медальонах впервые появляются изваяния голов Юпитера, Аполлона, Нептуна и Минервы. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет. Вершина арки, возможно разрушенная землетрясениями, в Средние века была заменена зубчатыми стенами. Таким образом, конструкция и декор арки в Римини мало согласованы друг с другом и в целом производили впечатление прорезанной проемом стены, на которую была наложена архитектурная декорация. 14 слайд. Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории) построена в 25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии. Она является дальнейшим шагом к выработке зрелого типа монументальной арки: арка уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами коринфского ордера (триглифы антаблемента относят арку к дорическому ордеру), и одним глубоким сводчатым проходом. Пролет обрамлен преувеличенно широким профилированным архивольтом. Антаблемент главного ордера раскрепован над проемом арки с обрамляющими его полуколоннами и подчеркивает значение средней части. Внутренняя часть арки была украшена росписями. По сравнению с аркой в Римини, богатство декоративного убранства в ней возрастает: появляется вторая пара колонн по углам фасадов, подчеркивающая выделение арки в самостоятельное объемно пространственное сооружение с развитым глубинным измерением. Украшения, как свойственно ранним аркам, отсутствуют.Арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом. В то же время некоторые архитектурные членения здесь еще разномасштабны и плохо согласованы друг с другом (отсутствие соразмерности между полями стены и колоннами, между главным и вспомогательным ордерами и т. д.). Арка представляет интерес хотя бы потому, что основные черты ее схемы войдут в классический тип триумфальной арки времени Флавиев и Траяна. Слайд. Арка в Араузио. Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена около 25 г. н. э. в Араузио. Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арке Аримини. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки — прием, очень употребительный в восточноримской архитектуре. Династия Флавиев. Завершение становления однопролетной арки как типа архитектурного сооружения. Слайд. Арка Тита. Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной мраморной арке Тита, посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнута в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги. Отличительные особенности арки — ясное соответствие внутреннего содержания и архитектурной композиции, соразмерность главных частей и деталей и несколько холодная парадность целого, снижающая художественные достоинства монументального общего облика. О могуществе правящей верхушки императорского Рима должно было говорить грандиозно-масштабное решение композиции арки и величие ее архитектурных форм. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. Масштабную композицию арки подчеркивает ее устремление в высоту, которое создается несколькими композиционными средствами: постановкой ее на высоком пьедестале, устремлением колонн ввысь, вертикальным членением стены, сосредоточением наиболее важных в смысловом и в декоративном отношении частей вверху арки и, наконец, расположением аттика над ордерной частью, квадриги со статуей императора — над аттиком. 20 слайд. Основное назначение арки — демонстрировать величие и могущество императорской власти, напоминая о государственных заслугах одного из представителей династии Флавиев. Это основное содержание выражалось в увенчании арки статуей императора на триумфальной квадриге, в посвятительной надписи, в скульптурных рельефах. Главное место в композиции занимала статуя императора, для которой вся арка играла роль монументального пьедестала. Посвятительная надпись с упоминанием имени императора занимает в арке второе по важности место — на аттике, под статуей императора. Арка была в меру украшена рельефами, что не свойственно данной эпохе. Скульптурный декор сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. На аттике, как уже говорилось, была размещена посвятительная надпись, а затем – рельефный фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу. Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма. Мастер представил людей не мерно и спокойно движущихся, а тяжело ступающих, могучих, отягощенных захваченными трофеями. Рельеф был согласован с реальным под аркой движением, был частью архитектуры. Поверхности, которые оставались свободными от рельефов, придавали монументу величие и строгость. 21 слайд. Особенностью арки является то, что в ней впервые был применен композитный ордер. Отличительной особенностью «композитного», или «сложного», ордера является его капитель. Композитная капитель представляет собой видоизменение капители коринфского ордера, с использованием мотивов ордера ионического, и может рассматриваться как дальнейшее развитие этих двух ордеров. Династия Антонинов К числу характерных произведений монументальной архитектуры времени Траяна относятся арки. Слайд. Арка Константина Почти все недостатки Арки Септимия Севера были преодолены в арке Константина, построенной в 315 г. между Колизеем и Палатином. Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I — начала II вв., что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на "сборность" и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. 28 слайд. Узкие полосы фриза южного фасада заполнены многофигурными композициями: торжественными собраниями в присутствии императора. Движения людей в рельефах скованы и застылы. В сценах празднеств во главе с императором царит официальность, однообразные плоские фигурки людей кажутся неживыми манекенами. Для акцентирования центральной части сооружения применен необычный прием. Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи. Редкие типы арок. Кроме одно- и трехпролетных арок существовали более редкие двухпролетные, ставившиеся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т. п. Также существовал еще интересный тип четырехстолпных арок — тетрапилов (квадрифронс). Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны. Слайд. Арка Германика. Примером редкой двухпролетной арки служит арка Германика, построенная в начале 1 века во Франции, в историческом центре Сента. Согласно сохранившейся надписи, она воздвигнута в честь императора Тиберия, его сына Друза и племянника Германика. 30 слайд. Первоначально арка располагалась на античном мосту через Шаранту, в завершении римской дороги между Лионом и Сентом. Она украшена плоскими пилястрами коринфского ордера и посвятительной надписью на аттике. Слайд. Арка Адриана. Арки сохранились во многих провинциальных городах империи. Провинциальные архитекторы, возводившие арки, по-своему истолковывали римские принципы. Это хорошо показывает арка Адриана в Афинах, поставленная в 120 г. н. э. на границе старого и нового города и оформлявшая вход в Олимпейон. Являясь одновременно мемориальной аркой и воротами, включенными в ограду, она сильно отличается по своему облику от большинства римских арок. Вместо массивного аттика ее увенчивает легкая колоннада с двусторонней эдикулой в центре. Несколько большая ширина нижней части создает впечатление устойчивости конструкции, не лишая ее легкости и стройности. В то же время чрезмерная ширина прохода и то обстоятельство, что архивольт врезается в архитрав, показывают, что греческим архитекторам было трудно проникнуть в логику римских конструктивных решений. Арка Адриана показывает греческую переработку римской архитектурной темы; она очень удачно вписывается в окружающий городской пейзаж, которому не соответствовала бы рядовая римская арка, слишком тяжелая для архитектуры Афин. Слайд. Арка Тимгаде Очень распространенным в провинциях был тип трехпролетной триумфальной арки. Особенно интересна трехпролетная арка в Тимгаде, обычно называемая аркой Траяна, хотя она построена несколько позднее. Здесь отчетливо видно, как изменилось оформление углов трехпролетных арок. В самых ранних арках (в Араузио) угол оформлен трехчетвертной колонной, в Тимгаде ее заменила пилястра, а в более поздних (арки Септимия Севера и Константина в Риме) оформление угла отсутствует. Четыре коринфские колонны на фасаде арки уже не связаны непосредственно с пилоном. Раскреповка антаблемента арки в Тимгаде и два сегментовидных фронтона, соединяющих колонны попарно, создавали впечатление, что они обрамляют в большей степени боковые проходы, чем центральный. Ниши со статуями над малыми проходами были обрамлены колонками, опиравшимися на консоли. Своеобразие арки в Тимгаде заключается в акцентировании боковых частей фасада. Их пластическая разработка представляет контраст плоскостной, заглубленной центральной части арки. В решении арки был применен целый ряд сложных композиционных приемов: глубокий рельеф, многократная креповка, кривые линии на фасадах. На территории бывшей Римской Империи есть еще большое количество триумфальных арок. Их все, по понятным причинам, я рассмотреть не могу, поэтому перейдем к знакомству с триумфальными колоннами.
Триумфальные колонны. 35 слайд. Триумфальная колонна — монумент или памятник в виде отдельно стоящей высокой колонны на постаменте, возводимой в честь памятных событий или конкретных исторических личностей — императоров или полководцев. Слайд. Колонна Траяна. Лучшим образцом триумфальных колонн служила колонна Траяна. На форуме Траяна, на северо-восточной стороне базилики Ульпия находится небольшая углубленная площадка, ограниченная как зданием самой базилики, так и двумя залами библиотеки. В центре этой площадки была установлена Колонна Траяна, созданная архитектором Аполлодором Дамасским между 108-113 гг. н. э. 41 слайд. Надпись на пьедестале колонны сообщает: «Сенат и Народ Рима Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну Божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в семнадцатый раз, Императору в шестой раз, Консулу в шестой раз, Отцу Отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения столь значительных сооружений». В этой надписи, выполненной при жизни Траяна, не могло быть прямо указано на еще одно предназначение Колонны – впоследствии устроить здесь захоронение праха императора, но по мнению некоторых историков оно подразумевалось изначально. 42 слайд. Фактическая высота колонны, исполненной из каррарского мрамора и составленной из пустотелых блоков, равна 29,77 м. Общая высота колонны вместе с пьедесталом – почти 40 м. Для пьедестала было использовано 8 массивных каменных блоков, а для верхней части – еще 19 цилиндрических барабанов и блок капители. 43 слайд. По своим основным деталям колонна может быть отнесена к дорическому ордеру: ее база состоит из большого вала и полки, а гладкий абак капители поддерживается полуциркульным эхином, украшенным обычной для римско-дорического ордера порезкой из иоников, которые приобрели здесь гигантские размеры. Мощный вал базы не оставлен гладким, как в обычном дорическом ордере: он сплошь покрыт листьями и перевит лентами, причем, в расчете на более близкую точку зрения, эта порезка исполнена в относительно мелком масштабе. Такая порезка, вводя детали обычного масштаба, подчеркивает громадные размеры колонны. 44 слайд. Позолоченная бронзовая статуя Траяна, венчавшая Колонну, исчезла еще в средние века. На ее место в 1588 г. папа Сикст VI поместил статую апостола Петра, существующую до сих пор. 45 слайд. В полой колонне находится винтовая лестница, состоящая из 180 ступеней, ведущих к небольшой смотровой площадке на ее вершине, а 43 узких разреза в мраморе исполняют роль небольших окон, освещающих с помощью дневного света внутренность колонны. 46 слайд. Три стороны кубического пьедестала украшены рельефами с трофеями и оружием, и у его юго-восточной стороны есть дверь, выше которой и помещена длинная просветительская надпись – в виде доски, которую несут две летящие Виктории. Внутри пьедестала имеется вестибюль со входом на лестницу и небольшое прямоугольное помещение, в которое, вероятно, и была помещена золотая урна с прахом Траяна. По другой версии, для праха императора была построена отдельная гробница, вплотную к северо-западной грани пьедестала. Чтобы обеспечить устойчивость колонны, после 1764 года это помещение было заполнено бетоном и замуровано, но еще ранее оно было ограблено 47 слайд. Особого внимания заслуживают многофигурные скульптурные рельефы. Вся поверхность Колонны, от основания до вершины, покрыта рельефами, когда-то ярко раскрашенными, которые опоясывают ее по спирали в 23 витка, изменяясь по ширине, и представляют основные эпизоды двух военных кампаний Траяна в Дакии (всего 114 сюжетов!), являясь одновременно наглядной и подробнейшей энциклопедией вооружения и атрибутов римской армии. Средняя высота всех фигур (общее количество около 2500!) на рельефах составляет около 60 см. Считается, что рельефы на барабанах вырезались еще до того, как из них собрали фуст колонны. 48 слайд. В руках некоторых воинов, изображенных на рельефах, пробурены миниатюрные отверстия – по-видимому, в них вставлялось металлическое оружие или инструменты. По всей высоте колонны рельефы исполнены с равной степенью проработки деталей, несмотря на то, что с земли хорошо видна только нижняя часть спирали. 49 слайд. Бесконечный свиток рельефов разделен на 2 части: нижняя изображает первых поход на даков 101-102 гг., верхняя – второй поход 105-106 гг. и гибель царя даков Децебала. Эти части разделены изображением крылатой Виктории, стоящей между трофеями и пишущей имя победителя на щите. Отдельные батальные сцены отделены друг от друга вставками различных вертикальных элементов (дерево, стоящий человек и др.), сами рельефы, вероятно, сразу же были раскрашены в различные цвета, а детали оружия и доспехов покрыты металлом. Скульптурное описание первой кампании открывается фигурой бородатого старца, возлежащего в гроте. Это – речное божество Истр (Дунай), покровительствующее победам римского оружия. Военные действия начинаются переходом римского войска через реку по понтонному мосту, настеленному на корабли. Также мы можем видеть многочисленные батальные сцены: переправы, осады, жертвоприношения, обращение императора к войскам, конные сражения, поджог вражеских селений, разрушение крепостей и много другое. По современным толкованиям, подобная форма памятника, обвитого широкой полосой рельефов, должна была изобразить развернутый свиток папируса. Таким образом, колонна Траяна, по идее, являлась самой замечательной из «рукописей», собранных в окружающих ее библиотеках Форума: весь ее огромный фуст был как бы обернут одним гигантским бесконечным свитком, в сюжетах которого рассказана история двух победоносных походов Траяна в Дакию. Все изображенные сцены помещены на колонне в хронологическом порядке – снизу-вверх, против часовой стрелки. Слайд. Колонна Константина. Интересной является колона Константина, установленная в 328 году на форуме Константина в Стамбуле (Турция). Колонна была воздвигнута в центре овального форума Константина (ныне площадь Чемберлиташ). Ствол колонны высотой 25 м состоял из семи порфировых барабанов — блоков цилиндрической формы. Отличительной особенностью колонны является то, что барабаны были охвачены железными обручами и бронзовыми позолоченными венками из лавровых листьев. Восьмой верхний барабан был мраморным. 56 слайд. Далее шла мраморная капитель, на абаке которой стояла золотая статуя императора Константина в образе бога Аполлона в венце из семи лучей. В этот венец был вплавлен гвоздь от Животворящего Креста, на котором был распят Христос, поэтому жители города одно время называли этот памятник «колонной гвоздя». В правой руке императора находился шар-держава, в левой — вероятно, лабарум с христианской символикой. Колонна стояла на пятиметровом основании из порфира в виде усечённой правильной четырёхступенчатой пирамиды, в верхней части которой был вырезан барельеф. На это указывает рисунок немецкого художника Мельхиора Лориха, созданный в 1561 году. Основание также было украшено надписью, где император Константин обращался к Иисусу с просьбой оберегать его город. Снизу колонну окружал сводчато-арочный тетрапилон (значение – см. Арка Януса, иллюстрация – слайд 54), вмещавший святилище: как утверждают, здесь хранились останки крестов двух разбойников, на которых они были распяты рядом с Иисусом Христом на Голгофе, затем корзины, оставшиеся после Чуда умножения хлебов и рыбы, и сосуд с миром, которым пользовалась Мария Магдалина, омывая ноги Христу. А теперь перейдем к изучению римских трофеев. Трофеи. 57 слайд. Трофей - тип древнеримского сооружения: монумента-трофея (памятника полководцу-триумфатору). Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. 58 слайд. Римляне первоначально не ставили трофеев, а уносили домой взятые на поле сражения неприятельские доспехи, которыми они украшали общественные здания и частные жилища. Но позднее они переняли обычай увековечивать победу трофеями у греков. Греки ставили памятники на возвышении и посвящали какому-либо божеству, причем на особой надписи отмечались имена победителей и побежденной стороны. Первые римские трофеи, о которых сообщают древние писатели, были воздвигнуты Домицием Агенобарбом и Фабием Максимом в 121 году до н. э. после победы над аллоброгами, для чего были воздвигнуты при слиянии реки Роны с Изарой возвышения из белого камня, увенчанные взятым у неприятеля оружием. Культура триумфа 2 слайд. Триумф в Древнем Риме - это торжественное вступление в столицу государства полководца-победителя и его войска и их шествие по определенному маршруту, от Марсова поля через весь город на Капитолий. Триумф занимал самое почетное место среди персональных наград за воинские заслуги. Он особым образом почитался в римском государстве, служил темой не только произведений литературы, искусства, но и других областей духовной культуры. Триумф становится одной из важнейших составляющих римской культуры в эпоху Республики и, особенно, в эпоху Империи. 3 слайд. В ряду архитектурных мемориальных сооружений античного Рима значительное место занимают памятники, прославляющие прежде всего победоносные войны государства, - это триумфальные арки, триумфальные колонны и трофеи. Но не все они получили равнозначный социальный и политический статус, одинаковое развитие и распространение: приоритет римская культурная традиция отдала триумфальным аркам. С них мы и начнем наш разговор. Триумфальная арка. 4 слайд. Триумфальная арка – это отдельно стоящий архитектурный памятник, монументальное сооружение, представляющее собой архитектурно оформленную арку. Слайд. Функции арки. Скорее всего, первое предназначение арки было чисто функциональное: она служила, наряду с колоннами и скульптурными базами, местом для размещения посвятительной надписи и для установки военных трофеев и статуй триумфаторов. Но более важной считается религиозное, магическое значение триумфальной арки, где сам проход под нею римского войска очищал его от скверны пролитой крови, проводя как бы обряд очищения, искупления перед уходом на войну и при возвращении. Также существуют и другие функции: политическая – утверждение силы и мощи римского владычества; триумфальная – возвышение над всеми смертными того, кому эта арка посвящалась; мемориальная – нацеленность на вечность, символ какого-либо знаменательного события, героической личности или административно-хозяйственных достижений, знак своего времени и эпохи; а также дидактическая и художественная. слайд. Версии происхождения триумфальной арки. Существуют множество версий происхождения триумфальной арки. Вот некоторые из них. 1) Греческое происхождение. Известно о распространении сводчатых покрытий в архитектуре эллинистического периода, где было распространено представление о священных дорогах – пропилеях, имеющих обрядовое значение. Их ставили в начале и в конце улиц, на перекрестках, на границе священного участка храма. Иногда на них устанавливались статуи или скульптурные группы, изображавшие богов, героев, правителей. 2) Этрусское происхождение. У этрусков в надгробных сооружениях арочные своды иногда обрамлялись ордером, что придавало им более величественный вид. 3) Изобретение Демокрита. В период Империи римляне приписывали философу Демокриту изобретение архитектурного свода, «в котором изгиб наклонно положенных камней замыкается срединным камнем». 4) Porta Triumphalis. Прообразом триумфальных арок называют триумфальные ворота, через которые, как считают, входили в город полководцы, празднующие триумф. По некоторым толкованиям, эти ворота находили на Марсовом поле. По другой версии, Триумфальные ворота были переносными и могли быть установлены в любой точке победоносного маршрута. 5) Еще одним прообразом римских триумфальных арок считаются крепостные городские ворота, и др. 7 слайд. География размещения триумфальных арок. Общее число триумфальных и памятных арок со 2 в. до н. э. по 5 в. н. э. составляет более пятисот. Триумфальные арки возводили не только в самом Риме и других городах Италии, но и во многих провинциях государства. В провинциях количество арок определялось продолжительностью вхождения той или иной области в состав Римской империи, а также степенью взаимовлияния местной культуры и римской культурной традиции. В самом Риме была воздвигнута 71 арка, причем 36 из них уже в конце поздней античности. Многие из них не сохранились. О них мы знаем из косвенных мемориальных или литературных источников. Кроме возведенных в Риме 71 арки, за весь рассматриваемый период на территории Италии определенно известно - 43, на территории современных Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии - 37, в Испании и Португалии - 18, в Северной Африке - 105, в Греции и странах Балканского полуострова - 31, в Малой Азии - 36, Сирии и сопредельных ей странах Азии - 19, в Египте - 5 триумфальных памятников. Сюда входят и недатированные памятники неизвестного посвящения, а также неустановленного местонахождения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.02 с.) |