Слайд . Арка сергиев в пола. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слайд . Арка сергиев в пола.



Дальнейшее развитие римской арки позволяет проследить арка Сергиев в Пола [2]. Она была поставлена в 29-28 гг. до н. э. знатной горожанкой Сальвией Постумой в честь трех ее погибших братьев и носила ярко выраженный мемориальный характер. Небольшие размеры и стройные пропорции просвета вместе с впервые появляющимся приемом спаренных боковых колонн коринфского ордера, над которыми раскреповывается антаблемент и аттик, сильно отличают эту арку от описанных ранее. В центре аттик образует так же, как и в боковых его частях, пьедесталы для ныне утраченных статуй трех Сергиев.

16слайд. Второй план украшен впервые появившимися на арке фигурами летящих гениев в углах тимпана (Виктории с венками и пальмовыми ветвями) - прием, получивший впоследствии чрезвычайно широкое развитие - и надписями в западающих плоскостях аттика. Фигуры здесь, однако, несколько мелки. Поверхности пилястр и свода покрыты тонким плетением растительного орнамента. Все членения арки уже хорошо согласованы друг с другом, образуя единый архитектурный организм.

Слайд. Арка Августа в Сегузионе.

Уже к концу I в. до н. э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Этим особенно отличается арка Августа в Сегузионе (совр. Суза) (7 г. до н. э.), возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы. Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения. Композиция этой арки более суха, рационалистична и более проста, чем во всех предыдущих примерах. Она дает, однако, вполне зрелое решение однопролетной монументальной арки времени Августа. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами коринфского ордера по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. На фризе изображена в рельефе сцена (анимация на слайде), прославляющая присоединение альпийских племен к Римской Империи. Отсюда берет начало украшение арок рельефами со сложными сюжетными композициями, рассказывающими о событиях, послуживших причиной воздвижения монументов. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. Слабым местом композиции в Сузе является отрыв самой арки от обрамляющих колонн по углам сооружения, вследствие чего простенок между аркой и колонной имеет неопределенные очертания.

Путь становления типа монументальной арки в эпоху Августа, как это видно из сравнения приведенных последовательных примеров, лежал через преодоление двухмерности стены и через те художественные приемы пластического обрамления арки средствами ордера, которые обогащали объемную форму сооружения.

Династия Юлиев-Клавдиев

В этот период была построена трехпролетная арка, нехарактерная для данного времени.

Слайд. Арка в Араузио.

Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена около 25 г. н. э. в Араузио. Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арке Аримини. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки — прием, очень употребительный в восточноримской архитектуре.

Династия Флавиев.

Завершение становления однопролетной арки как типа архитектурного сооружения.

Слайд. Арка Тита.

Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной мраморной арке Тита, посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнута в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги. Отличительные особенности арки — ясное соответствие внутреннего содержания и архитектурной композиции, соразмерность главных частей и деталей и несколько холодная парадность целого, снижающая художественные достоинства монументального общего облика. О могуществе правящей верхушки императорского Рима должно было говорить грандиозно-масштабное решение композиции арки и величие ее архитектурных форм. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. Масштабную композицию арки подчеркивает ее устремление в высоту, которое создается несколькими композиционными средствами: постановкой ее на высоком пьедестале, устремлением колонн ввысь, вертикальным членением стены, сосредоточением наиболее важных в смысловом и в декоративном отношении частей вверху арки и, наконец, расположением аттика над ордерной частью, квадриги со статуей императора — над аттиком.

20 слайд. Основное назначение арки — демонстрировать величие и могущество императорской власти, напоминая о государственных заслугах одного из представителей династии Флавиев. Это основное содержание выражалось в увенчании арки статуей императора на триумфальной квадриге, в посвятительной надписи, в скульптурных рельефах. Главное место в композиции занимала статуя императора, для которой вся арка играла роль монументального пьедестала. Посвятительная надпись с упоминанием имени императора занимает в арке второе по важности место — на аттике, под статуей императора. Арка была в меру украшена рельефами, что не свойственно данной эпохе. Скульптурный декор сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. На аттике, как уже говорилось, была размещена посвятительная надпись, а затем – рельефный фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу.  Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма. Мастер представил людей не мерно и спокойно движущихся, а тяжело ступающих, могучих, отягощенных захваченными трофеями. Рельеф был согласован с реальным под аркой движением, был частью архитектуры. Поверхности, которые оставались свободными от рельефов, придавали монументу величие и строгость.

21 слайд. Особенностью арки является то, что в ней впервые был применен композитный ордер. Отличительной особенностью «композитного», или «сложного», ордера является его капитель. Композитная капитель представляет собой видоизменение капители коринфского ордера, с использованием мотивов ордера ионического, и может рассматриваться как дальнейшее развитие этих двух ордеров.

Династия Антонинов

К числу характерных произведений монументальной архитектуры времени Траяна относятся арки.
Громадное количество монументальных арок, вновь воздвигнутых во всех концах Империи, отмечало то постройку города, то возведение города в ранг колоний, то сооружение дороги, моста, гавани. Из дошедших до нас арок, сооруженных Траяном, особенно выделяется арка в Беневенте, облицованная греческим мрамором и сохранившая классическую схему арки Тита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.005 с.)