Театр и киноискусство. Эстрада. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр и киноискусство. Эстрада.



В стране насчитывалось более 150 тыс. кинотеатров (включая сельские клубы), число их посещений превысило 4 млрд в год. Работало более 600 театров; их посещали около 120 млн зрителей. У более 96% семей были дома телевизор или радио. 1970-1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства. Именно тогда появились многие советские киношедевры, занявшие достойное место не только в истории отечественного, но и мирового кино. Событием культурной жизни страны стала экранизация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссёром С.Ф. Бондарчуком. Экранизации русской и зарубежной классики осуществили И.А. Пырьев («Братья Карамазовы»), А.Г. Зархи («Анна Каренина»), Л.A. Кулиджанов («Преступление и наказание»), Г.М. Козинцев («Гамлет», «Король Лир»), Появились замечательные фильмы, посвящённые подвигу народа в годы Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие...» (реж. С.И. Ростоцкий), «Восхождение» (реж. Л.Е. Шепитько), «Двадцать дней без войны» (реж. А.Г. Герман). Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Мёртвый сезон» (реж. С.Я. Кулиш), «Щит и меч» (реж. В.П. Басов) и «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова).

В ином стиле были поставлены картины, герои которых размышляли о проблемах повседневности. Пафос лучших фильмов, посвящённых этой тематике, — утверждение нравственной красоты человека, его внутренней свободы. Это «Начало» (реж. Г.А. Панфилов), «У озера» (реж. С.А. Герасимов), «Калина красная» (реж. В.М. Шукшин). Фильмы А.А. Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» открыли новую страницу психологического кино.

Особой любовью зрителей пользовались комедии. Они выдвинули плеяду выдающихся актёров и очень ёмко передали атмосферу времени, в котором жили герои. Замечательные фильмы режиссёра Л.И. Гайдая («Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») и в наши дни пользуются у зрителя неизменным успехом. Режиссёры Г.Н. Данелия («Мимино») и Э.А. Рязанов («Гараж») использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств — от тонкого, лирического юмора до открытого сарказма.

Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения. Пьесы Л.Г. Зорина «Варшавская мелодия», А.И. Гельмана «Заседание парткома», М.М. Рощина «Старый Новый год», А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат», М.Ф. Шатрова «Так победим!» шли в театрах по всей стране. Удивительное сочетание глубокого психологизма и элегической атмосферы действия отмечает драматургию А.В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Выдающиеся оперные солисты — И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, Е.В. Образцова, В.А. Атлантов — получили всемирную известность. Событиями музыкальной жизни стали гастроли «Ла Скала» в Большом театре в 1964 и 1974 гг., давшие нашим слушателям возможность услышать живое исполнение выдающихся вокалистов современности.

Мировую славу советскому балету принесли Г. С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова и В.В. Васильев. Бурно развивался жанр эстрадной песни. Её авторы обращались к патриотической, молодёжной тематике, национальным традициям, к теме любви и т.п. Популярность эстрадных певцов Л.Г. Зыкиной, И.Д. Кобзона, Л.В. Лещенко, М.М. Магомаева, А.Б. Пугачёвой, С.М. Ротару и др. была поистине всенародной. Сложились вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) «Песняры», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и др. Их выступления транслировались по радио и телевидению и пользовались большой популярностью.

Появились музыкальные коллективы и исполнители, чьё творчество не вписывалось в определяемые цензурой идеологические установки. В песнях под гитару В.С. Высоцкого и Б.Ш. Окуджавы кто-то искал выхода критическим настроениям, кто-то с иронией воспринимал лозунги и призывы официальной пропаганды. Поэтому их творчество приобрело широкое гражданское звучание.

Особым феноменом культурной жизни стала бардовская песня. Она дала толчок созданию клубов самодеятельной песни, где близкие по духу люди могли общаться друг с другом в неформальной обстановке. Неофициальные музыкальные ансамбли, такие, как «Машина времени» и «Аквариум», снискали популярность у представителей молодого поколения интеллигенции. Альтернативная (неподцензурная) музыка распространялась в записи, её исполняли на небольших площадках клубов и вузов. В живописи и скульптуре произошло чёткое размежевание на официальное искусство и на альтернативные художественные направления. Художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере. Уровень развития официального искусства отражали выставки-отчёты в московском Манеже. Преобладали жанры портрета (Т.Т. Салахов), пейзажа (Т.Н. Яблонская, П.П. Оссовский), а также картины на современные темы (Б.С. Угаров, АЛ. Мыльников, В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский). Палитру художников отличала сдержанная цветовая гамма, появилась тенденция к монументализации станковой живописи.

Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Художники показывали произведения на квартирах, иногда — в небольших клубах и научно-исследовательских институтах. Их работы почти не покупали в СССР. Многое из созданного в этот период оказалось в результате за границей. Первой масштабной акцией тех лет стала печально знаменитая выставка на московском пустыре 15 сентября 1974 г. Организованную без санкции властей выставку разогнали с помощью бульдозеров.

В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный. Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого в своих работах использовали символы, подписи, лозунги, предполагавшие соучастие зрителей в действии. Проводились различные художественные акции для того, чтобы заострить внимание на какой-либо политически актуальной проблеме. Представители этого направления И.И. Кабаков, В.Д. Пивоваров и др. занимались также книжной иллюстрацией, сами изготовляли книги-альбомы. Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни.

Широкую известность получили работы В.А. Комара и А.Д. Меламида. В качестве художественных средств они использовали различные пропагандистские материалы и бытовые предметы. Не имея возможности свободного творчества, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу. Духовная оппозиция деятелей искусства режиму сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя. Властителями дум общества постепенно становились скептически относившиеся к правящей партии писатели, художники, театральные и кинодеятели, музыканты.

 

Вопросы:

1. Охарактеризуйте политику Ю.В. Андропова. Насколько, на ваш взгляд, предпринятые им меры могли быть успешными, если бы его деятельность продлилась дольше?

2. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачёва? Почему оно не принесло ожидаемого результата?

3. Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке. Можно ли назвать их факторами объективного характера?

4. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики гласности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются?

5. Можно ли считать распад Советского Союза закономерным явлением? Обоснуйте своё мнение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.008 с.)