По пути экономических реформ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По пути экономических реформ.



Неблагоприятная ситуация в экономике подтолкнула руководство КПСС к поиску новых решений. В обществе развернулась широкая дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. В сфере экономики речь шла о расширении самостоятельности государственных предприятий, введении элементов рыночных отношений. Аргументом в пользу этой политики был опыт нэпа. Предполагалось, что реформы пробудят заинтересованность предприятий во внедрении новых технологий, создадут стимулы к повышению производительности труда, легализируют теневой рынок, позволив ему действовать в установленных государством рамках.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчёт. Им предоставлялось право самим находить себе поставщиков, закупать сырьё и после выполнения обязательного государственного заказа (около 85% стоимости производства) реализовывать продукцию, в том числе и на зарубежных рынках. Намечалось создание предприятий с участием иностранного капитала. Законом предусматривались льготные условия их деятельности. Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей, контролировать администрацию. В 1988 г. были приняты законы, разрешающие создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Сельские труженики могли выходить из колхозов и создавать фермерские хозяйства. Следующим этапом стало лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйственных функций, им запрещалось вмешиваться в работу предприятий.

Результаты реформ оказались далеки от ожидаемых. Экономическое положение страны быстро ухудшалось. С 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. — промышленное. Спад производства валового национального продукта (ВНП) превысил 11%. К 1989 г. дефицит бюджета составил 10% ВНП. Государственный долг (внешний и внутренний) достиг двух третей ВНП. Впервые за историю существования плановой экономики власти признавали существование инфляции (по официальным, заниженным данным она составила 2-4% в год). Резко обострилась проблема нехватки товаров первой необходимости.

Для преодоления дефицита и насыщения рынка товарами народного потребления предполагалось использовать конверсию — перевод части военных предприятий на выпуск гражданской продукции. Улучшение отношений со странами Запада действительно позволило сократить объём военных заказов. Однако вскоре выяснилось, что конверсия требует огромных средств и времени. Поэтому больших результатов она не дала.

Не оправдались и надежды на зарубежные инвестиции. Советскому Союзу предоставлялись займы, но в целом предприниматели стран Запада не желали рисковать, вкладывая деньги в нестабильную экономику. Теневой рынок отнюдь не прекратил своего существования. Предприятия получили ограниченную экономическую самостоятельность, но в стране ещё не было создано инфраструктуры свободного рынка торговли основными фондами. Отсутствовали законы, регулирующие деятельность стихийно возникавших товарных бирж и обеспечивающие государственный контроль за ними. Складывавшиеся посреднические структуры в большой мере контролировались криминалитетом.

Предприятия оставались в собственности государства и в критической ситуации всегда могли рассчитывать на его поддержку. Процедура же банкротства в случае их неэффективности не предусматривалась. В стране создалась ситуация полной безответственности. Многие руководители использовали нарастающий хаос для личного обогащения. Под видом кооперативной продукции (цены на неё не регламентировались законом) перепродавались товары массового спроса, произведённые в рамках государственного заказа. Цены быстро росли, увеличивалась инфляция. Отсутствовала заинтересованность во внедрении новых технологий и повышении производительности труда.

Фермерское хозяйство получило ограниченное развитие. Фермерам доставались худшие угодья, их обирала администрация, им мешали приобретать технику и удобрения. В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок, наиболее решительно и организованно выступили шахтёры. В декабре 1990 г. глава правительства Н.И. Рыжков признал провал политики перестройки в экономике и подал в отставку. Учёные предложили несколько вариантов вывода страны из кризиса. В частности, экономисты С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский выступили с программой «500 дней». Её авторы исходили из того, что сочетание централизованного планирования и элементов рыночной экономики при нечёткости правовой базы её регулирования ведёт к катастрофическим результатам. Выдвигалась цель ускоренного, последовательного перевода экономики на рыночные отношения.

Однако был принят наиболее консервативный вариант экономической политики. Возглавивший правительство В.С. Павлов настоял на проведении денежной реформы. Она сопровождалась значительным повышением цен. Из-за их роста произошло резкое падение уровня жизни граждан. Начался подъём забастовочного движения. Кризис потребления, связанный с отсутствием у основной массы населения средств на приобретение товаров первой необходимости, сочетался с кризисом производства и торговли: прилавки магазинов были пусты. Экономические сложности были тесно связаны с обострившимися в конце 1980-х гг. политическими проблемами, а также с трениями между союзными республиками, в том числе между Россией и союзным центром власти.

Расширение гласности.

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов. Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей. Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Главным фактором развития гласности стала поддержка сверху. Сменилось руководство многих центральных изданий (в частности, главной партийной газеты «Правда», теоретического органа ЦК КПСС — журнала «Коммунист» и др.), возглавленных сторонниками перестройки. Тон их выступлений во многом определял общую линию СМИ. Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит — ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, — был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны. Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть. Наибольший интерес и популярность приобретали издания, которые проявляли смелость и инициативу в постановке острых вопросов. К их числу относились газета «Московские новости», журнал «Огонёк» и «Литературная газета», тираж которой в 1988 г. достиг 5 млн экземпляров.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе. Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

Сами понятия «диссидент», «инакомыслящий» исчезли из оборота СМИ, тем более что ранее предпринятые в отношении правозащитников репрессивные меры отменялись. Академик А.Д. Сахаров вернулся из ссылки в Горьком и был избран депутатом Верховного Совета СССР. Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режиму И.В. Сталина — Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Большое место в дискуссиях заняли проблемы статуса и привилегий номенклатуры — высшего слоя партийных и государственных чиновников, назначавшихся решениями руководства правящей партии. Обсуждались причины и последствия пренебрежения интересами экологии, здоровья людей; права военнослужащих и «дедовщина» в армии; возможности отказаться от милитаризации экономики. В стране широко обсуждались формы будущей организации жизни общества. Единственно возможной альтернативой теперь виделась демократическая трансформация общества. Под ней подразумевалось:

• введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;

• правовое закрепление гражданских прав и свобод;

• утверждение гарантий защиты независимости СМИ;

• признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.009 с.)