Анализ текстов разных стилей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ текстов разных стилей



Самостоятельная работа № 1

Создание творческой работы

Темы творческой работы:

1) «Я русский бы выучил только за то…»;

2) Зачем знать русский язык?

3) Нужно ли сегодня читать художественную литературу?

 

Требования к работе: объём работы – не менее 75 слов.

Самостоятельная работа № 2

Анализ текстов разных стилей

ЗАДАНИЕ: произвести анализ текстов разных стилей:

Задание 1: из учебника по специальности выписать текст (10 предложений) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 2: из Конституции Российской Федерации выписать несколько статей (3-5 предложений) и выполнить их анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 3: газеты или журнала выписать текст (10 предложений) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 4: составить (или выписать из любого произведения) диалог (не менее 20 реплик) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 5: любого художественного произведения выписать текст (10 предложений) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора.

Схема разбора:

Это текст … стиля, т.к.:

  1. Вид текста (или жанр);
  2. Особенности лексики: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д.;
  3. Особенности словообразования: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д.;
  4. Особенности морфологии: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д.;
  5. Особенности синтаксиса: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д..
  6. Тип текста.

 

План разбора:

Научный стиль.

1. Виды научного стиля: 1) собственно научный

2) научно-популярный

3) учебно-научный

2. Особенности лексики:

1) общеупотребительная лексика

2) общенаучная лексика

3) термины

4) номенклатурные знаки

5) сокращенные слова и аббревиатуры

6) ключевые слова

3. Особенности словообразования:

1) Интернациональные приставки;

2) Использование международных корней, входящих в состав сложных слов;

3) Суффиксы, придающие отвлеченное значение;

4) Основной способ образования слов

4. Особенности морфологии:

1) Преобладание существительных (считаем количество существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм; делаем вывод, какая часть речи преобладает);

2) Частое использование абстрактных отглагольных существительных;

5. Особенности синтаксиса:

1) Преимущественно использование прямого порядка слов;

2) Широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род.п.;

3) Преобладание определенно-личных односоставных предложений;

4) Редкое использование неполных предложений;

5) Обилие сложных предложений;

6) Частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

6. Основной тип речи – рассуждение + описание

Официально-деловой стиль.

1. Виды официально-делового стиля:

1) официально-документальный (язык законов и язык дипломатии)

2) обиходно-деловой (язык служебной переписки и язык документации)

2. Особенности лексики:

1) общеупотребительная лексика

2) общенаучная лексика

3) терминология

4) номенклатурные знаки

5) сокращенные слова и аббревиатуры

6) ключевые слова

7) стандартизированные выражения

3. Особенности словообразования:

1) Интернациональные корни, приставки, суффиксы;

2) Суффиксы, придающие отвлеченное значение;

3) Основной способ образования слов

4. Особенности морфологии:

1) Преобладание существительных;

2) Частое использование абстрактных отглагольных существительных;

5. Особенности синтаксиса:

1) Преимущественно использование прямого порядка слов;

2) Широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род.п.;

3) Преобладание двусоставных предложений;

4) Редкое использование неполных предложений;

5) Обилие сложных предложений (чаще всего – СПП);

6) Частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

6. Основной тип речи – рассуждение + описание

Публицистический стиль.

1. Жанры публицистического стиля:

1) статья

2) заметка

3) репортаж

4) фельетон

5) очерк

6) интервью

2.Особенности лексики:

1) общеупотребительная лексика

2) общенаучная лексика

3) термины

4) номенклатурные знаки

5) сокращенные слова

6) ключевые слова

7) стандартизированные выражения

8) высокая книжная лексика

9) использование фразеологизмов

10) разговорно-просторечная лексика

11) неологизмы

12) образные средства языка

3.Особенности словообразования:

1) Интернациональные корни, приставки, суффиксы;

2) Суффиксы, придающие отвлеченное значение;

3) Использование суффиксов субъективной оценки (эмоционально-оценочных);

4) Основной способ образования слов

4.Особенности морфологии:

1) Преобладание существительных;

2) Частое использование абстрактных отглагольных существительных;

5. Особенности синтаксиса:

1)Преимущественно использование прямого порядка слов;

2) Возможна инверсия;

3) Широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род.п.;

4) Преобладание двусоставных предложений;

5) Использование неполных предложений;

6) Использование приема антитезы (противопоставления) и градации;

7) Использование назывных (номинативных) предложений

8) Обилие сложных предложений;

9) Частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Критерии оценки:

2 балла ставится за разбор каждого текста, если:

- работа сдана вовремя;

- работа выполнена в полном объёме.

В остальных случаях ставится один балл за разбор каждого текста.

 

Самостоятельная работа № 3

Благо или зло?

Сейчас телефильмы по литературным произведениям часто подменяют чтение. Посмотрит человек такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать произведение нет надобности. Зачем читать, когда почти всё уже ясно.

Преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице. Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное.

Читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. А ведь это тоже наслаждение.

Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом.

Дело в том, что при чтении произведения у читающего невольно включается воображение. Действие романа, рассказа или повести разворачивается в картинах. Он видит обстановку, представляет себе лица персонажей, видит их живыми, как бы в кино. Читатель сам себе режиссёр, создавая свой «фильм». При этом кинорежиссёр не навязывает ему своих концепций, а актёры – внешнего облика персонажей. Следовательно, чтение книги – процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец.

Книга даёт больше возможности для мысли, она учит культуре письменной и устной речи. (165 слов)

(По В. Солоухину)

Самостоятельная работа № 4

Самостоятельная работа № 5

Образец разбора:

Ёжик – 2 слога [й’ожык ]

Ё - [ й’] – согл., зв., непарн., мягк, непарн.

[ о ] – гласн., ударн.

Ж -[ ж] – согл., зв., парн., тверд., непарн.

И - [ы ] – гласн., безуд.

К - [ к ] – согл., глух., парн., тверд., парн.

4 буквы, 5 звуков

 

Выполнить фонетический разбор слов: яма, идёшь, кружка.

Самостоятельная работа № 6

Договор, каталог, статуя, заговор, звонит, красивее, квартал, портфель, процент, документ, километр, партер, ремень, цыган, случай, магазин, средства, хозяева, осока, заржаветь, кремень, убранство, добыча.

Самостоятельная работа № 7

Самостоятельная работа № 8

Самостоятельная работа № 9

Самостоятельная работа № 10

Самостоятельная работа № 11

Самостоятельная работа № 12

Самостоятельная работа № 13

Самостоятельная работа № 14

Самостоятельная работа № 15

Самостоятельная работа № 16

ЗАДАНИЕ: списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание; объяснить правописание частиц НЕ и НИ.

В давние времена персидский царь Дарий вторгся в скифскую землю. Скифы (не, ни) хотели сражаться с персами, но и (не, ни) желали терпеть их своей земле. Они направили Дарию посылку. В посылке лежали птицы, лягушки, мыши и стрелы. Что бы Дарий (не, ни) делал, он (не, ни) переставал думать об этой посылке. Как (не, ни) ломал он голову, но разгадать её смысл (не, ни) мог. Но вот нашёлся человек, хорошо знавший нравы скифов. Вот как он объяснил это послание: «Если вы, персы, (не, ни) можете летать, как птицы, (Не, ни) умеете плавать, как лягушки, (не, ни) станете зарываться в землю, как мыши, вам (не, ни) избежать скифских стрел».

Критерии оценки:

Самостоятельная работа № 17

Самостоятельная работа № 18

Выполнение упражнения

ЗАДАНИЕ: списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, указать типы односоставных предложений; выполнить синтаксический разбор простых предложений.

Избушка ра…пол…жилась на взгорке. Зайдёш… в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет.

Но вот затр…щали а камельке поленья. Потянуло густым зап…хом отта…вающей глины. Со стен каплет. Лучше набить полный камелёк и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровиш…к. через (пол)часа в избушк… тепле…т. Можно скинуть (полу)шубок. Стены слегка парят от камелька пыш…т жаром. И охватывает человека некое тихое блаженство радость. Теперь уж везде почти сухо но доски нар ещ… х…лодные. Можно пока кинуть на них (полу)шубок под голову мешок с харчами ноги протянуть к камельку. И др…мота охватит сил нет. Лень встать и подкинуть ещ… в камелёк. А надо. (В. Шукшин)

Самостоятельная работа № 19

Самостоятельная работа № 20

Самостоятельная работа № 21

Самостоятельная работа № 22

Самостоятельная работа № 23

Выполнение синтаксического разбора сложного синтаксического целого.

ЗАДАНИЕ: выполнить синтаксический разбор сложного синтаксического целого.

Нынче никто не живёт в этом доме, и он стоит одинокий, сумрачный и неприветливый. Таков же, впрочем, был этот серый двухэтажный дом с двумя ярусами маленьких окошек и в те дни, когда в нём обитали живые люди и в окна его светили мерцающие огоньки неугасимых лампадок. Дом этот не хотел иметь сообщения ни с кем и немилосердно карал тех из своих обитателей, у кого по какому-нибудь случаю замечалось хоть малейшее желание сблизиться с новым миром.

Самостоятельная работа № 1

Создание творческой работы

Темы творческой работы:

1) «Я русский бы выучил только за то…»;

2) Зачем знать русский язык?

3) Нужно ли сегодня читать художественную литературу?

 

Требования к работе: объём работы – не менее 75 слов.

Самостоятельная работа № 2

Анализ текстов разных стилей

ЗАДАНИЕ: произвести анализ текстов разных стилей:

Задание 1: из учебника по специальности выписать текст (10 предложений) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 2: из Конституции Российской Федерации выписать несколько статей (3-5 предложений) и выполнить их анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 3: газеты или журнала выписать текст (10 предложений) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 4: составить (или выписать из любого произведения) диалог (не менее 20 реплик) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора;

Задание 5: любого художественного произведения выписать текст (10 предложений) и выполнить его анализ согласно схемы и плана разбора.

Схема разбора:

Это текст … стиля, т.к.:

  1. Вид текста (или жанр);
  2. Особенности лексики: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д.;
  3. Особенности словообразования: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д.;
  4. Особенности морфологии: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д.;
  5. Особенности синтаксиса: а)…. (пример), б) … (пример) и т.д..
  6. Тип текста.

 

План разбора:

Научный стиль.

1. Виды научного стиля: 1) собственно научный

2) научно-популярный

3) учебно-научный

2. Особенности лексики:

1) общеупотребительная лексика

2) общенаучная лексика

3) термины

4) номенклатурные знаки

5) сокращенные слова и аббревиатуры

6) ключевые слова

3. Особенности словообразования:

1) Интернациональные приставки;

2) Использование международных корней, входящих в состав сложных слов;

3) Суффиксы, придающие отвлеченное значение;

4) Основной способ образования слов

4. Особенности морфологии:

1) Преобладание существительных (считаем количество существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм; делаем вывод, какая часть речи преобладает);

2) Частое использование абстрактных отглагольных существительных;

5. Особенности синтаксиса:

1) Преимущественно использование прямого порядка слов;

2) Широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род.п.;

3) Преобладание определенно-личных односоставных предложений;

4) Редкое использование неполных предложений;

5) Обилие сложных предложений;

6) Частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

6. Основной тип речи – рассуждение + описание

Официально-деловой стиль.

1. Виды официально-делового стиля:

1) официально-документальный (язык законов и язык дипломатии)

2) обиходно-деловой (язык служебной переписки и язык документации)

2. Особенности лексики:

1) общеупотребительная лексика

2) общенаучная лексика

3) терминология

4) номенклатурные знаки

5) сокращенные слова и аббревиатуры

6) ключевые слова

7) стандартизированные выражения

3. Особенности словообразования:

1) Интернациональные корни, приставки, суффиксы;

2) Суффиксы, придающие отвлеченное значение;

3) Основной способ образования слов

4. Особенности морфологии:

1) Преобладание существительных;

2) Частое использование абстрактных отглагольных существительных;

5. Особенности синтаксиса:

1) Преимущественно использование прямого порядка слов;

2) Широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род.п.;

3) Преобладание двусоставных предложений;

4) Редкое использование неполных предложений;

5) Обилие сложных предложений (чаще всего – СПП);

6) Частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

6. Основной тип речи – рассуждение + описание

Публицистический стиль.

1. Жанры публицистического стиля:

1) статья

2) заметка

3) репортаж

4) фельетон

5) очерк

6) интервью

2.Особенности лексики:

1) общеупотребительная лексика

2) общенаучная лексика

3) термины

4) номенклатурные знаки

5) сокращенные слова

6) ключевые слова

7) стандартизированные выражения

8) высокая книжная лексика

9) использование фразеологизмов

10) разговорно-просторечная лексика

11) неологизмы

12) образные средства языка

3.Особенности словообразования:

1) Интернациональные корни, приставки, суффиксы;

2) Суффиксы, придающие отвлеченное значение;

3) Использование суффиксов субъективной оценки (эмоционально-оценочных);

4) Основной способ образования слов

4.Особенности морфологии:

1) Преобладание существительных;

2) Частое использование абстрактных отглагольных существительных;

5. Особенности синтаксиса:

1)Преимущественно использование прямого порядка слов;

2) Возможна инверсия;

3) Широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род.п.;

4) Преобладание двусоставных предложений;

5) Использование неполных предложений;

6) Использование приема антитезы (противопоставления) и градации;

7) Использование назывных (номинативных) предложений

8) Обилие сложных предложений;

9) Частое употребление причастных и деепричастных оборотов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.076 с.)