Кафедра пропедевтики внутренних болезней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра пропедевтики внутренних болезней



Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

 

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

С физиотерапией и сестринского дела

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой

ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по пропедевтике внутренних болезней

I - II Семестр

Владикавказ - 2012


Составители:

· д.м.н. Тотров И.Г.

· д.м.н., профессор Хетагурова З.В.

· д.м.н., профессор Амбалова С.А.

· д.м.н. Еналдиева Р.В.

· к.м.н. Гиоева Л.М.

· к.м.н. Джикаева З.С.

· к.м.н. Улубиева Е.А.

· к.м.н. Бестаев Д.В.

· к.м.н. Антониади И.В.

· Албегова З.А.

 

Утверждено на заседании ЦУКМС протокол №6 от  01.07.2010 г.

 


ТЕМА: «Введение. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Медицинская документация. Медицинская этика

ТЕМА: «Расспрос больного с заболеваниями органов дыхания. Общий осмотр. Осмотр грудной клетки. Пальпация грудной клетки. Определение голосового дрожания».

 

 

Мотивационный блок:

Расспрос, общий осмотр больного, осмотр грудной клетки, пальпация грудной клетки являются важнейшими элементами врачебной техники, имеющими важное диагностическое значение, позволяющее правильно оценить функциональное состояние органов дыхания, выявить патологические процессы, протекающие с патологией бронхолегочной системы.

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1. Каково строение органов дыхания.

 

                            

                      

              1 – 

              2 – 

              3 – 

              4 – 

              5 –  

              6 – 

              7 – 

              8 – 

              9 – 

              10 –

              11 –

 

2. Заполните таблицу 1.

Признаки различных типов грудной клетки.

Признаки Нормостеническая Астеническая Гиперстеническая
1. Соотношение передне-заднего и бокового размеров.      
2. Эпигастральный угол      
3. Выраженность над- и подключичных ямок.      
4. Положение лопаток.      
5. Ход ребер.      

 

3. Опишите нарушение ритма и глубины дыхания, которые вы видите на рисунке. При каких патологических состояниях наблюдается такое дыхание (рис. 2).

  Рис. 2

 

1 –

    2 –

3 –

Заполните таблицу 1, по данным интерпретации результатов осмотра грудной клетки.

Таблица 1.

Интерпретация результатов осмотра грудной клетки

Симметричность дыхательных движений гр.кл. при глубоком дыхании Симметричность грудной клетки при спокойном дыхании Изменения межреберных промежутков Синдромы или заболевания
Отсутствие отставания одной половины грудной клетки в дыхании. Грудная клетка симметрична Изменений нет. Межреберные промежутки расширены,   "бочкообразная" грудная клетка 1.   2.

Отставание одной из половин грудной клетки в дыхании

Грудная клетка симметрична Изменений межреберных промежутков чаще нет 1. 2. 3.
Увеличение пораженной половины грудной клетки Сглаживание или выбухание межреберных промежутков (симптом Литтена) 1. 2.
Возможно уменьшение пораженной половины грудной клетки (реже - ее западение) Уменьшение межреберных промежутков или отсутствие их втяжений при дыхании 1. 2. 3.

Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Интерпретация результатов определения голосового дрожания

Голосовое дрожание Синдромы
Не изменено 1. 2.
Ослабление на стороне поражения 1. 2. 3. 4.
Усиление на стороне поражения 1. 2. 3. 4.
Симметричное, двустороннее ослабление 1.

 

 

6. Определите тип лихорадки на рис. 3.

Рис. 3

 

1 –

2 – 

3 – 

4 – 

5 – 

6 – 

 

7. У больного при осмотре обнаружено искривление позвоночника в сторону и кзади.

 

Укажите название такого искривления

Ø Kyphosis;

Ø Scoliosis;

Ø Lordosis;

Ø Kvphoscoliosis.

Ответ:

 

Решите клиническую задачу.

    У больного Н., 75 лет, с тяжелым нарушением мозгового кровообращения, дыхание характеризуется глубокими дыхательными движениями, следующими через равные промежутки времени и периодически прерывающиеся дыхательными паузами от нескольких секунд до 1/2 минуты.

Для какого патологического типа дыхания это характерно?

1. Дыхание Куссмауля.

2. Дыхание Биота.

3. Дыхание Чейн — Стокса.

4. Дыхание Грокка.

Ответ:

9. Решите клиническую задачу:

В отделение поступил больной С, 49 лет. бухгалтер. Жалуется на приступ удушья, возникший 2 часа назад дома, на кашель с небольшим отделением вязкой стекловидной мокроты.

ОСМОТР: Состояние тяжелое. Положение вынужденное: больной сидит в постели, опираясь на нее руками. Грудная клетка эмфизематозна. Число дыхательных движений - 30 в мин., резко затруднен выдох. Отмечаются выраженный диффузный цианоз, набухание шейных вен.

 

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

Ø Уменьшение дыхательной поверхности легких (долевое воспалительное уплотнение);

Ø Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы;

Ø Спазм мелких бронхов;

Ø Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань);

Ø Механическое препятствие в области трахеи или крупного бронха.

 

Ответ:


ТЕМА: «Методика и техника перкуссии, история её развития. Физические основы перкуссии. Сравнительная перкуссия легких. Топографическая перкуссия легких. Определение границ легких, подвижности легочных краев».

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1. Напишите топографические линии на передней, боковой и задней поверхности грудной клетки (на русском и латинском языках)

 

 

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

11 -

 

2. Каково распределение перкуторного звука над поверхностью здорового человека:

1 – белый цвет (1) – ………………………………………….;

    2 – темно-розовый – ………………………………………....;

    3 – светло-розовый – ………………………………………...;

    4 – серый цвет – ………………………………………............ 

 

3. Общие правила сравнительной перкуссии легких:

 

1. Положение врача и больного – ……………………………………...

2. Палец плессиметр плотно …………………………………………...

3. Палец молоточек ………………………………пальцу плессиметру

4. Правая рука располагается ……………………………... левой руке.

5. Наносятся ……………………………………………………….удара

6. Перкуссия проводится строго на …………………………. участках

7. Движения руки осуществляются только в ………………… суставе

8. Сила перкуторного удара должна быть ……………………………..

 

4.  Заполните таблицу по данным сравнительной перкуссии легких (таблица 1)

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРКУССИИ ЛЕГКИХ

Таблица 1

Симптом Синдром
Тупой или притупленный звук 1. 2. 3. 4. 5.
Коробочный звук. 1.
Тимпанический звук. 1. 2.
Притуплено-тимпанический оттенок звука. 1.

 

5.  Заполните таблицу по данным сравнительной перкуссии легких и определения голосового дрожания (таблица 2)

Топографические линии

Правого

Левого

На вдохе На выдохе Сумма На вдохе На выдохе Сумма
Среднеключичная            
Средняя подмышечная            
Лопаточная            

8.  Составьте из приведенных признаков характеристику перкуторного звука:

а) ясного легочного звука

б) тупого звука

1. Громкий

2. Тихий

3. Продолжительный

4. Короткий

5. Высокий

6. Низкий

9.  Решите клиническую задачу. Составьте по аналогии 3 задачи.

У больного В., 27 лет, справа ниже IV ребра не определяется голосовое дрожание, при перкуссии определяется тупой звук.

Какова наиболее вероятная причина этого симптома?

1. Долевое воспалительное уплотнение легкого.

2. Наличие газа в плевральной полости.

3. Наличие жидкости в плевральной полости.

4. Хронический воспалительный процесс в бронхах.

Ответ:

10.  Решите клиническую задачу.

У больной 56 лет при сравнительной перкуссии легких определяется коробочный звук, верхние границы легких выстоят над ключицами на 6 см, ширина поля Кренига с обеих сторон 8,5 см, нижние границы легких опущены на 1 межреберье с обеих сторон. Подвижность нижнего края легкого с обеих сторон ограничена.

Для какого патологического процесса это характерно?

1. Долевое воспалительное уплотнение.

2. Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы.

3. Воспалительный процесс бронхов и альвеол.

Ответ:


Рисунок 1

 

4.  Какой дыхательный шум представлен на рисунке 2.

Механизм его образования.

 

                          Рисунок 2

5. Какой дыхательный шум представлен на рисунке 3.

Механизм его образования.

 

                             Рисунок 3

 

6. Патологическое бронхиальное дыхание. Каковы причины его возникновение.

7. Что такое амфорическое дыхание. Каковы причины его возникновения. Механизм его образования.

 

Определите дыхательный шум:

А. Мягкий, низкий, как бы шелестящий, дыхательный шум, напоминающий звук «ф» – …… …………………………………………...

Б. Громкое везикулярное дыхание – усиленное везикулярное дыхание (у детей) …………………………………………………..

В. Грубое, громкое, как бы шероховатое с усилением фазы вдоха и выдоха – …………………………………………………..

Г. Очень тихое везикулярное дыхание – ………………………………....

Д. Основные дыхательные шумы не выслушиваются – ………………….

Е. Фаза вдоха состоит из 2-3-х прерывистых вдохов – ………………….. (………………………………………..).

 

9.  Составьте из приведенных ниже признаков характеристику:

 

 1) везикулярного дыхания;

2) бронхиального дыхания.

а) Образуется в альвеолах в момент заполнения их воздухом.

б) Возникает в трахее, гортани в момент прохождения воздуха через голосовую щель.

в) Шум выслушивается на вдохе и 1/3 выдоха, напоминает букву «ф».

г) Шум выслушивается в обе фазы дыхания, но более громким на выдохе, напоминает букву «х».

 

Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Рисунок 2

 

 

10. В какую фазу дыхания выслушивается шум?

А. На вдохе и в начале выдоха – ………………….. дыхание;

Б. В обе фазы дыхания, громче на выдохе – ………………… дыхание.

Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Решите клиническую задачу.

 

У больного на фоне бронхиального дыхания выслушивается побочный дыхательный шум, который не исчезает при покашливании и усиливается при надавливании стетоскопом на грудную клетку.

ЧТО ЭТО ЗА ШУМ?

Ø Влажные хрипы;

Ø Шум трения плевры;

Ø Крепитация;

Ø Сухие хрипы;

Ø Плевроперикардиальные шумы.

Ответ:

Заполните таблицу.

 

Заполните.

1. При аускультации произносимые слова не различимы, слышны только отдельные звуки. Бронхофония одинакова на симметричных участках обеих легких.

Вывод: бронхофония не изменена, одинакова с обеих сторон, т. н. «отрицательная бронхофония», соответствует …………………..

2. Отчетливо слышны произносимые слова.

Вывод: бронхофония усилена.

Встречается при:

    1.

    2.

    3.

3. На здоровой стороне отрицательная бронхофония (слышны отдельные звуки), на пораженной стороне - шепотная речь не проводится совсем.

Вывод: отсутствие бронхофонии на пораженной стороне.

Встречается при:

    1.

    2.

 

Тема: «Перкуссия сердца».

Устные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Назовите последовательность действий при определении относительной сердечной тупости. Дайте определение относительной тупости сердца.

2. Перечислите общие правила топографической перкуссии. Назовите положение правой, левой, верхней границ сердечной относительной тупости сердца (по какой топографической линии, в каком межреберье или какому ребру) у здорового человека.

3. Перечислите, какими отделами сердца образованы правая, левая, верхняя границы относительной сердечной тупости соответственно.

4. Укажите патологические состояния, при которых определяется смещение правой границы относительной тупости сердца вправо. О чем это свидетельствует?

 

5. Укажите патологические состояния, при которых определяется смещение левой границы относительной тупости влево. О чем это свидетельствует?

6. Укажите патологическое состояние, при которых определяется смещение верхней границы относительной тупости вверх. О чем это свидетельствует?

7. Какой метод перкуссии (по автору) применяется при определении границ абсолютной тупости сердца? Дайте определение абсолютной тупости сердца. Каковы правила проведения перкуссии абсолютной тупости сердца?

8. Назовите положение правой, левой, верхней границ абсолютной тупости сердца у здорового человека. Каким отделом сердца образованы эти границы? Какова терапевтическая значимость абсолютной тупости сердца?

9. Каково диагностическое значение уменьшения и увеличения зоны абсолютной тупости сердца.

10. Какой пальпаторный симптом можно выявить при смещении правой границы относительной тупости сердца?

11. Опишите методику определения границ сосудистого пучка. Какова ширина сосудистого пучка у здорового человека?

12. Перечислите, какие сосуды справа налево образуют сосудистый пучок.

13. Назовите причину смещения границ сосудистого пучка.

14. Укажите, по каким топографическим линиям, в каких межреберьях проводиться перкуссия для определения конфигурации сердца.

15. Как определяется поперечник сердца? Какова его ширина в норме?

Письменные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1. Составьте 3 теста по аналогии:

Где в норме расположена верхняя граница относительной тупости сердца:

А) на уровне 2 ребра по левой срединно-ключичной линии.

Б) на уровне 3 ребра по левой срединно-ключичной линии.

В) на уровне 3 ребра по левой окологрудинной линии.

Г) на уровне 3 ребра на 1 см отступя от левого края грудины.

Д) на уровне 3 межреберья по левой парастернальной линии.

 

Правильный ответ – Г.

 

2. Каким отделом сердца образованы границы относительной тупости?

 

1) Правая граница

Варианты ответов:

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Левый желудочек

Г) Ушко левого предсердия

Д) Аорта.

 

2) Левая граница

Варианты ответов:

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Левый желудочек

Г) Ушко левого предсердия

Д) Аорта.

 

3.Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у больного дилатация правого желудочка по аналогии:

 

Пример ситуационной задачи:

 

Больная Г, 52 лет, поступила в ревматологическое отделение с жалобами на боли за грудиной, иррадиирующие в левое плечо, продолжающиеся до 10 минут, головокружение, обморок, одышку при незначительной физической нагрузке, общую слабость.

 

Объективно: общее состояние больной средней тяжести. Сознание ясное. Положение активное. Кожные покровы бледные. Периферических отеков нет. В легких перкуторно: укорочение ясного легочного звука в нижних отделах с обеих сторон. ЧДД – 20 в 1 мин.

Осмотр сердца: верхушечный толчок расположен в 6 межреберье, по передней аксилярной линии, «куполообразный», усиленный. Сердечный толчок и эпигастральная пульсация не выявляются.

Перкуссия: границы относительной тупости сердца

Правая – 4 межреберье на 1 см кнаружи от правого края грудины.

Левая - 6 межреберье по передней подмышечной линии

Верхняя – 3 ребро на 1 см отступя от левого края грудины.

 

Признаки какого синдрома имеются?

 

Ответ: Гипертрофия и значительная дилатация левого желудочка. Коронарные боли.

 

4. Закончите перечисление сосудов справа налево, образующих сосудистый пучок: верхняя полая вена………………………………………….

 

5. Какой пальпаторный симптом можно выявить при смещении правой границы относительной тупости сердца?

 

6. Опишите изменения границ относительной тупости сердца при митральной конфигурации сердца, аортальной конфигурации сердца.

 

7. Укажите границы абсолютной тупости сердца.

 

8. При каких патологических состояниях диагностируется увеличение абсолютной тупости сердца?

 

9. При каких патологических состояниях диагностируется исчезновение абсолютной тупости сердца?

 

10. При каких патологических состояниях диагностируется увеличение поперечника сердца?

 

 


Сужение просвета артерий

Сдавление извне: Изменение стенки сосудов:
1. Увеличение левого                         предсердия при митральном стенозе                  1. Воспалительное утолщение интимы сосуда
2. 2.
3. 3.
4. 4.

 

2. Дайте определение ритмичности (pulsus regularis). Какие нарушения ритма можно диагностировать, исследуя пульс пальпаторно?

 

3. Что такое pulsus deficiens? Как диагностируется дефицит пульса? При каких патологических состояниях чаще всего определяется дефицитный пульс.

 

4. При каких патологических состояниях выявляется pulsus celer et altus? Pulsus tardus et parvus?

 

5. Дополните список патологических состояний, при которых определяются:

 

Полный пульс (ps. plenus) Пустой пульс (ps. vacuus)  
Увеличение ударного объема:                         Уменьшение ударного объема:  
1. Гипертензия, тиреотоксикоз 1. Выраженная тахикадия
2. 2.
3. 3.
4. 4.

 

6. Дайте характеристику ps. durus, ps. мollis, ps. filiformis, ps. alternalis. При каких патологических состояниях они определяются?

 

7. В чем сущность метода сфигмографии? Изобразите кривые центральной сфигмограммы:

    А) Здорового человека.

    Б)При аортальном стенозе.     

    В) При аортальной недостаточности.

 

8. Какое АД называется нормальным, оптимальным, высоким нормальным?

 

9. Какова методика измерения венозного давления? Какие цифры венозного давления определяется у здорового человека?

 

10. При каких патологических состояниях определяется повышение венозного давления?

 

11. При каких патологических состояниях магнезиальное время превышает 20 секунд?

 

12. Составьте  тест по исследованию пульса по аналогии:

Высокий скорый пульс определяется у больного с:

     а) Митральным стенозом

     б) Митральной недостаточностью

     в) Аортальным стенозом

     г) Аортальной недостаточностью

     д) Трикуспидальной недостаточностью

Правильный ответ: Г

 

13. Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у больного признаки митрального стеноза, выявляемые при осмотре, пальпации пульса, области сердца, эпигастральной области, исследовании АД, по аналогии:

Пример ситуационной задачи:

    Больная Х. 57 лет, поступила в терапевтическое отделение с жалобами на боли за грудиной, иррадиирующие в левую руку, головные боли, головокружение, общую слабость, снижение трудоспособности.

Объективно: кожные покровы бледные, при осмотре шеи определяется видимая пульсация сонных артерий, при исследовании пульса - pulsus celer et altu. АД - 140\50 мм.рт.ст. Признаки какого клинического синдрома выявлены?

 

Правильный ответ: Признаки, характерные для аортальной недостаточности.

 


План расшифровки ЭКГ, ЭКГ в норме».

 

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. В чем сущность и значение метод ЭКГ?

2. Объясните устройство и принцип работы электрокардиографа.

3. Объясните систему регистрации ЭКГ в 12 отведениях: в трех стандартных, трех однополюсных от конечностей и шести грудных

4. Расшифруйте нормативную ЭКГ, придерживаясь рекомендуемой последовательности: определение ритма, частоты сердечных сокращений, вольтажа зубцов, расположение электрической оси сердца (треугольник Эйнтховена), измерение продолжительности интервалов, комплексов.

5. Нарисуйте ЭКГ, укажите: положительные и отрицательные зубцы, интервалы, комплексы, продолжительность, вольтаж зубцов в N.

6. В виде схемы отразить регистрацию стандартных, усиленных однополюсных и грудных отведений.

 

7. Составить 3 теста по следующему образцу.

 

Вольтаж зубца R выше в 1 стандартном отведении, чем в 3 и 2 наблюдается:

А) При отклонении оси сердца вправо.

Б) При отклонении оси сердца влево.

В) Электрическая ось сердца не отклонена.

 

Верно – Б.

 


Устные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Перечислите ЭКГ признаки инфаркта миокарда в остром периоде, подостром, реконвалисценции, рубцевания.

2. Перечислите ЭКГ признаки при стенокардии.

3. Гипертрофия желудочков и предсердий, клиническая значимость, ЭКГ признаки.

4. Перечислите ЭКГ признаки мерцания предсердий.

5. Перечислите ЭКГ признаки нарушения автоматизма.

6. Перечислите ЭКГ признаки блокады ножек п.Гиса.

7. Перечислите ЭКГ признаки полной АВ-блокады.

8. Перечислите ЭКГ признаки АВ-блокады 2 ст.

9. Перечислите ЭКГ признаки АВ-блокады 1 ст.

10. Перечислите ЭКГ признаки желудочковой экстрасистолии.

11. Перечислите ЭКГ признаки предсердной экстрасистолии.

 

Письменные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

Составьте таблицы по аналогии:

Основные ЭКГ признаки желудочковой экстрасистолы

                ↓                               ↓                                 ↓

         
Преждевременное внеочередное появление на ЭКГ измененного комплекса QRS
 
Значительное расширение и деформация экстрасистолического комплекса QRS
 
Расположение сегмента RS – T и зубца Т экстрасистолы дискордантно направлению основного зубца QRS

 

 


А) Составьте таблицу с нарушением автоматизма.

Б) Составьте таблицу с нарушением функции проводимости (блокады).

В) Составьте таблицу (ЭКГ признаки) гипертрофии желудочков и предсердий.

Г) Нарисовать ЭКГ при остром инфаркте и стенокардии.

 

Составьте 3 теста по следующему образцу:

 

Глубокий зубец Q, слияние ST, отрицательный T характерны:

А) Для инфаркта миокарда.

В) Для стенокардии.

В) ЭКГ проявлением постинфарктного кардиосклероза.

Г) Для гипертрофии желудочков.

Д) Для гипертрофии предсердий.

 

Верно - А

 


Эхокардиография».

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Места аускультации сердца и проекция клапанов на грудной клетке.

2. Аускультация сердца и сосудов.

3. Характеристика тонов сердца у здорового человека и при патологии.

4. Шумы сердца, причина их возникновения, аускультация шумов сердца, значимость.

5. Методика и техника ФКГ, ЭхоКГ, поликардиографии с анализом полученных результатов.

 


Пищеварения»

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Составьте тесты, по аналогии, из которых следует, что у больного   заболевание желудка, пищевода.

Какая из перечисленных жалоб указывает на заболевание кишечника:

1. Мелена.

2. Отрыжка тухлым.

3. Рвота через 40 мин.после приема пищи, приносящая облегчение.

4. Анорексия.

5. Изжога.

6. Схваткообразные боли в животе, предшествующие акту дефекации.

       Верно 1, 6.

 

2. Выберите симптомы, которые указывают на заболевания пищевода:

1. Увеличение живота, пупок втянут, при перкуссии высокий тимпанит.

2. Загрудинные боли с иррадиацией в нижнюю челюсть, шею, плечи, межлопаточную область.

3. Диастаз прямых мышц живота.

4. Ощущение тяжести в эпигастрии после еды.

5. Отрыжка воздухом.

6. Рвота «кофейной гущей».

7. Гиперсаливация.

8. Цитофобия при повышенном аппетите.    

9. Дисфагия (затруднение прохождения пищи по пищеводу).

10. Ночная регургитация (симптом «мокрой подушки»).

 

3. Выберите симптомы, указывающие на заболевание желудка:

1. Ограниченная болезненность и местное напряжение мышц живота в эпигастрии слева от средней линии.

2. Отрыжка пищей после обильной еды.

3. Боли при дефекации.

4. Утренний синдром: плохой вкус во рту, срыгивание «горькой воды», тошнота.

5. Боли в подложечной области.

6. Отрыжка тухлым.

7. Мелена.

8. Рвота на высоте болей, приносящая облегчение.

9. Боли в эпигастральной области спустя 30 мин. – 1 час после приема пищи.

10. Снижение аппетита с появлением отвращения к определённым продуктам (особенно мясным).

 

4. Выберите симптомы, которые указывают на заболевания кишечника:

1. Приступообразные, интенсивные кратковременные боли, быстро меняющие свою локализацию, исчезающие после отхождения газов.

2. Непостоянная диффузная болезненность при пальпации в эпигастрии.

3. Мелена.

4. Сезонные боли в эпигастрии в осенне-весеннее время года.

5. Извращение вкуса, потребность употреблять в пищу несъедобные вещества.

6. Понос, опорожнение кишечника 3-6 раз в сутки.

7.  Рвота.

8. Похудание при отсутствии аппетита.

9. Опорожнение кишечника один раз в 4-5 дней.

10.  Руминация (регургитация, сопровождаемая извержением и вторичным проглатыванием извергнутой пищи).

 

5. Составьте ситуационную задачу, по аналогии с представленной, по симптомам патологии желудка.

Пример ситуационных задач:

Задача №1 Больной жалуется на рвоту, которая наступает вскоре после начала приема пищи. Рвота возникает внезапно без предшествующей тошноты. Рвотные массы состоят из непереваренной, неизменной пищи нейтральной реакции.

У больного было:

А) Срыгивание.

Б) Регургитация.

В) Руминация.

Г) Пищеводная рвота.

Д) Желудочная рвота.

Верно: Г

 

Задача № 2 Больной жалуется на боли в промежности, особенно в момент дефекации. Часто с калом выделяется небольшое количество неизменной крови.

Причиной подобного симптомокомплекса может быть:

А) Колит.

Б) Энтерит.

В) Проктит.

Г) Рак прямой кишки.

Д) Геморрой.

Верно: Д

 

Задача № 3.

Больной жалуется на затруднение при глотании пищи, а также на чувство комка в горле и небольшую распирающую боль по ходу пищевода. Беспокоят также слюнотечение и периодические срыгивания. Иногда наступает рвота без предшествующего чувства тошноты.Рвотные массы состоят из непереваренной пищи.  Указанные ощущения появились 2 месяца назад. Вначале они появлялись только после приема плотной пищи. Позже стали наблюдаться и после жидковатой пищи.

Вопросы:

1. Что может быть наиболее вероятной причиной этих болей?

2. Можно ли по имеющейся в этой задаче информации представить, из какого отдела пищеварительной трубки поступили рвотные массы.

3. При каких заболеваниях возможны такие жалобы?

4. Для какого заболевания характерно быстрое прогрессирование этих симптомов и похудание?

 


Вопросы для проверки исходного уровня знаний.

1. Из курса физиологии - моторно-эвакуаторная, секреторная функции желудка.

2. Из курса патофизиологии – нарушения моторно-эвакуаторной, секреторной функции желудка.

3. Из гистологии – особенности строения слизистой пищевода, желудка, кишечника (тонкого и толстого).

4. Из курса анатомии – анатомическое строение желудочно – кишечного тракта.

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Составьте задачу по аналогии с представленной:

 

Задача № 1

Больному произведено зондирование желудка, извлечено его содержимое натощак и отправлено для исследования в лабораторию. Результаты исследования оказались следующими:

Объём желудочного сока – 30 мл.

Цвет – желтоватый.

Примеси – имеется большое количество слизи.

Общая кислотность – 10 т.е.

Свободная соляная кислота не обнаружена.

 

Вопросы к ситуационной задаче:

1. Какая секреция желудочного сока изучалась у данного больного: тощаковая, базальная или стимулированная?

2. Какое диагностическое заключение можно сделать по наличию желтоватого цвета желудочного сока?

3. Можно ли говорить по этому анализу о снижении желудочной секреции?

4. Наблюдается ли у этого больного гиперацидность желудочного сока.

5. Наблюдается ли у больного гипоацидность или анацидность желудочного сока?

6. Что такое ахлоргидрия?

7. Согласны ли вы с выводом о наличии ахлоргидрии у данного больного?

Ответы к ситуационной задаче:

1. Тощаковая. Из желудка был извлечен сок, который имелся там натощак.

2. Желтый цвет желудочного сока является следствием попадания желчи в желудок (дуодено-желудочный рефлюкс).

3. Нельзя, у здорового человека в желудке может быть от 0 до 50 мл сока.

4. Не наблюдается. О гиперацидности говорят, если общая кислотность желудочного сока натощак превышает 40 т.е.

5. В желудочном соке обнаружена соляная кислота. Анацидности нет. Исследование желудочного сока натощак не позволяет ответить на вопрос о понижении кислотности, так как у здоровых людей также натощак может быть низкая кислотность.

6. Отсутствие в желудочном соке свободной соляной кислоты.

7. У данного больного такой вывод был бы необоснованным. Об ахлоргидрии можно говорить только при отсутствии свободной соляной кислоты в желудочном соке, полученном после её стимуляции. В желудочном соке, взятом натощак, и у здоровых людей может отсутствовать свободная соляная кислота.

 

Рентгенологическое исследование по праву завоевало прочное место в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Общедоступность, простота, высокая эффективность, относительная безвредность – несомненные достоинства метода. С его помощью можно изучать анатомию и функцию органов желудочно-кишечного тракта в их единстве и рассматривать во взаимосвязях с окружающими органами. Несомненна физиологичность метода, так как обеспечивается наблюдение продвижения контрастного вещества по желудочно-кишечному тракту. Объём и методика рентгенологического исследования зависят от задач, сформулированных врачом, и от результатов предшествовавших клинических основных и дополнительных методов исследований.

 

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое рентгеноконтрастное вещество чаще всего используют при рентгенологическом исследовании?

2. Какие заболевания пищевода можно выявить при рентгенологическом исследовании?

3. Что можно выявить с помощью рентгеноскопии или рентгенографии желудка?

4. Чем отличается рентгеноскопия от рентгенографии?

5.Через какое время контрастное вещество поступает в тонкий кишечник, в толстый кишечник?

6.Что можно выявить с помощью рентгенографии кишечника?

7.Как проводится ирригоскопия и для чего?

 

 

8. Назовите противопоказания к проведению эндоскопического исследования кишечника: а) …….., б)……….., в)………, г)………..

 

9. Ультразвуковое исследование органов желудочно-кишечного тракта не имеет самостоятельного диагностического значения. Оно может использоваться:1) как метод отбора, определяющий тактику дальнейшего обследования больного; 2) для дополнения и уточнения результатов других методов исследования; 3) для прослеживания за распространением патологического процесса, развитием осложнений.

 

10. До настоящего времени не утратило своего диагностического значения копрологическое исследование, которое позволяет составить представление о топографии пораженного отдела органов пищеварения.    Дайте ответы на вопросы:

1. Что такое копрологическое исследование?

2. Какие исследования включает клинический анализ кала?

3. Какие параметры оцениваются при макроскопическом исследовании кала?

4. Дайте определение понятию ахоличный стул.

5. Когда наблюдается выделение жидкого, чёрного кала, напоминающего дёготь?

6. Дайте определение понятию стеаторея.

7. Дайте определение понятию креаторея.

8. Дайте определение понятию амилорея.

9. Какая самая простая и точная химическая проба для выявления следов крови в кале?

10. Когда кал приобретает зловонный, гнилостный запах?

11. Когда запах кала приобретает кисловатый характер?

 

Решите задачу:

 Больной жалуется на вздутие живота, кашицеобразные желтоватые испражнения с кислым запахом и большим количеством пузырьков газа. Реакция кала кислая. При микроскопическом исследовании кала обнаружены в большом количестве крахмальные зёрна, растительная клетчатка, иодофильные микробы.


 

Верно: В.

 

Ответ:

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.389 с.)