Формирование немецкого населения Крыма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование немецкого населения Крыма.



Немцы.

Формирование немецкого населения Крыма.

 

Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII - начале XIX вв. Официально зарегистрированные колонии появились в 1805 г. Три из них были основаны в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района) и Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг (с.Пионерское Насыпновского сельсовета). В 1811 г. в Симферопольском уезде была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района).

Переселение шло из различных земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), а также из Швейцарии и Австрии. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.

С начала 60-х гг. XIX в. начинается второй этап переселения немцев в Крым - из Германии и северной части Таврической губернии. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 - сельские жители.

С 1897 по 1941 гг. численность немецкого населения увеличивалась: 1921 г. - 42547 чел. (5,9% от общего числа населения), 1926 - 43631 чел. (6,1%), 1939 - 51299 чел. (4,5%), 1941 - 53000 чел. (4,7%).

 

Виды хозяйственной деятельности

Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Первые переселенцы использовали трехпольную систему земледелия, к концу XIX в. распространилась четырехпольная система с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей (конский навоз, зола), а также введением в севооборот технических культур (кукуруза, картофель), возделывание которых сопровождалось мотыжением и разрыхлением.

Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин.

 Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости от материального достатка и природных условий.

 

Промыслы и ремесла

Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.

 

 Одежда

На протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов (свадьба, траур), праздников.

 Женщины носили корсаж или кофту, сборчатую юбку, передник и наплечный платок. Головные уборы отличались разнообразием, соломенные шляпы, платки, чепцы разной формы и размеров. Черный креповый чепец надевался только в церковь по большим праздникам. Своеобразную форму имел "чепец-колесо", над верхом которого, вышитым золотом, поднимается высокое "колесо" из синели (бархата), шелка и золотой канители. Были и простые чепцы, например, швабский чепец, который плотно прилегал к затылку и охватывал щеки. На ноги надевались кожаные башмаки, полусапожки, сохранялись и деревянные башмаки.

Мужчины носили рубахи, длинные или короткие (до колен) штаны, жилет, куртку, шейный платок, башмаки или сапоги. Постепенно в костюме стали появляться местные элементы одежды: овчинные тулупы, полушубки, картузы, меховые шапки, кожаные "постолы", которые немцы считали особенно удобными для работы.

 С конца XIX - начала XX вв. среди крымских немцев, проживавших в сельской местности, начали распространяться элементы городской одежды. Эта тенденция была характерна для всей Европы, причем более консервативной оказалась женская крестьянская одежда, тогда как мужская уже в XIX в. приблизилась к уравнивающей всех городской моде и во многом утратила собственно деревенские особенности.

В настоящее время традиционный немецкий костюм можно наблюдать только в фольклорных ансамблях.

 

  Кухня

  Для приготовления пищи немцами в основном использовались продукты, которые давало собственное хозяйство: крупы (пшеничная, ячменная, овсяная), овощи (лук, капуста, картофель), фрукты (яблоки, груши, вишня, сливы различных сортов), молоко и мясо (свинина, птица). Практиковалась заготовка продуктов впрок (сушка, соление), а также изготовление различных колбас и копченостей из свинины. Основу национальной кулинарии составляли мясные и молочные блюда, определенное место в ней занимали и мучные кушанья: лапша, клецки, штрудли, печенье, пироги. Наиболее распространенный напиток - пиво, из безалкогольных - кофе со сливками, чай.

 

Вероисповедание

По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве - католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя "особой нацией", часть - голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х гг. меннонитов рассматривают как самостоятельное этническое образование - этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в Крыму - Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882 г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района.

Среди немецких религиозных общин в Крыму преобладали евангелическо- лютеранские. В начале XX в. на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): "Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи", "Я (имеется в виду Иисус Христос. - Авт.) пришел своих овец спасти", "Любить и быть любимым - это настоящее счастье на земле", "Господь совершил для нас великое", "Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди".

 

Праздники

Основные праздники немцев, зимние - Рождество и Крещение (День трех волхвов), весенние - Пасха и Троица и летне-осенние - Тела Христова и Вознесения Марии (католические), а также День Св. Мартина, который является и детским праздником. Особенно торжественно в немецких семьях отмечается Рождество. "Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного", - гласит немецкая пословица.

 Наступлению праздника предшествует адвент (лат. advent - "Он приходит"), сопровождающийся чтением, как правило, детям, отрывков из Священного писания. Адвент начинается с первого воскресенья после 26 ноября и длится до сочельника - 24 декабря. В сочельник, или "святой вечер", в доме заканчиваются все работы, так как наступает самое важное время в году - "Двенадцатидневье", когда было запрещено трудиться. До начала торжества дом и двор полностью убираются, готовятся кушанья (особенно много печется булочек), украшается елка.

Кстати, обычай украшать рождественскую елку подарили человечеству древнегерманские племена. Считалось, что в еловых ветвях скрываются духи, которых обязательно следует умилостивить приношениями. С принятием Германией христианства зеленые ветви ели стали украшением домашних икон, дверных проемов в комнате, кухне, хлеву. Но в качестве атрибута рождественского праздника ель утвердилась не сразу. В Вестфалии и Голштинии жилища украшались омелой, в Гессене и Швабии - буком, в Тюрингии - тисом, в Баварии - можжевельником. И только в Эльзасе предпочитали ель, которая выставлялась на стол и украшалась яблоками и сахарными изделиями. Этот обычай перекочевал и в другие германские земли, а в начале XIX в. множество украшенных рождественских елок появилось на Дрезденской ярмарке. "Рождественская красавица" начала свое путешествие по странам и континентам, превратившись в символ семейного торжества. Основное украшение ели - свечи. Существует легенда о том, что, когда глава протестантского движения Мартин Лютер накануне Рождества 1513 г. возвращался домой, его поразило зрелище ночного неба, усыпанного яркими звездами, которые будто опустились на ветви деревьев. Придя домой, Лютер украсил собственную ель свечами.

25 декабря празднично одетая немецкая семья отправляется в церковь на рождественскую мессу. Немцы-лютеране устраивают праздничную трапезу до мессы, а немцы-католики - после нее, глубокой ночью. На стол выставляется несколько традиционных блюд: запеченный гусь, свинина или окорок, запеченные в тесте, капуста, а также сладости - сахарный пирог, печенье. Согласно немецкому поверью, квашеная капуста обладает целебными свойствами, и тот, кто поел ее на Новый год, в течение всего года будет здоровым. Немцы, желая счастья кому-нибудь, говорят. "Живи хорошо, ешь капусту".

 После мессы дети находят подарки, спрятанные под домашней елкой, и, в свою очередь, спешат порадовать взрослых самоделками. Взрослые же обмениваются поздравительными открытками. В первый рождественский вечер семья собиралась вокруг елки и пела под рояль, фисгармонию или цитру три рождественские песни. "О елочка, о елочка", "О ты радостное, о счастливое, приносящее благословение Рождество" и "Тихая ночь, дивная ночь".

  Упомянутая последней песня, которую сейчас поет весь мир, родилась в Австрии. Мемориальная доска на здании школы в с. Арнсдорф, которое находится около Зальцбурга, напоминает об этом знаменательном событии. Слова песни принадлежат помощнику пастора Иосифу Моору. Музыку по просьбе Моора написал 24 декабря 1818 г. сельский учитель Франц Губер, юравший в церкви на органе. В тот рождественский вечер песню оценили первые слушатели. В 1833 г. "Тихая ночь, дивная ночь" впервые была исполнена в Лейпциге и только через пять лет была напечатана. Из пяти куплетов до наших дней дошло только три. Первоначальный вариант не удалось найти ни в одном сборнике. Дошедший до нас текст выглядит в русском переводе так:

Тихая ночь,

Дивная ночь!

Дремлет все, лишь не спит

В благоговеньи святая чета.

Чудным Младенцем полны их сердца,

Радость в душе их горит.

 

Тихая ночь,

Дивная ночь!

Глас с небес возвестил:

Радуйтесь, ныне родился Христос,

Мир и спасение всем Он принес,

Свыше нас Свет посетил!

 

Тихая ночь,

Дивная ночь!

К небу нас Бог призвал.

О, да откроются наши сердца,

И да прославят Его все уста -

Он нам Спасителя дал!

 

В промежутке между Рождеством и Новым годом отмечали второй день Рождества, или день Св. Стефана, а также третий рождественский день - день Иоанна Евангелиста.

 В числе новогодних обычаев у немцев бытовал мальчишник. Взрослые парни и мужчины собирались в каком-либо доме, выпивали, играли в карты. Около полуночи взбирались на столы, стулья или скамьи и после полуночного боя часов "впрыгивали в Новый год" с шумными приветствиями. Со временем Рождество и Новый год стали семейными праздниками, приносящими радость, прежде всего, детям.

 

 Обычаи и обряды исторической родины немцы перенесли в Крым...

 

Культурная жизнь

В 1990 г. было организовано общественное объединение советских немцев, перерегистрированное через три года как Республиканское объединение немцев Крыма "Видергебурт" с общекрымским статусом. С 1991 по 1996 гг. зарегистрировано 20 региональных и городских организаций общества. Ими проводится работа во многих во многих направлениях политической и культурной жизни:

•     в региональных центрах созданы и работают культурные центры ("Дойче клуб"), при которых организованы музыкальные коллективы. Из них наиболее известны и популярны в Крыму ялтинский ансамбль "Ласточкино гнездо" (в настоящее время относится к Землячеству депортированных немцев Крыма), танцевальный коллектив г. Красноперекопска, ансамбль при "Дойче клуб" г.Симферополя, представлявший Крым на фестивале немцев Причерноморья в Николаеве (сентябрь 1996 г.) и др.;

•     созданы и работают воскресные школы;

•     издается газета "Хоффнунг" ("Надежда") на немецком и русском языках;

•     еженедельно на крымском телевидении и радио выходят национальные передачи;

•     создано 5 немецких лютеранских евангелических общин; религиозным общинам отдано государством 3 кирхи в Симферополе, Ялте и Судаке.

В 1995 г. на полуострове начало работу еще одно национальное объединение - Землячество депортированных немцев Крыма. Происходившие в Крыму культурные мероприятия: фестиваль немецкой культуры в Ялте (с 31 сентября по 3 октября 1994 г.), праздник немецкой культуры в Евпатории (14-15 октября 1995 г.) показали все лучшее, что сделали немцы в области возрождения национальной культуры и, самое главное - людской потенциал, который имеется у них для этого.

К сожалению, с конца 80-х годов идет процесс переселения немцев в Германию. Так, в середине 80-х гг. в Новопокровке, как уже говорилось, насчитывалось 40 немецких семей, а в 1994 г. - только 10. В ближайшее время, по всей видимости, останется 3-4 семьи, остальные уже подали или вскоре подадут документы на выезд в Германию. Аналогичный процесс происходит и в с. Янтарном, где в 1991 г. проживало 62 немца, а в 1994 - 14. Остальные уехали в Германию.

   На сегодняшний день одним из главных направлений в работе общественных и государственных структур является содействие возвращению депортированных немцев в Крым. Цель - возродить и сохранить этническую общность с присущими ей языком, культурой, национальными традициями, религиозными верованиями. А для того, чтобы возрождать, надо знать историю и бытовую культуру этого народа, связанного с Крымом на протяжении почти двух веков.

 

Армяне

Краткая справка

  Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. Позднее, в V-VI веках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму.

  В XI веке после вторжения в Армению турок сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее - в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый Крым).

    Армянских купцов привлекало море, возможности прибыльной торговли, да и армяне-ремесленники находили здесь хороший сбыт своих товаров. Трудолюбивые и уживчивые, армяне быстро приноравливались к чужим обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро разрасталось. Они способствовали расцвету и развитию Кафы. Их вклад в казну города был во много раз больше, чем налоги других национальных общин, да и население этого приморского города в то время на 70% состояло из армян. Но при захвате Крыма турками в 1475 году часть крымских армян погибла, часть силой была увезена в Стамбул.

   Оставшиеся в живых не покинули пределы полуострова. После присоединения Крыма к России царское правительство предоставило армянам льготы, освободив их от налогов и службы в армии на 10 лет, а также дав возможность получения удобных земель.

   Как и другие народы Крыма, армяне настрадались и в годы войны, и в годы депортации. Но народ не постарел душой. Он молод и прекрасен.

Численность и районы проживания

     По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2794 человека армянской национальности, а на 1994 г., по данным ЦСУ Крыма, армянское население возросло до 4784 человек. В основном это городские жители, а также проживающие компактно в Симферопольском районе, где в селах - Пионерском и Белом - одновременно идет и строительство. Населенный пункт, строящийся в районе с. Белого, получит название Айкаван (Армянское).

  В апреле 1989 г. в Симферополе было создано Крымское армянское общество культуры "Луйс". Затем стали организовываться общины в других населенных пунктах Крыма. В Севастополе, Ялте, Старом Крыму, Феодосии, Симферополе открылись и действуют воскресные школы, где изучаются культура, язык. На крымском телевидении и радио выходят армянские программы, издается газета "Голубь Масиса". В Ялте, Феодосии, Евпатории действуют церкви, реставрируется монастырь Сурб-Хач. По разработанному прогнозу до 2000 г., в Крым должно приехать 19,5 тыс. человек, или 6094 семьи. Имеются заявления от армян, депортированных из Крыма и проживающих сейчас в среднеазиатских странах СНГ, России (Пермская обл., Краснодарский край) и Армении. Кроме Симферопольскою района, строительство будет вестись в с. Баланово Белогорского района и в Старом Крыму.

 

Первые поселения

В силу исторически сложившихся обстоятельств, в особенности вследствие опустошительных периодических нашествий извне, значительная часть армянского народа вынуждена была в различные периоды времени покинуть свою родину и искать пристанища в чужих краях, некоторые из которых впоследствии стали для армянских переселенцев второй родиной. Именно таким являлся средневековый Крым, где в течение нескольких столетий имелись многочисленные армянские колонии с внушительным числом населения.

   Исторические памятники свидетельствуют о наличии в Крыму уже в XI- XIII вв. постоянного армянского населения. Особенно многолюдными становятся армянские поселения Крыма в XIV в., что было связано с монгольскими нашествиями, а также с падением в конце этого столетия Кимисийского армянского царства.

   В Четьях-Минеях-рукописи, написанной в Крыму в 1690 г., содержатся разные факты и среди них-история армянской колонии Крыма, в которой сообщается, что основная часть крымских армян-это выходцы из города Ани, обосновавшиеся вначале в Ак-Сарае, откуда, вследствие притеснений со стороны татар, перебрались в 1330 г. в Крым.

  С начала XIV в. армянские поселенцы развертывают в Крыму активную строительную деятельность. Согласно памятной записи одной армянской рукописи Крыма начала ХIV в., уже в то время существовал близ Кафы армянский монастырь Гамчак, при котором была построена купольная церковь. В Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха и др. Город был одним из духовных центров крымских армян, столь известным и важным, что в 1438 г. кафским армянам было предложено послать своих представителей на Флорентийский вселенский собор.

   Вторым по многочисленности армянского населения городом после Кафы в XIV-XV вв. был Сурхат. Имя Сурхат, вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), основанного в 1358 г. в лесу недалеко от города Старый Крым. Там было много армянских церквей, школ, кварталов.

  Одно из крупных армянских поселений XII-XV вв. находилось в Судаке. До последней четверти XV в. вблизи монастыря Сурб-Хач существовал небольшой армянский город Казарат. Армянские князья держали там войска и на договорных началах защищали Кафу.

   Падение Кафы в 1475 г. и установление турецкого владычества в Крыму вызвали заметное уменьшение в количественном составе армянского населения. Несмотря на это, и в XVI-XVIII вв. армянские поселения в Крыму продолжали насчитывать значительное число жителей - в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гезлеве, Перекопе, Сурхате.

 О влиянии армян в Крыму и их роли в его культурной жизни, помимо вещественных памятников, свидетельствует распространенное в литературе того времени название юго-восточного побережья полуострова - "Морская Армения".

 

Выселение из Крыма

 В период борьбы с Турцией за Крым русское правительство решило лишить хана одной из основных статей его дохода, заставить пользоваться жалованием русского двора и вообще его благодеяниями. Так как промышленность, торговля, садоводство и земледелие находились в руках христиан-греков и армян, то решено было выселить их из Крыма.

Первым свое согласие на переселение дала верхушка колонии- представители духовной знати и зажиточной части купечества. Она надеялась, что на новых местах, получив обещанные русским правительством привилегии, для нее откроются широкие возможности для торгово-промысловой деятельности, а, следовательно, нового обогащения.

 

 В окончательном склонении армян и греков к переселению сыграла и боязнь того, что в случае оставления русскими войсками Крыма предводители татар организуют резню христиан.

Начатое в первой половине августа 1778 г. переселение христиан из Крыма завершилось 18 сентября. Армяне-переселенцы составляли 12598 человек. Им выделили полупустынные земли около Днепра и Самары. С начала 1779 г. армянское общество во всех своих обращениях к властям выдвигало просьбу перевести его на земли вокруг крепости св. Дмитрия Ростовского, удобные для коммерции и развития земледелия и промыслов.

 После мучительного полуторагодичного перехода, унесшего немало человеческих жизней, к концу 1779 г. армянские переселенцы дошли до низовий Дона (числом уже только 9050 человек), где им отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью св. Дмитрия Ростовского.

Восстановление колонии

 После переселения в Азовскую губернию средневековая армянская колония в Крыму перестала существовать. Экономика полуострова в основных своих отраслях - торговля, ремесленное производство, земледелие - после ухода греков и армян пришла в упадок.

 В феврале 1798 г. был принят манифест о заселении Крыма иностранными колонистами, дающий всем желающим право без различия звания и вероисповедания, по своему выбору обосноваться в любом месте полуострова, за исключением Севастополя как военной гавани. Манифест освобождал иностранцев от рекрутской повинности, и многие армяне в конце XVIII и начале XIX в. стали перебираться в Крым, заложив основу новой армянской колонии на полуострове.

Переселение армян в Крым продолжалось вплоть до первой мировой войны и массового геноцида армян в Турции в 1915 г.

Среди армян, перебравшихся в Крым, постепенно крепнет идея поселиться в Старом Крыму, почти лишенном жителей, заселение которого интенсивно стало проводиться в 1805-1806 гг. Строительство и заселение города особенно ускоряются после открытия старокрымской армянской городской ратуши. К августу 1807 г. в Старом Крыму армянами было построено 160 домов, а проживало в нем 1500 человек, в большинстве армяне. Число жителей в городе к середине XIX века доходило до 4000 человек.

Количество крымских армян увеличивалось за счет григориопольских армян. По высочайшему указу правительствующего сената жителям армянского города Григориополь, основанного в 1792 г. недалеко от Дубоссар и неудобного для развития торговли и промыслов, разрешалось переселиться в другие места. В 1802 году значительное число григориопольских армян перешло в Старый Крым.

 В XIX-XX вв. среди крымских армян значительное число составляли выходцы из Западной Армении и различных районов Турции. В результате на полуострове образовалась довольно солидная армянская колония со значительным числом населения: к концу столетия-около 9000, а в 1913-1914 гг., по неполным данным,-14-15 тысяч человек.

Армянское население в основном размещалось в Симферополе, Феодосии, Карасубазаре, Старом Крыму, Евпатории, Ялте, а также в сельских местностях губернии.

Хозяйственная деятельность

 С конца XVIII-начала XIX в. хозяйственная жизнь полуострова стала входить в нормальное русло. Это обстоятельство стимулировало развертывание деловой активности и у армянских переселенцев в торговле, ремесленном производстве, земледелии. Имея деловые связи с русским внутренним рынком, с Кавказом и торгово- ремесленными районами Востока, особенно Турции и Персии, таврические армяне во многом способствовали развертыванию торговли новообретенного края. Они выступали в роли как непосредственных торговцев, купцов, так и инициаторов и реализаторов различных торговых сделок. Их участие было заметно и в оптовой, и в розничной торговле.

 Уже в первом году после присоединения Крыма к России там можно было встретить армян купцов, торговля которых охватывала довольно крупные размеры.

В конце XIX и начале XX в. с осуществлением задачи заселения полуострова параллельно оживлялась и торговля, где продолжали заметную активность проявлять армяне. В 1870-х годах более организованный характер торговля крымских армян носила в Старом Крыму и Карасубазаре. В этом деле особую роль играли старокрымская армянская городская ратуша и армяно- католический суд в Карасубазаре, уделявшие большое внимание организации торговли. Они получали от губернских властей торговые свидетельства и билеты и выдавали их желающим, взимая соответствующие пошлины. Среди армянского населения Таврической губернии значительное число составляли ремесленники. Из них выделялись красильщики, ювелиры, булочники, виноделы.

 Начиная со второй половины XIX в. отдельные представители верхушки торгового сословия армян стремятся умножить свой капитал, вкладывая его в фабрично-заводское производство. Вскоре они стали владельцами небольших фабрик и заводов в Симферополе, Старом Крыму, Феодосии, Карасубазаре. Представители богатой верхушки армянских поселений принимали участие в крупных хозяйственных мероприятиях в губернии, таких как строительство железной дороги, добыча соли, торговые ярмарки. Большую инициативу проявил великий маринист И. К. Айвазовский в деле снабжения Феодосии питьевой водой. Одним из инициаторов проведения городского освещения в Симферополе был механик кампании <Электричество> инженер Н. К. Шахвердян. По его проекту в центральной части города были установлены электрические фонари. В экономической жизни крымских армян, как и в средние века, важное место занимало сельское хозяйство: виноградарство, садоводство, табаководство, полеводство.

В первые десятилетия прошлого века крымские армяне проявляли деловую инициативу в распространении шелководства на полуострове. Поэтому одной из первых задач старокрымской ратуши стало сохранение шелковичных (тутовых) деревьев.

Общественная жизнь

Общественная жизнь крымских армян особенно оживилась в конце XIX и начале XX в. В числе многих общественных организаций особенно заметна деятельность церковных попечительств, существовавших почти во всех армянских поселениях Крыма. Состоятельные армяне и церковь старались "поднять" нацию на уровень современной цивилизации, а также осуществить благотворительные мероприятия. Источником денежных и материальных средств попечительств были субсидии церкви, завещания, приношения.

Попечительства пользовались покровительством духовного и гражданского начальства. Они ежегодно отчитывались перед общим собранием, после чего утвержденный на собрании отчет с краткой выборкой представлялся епархиальному начальству, губернатору и министру внутренних дел. Для общего сведения отчеты печатались на русском и армянском языках. В числе благотворителей были семьи Айвазовских, Спендиаровых, Тумановых, Момджиевых, Топалевых и многие другие.

Поддерживая тесные связи, крымские армяне постоянно были в курсе всех важных событий, относящихся к Армении и армянскому народу. Они делили невзгоды, выпавшие на долю своих соотечественников на родине, старались облегчить их участь.

Так было и в кошмарный период геноцида армянского народа, организованного турецкими палачами в 1915 г. Крымские армяне внесли свой вклад в дело помощи спасшимся от султанского меча. Крымские армяне с большим вниманием отнеслись к беженцам, которые в годы первой мировой войны, а также в послевоенный период оказались в Крыму. Благодаря помощи местных армян основной массе беженцев удалось в эти тяжкие годы спастись от голода и смерти, обосноваться на полуострове.

Деятельность церкви

В жизни таврических армян (как впрочем и других армянских колоний) деятельность церкви в силу ряда условий приобретала некоторую специфическую особенность. Перед предводителями армянских обществ открывались широкие возможности, помимо выполнения сугубо духовных обязанностей, вмешиваться в жизнь прихожан. Поэтому ее деятельность в колониях в какой-то степени приобрела светский характер. С 1812 г. в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян. Армянские церкви в Крыму входили в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархию.

В 1842 г. наместник католикоса в Крыму уступил свое место главному попечителю крымских армянских церквей.

Гражданские права армян

 В отношении административного управления крымские армяне полностью находились в подчинении губернских властей и их местных представителей. Наряду с этим общества старокрымских армян и карасубазарских армян католиков пользовались правами внутреннего самоуправления, предоставленными грамотами 1779 и 1799 гг. Эти грамоты гарантировали им право учреждать магистраты (ратушу или суд).

Старокрымская армянская городская ратуша была основана в соответствии с грамотой Павла I, которая позволяла армянам Старого Крыма "учредить собственный армянский суд под именем магистрата, и в нем рассматривать и решать дела тяжебные и исковые на армянском языке по прежним народа сего правам и обыкновениям...". 28 июля 1808 г. она открылась - в этот же день состоялось ее первое учредительное заседание. Сохранились почти все дела старокрымской армянской городской ратуши, а также результаты почти всех выборов. Они показывают, что до половины XIX в. выбирали и избирались только армяне. Начиная с 50-х годов XIX в., в выборах стали принимать участие русские.

 Члены ратуши фактически работали на общественных началах, бесплатно. Оплачивались лишь писарь, два канцелярских служащих, рассыльной и сторож. Член ратуши мог выехать из города только по постановлению других членов.

 Деятельность карасубазарского армяно-католического суда началась с 1790 г. и закончилась в 1870 г. В состав суда входили городской голова и три члена-заседатели. Один из заседателей считался председателем суда. В отличие от старокрымской городской ратуши, расходы армяно-католического суда брало на себя государство.

Старокрымская армянская городская ратуша и карасубазарский армяно- католический суд являлись органами внутреннего самоуправления. Основным содержанием их деятельности было решение вопросов, связанных с благоустройством и экономическим развитием этих городов, организацией торговли и ремесленного дела, промыслов, со своевременным сбором налогов. Правомочность ратуши и суда ограничивалась лишь обществами в Старом Крыму и Карасубазаре. Она не распространялась на армянские общины в Евпатории, Феодосии, Симферополе и других местах, а также на армян- григорианцев, живших в Карасубазаре. Все они, прибывшие на полуостров в основном после 1804 г., не пользовались привилегиями указанных грамот. Эти армянские общины находились в непосредственном ведении местных властей на общих основаниях.

Общественно-культурное развитие

Культура

 Культурное развитие крымских армян в XIX - начале XX века отразилось в создании школ, училища, типографии, в издании журналов, книг.

 В 1816 г. в Карасубазаре по инициативе Манвела Гюмушханеци открылась первая армянская приходская школа в Крыму.

Несколькими годами позже, наряду с карасубазарской, приходские школы начали функционировать также в армянских поселениях Старого Крыма, Феодосии, Евпатории, Симферополя.

 Среди армянских школ Крыма по своему значению и постановке учебно- педагогической работы особняком стояло Халибовское училище, основателем которого был Г. Айвазовский. Учебный план свидетельствовал о том, что Г. Айвазовский создал учебное заведение скорее национально-светского, чем религиозного уклона, заведение, в котором учащиеся получали бы знания, соответствовавшие гимназическому курсу. В учебную программу училища входили армянский, русский, французский, турецкий языки, закон Божий, арифметика, история, география, рисование, физика, химия, физкультура, чистописание. В училище бесплатно обучались также дети неимущих армян, составлявшие 35-40 процентов учащихся, Преподаватели в училище были в основном с высшим образованием.

При Халибовском училище по вечерам работали курсы полезных знаний, посетителям которых, взрослым мужчинам и женщинам, сообщались сведения общеобразовательного характера, начиная с арифметики и кончая историей.

При училище с 1860 г. начала работать типография - первая типография в истории крымских армян. Оснащена она была современным оборудованием и инвентарем, привезенным из-за границы.

Во второй половине XIX в. в армянской колонии Крыма зародилась и периодическая печать. В 60-70 гг. в Феодосии стали издаваться журналы "Масяц Агавни" ("Голубь Масиса") и "Дастиарак" ("Воспитатель").

Из среды крымских армян в XIX в. вышел целый ряд выдающихся деятелей культуры, творчество которых имело определенное общественно художественное значение. В плеяду известных деятелей армянской культуры навсегда вошли имена крымских армян: великого мариниста И.К.Айвазовского и его последователя Э. Махтесяна, композиторов X. Кара- Мурзы, Ал. Спендиаряна, А. Кахцацяна, знаменитого скрипача и музыковеда О. Налбандяна.

Айвазовский

Особняком в плеяде деятелей армянской культуры стоит имя великого мариниста - Ивана Константиновича Айвазовского (Оганеса Константиновича Айвазяна). Он родился 17 июля 1817 г. в Феодосии. Отец его происходил из польских армян. Из Польши он переселился сначала в Молдавию, а затем в Крым.

Начальное образование И. К. Айвазовский получил в местной армянской церковной школе, учился в симферопольской гимназии, а в 1833-1837 гг. - в Петербургской академии художеств.

Еще в период учебы в Петербурге И. Айвазовский почти ежедневно бывал среди прихожан столичной армянской церкви. Окончательно обосновавшись в Феодосии, И. Айвазовский на протяжении 50-60 лет был душой общества крымских армян, всячески старался быть полезным своему народу. За свой счет он построил церковь для армянского общества Старого Крыма, а многие армянские церкви бесплатно украсил своими полотнами. В помощь соотечественникам художник не раз организовывал выставки своих работ.

 Известно о его позиции в борьбе против влияния католицизма на своих соотечественников, а также о завещании (стоимостью в 50 тыс. руб.), которое он оставил феодосийской армянской церкви Сурб-Саркис и школе при ней.

И. Айвазовский тяжело пережил резню армян 1895-1896 годов, организованную турецким султаном Абдул Гашидом. Айвазовский выразил гневный протест против варварств турок. В знак этого он бросил в море все свои турецкие ордена и заявил турецкому консулу: "Ордена, данные мне твоим кровавым хозяином, я бросил в море. Вот и их ленты, пошли ему. Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль..."

В помощь армянам, спасшимся от резни, Айвазовский организовал в Одессе выставку. 2000 рублей, вырученные с выставки, разделив пополам, послал армянам и грекам. Спустя несколько дней для оказания помощи бедным армянам он выслал в адрес русского консула в Константинополе еще 3000 франков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.089 с.)