Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительное занятие по русскому языку для 11 классовСтр 1 из 3Следующая ⇒
Дополнительное занятие по русскому языку для 11 классов Тестовая часть задание 2 Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ
2. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения. 3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.
Теория к заданию 2 ЕГЭ
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями. Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д. В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др. Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания: · Союзы · Частицы · Местоимения · Наречия · Числительные (собирательные и порядковые) · Вводные слова и словосочетания
Союзы бывают: 1) Сочинительные и подчинительные 2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и) По своей структуре составные союзы бывают:
1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни. 2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д. Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения). Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста. Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП. Разряды сочинительных союзов: · Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и) · Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) · Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) · Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) · Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) · Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП).
Подчинительные союзы делятся на следующие группы: · изъяснительные (что, чтобы, как, …) · обстоятельственные · времени (когда, лишь, едва, …) · места (где, куда, откуда,...) · образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой,...) · сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) · причины (так как, потому что, …) · условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) · уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) · цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) · следствия (так что) Разделение подчинительных на группы условно, одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главного предложения к придаточному.
Шофер остановился в раздумье. А через минуту он уже спал за баранкой: долгая дорога его утомила. (В. Архангельский)
Антон Иванович дремал, припав к моему плечу. Но когда с досады закричал шофер, он решил, что нужно действовать. (В. Архангельский) Чайную закрыли, и мы отправились на ночлег. И удивительно крепко спали на полу, в школе, на голых досках. (В. Архангельский)
Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов. Разряды частиц: 1. Формообразующие · повелительное наклонение, условное(сослагательно) пусть, пускай, давай, давайте, да, бы (б), бывало · степень сравнения прилагательный и наречий (более, менее, самый) Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце! 2. Смыслоразличительные (смысловые) 1. отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет; 2. вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как; 3. указательные: вот, вон, это; 4. уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь; 5. ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего; 6. восклицательные: что за, ну и, как, куда как; 7. усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё; 8. со значением сомнения: едва ли; вряд ли. Среди частиц есть омонимичные: Например, ЭТО может быть как частицей, так и местоимением. ЧТО может быть частицей, а может быть местоимением.
Примеры. Ведь (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как). Вот (используется для введения иллюстрации, примеров) Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа. Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе.
Разряды местоимений: Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.) Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету. !!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Примеры: Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение. Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение. Указательные: это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д. Возвратное: себя Вопросительные: кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д. Относительные: (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях) Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
По функции наречия бывают: · Знаменательные (называют признаки действий или других признаков) · Местоименные (там, так, тогда) По значению: 1) Определительные · образа действия (как, каким образом?): так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем; · меры и степени (очень, чересчур, втрое): сколько, в какой степени, на сколько, очень, вдоволь, чуть-чуть, немного; 2) Обстоятельственные · места (где, куда, откуда): вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то; · времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор): сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда; · причины: потому, сгоряча, поневоле; · цели (зачем, с какой целью): назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально; Союзы То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления. Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. Так что – используются перед выводом рассуждений. Частицы Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления. Вводные слова и конструкции Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей. Практика 1. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
2. Самостоятельно подберите местоименное наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
3. Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
4. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.
5. Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
6. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
7. Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
8. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
9. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
10. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
11. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.
12. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
13. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.
14. Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.
15. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
16. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.
17. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
18. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.
19. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
20. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
дополнительное занятие по русскому языку для 11 классов Тестовая часть задание 2 Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ
2. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения. 3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.
Теория к заданию 2 ЕГЭ
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями. Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д. В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др. Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания: · Союзы · Частицы · Местоимения · Наречия · Числительные (собирательные и порядковые) · Вводные слова и словосочетания
Союзы бывают: 1) Сочинительные и подчинительные 2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и) По своей структуре составные союзы бывают: 1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни. 2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д. Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения). Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста. Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП. Разряды сочинительных союзов: · Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и) · Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) · Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) · Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) · Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) · Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП).
Подчинительные союзы делятся на следующие группы: · изъяснительные (что, чтобы, как, …) · обстоятельственные · времени (когда, лишь, едва, …) · места (где, куда, откуда,...) · образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой,...) · сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) · причины (так как, потому что, …) · условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) · уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) · цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) · следствия (так что) Разделение подчинительных на группы условно, одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главного предложения к придаточному.
Шофер остановился в раздумье. А через минуту он уже спал за баранкой: долгая дорога его утомила. (В. Архангельский) Антон Иванович дремал, припав к моему плечу. Но когда с досады закричал шофер, он решил, что нужно действовать. (В. Архангельский) Чайную закрыли, и мы отправились на ночлег. И удивительно крепко спали на полу, в школе, на голых досках. (В. Архангельский)
Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов. Разряды частиц: 1. Формообразующие · повелительное наклонение, условное(сослагательно) пусть, пускай, давай, давайте, да, бы (б), бывало · степень сравнения прилагательный и наречий (более, менее, самый) Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце! 2. Смыслоразличительные (смысловые) 1. отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет; 2. вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как; 3. указательные: вот, вон, это; 4. уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь; 5. ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего; 6. восклицательные: что за, ну и, как, куда как; 7. усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё; 8. со значением сомнения: едва ли; вряд ли. Среди частиц есть омонимичные: Например, ЭТО может быть как частицей, так и местоимением. ЧТО может быть частицей, а может быть местоимением.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.154 с.) |