Наречия как средства связи предложений в тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наречия как средства связи предложений в тексте



В качестве средств связи обычно выступают наречия времени, места, а также местоименные наречия в личных значениях.

Пример: Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов

обособляются запятыми

· не являются членами предложения

· к ним нельзя задать вопрос

Группы вводных слов по значению:

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д)

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

 

Средства связи, часто встречающиеся во 2 задании ЕГЭ

Союзы

То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации.

Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления.

Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях.

Так что – используются перед выводом рассуждений.

Частицы

Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли.

Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления.

Вводные слова и конструкции

Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль.

Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).

Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям.

Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах.

Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли.

Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.

Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.

Практика

1. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<...> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

2. Самостоятельно подберите местоименное наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

(1)Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

 

3. Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

(1)Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2)Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег, <...>, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (3)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза.

 

4. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

(1)Бытует распространённое мнение, что углекислый газ очень ядовит. (2)<…> даже многократное повышение концентрации этого газа в воздухе не вызывает каких-либо неблагоприятных изменений в организме. (3)К тому же, по утверждению учёных, углекислый газ необходим для дыхания, так как он возбуждает дыхательный центр.

 

5. Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

 

(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3)<…> главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию.

 

6. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

 

(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<…> наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

 

7. Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

(1)Главным богатством Урала были и являются, безусловно, его минеральные ресурсы: этот регион издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. (2)<…> неудивительно, что фундаментом, на котором выросло декоративно-прикладное искусство территории, стала именно промышленность. (3)В частности, уральские камнерезные изделия являются уникальной разновидностью русского искусства, а обработка мрамора и производство чугунных предметов домашнего обихода разрослись до промышленных масштабов.

 

8. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

 

(1)Живые организмы могут защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (2)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (3)<…>, адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов, ведь если бы организм не обладал способностью адаптироваться, то изменение условий существования могло бы привести к его гибели.

 

9. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

 

(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…>, в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.

 

10. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

 

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие.(2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения <…> изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

 

11. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.

 

(1)Учёным давно известно, что кольца Сатурна на 93% состоят изо льда, <…> до недавнего момента этот факт не поддавался научному объяснению: такие кольца не могли возникнуть в результате разрушения на орбите спутников и метеоритов, которые состоят в основном из относительно тяжёлых минералов. (2)Лишь в 2010 году Робин Кэнап выдвинула гипотезу, согласно которой ледяные кольца образовались около четырёх миллиардов лет назад в результате схода с орбиты огромного спутника, покрытого толстой ледяной оболочкой. (3)Расчёты Кэнап показывают: во время падения лёгкая ледяная составляющая отделилась от тяжёлых минералов, упавших на планету, в результате чего возникло ледяное облако, которое постепенно приобрело форму наблюдаемого нами в телескоп с Земли кольца.

 

12. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

 

(1)Сформулированный инженером Эдвардом Мёрфи в 40-х годах «закон», утверждающий, что «если что-то может сломаться, то оно обязательно сломается», для большинства людей представляет собой не более чем житейскую мудрость, которая приносит утешение и помогает относиться с юмором к бытовым поломкам. (2)Но инженеры, в отличие от обычных людей, вовсе не ищут в утверждении Мёрфи утешение и оправдание, когда сталкиваются с поломками и неполадками. (3)<…>, они намеренно пользуются «законом» Мёрфи для поиска слабых мест в созданных ими сложных системах: многократные испытания в максимально суровых условиях, приводящие к выведению системы из строя, позволяют выявить все слабые места и недочёты и устранить их как можно раньше.

 

13.  Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

 

(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…>, передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

 

14. Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

 

(1)Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2)По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной ластой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, но помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3)<…> он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, поэтому моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат-орлом.

 

15. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

 

(1)Барон Мюнхгаузен, известный всему миру из рассказов Рудольфа Распе и завоевавший популярность в России после адаптации К.И. Чуковским книги Распе для детей, не является, вопреки распространённому мнению, вымышленным персонажем. (2)<…>, историческим прототипом героя рассказов Распе был Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий барон и ротмистр русской службы, любивший после возвращения в Германию рассказывать своим соседям удивительные истории о России. (3)Рассказы барона (о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя), а также приписанные ему другими авторами истории и легли в основу произведений Распе, который, даже не изменив фамилии барона, ввёл Мюнхгаузена в галерею литературных персонажей.

 

16. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.

 

(1)Согласно популярной гипотезе, двуглавый орёл — герб Великого княжества Московского, а в дальнейшем Русского царства, Российской империи и России — являлся ранее императорским гербом Византии. (2)<…> на данный момент у историков нет доказательств существования единого государственного герба Византии: печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н. П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».

 

17. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.

 

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия..

 

18.  Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.

 

(1)Облик А. П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза. (2)<…> на самом деле рост Чехова составлял 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

 

19. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

 

(1)В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты: несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины. (2)Известный сейсмолог и геолог профессор Масааки Кимура посвятил изучению объектов Йонагуни больше десяти лет и в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни представляет собой рукотворный мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма, вероятнее всего мощнейшего землетрясения. (3)<…> если выводы Кимура верны, то учёным придётся пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества.

 

20. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.026 с.)