Часть 2. Практический раздел курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Практический раздел курса



Предлагаем один из подходов к практическому овладению основами культуры общения. Практические упражнения, приводимые в работе, не следует рассматривать как образец, которому нужно слепо следовать и копировать без учета реальных возможностей. Упражнения, методические приемы, ход занятий предполагают творческое использование в соответствии с местными условиями, жизненным и педагогическим опытом преподавателя.

В работе использованы материалы публикаций В.И. Асмоловой, Ф.М. Бородкина, Б.В. Бушелевой, С.В. Гиппиус, А.Б. Добровича, А.П. Егидес, Л.П. Новицкой, О. Эрнст и др. Большое влияние на содержание практикума оказали идеи Дейла Карнеги.

Практикум посвящен основным приемам общения между людьми. В данной работе, предназначенной для школ и гимназий, мы предлагаем практикум по основным приемам общения.

Важно учесть для педагогов, занимающихся по данной методике, что учебная работа должна дополняться домашней работой. Это могут быть фронтальные задания для всех, задания для тех, кто успешно справился с фронтальными заданиями, и индивидуальная работа для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ

Тема 12. Вхождение в группу

Задача. Выразить свое доброе отношение к присутствующим, расположить их к себе, ознакомить с целью спецкурса, методикой проведения занятий.

— Добрый день, дорогие товарищи! Я рада представленной возможности познакомиться с вами. Если вы согласны, то вместе попытаемся познакомиться и в определенной степени освоить некоторые приемы и способы общения людей, которые, возможно, помогут вашему преуспеванию в учебной и общественной работе, а в дальнейшем и в профессиональной сфере. Во всяком случае, Дейл Карнеги, американский специалист в сфере человеческих отношений практической деятельностью в этой области доказал, что это именно так. Давайте же и мы с вами попробуем проверить выводы Карнеги своей собственной практикой.

Тема 13. Творческий полукруг1

Задача. Через простое физическое действие снять психологическое напряжение, которое образуется при встрече незнакомых людей, найти удобное для занятий месторасположение педагога и обучающихся.

Мне бы хотелось, чтобы все мы на занятиях по общению чувствовали себя удобно и комфортно, при этом все видели меня и друг друга. Ручки, тетради, сумки нам не понадобятся, давайте их уберем в стороны, но так, чтобы они не создавали впечатление брошенных на вокзале вещей.

Попробуем расставить стулья в аудитории так, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видела каждого из вас. Что, если нам в центре поставить столы, а самим разместиться вокруг них? Всем ли удобно, все ли чувствуют себя свободно? Со столов уберем все лишнее. Наше общение будет длительным, не исключено, что вы хотите со своим другом (подругой) обменяться впечатлением или сообщить что-то, о чем забыли сказать до начала занятия. Для этого на столе будут лежать ручки и бумага, с тем, чтобы вы не мешали своим товарищам заниматься.

Тема 14. Представление

Задача. Продемонстрировать малопривлекательность формального подхода к представлению.

— Для работы все подготовлено, и нам осталось только познако­миться. Меня зовут Валентина Степановна Садовская. Мне бы хотелось узнать Ваши имена и отчества. Поскольку невозможно осваивать приемы общения не зная, как обратиться друг к другу. Пожалуйста, если вы не возражаете, то назовите свои имена и отчества. Можно вас попросить начать представление (обращается к одному из присутствующих)? (преподаватель слушает внимательно, не перебивает, иногда говорит «спасибо», кивает в знак благодарности головой и переводит взгляд на следующего, как бы прося его продолжать представление).

Тема 15. Запоминание имен

Задача №1. Убедить в неэффективности формального подхода в представлении.

— Спасибо большое. Но назвать свое имя еще не означает, что знакомство состоялось. Познакомиться можно только тогда, когда мы будем знать имена друг друга. Я думаю, вы не обидитесь. Если я предложу вам проверить себя: запомнили ли вы имена, отчества своих одноклассников?

Будьте любезны, если вас это не затруднит (обращается к одному из присутствующих), повторить имена, отчества присутствующих.

(После попытки обучающихся повторить имена.) Спасибо большое. Кто бы мог еще повторить имена, отчества своих товарищей?

(Делаются попытки повторить имена и отчества).

— Наверное, мы были не очень внимательны, и память нам в некоторых случаях изменила, поскольку практически никто не смог повторить безошибочно имен, отчеств присутствующих здесь.

Задача №2. Продемонстрировать механический способ запоминания.

— Давайте попробуем еще раз представиться. Но уже другим способом. Мы не будем скрывать, что хотим запомнить имена и отчества своих одноклассников. Мы как бы будем тренировать свою память. Например: я первой называю свое имя и отчество. Тот, кто будет после меня (это может быть справа сидящий от меня), повторяет мое имя и называет свое, следующий повторяет мое имя, имя предшествующего товарища и называет свое, так до тех пор, пока не будут названы имена всеми присутствующими. Условия понятны? Давайте попробуем. Итак, Валентина Степановна.

(После упражнения)

— Конечно, при большом желании, если поставить себе цель натренировать свою память, можно овладеть механическим способом запоминания. Но я хочу успокоить тех, у кого сейчас это не очень получилось. Дело в том, что в реальной жизни есть более приемлемые и доступные способы запоминания.

Задача №3. Выявить у слушателей способы запоминания, которыми они пользуются в повседневной жизни.

— Память, конечно, надо тренировать, тем более, что часто мы не запоминаем не потому, что не можем, а потому, что бываем невнимательны, представляемся друг другу формально и делаем это машинально.

И все же механический способ запоминания тоже малоэффективен, запомнив сию минуту или в данный момент, вы через продолжительное время не сможете вспомнить нужное имя.

Есть ли другие способы? Конечно, есть. И мне бы хотелось услышать от вас, каким способом пользуетесь вы в повседневной жизни, когда хотите запомнить имя своего собеседника? Кто бы мог начать?

Пожалуйста.

(Слушатели могут называть ассоциативный метод запоминания, комбинированный способ, включающий зрительную и слуховую память, а также другие способы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.005 с.)