Основы коммуникативной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы коммуникативной культуры



ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

федерального компонента цикла ОПД.Ф.11. ГОС ВПО

Второго поколения по специальности 071401

«Социально-культурная деятельность»

 

 

Рекомендовано:

 

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов

Председатель                                                                           Т.Г. Киселева

 

Москва 2005

 

 

Примерная программа дисциплины «Основы коммуникативной культуры» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

 

©Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005.

©Учебно-методическое объединение высших учебных

заведений Российской Федерации по образованию в

области народной художественной культуры, социально-

культурной деятельности и информационных ресурсов,

2005.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Курс «Основы коммуникативной культуры» нацелен на сообщение студентам системы знаний о взаимодействии людей друг с другом и практическое овладение ими целостной совокупностью умений и навыков культурного общения. Составители программы исходили из того, что выпускник вуза культуры должен быть хорошо подготовленным к продуктивному взаимодействию с людьми, к налаживанию добрых и сердечных отношений с окружающими, к работе по использованию разнообразных форм организации досугового общения. Здесь особенно необходимы глубокое знание психологии, умение дифференцированно подходить к людям, владение навыками научно обоснованного воздействия на личность.

Учебный курс состоит из двух тесно взаимосвязанных частей. В первой из них излагаются теоретические и научно-методические основы предмета. Во второй — сосредоточена тематика и технология практических занятий, имеющих целью отработку умений и навыков правильного восприятия человека человеком, их продуктивного взаимодействия друг с другом и формирование в процессе общения определенных межличностных отношений. Содержание предмета сконструировано на основе последних достижений отечественной и зарубежной культурологии, социологии, социальной психологии, педагогики, адаптированных применительно к особенностям теории и практики организации досугового общения.

Реализация программы предполагает самое широкое использование активных методов обучения, включая семинары, диспуты, деловые игры, занятия-тренинги. В соответствии со спецификой предмета предусматриваются мелкогрупповые и индивидуальные занятия, связанные с практической отработкой умений и навыков межличностного общения и формированием мастерства речевого взаимодействия.

Учитывая большое разнообразие условий, в которых функционируют современные вузы культуры, авторы программы не сочли целесообразным предлагать конкретную расчасовку курса. Ориентировочно он рассчитан на 76 часов в течение 2-х учебных семестров. По своей проблематике программа сознательно сделана эластичной и построена таким образом, что в зависимости от наличных резервов времени количество учебных часов на разделы и темы может свободно регулироваться в сторону их увеличения или уменьшения.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ

Тема 12. Вхождение в группу

Задача. Выразить свое доброе отношение к присутствующим, расположить их к себе, ознакомить с целью спецкурса, методикой проведения занятий.

— Добрый день, дорогие товарищи! Я рада представленной возможности познакомиться с вами. Если вы согласны, то вместе попытаемся познакомиться и в определенной степени освоить некоторые приемы и способы общения людей, которые, возможно, помогут вашему преуспеванию в учебной и общественной работе, а в дальнейшем и в профессиональной сфере. Во всяком случае, Дейл Карнеги, американский специалист в сфере человеческих отношений практической деятельностью в этой области доказал, что это именно так. Давайте же и мы с вами попробуем проверить выводы Карнеги своей собственной практикой.

Тема 13. Творческий полукруг1

Задача. Через простое физическое действие снять психологическое напряжение, которое образуется при встрече незнакомых людей, найти удобное для занятий месторасположение педагога и обучающихся.

Мне бы хотелось, чтобы все мы на занятиях по общению чувствовали себя удобно и комфортно, при этом все видели меня и друг друга. Ручки, тетради, сумки нам не понадобятся, давайте их уберем в стороны, но так, чтобы они не создавали впечатление брошенных на вокзале вещей.

Попробуем расставить стулья в аудитории так, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видела каждого из вас. Что, если нам в центре поставить столы, а самим разместиться вокруг них? Всем ли удобно, все ли чувствуют себя свободно? Со столов уберем все лишнее. Наше общение будет длительным, не исключено, что вы хотите со своим другом (подругой) обменяться впечатлением или сообщить что-то, о чем забыли сказать до начала занятия. Для этого на столе будут лежать ручки и бумага, с тем, чтобы вы не мешали своим товарищам заниматься.

Тема 14. Представление

Задача. Продемонстрировать малопривлекательность формального подхода к представлению.

— Для работы все подготовлено, и нам осталось только познако­миться. Меня зовут Валентина Степановна Садовская. Мне бы хотелось узнать Ваши имена и отчества. Поскольку невозможно осваивать приемы общения не зная, как обратиться друг к другу. Пожалуйста, если вы не возражаете, то назовите свои имена и отчества. Можно вас попросить начать представление (обращается к одному из присутствующих)? (преподаватель слушает внимательно, не перебивает, иногда говорит «спасибо», кивает в знак благодарности головой и переводит взгляд на следующего, как бы прося его продолжать представление).

Тема 15. Запоминание имен

Задача №1. Убедить в неэффективности формального подхода в представлении.

— Спасибо большое. Но назвать свое имя еще не означает, что знакомство состоялось. Познакомиться можно только тогда, когда мы будем знать имена друг друга. Я думаю, вы не обидитесь. Если я предложу вам проверить себя: запомнили ли вы имена, отчества своих одноклассников?

Будьте любезны, если вас это не затруднит (обращается к одному из присутствующих), повторить имена, отчества присутствующих.

(После попытки обучающихся повторить имена.) Спасибо большое. Кто бы мог еще повторить имена, отчества своих товарищей?

(Делаются попытки повторить имена и отчества).

— Наверное, мы были не очень внимательны, и память нам в некоторых случаях изменила, поскольку практически никто не смог повторить безошибочно имен, отчеств присутствующих здесь.

Задача №2. Продемонстрировать механический способ запоминания.

— Давайте попробуем еще раз представиться. Но уже другим способом. Мы не будем скрывать, что хотим запомнить имена и отчества своих одноклассников. Мы как бы будем тренировать свою память. Например: я первой называю свое имя и отчество. Тот, кто будет после меня (это может быть справа сидящий от меня), повторяет мое имя и называет свое, следующий повторяет мое имя, имя предшествующего товарища и называет свое, так до тех пор, пока не будут названы имена всеми присутствующими. Условия понятны? Давайте попробуем. Итак, Валентина Степановна.

(После упражнения)

— Конечно, при большом желании, если поставить себе цель натренировать свою память, можно овладеть механическим способом запоминания. Но я хочу успокоить тех, у кого сейчас это не очень получилось. Дело в том, что в реальной жизни есть более приемлемые и доступные способы запоминания.

Задача №3. Выявить у слушателей способы запоминания, которыми они пользуются в повседневной жизни.

— Память, конечно, надо тренировать, тем более, что часто мы не запоминаем не потому, что не можем, а потому, что бываем невнимательны, представляемся друг другу формально и делаем это машинально.

И все же механический способ запоминания тоже малоэффективен, запомнив сию минуту или в данный момент, вы через продолжительное время не сможете вспомнить нужное имя.

Есть ли другие способы? Конечно, есть. И мне бы хотелось услышать от вас, каким способом пользуетесь вы в повседневной жизни, когда хотите запомнить имя своего собеседника? Кто бы мог начать?

Пожалуйста.

(Слушатели могут называть ассоциативный метод запоминания, комбинированный способ, включающий зрительную и слуховую память, а также другие способы).

Тема 18. Аутотренинг

Задача. Учить сосредоточиться на выполнении конкретной профессиональной задачи.

— Работа есть работа. Она требует от вас немалых физических и умственных усилий. Но помимо этого она требует еще и веры в себя. Предлагаю вам маленькую разминку, которая поможет быть смелыми и решительными. Сядем удобно, расслабимся, можно закрыть глаза, постарайтесь мысленно повторять за мной то, что я буду говорить.

В аутотренинге это упражнение называется «самоуспокоение»3. Для достижения самоуспокоения вы приняли удобное положение, закрыли глаза. Предлагается проводить дыхание «успокаивающего типа»: 2 сек. — вдох, 3 сек. — выдох, 1 сек. — пауза. Давайте попробуем.

(Установка дыхания проводится под диктовку педагога).

После установки дыхания педагог произносит уверенно, не торопясь, с расстановкой (каждое слово на выдохе) формулы самоуспокоения: «Я совершенно спокойна (спокоен). Ничто меня не тревожит. Я перестала (перестал) спешить — все успеваю. Делаю все спокойно, уверенно и легко. Я все успеваю. Я уверена (уверен) в себе. Всегда сохраняю сдержанность, выдержку, юмор. Я всегда говорю спокойно, владею собой. Я выше мелочей, всегда спокоен и уверен в себе. Я заканчиваю каждое дело всегда внимательно — я верю себе. Решения принимаю уверенно, действую энергично. Решаю смело, уверенно. Думаю и действую решительно. На душе светло, спокойно. Живу интересно, радостно. Я полезен людям. Мне легко среди людей. Работу знаю — работаю легко. Я все могу».

(Формулы аутотренинга могут быть и иными4).

После формул самовнушения педагог предлагает «активизирующее» дыхание 4 сек. — вдох, 1 сек. — пауза, 1 сек. — выдох. Причем первый вдох — для снятия вялости с нижней части туловища, возникшей в результате расслабления, — производится «через ноги» («всасывать» воздух якобы через кончики пальцев ног), второй — «через руки» и тре­тий — «через голову». Затем сокращать мимическую, жевательную и речевую мускулатуру, мышцы кистей. Например: наморщить нос, подви­гать бровями, стиснуть зубы, произнести звукосочетания «и-э-а-о-у-ы». Одновременно с этим — несколько раз энергично сжать и разжать пальцы кистей. И, наконец, — открыть пошире глаза, сплести пальцы рук, вывернуть сплетенные руки вовнутрь и энергично потянуться, напрягая все тело. Глубоко вдохнуть, опуская вяло разомкнутые руки — резко выдохнуть. Повторить это три раза3.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Атватер И.Я. Я вас слушаю. — М.: Экономика, 1993

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человече­ской судьбы. — М.: Прогресс, 1988

Бормы А.Ю. Роскошь человеческого общения. — М.: К18С, 1998.

БуеваД.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.

БуеваД.П., Алексеева В.Г. Общение как фактор развития личности // Социол. исслед. — М., 1982. — №2. — С.31 -41.

Бушелева Б В. Поговорим о воспитанности. — М.: Просвещение, 1980.

Васильева З.А., Любинская СМ. Резервы здоровья. — М.: Медици- на, 1984.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. — Минск: Вышейшая школа, 1989.

Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. — М.: Знание, 1990

Волгин Б.Н. Помогите телефону. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радио и связь, 1983.

ВолченкоЛ.Б. Культура поведения, этикет, мораль. — М.: Знание, 1982.

Волченко Л.Б. На работе, в гостях и дома. — М.: Знание, 1985.

Воронько Е.Д. Советский этикет. — Минск: ГБ БССР, 1980.

Гиппиус С. Гимнастика чувств: тренинг творческой психотехники. — Л.-М.: Искусство, 1967.

Гольдин В.Е. Этикет и речь. — Саратов: Изд-во Сарат. университета, 1978.

Голъдина А. Хорошие манеры в рисунках и примерах / Пер. с польского. — М.: Мол. гвардия, 1980.

Горбоеский А.А. Человек к человеку. — М.: Мол. гвардия, 1965. !

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 1990.

Даншенко О. И. Культура общения и ее воспитание: Учебное пособие. — Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1989.

Демин М.В. Методологические проблемы анализа человеческого общения // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. — 1979. — №4. — С. 12-21.

Джерелиевская М.Л. Установки коммуникативного поведения. — М.: Смысл, 2000.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. — М.: Просвещение, 1987.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — 2-е изд. — М.: Знание, 1980.

Дорохов А.А. О культуре поведения. — М.: Профиздат, 1968.

ЕгидесАП. Лабиринты общения. — М.: Филинъ, 1999.

Егидес АЛ. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — №5. — С. 52-62.

Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. — Л.: ЛГУ, 1991

Емельянов Ю.Н. Учиться мастерству общения // Психология в управлении. — Л.: Лениздат, 1983. — С. 55-72.

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. — М.: Знание, 1988.

Жуховицкий Л.А. Помоги своей судьбе. — М.: Политиздат, 1989.

ЗемлянухинаЛ.В. Этическая и эстетическая культура бытового обслуживания. — М.: Лег. промбытиздат, 1988.

Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. — Киев: Наук. думка, 1981.

Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. — Ростов-на-Дону, 1976.

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. — М.: Наука, 1979.

Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. — 1986. — №5. — С. 113-124.

Илъяева Н.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. — Воронеж, 1989.

Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.

Калашников С.В. Эмоционально-аквазирующая экспресс-методика аутогенной тренировки. — М.: Кисловодск, 1984.

Камычек Ян. Вежливость на каждый день.—2-е изд. — М.: Знание, 1981.

Канторович В.Я. «Ты» и «Вы». — М.: Сов. Россия, 1974.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Комета, 1989

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: МЦ Потенциал-полиграфия, 1989

Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. — М.: Коме­та, 1989

Козлов Н.И. Искусство общения и психология межличностных от­ношений.—М., 1989.

Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. —Л.: Лениздат, 1987.

Коломинскип Я.Л. Человек среди людей. — М.: Мол. гвардия, 1973.

Кон И.С. В поисках себя. — М.: Политиздат, 1984.

Крижанский Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990

Куликова Л. Н. Воспитывать себя. - М.: Просвещение, 1991 Культура личности — в чем она? — Ростов-на-Дону, 1986.

Кунщына В.Н. Стиль общения и его формирование. —Л.: Знание, 1985.

Левашова Т.Н. Об этикете. —Л.: Лениздат, 1977. Леей В. Искусство быть собой. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Зна­ние, 1977.

Левитан К.М. Культура педагогического общения. — Иркутск, 1985.

Леонтъев А.А. Психология общения. — Тарту, 1974. ЛихановА.А. Драматическая педагогика. — М.,1990

Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. — М., 1987.

МайерсП. Социальная психология. — СПб.: ПитерКом, 1998. Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. — 3-е изд., доп. —М.: Мол. гвардия, 1983.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения: пер. с польского. — М.: Прогресс, 1986.

Молъч М. Я — это Я, или Как стать счастливым. — СПб.: Лениздат, 1992 Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1980.

' Мы живем среди людей. Кодекс поведения. — М.: Моск. рабочий, 1989

На работе и дома: Размышления о взаимоотношениях людей в раз­ных сферах жизни и деятельности. — Киев: Реклама, 1984.

Ниренберг Д., Калеро Т. Читать человека как книгу. — М., 1990

Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. — М.: Сов. Россия, 1969.

НочевникМ.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988.

О христианском браке и об обязанностях мужа и жены: учение Св.

 Иоанна Златоуста. — М., 1990.

Об этикете — всерьез и с улыбкой. — М.: Правда, 1973.

Обозов П.Н. Психологическая культура взаимных отношений. — М.: Знание, 1986.

Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: МГУ, 1987.

Общение и формирование личности школьника. — М.: Педагогика, 1987.

Пажин В.Н. Как себя вести. — 2-е изд., испр. и доп. — Пермь: Кн. изд-во, 1985.

Паламар А.О. Этика — молодым. — Киев: Молодь, 1985.

ПаламаръА. Мудрость общения. — М.: Мысль, 1990.

Паниотто В. И. Структура межличностных отношений. — Киев: Наук, думка, 1975.

Паросгин Б.П. Анатомия общения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психо­логический тренинг. — М.: МГУ, 1989

Познание и общение. — М.: Наука, 1988.

Потылико Г.П. Этико-психологические основы общения. — М.: Зна­ние, 1982.

Правила светской жизни и этикета. — М.: Рипол, 1991.

Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985.

Роджер Фишер и Уильям Юри. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — М.: Наука, 1992

Рон Хаббард Л. Дианетика, современная наука душевного здоровья. — М.: Воскресенье, 1993

Рудестан К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М., 1990

Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. — М.: Мол. гвардия, 1990

Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций. — М.: Сов. радио, 1977.

Садовская В.С. Тренинг по культуре общения. — М., 1989.

Садовская В.С. От позитивного мышления к благоприятному обще­нию. — М.: МГУКИ, 2000.

Сафьянов В.И. Этика общения. — М.:3нание, 1991.

Семья: Социально-психол. и этич. проблемы. — Киев, 1990.

Синютин В.И. Поведение в коллективе. —Л.: Лениздат, 1962.

Смолка К. Правила хорошего тона. — М.: Прогресс, 1980.

Снелл Ф. Деловое общение. — М.: Знание, 1990

Соловьева С.В. Обратная связь в межличностном общении. — М.: МГУ, 1992

Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения. — М.: МГУКИ, 1993.

Сухарев В.А. Искусство распознавания людей. — М.: Сталкер, 1998.

СысенкоВ.А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 1989.

Таранов П.С. Дерзкие тайны общения. — Симферополь: Реноме, 1997.

Тисленко В.М. Человеческое общение как социальный прогресс // Вест. Моск. ун-та. Сер. 8. Философия. — 1975. — №5. — С. 35-43.

Титаренко А.И. Нравственные основы общения. — М.: Знание, 1979.

Трофименко В.П. Формулы речевого этикета: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 1973.

Ушакова Н.В., Козлов Н.И., Егидес А.П. Основы психологии общения.— М.,1986

Ходаков М.С. Как не надо себя вести. — 2-е год. — М.: Мол. гвардия, 1975.

Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. — М.: Мол. гвардня, 1981.

Хубулашвили В.В. Культура поведения советского руководителя. — Ташкент, 1973.

Царанов В.И., Царанова Т.В. О культуре поведения советской моло-. дежи. — Кишинев, 1978.

Чернышева М.А. Культура общения.— Л.: Знание, 1983. Эрнст О. Слово предоставлено вам. — М.: Экономика, 1988. Этикет. Воспитанность. Личность. — Алма-Ата: Казахстан, 1975. Юрганов О.Б. Смотрись, как в зеркало, в другого человека. — Минск, 1977.

Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. — М.: Моск. рабочий, 1979.

Ягодинский В.Н. Как вести себя. Практический курс культурного по­ведения. — М., 1991

 


ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

федерального компонента цикла ОПД.Ф.11. ГОС ВПО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.068 с.)