Тема 1. Основы благоустройства населенных мест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы благоустройства населенных мест



Введение

Процесс урбанизации сопровождается интенсивным строительством и развитием городской инфраструктуры. Обеспечение процессов жизнедеятельности требует создания в городах таких отраслей городского хозяйства как производственная, транспортная, инженерная, социальная. Их услуги связаны с обслуживанием населения и обеспечением развития экономики городов.

Под системой жизнеобеспечения следует понимать комплекс взаимосвязанных инженерных сооружений, оборудования и коммуникаций, объединенных по функциональному признаку специальной технологией с целью производства, распределения и использования жизненно важных ресурсов. Такие системы создаются для обеспечения условий жизни и деятельности человека. При этом любую систему жизнедеятельности следует рассматривать как сложную структуру, имеющую множество прямых и обратных связей при взаимодействии людей, машин и окружающей среды.

Перспективы развития поселений определяются на основе анализа и оценки численности и демографического состава населения, ресурсного и производственного потенциала территории, уровня развития науки и техники, состояния окружающей среды и других факторов.

Специфика систем жизнеобеспечения заключается в универсальности и значимости производимой продукции и оказываемых услуг, выполнении функций обслуживания населения и отраслей экономики.

Коммунальное хозяйство города огромно и многофункционально. В зависимости от вида производимого ресурса или оказываемых услуг в городах формируются соответствующие системы технологий:

санитарного благоустройства для поддержания санитарно-гигиенических условий проживания людей и защиты окружающей среды;

водоснабжения для забора воды из природных источников, улучшения ее качества и подачи потребителям;

канализации для приема, отведения и очистки и обеззараживания сточных вод;

транспортного обслуживания населения для перевозки пассажиров и грузов;

энергообеспечения для снабжения городов и поселков топливом, электрической и тепловой энергией.

       Системы технологий жизнеобеспечения играют значительную роль в экономике городов и сельских поселений. На их создание выделяется до 40% всех средств, вкладываемых в застройку населенных пунктов. Для обеспечения нормального функционирования систем жизнеобеспечения ежегодно должно выделяться не менее 20...25% всех бюджетных средств.

Структура коммунального хозяйства каждого города индивидуальна и зависит от факторов:

- географических (расположение города, природно-климатические условия, наличие полезных ископаемых и сырья, наличие и расположение рек и водоемов, лесных массивов, топливо-энергетических ресурсов и др.);

- демографических (плотность населения, половозрастная структура, число семей, число детей в семье т. д.);

- производственных (производственная ориентация, отраслевая структура промышленности, наличие транспортных сетей, инфраструктура обслуживающей производство сферы и др.);

- экономических (степень экономической самостоятельности региона, дотационность, средние показатели трудоемкости и стоимости ресурсов и готовой продукции, размеры местных налогов, средние доходы населения, финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий, уровень платежеспособности населения и др.);

- социальных (социальная стабильность в регионе, уровень безработицы, социальная структура населения, национальные особенности и традиции, уклад жизни и др.);

- экологических (предельно допустимые концентрации выбросов в атмосферу и водоемы, экологические требования к производимой продукции, сохранение окружающей среды и др.). Совокупность перечисленных факторов применительно к конкретному городу не только влияет на формирование коммунальной инфраструктуры, но и определяет ее технико-экономические параметры.

       Наиболее сложными и жестко регламентируемыми сферами в системе городского хозяйства являются водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение, теплоснабжение, и газоснабжение, энергоресурсосбережение.


 

ЧАСТЬ I

Планировочная структура и функциональное зонирование городов.

По функциональному назначению территория городов делится на:

• селитебную,

• производственную,

• ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений, устройства путей внутригородского сообщения - улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общественного пользования. При формировании планировочной структуры селитебной территории большое значение имеет взаимосвязанное размещение общественных центров, жилой застройки и улично-дорожной сети.

Для предварительного определения потребности города в селитебной территории исходят из условия, что норма площади селитебной территории

• при средней этажности застройки до 3 этажей без земельных участков составляет -10 га/1000чел.

• с земельными участками - 20 га/1000чел.

• от 4 до 8 этажей - 8 га/1000чел.,

•  9 этажей и выше - 7 га/1000чел.

При проектировании жилой застройки, как правило, выделяется два основных уровня структурной организации селитебной территории:

· микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью 10...60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м; границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

· жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью 80...250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов общегородского значения. Границами жилых районов являются магистральные улицы, по которым осуществляются основные пассажирские перевозки.

Производственная территория предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, например, электростанций, инженерных сооружений и сетей. Они занимают 60...80% от всей производственной территории. Остальная территория отводится под коммунально-бытовые предприятия, подъездные железнодорожные и автомобильные пути. Oт селитебной территории промышленные районы отделяются санитарно-защитными зонами шириной 50...300 м. в непосредственной близости от промышленных районов располагаются складские территории города, на которых размещаются промышленные, производственные, продовольственные склады.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские территории, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного назначения и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми в селитебной территории, формируют систему открытых пространств. Основное назначение их - улучшение микроклимата, обеспечение чистоты воздушного бассейна города и мест массового отдыха трудящихся. Границы такой зоны могут быть удалены от центра города на 50... 100 км.

Территории для строительства новых и развития существующих городских поселений следует предусматривать на землях не пригодных для сельскохозяйственного производства. Размещение зданий, коммуникаций и сооружений не допускается на землях заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов, курортов, зеленых зон, в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения.

Селитебные территории следует размещать с наветренной стороны по отношению к производственным предприятиям, являющихся источником загрязнений атмосферного воздуха, а также представляющих повышенную пожарную опасность.

При проектировании поселений необходимо организовать по берегам водохранилищ и рек водоохранные зоны шириной 50... 100 м. Селитебные территории поселений следует размешать выше по течению водотоков относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод.


 

Классификации улиц и дорог.

При проектировании городских поселений следует предусматривать единую систему улично-дорожной сети, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные связи со всеми функциональными зонами города и с другими объектами, а также с другими населенными пунктами вне города.

Дороги являются сухопутными транспортными связями и по характеру транспортных средств бывают:

• автомобильными (безрельсовыми);

• рельсовыми (трамвайными, железными);

• гужевыми;

• велосипедными;

• пешеходными.

По своему значению автомобильные дорога делятся на: всероссийские, республиканские, областные, местные и внутрихозяйственные.

В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселении» улицы и дороги подразделятся на следующие категории:

1. Магистральные дороги скоростного движения, предназначенные для транспортной связи между промышленными и жилыми районами и крупнейших и крупных городах, между городом и пригородной зоной, глубокого ввода автомобильных магистралей в город, связи с аэропортами и зонами массового отдыха. Пересечение с другими улицами и дорогами предусмотрено в разных уровнях. Преобладающие виды транспорта: общественный, экспрессный, пассажирский и легковой. Расчетная скорость по густонаселенной части города 80 км/ч, вне центральной части города - 100 км/ч, в пригородной части города 120 км/ч. Число полос движения 4..8. ширина полосы движения 3,75 м.

2. Магистральные дороги регулируемого движения - транспортная связь между районами города. На отдельных участках и направлениях дорога преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, с выходом на внешние автомобильные дороги. Пересечение с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне. Расчетная скорость в зависимости от состава движения 80...100 км/ч, число полос движения 2…4. ширина полосы движения, необходимы местные или боковые проезды

3. Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения - транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, с другими магистральными улицами и внешними дорогами. Основной вид транспорта - общественный, пассажирский и легковой. Расчетная скорость 100 км/ч, число полос движения 4...8, ширина полосы движения 3,5...3,75, разделительные полосы, местные и боковые проезды. Пересечение в разных уровнях. Ширина пешеходной части 4,5 м.

4. Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения - транспортные связи между жилыми и промышленными районами. Пересечение с другими улицами и дорогами, как правило, в одном уровне. Основные виды транспорта общественный, пассажирский и легковой, расчетная скорость 80 км/ч. число полос движения 4...8, ширина полосы 3,5 м, разделительные полосы, местные и боковые проезды. Ширина пешеходной части 3 м.

5. Магистральные улицы районного значения - транспортно-пешеходная связь между жилыми районами, между промышленными и жилыми районами, выходы на другие магистральные улицы в одном уровне. Допускается движение грузового транспорта. Расчетная скорость 60 км/, количество полос движения 2...4. Расстояние между остановочными пунктами пассажирского транспорта 600 м. Ширина пешеходной части 2,5...3,0 м.

6. Улицы и дороги местного значения в жилой застройке - транспортная, без пропуска грузового и пассажирского транспорта и пешеходная связь на территории жилых районов, выходы на магистральные дороги. Расчетная скорость 40 км/, количество полос движения 2...3. Ширина полосы 3,0 м. Тротуары шириной более 1,5 м.

7. Улицы и дороги местного значения промышленно-складские:

a) внутренние пути и дороги, обеспечивающие технологические процессы;

b) внешние улицы, застроенные производственными и административными зданиями, которые обеспечивают связь и пропуск преимущественно грузовых автомобилей, выходы на магистральные городские улицы и дороги. Пересечение в одном уровне. Расчетная скорость 50 км/ч, количество полос движения 2...4. Ширина полосы 3,5 м. Ширина пешеходной части 1,5 м.

8. Улицы и дороги местного значения пешеходные - пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, местами отдыха, общественными центрами, остановочными пунктами общественного транспорта, ширина одной полосы пешеходного движения 1,0 м, всей улицы или дороги - по расчету.

9. Улицы и дороги местного значения - проезды, обеспечивающие подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям и учреждениям, внутри районов, микрорайонов и кварталов, расчетная скорость движения 30..40 км/ч, число полос движения 1 - 2, ширина полосы 2,75..3,0 м.

10. Велосипедные дорожки для проезда на велосипедах, по свободным от других видов транспорта трассам к местам отдыха, общественным центрам. Расчетная скорость 20...30 км/ч, ширина полосы движения 1,5 м, количество полос 1 - 2.

Конструкции улиц и дорог.

Улично-дорожная сеть города проектируется в виде непрерывной системы. В плане каждая улица представляет собой сочетание прямолинейных и криволинейных участков. Выбор конфигурации трассы определяется условиями местности, планировочной организацией территории и характером застройки города.

В состав поперечного профиля города входят:

проезжая часть улицы,

тротуары,

дополнительные полосы, отводимые для: прокладки инженерных коммуникаций, трамвайного движения, зеленых насаждений, разделения движений разных направлений, местного движения и велосипедистов.

Размер и состав поперечного профиля определяется с учетом функционального назначения и категории улиц, расчетной интенсивности движения и др. факторов.

Все элементы улиц (проезжая часть, технические полосы для прокладки подземных коммуникаций, тротуары, зеленые насаждения и т.п.) должны располагаться в пределах красных линий, т.е., границ, отделяющих улицу от территории застройки, это линии, за пределы которых не должны выходить здания.

Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых элементов, с учетом санитарно-гигиенических требований.

Как правило, ширину улиц в пределах красных линий следует принимать не менее:

· магистральных улиц общегородского назначения - 75...80 м;

· улиц местного значения при многоэтажной застройке - 25 м;

· при малоэтажной - 15м.

Ширина улиц может быть увеличена для прокладки инженерных сетей на отдельной технической полосе. Такие размеры улиц достаточны только для размещения всех планировочных элементов при организации движения на пересечениях в одном уровне.

Наиболее полно все планировочные элементы представлены на общегородских магистральных улицах (рис).

Основным элементом улиц и дорог является проезжая часть, которая должна обеспечить пропуск транспорта с расчетными скоростями и нагрузками независимо от времени года.

 

Освещение городских улиц.

Современные требования предполагают освещение всей поверхности улицы в темное время суток. Источником света для освещения улиц и площадей являются лампы накаливания, люминисцентные, ртутные и натриевые, размещаемые над проезжей частью и тротуаром в специальных светильниках.

Уровень освещенности (Е, лк) характеризуется отношением светового потока (Ф, лм) к равномерно освещаемой площади (S, м²):

 

,

Уровень освещенности устанавливается в зависимости от функционального назначения элементов улицы (табл. 3). Нормирование освещенности проезжих частей улиц основано на обеспечении необходимой яркости покрытия.

Яркость покрытия характеризуется количеством отраженного цвета:

,

где I – сила света, кд;

S – площадь поверхности, м²

α – угол отражения.

Норма средней яркости поверхности покрытия определяется для участка дороги удаленного от наблюдателя на 60... 100 м, при расположении глаз наблюдателя на высоте 1,5 м (табл. 3)

 

Таблица 3

Подвижность населения.

Подвижностью называется количество целевых передвижений на транспорте и пешком, приходящееся на одного жителя в год. Передвижения на короткие расстояния выполняются преимущественно пешком. Транспортная подвижность одного жителя за год рассчитывается по формуле:

,

где П1, П2, П3 - общее количество передвижений соответственно постоянного населения, жителей пригородов, и временно проживающих в городе;

Н - постоянное население города.

Годовое количество поездок постоянного населения города рассчитывается по формуле:

 

,

где Р – рабочее население;

У – учащиеся;

η – подвижность одного жителя;

К – коэффициент использования транспорта.

Транспортная подвижность населения города представляет собой один из важнейших показателей, определяющих объем работы городского пассажирского транспорта. В условиях эксплуатации действующей транспортной системы подвижность определяется по отчетно-статистическим данным или результатам обследования. При проектировании подвижность определяется по городам аналогам или расчетным путем.

Расчет транспортной подвижности населения производится с учетом структуры иколичества возможных передвижений отдельных групп населения. Так, количество передвижения трудящихся и учащихся но трудовым, учебным и деловым целям определяется по количеству рабочих дней в году с учетом выходных и праздничных дней, а также продолжительности отпусков соответствующих групп населения. Например, передвижение населения по трудовым целям по расчету составит:

· для трудящихся при пятидневной рабочей неделе - 530 поездок/год;

· для студентов вузов и техникумов - 520 поездок/год.

Для более точных расчетов надо иметь списки предприятий градообразующего и обслуживающего назначения и знать режим работы каждого предприятия.

Кроме трудовых передвижений жители города совершают и культурно-бытовые. Данные о культурно-бытовой подвижности населения можно получить только по результатам обследования каждой группы населения. Ориентировочно можно принимать количество передвижений по культурно-бытовым целям:

· для трудящихся: 200...350;

· студентов: 500... 70 0;

· несамодеятельной группы: 350...450 передвижений в год.

На основании этих данных рассчитывается число передвижений в год всех жителей города

(формула?)

На каждого жителя современного города в среднем приходится в течение года от 800 до 1000 поездок.

Максимальная дальность поездки

Средства передвижения

Скорость

сообщения,

км/час.

Максимальная дальность поездки,

КМ Lmax.

При Tmax

60 мин   60 мин. 45 мин. 30 мин.
Пешеход 4,0 4,0 3.0 2,0
Автобус 20,0 15.6 10,6 5.6
Трамвай, троллейбус 17,0 13,2 9,0 4,75
Метрополитен 40.0 31,2 21,2 11,2

 

Повышение скорости сообщения транспорта может существенно раздвинуть границы расселения для сохранения постоянными затрат времени. При проектировании транспортной сети необходимо стремиться к тому, затраты времени не перемещение в наиболее удаленный район города не превышали максимально допустимые.

 

Состав ТБО

 

К твердым отходам относят мусор из жилых и общественных зданий, отбросы торговых и общественных предприятий, шлак, золу, сметы.

Органические вещества, входящие в ТБО вызывают гниение и неприятные запахи. Гниющие отбросы являются благоприятной средой для быстрого размножения микроорганизмов, в том числе и болезнетворных.

Очистка городов от ТБО представляет собой комплекс мероприятий по сбору, удалению, обеззараживанию и утилизации следующих видов отходов:

■ хозяйственно-бытовых, в том числе из жилых и общественных зданий, предприятий торговли и общественного питания;

■ жидких из неканализованных зданий;

■ уличного мусора и смета;

■ других бытовых отходов, скапливающихся на территории.

ТБО по морфологическому признаку разделяются на следующие компоненты:

■ бумагу и картон             (20...30%),

■ пищевые отходы            (25...45%),

■ дерево                         (1...4%),

■ металл                            (1,5... 4,5%),

■ текстиль                         (4... 7%),

■ кости                               (0,8... 2,0%),

■ стекло                             (3...10%),

■ кожа и резина                 (4...7%),

■ камни                          (1...3%),

■ полимерные материалы    (1,5...5%),

■ прочие и отсев               (7... 18%).

Состав ТБО изменяется по сезонам, климатическим зонам и величине городов. Так, содержание пищевых отходов увеличивается с 20...35% весной до 40...55% зимой. Зимой сокращается содержание мелкого отсева уличного смета с 11...20% до 5..7%.

ТБО различают и по фракционному составу, который определяется содержанием массы компонентов, проходящих через сита с ячейками разных размеров:

■ 50 мм                   30...40%

■ 50... 100 мм         20...30%

■ 100...150 мм        18...22%

■ 150...250 мм        11...15%

■ свыше 250 мм         4... 10%.

Также изменяется в зависимости от климатических зон и сезона.

По химическому составу сухой массы ТБО состоят на 55...60% из органических веществ, 40...45% золы и 40...70% влаги. Из химических элементов в ТБО содержатся:

■ углерод                28... 39%,

■ кальций                2... 5,7%),

■ азот                      0,9...2,7%,      

■ фосфор                0,4... 0,8%,

■ калий               0,5... 1,0%,   

■ сера                      0,2...0,3%  и другие.

 

Физические свойства ТБО

 

Важным показателем ТБО являются:

•  плотность,

• удельная теплоемкость,

• влажность,

• абразивность (абразивные материалы - вещества повышенной твердости),

• компрессионная (компрессия - сжатие) и другие характеристики

Плотность ТБО благоустроенного коммунального фонда в весенне-летний сезон составляет 0,18...0,2 2 т/м3, а среднегодовое значение -0,19...0,23 т/м3,

Средняя плотность определяется с помощью мерного металлического бака емкостью 45 литров.

Pcp =(M бр - M н)/ V,

где Мбр и Мн - масса соответственно отходов с тарой (брутто) и без тары (нетто), кг;

V - емкость тары, м3

Удельная теплоемкость - количество теплоты, необходимой для нагрева массы в 1 кг на 1°С. Этот показатель необходим для расчета параметров биобарабанов и других устройств для обезвреживания ТБО. Удельная теплоемкость зависит в основном от влажности (W, %) И определяется по формуле:

Стбо=41,9 W + 2000

Влажность ТБО необходимо учитывать при определении числа и типов сборников, выбора транспортных средств и технологических схем переработки мусора. Влажность ТБО зависит от соотношения содержащихся в них основных компонентой - бумаги и пищевых отходов, а также условий кратковременного хранения.

ТБО обладают механической, структурной связанностью и сцеплением, за счет чего ТБО не просыпаются, обладают склонностью к водообразованию и могут налипать на металлическую стенку с наклоном 65...70%.

За счет наличия твердых балластных фракций (стекло, камни) ТБО обладают абразивностью - свойством стирать соприкасающиеся с ними поверхности,

ТБО обладают слеживаемостью, т.е. при длительной неподвижности теряют сыпучесть и уплотняются без всякого внешнего воздействия.

При длительном контакте с металлом ТБО оказывают коррозирующее воздействие, что связано с высокой влажность, кислой реакцией и наличием в фильтрате растворов различных солей.

При проектировании установок для прессования необходимо знать компрессионную характеристику материалов, т.е. зависимость степени уплотнения ТБО от давления.

  3. Нормы накопления ТБО

Под нормой накопления понимается количество отходов, образующихся на расчетную) единицу (человек - для жилищного фонда, одно место в гостинице, 1 м2 торговой площади т.п.) в единицу времени (сутки, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).

К ТБО, входящим в норму накопления от населения к удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода, при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

  • жилых зданий;
  • учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

На объем накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как:

■ степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропровода, газа, водопровода, канализации, системы централизованного теплоснабжения);

■ плотность и этажность застройки;

■ вид топлива при местном отоплении;

■ развитие предприятий общественного питания и торговли;

■ климатические условия – различная продолжительность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной);

■ потребление населением овощей и фруктов и другие факторы.

Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

Годовое накопление ТБО определяется по формуле:

Qr = Н×Ч,

где Н – расчетная норма накопления ТБО на одного человека в год, м3, Ч - численность населения микрорайона, жилого квартала, города.

Среднесуточное расчетное накопление ТБО определяется на основе годового накопления с учетом коэффициента  суточной неравномерности накопления (k н) равного 1,25 – 1,5.

Qc = Qr × k н /365.

Расчетные годовые нормы накопления ТБО используются для определения мощности и производительности сооружений по обезвреживанию отходов, а среднесуточные - для расчета транспорта и оборудования для сбора и кратковременного хранения мусора. Работы по уточнению норм накопления твердых бытовых отходов целесообразно проводить каждые 5 лет.


 

 

H = H [ ]

 

где Н - текущая норма накопления ТБО м3 / год;

   - прирост нормы накопления ТБО, %;    - прирост численности населения, %;

t - количество лет прогноза

 

 

В табл. 1.1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют для укрупненных расчетов и планирования. Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах (табл. 1.2) составляют 30...50 % норм накопления жилых зданий (в Москве до 60 %).

Данные табл. 1.1 и 1.2 могут использоваться только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах. Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР».

Таблица 1.1. Ориентировочные нормы накопления ТБО

Классификация жилищного фонда

Норма накопления отходов

на 1 чел.

Средняя плотность, кг/м3*

 
кг/год м3/год  
Жилые дома        
благоустроенные:

180...200

0,9...1

190...200

 

при отборе пищевых отходов

 

210...225

1... 1,1

210

 

без отбора пищевых отходов

 
       
неблагоустроенные:

360...450

1,2...1,5

300

 
без отбора пищевых от ходов  
жидкие отходы из непроницаемых выгребов неканализованных домов - 2...3,25 1000  
Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 тыс. чел. 260...280 1,4...1,5 190  
То же, с учетом всех арендаторов   280...300   1,4...1,55   200  

*Примечание. Под благоустроенными жилыми домами подразумеваются дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией; под неблагоустроенными — дома с местным отоплением на твердом топливе, без канализации; под общественными зданиями—детские сады, ясли, школы, вузы, техникумы, столовые, магазины, зрелищные и спортивные сооружения.

 

Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:

  • в городах с населением до 300 тыс. чел. — участки с охватом 2 % населения;
  • в городах с населением 30...500 тыс. чел.—1 %;
  • в городах с населением более 500 тыс. чел. — 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Нормы накопления определяют по всем сезонам года. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва).

Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. При использовании контейнерных мусоровозов допускается взвешивание пустой и заполненной машины. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Таблица 1.2. Ориентировочные нормы накопления ТБО от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений

Объект образования отходов

Норма накопления отходов

Плотность, кг/м3

среднегодовая

среднесуточная

кг м3 кг м3
Гостиница (на 1 место) 120 0,7 0,33 0,0019 170
Детский сад, ясли (на 1 место) 93 0,4 0,26 0,0011 240
Школа, техникум, институт (на 1 учащегося) 19 0,1 0,05 0,00027 190
Театр, кинотеатр (на 1 место) 30 0,2 0,08 0,00055 150
Учреждение (на 1сотрудника) 40 0,22 0,13 0,0007 180
Продовольственный магазин (на 1 м2торговой площади) 160 0,8 0,44 0,0022 200
Промтоварный магазин 30 0,15 0,08 0,0004 200
Рынок (на 1 м2торговой площади) 18 0,036 0,05 0,0001 500
Санатории, пансионаты, дома отдыха (на 1 место) 250 0,93 0,68 0,0025 270
Вокзал, автовокзал, аэропорт (на 1 м2площади) 125 0,5 0,34 0,0014 250

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения горисполкома. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет. Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему — 0,6... 1,2 % в год.

 

 

Таблица 7.1.

 

Нормы накопления ТБО

   

Классификация жилищного фонда

Норма на 1 чел.

Средняя плотность,

кг / м3

  кг/год м3 /год  
1. Жилые дома - благоустроенные без пищевых отходов; - благоустроенные с пищевыми отходами; - неблагоустроенные с пищевыми отходами 180...200 210...250 360...450 1,9...1,0 1,0...1,0 1,3...1,5 190...200 210 300
2. Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов свыше 100 тыс. чел. 260...280 1,4...1,5 190
3. Гостиницы (на 1 место) 120 0,7 170
4. Школы (на 1 учащегося) 19 0.1 190
5. Учреждения (на 1 сотрудника) 40 0,2 180
6. Продовольственные магазины (на 1 м2 торговой площади) 160 0,8 200
7. Рынок (на 1 м2площади) 18 0,04 500
8. Смет (на 1 м2 ) 5...6 0,012 700... 800

Сбор и удаление ТБО. 4.1.

Значение коэффициента К4


Значение коэффициента К4Периодичность вывоза ТБО

Число рейсов в сутки

 

  1 2 3 4 5 6 7
Ежедневно 2 1,5 1,33 1.25 1.2 1.17 1,14
Через 1 день 1,5 1.25 1.17 1,13 1,1 1,08 1,07
Через 2 дня 1,33 1,77 1,11 1,08 1.07 1.06 1,04

Число несменяемых контейнеров определяется по формуле

 

nнк   =

В последнее время для сбора и временного хранения ТБО используют крупногабаритные сменяемые контейнеры емкостью 8, 12, 17, 24 м3, которые входя в комплект специальных мусоровозов типа КО-413 на шасси ГАЗ-53, MCЛ (ЗИЛ-130), КУБО -137 (MAЗ-5334), КО-415А (КАМАЗ-53213) и др., а также приспособления для погрузки и разгрузки эти контейнеров.

Для вывоза сменных контейнеров небольшой емкости (0,55...0,75 м1) используют специальные контейнерные мусоровозы типа М-ЗОА на шасси автомобиля ГАЗ- 53 (рис. 4.2, стр. 74), которые оборудуют кранами для погрузки контейнеров и специальными опрокидывающимися платформами для их разгрузки.

Для обслуживания несменяемых контейнеров применяются мусоровозы, имеющие специальные приспособления, для механизированной их загрузки, уплотнения, перевозки и разгрузки ТБО (рис 4.3 стр. 75). К ним относятся КО-413 на шасси автомобиля ГАЗ – 53 и КО – 415 (КАМАЗ 53213). Эти мусоровозы имеют кузов емкостью 7,5 и 24 м3 соответственно, подъемный манипулятор, и гидравлический механизм уплотнения мусора.

Число мусоровозов, которое нужно для вывоза ТБО определяют по формуле:

 

Ммв =Qr / 365 Qсут Kи

 

Q сут - суточная производительность мусоровоза, м3

K и  - коэффициент использования парка машин.

Суточная производительность рассчитывается по формуле

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.277 с.)