Тема 10. Россия на рубеже XIX - XX веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Россия на рубеже XIX - XX веков



 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Государь!

Мы, рабочие и жители города Ст.-Петербурга разных со­словий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам от­носятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горь­кую участь и молчать...

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения...

Россия слишком велика, нужды ее слишком многообраз­ны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой...»

Каковы требования, изложенные в обращении? Что отличает стиль документа, как он характеризует особенности сознания его авторов? Когда был создан этот документ, кому конкретно он адресован? С какими событиями, явлениями связан данный доку­мент?

 

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий считали, что революция закончилась.

Какие события и явления свидетельствовали о том, что революция продолжилась? Почему события развивались именно таким образом?

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой тяжкой скорбью преисполняют сер­дце наше. Благо российского государя неразрывно связано с благом народным и печаль народная - его печаль. От вол­нений, ныне возникших, может явиться глубокое нестрое­ние народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Пове­лев надлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка и бесчинств и насилий, в охра­ну людей мирных... мы... признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государ­ственную думу, привлечь же к участию в Думе... ныне те клас­сы населения, которые ныне совсем лишены избирательно­го права...

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы, чтобы выборным от народа обеспечена была возмож­ность действительного участия в надзоре за закономернос­тью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыхан­ной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановле­нию тишины и мира на родной земле».

Назовите документ. Датируйте его: год, число, месяц. Какие события названы в документе «смутой»? Какие гражданские права предоставлял населению России данный документ? Назовите не менее пяти, указанных в документе.

 

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1906 г. новый премьер-министр П.А. Столыпин с целью отвлечения российского крестьянства от революционных идей начал проведение аграрной реформы.

Назовите другие цели и не менее трех основных положений «столыпинской реформы».

Ситуационная задача.

Большинство советских историков придерживалось мнения о том, что Россия в начале XX века была глубоко отсталой страной и находилась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

Какие другие точки зрения по этому вопросу вам известны? Какая точка зрения вам кажется более аргументированной? Подтвердите свою позицию фактами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.)