Тема 1. Древнерусское государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Древнерусское государство



СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОТЕЧЕСТВННОЙ ИСТОРИИ

Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Ситуационная задача.

Интересы развивающегося Древнерусского государства требовали отказа от язычества и введения монотеистической религии. Князь Владимир Святославич встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге Русь была крещена по византийскому обряду.

Что послужило причиной такого выбора? Какое значение это имело для дальнейшего развития государства и культуры?

 

Ситуационная задача.

Историки, выдвинувшие и поддерживающие «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства, считали, что государственность была принесена на Русь извне, варягами.

Какие иные точки зрения по вопросу происхождения государства на Руси вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут подтвердить вашу точку зрения.

 

Тема 2. МОСКОВСКАЯ РУСЬ

 

Ситуационная задача.

Назовите основные события, связанные с борьбой Руси против вторжений с Запада в XIII в. В чем состояло историческое значение побед, одержанных под ру­ководством Александра Невского?

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский баскак Чол-хан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек предпринял карательную экспедицию против Тве­ри, в которой принял участие московский князь Иван Калита.

Назовите причины, которыми можно объяснить выступление Ивана Калиты на стороне ордынцев и результаты такой политики московских князей.

 

Ситуационная задача.

Прочитайте фрагмент документа, определите его название. Начало какому процессу он положил? В чём состояло  историческое значение процесса, описанного в нём?

«А крестьянин уходит из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня и после Юрьева дня. Дворы пожилое платят в полях за двор рубль, а в лесах полтина. А который крестьянин поживет кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, и два года поживет... полдвора платит, а три года поживет... платит три четверти двора, а четыре года поживет, и он весь двор платит».

 

Тема 3. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ

Ситуационная задача.

Некоторые историки считают главной целью опричнины борьбу Ивана Грозного с крупным боярством - противником централизации государства.

Какие другие суждения о сущности опричной политики Ивана Грозного вы знаете?

Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты и положения, которые могут аргументировать избранную вами точку зрения.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, гocyдарю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своим государстве себе опричнину…».

 

Тема 4. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

 

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой. Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона. Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.

В чем заключались противоречия между царем и патриархом? Почему стало возможным отстранение Никона от власти?

 

Ситуационная задача.

Прочитайте отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

 

Что такое «урочные годы»? Когда они были введены?

Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

Тема 5 РЕФОРМЫ ПЕТРА I

 

Ситуационная задача.

В 1700 г. русская армия потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Большинство армии оказалось небоеспособной и бежало. Значительная часть офи­церов сдалась в плен. Была потеряна вся артиллерия.

Как называлась война, начало которой описано в данном отрывке? В чём для России состояли её цели, результаты и историческое значение?

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, результатом каких преобразований Петра I и почему стала описанная историческая ситуация. Какие это имело исторические последствия?

«Жизнь человеческая кратка, а для утверждения новых обычаев требуется долговременность. Петр ограничил свое преобразование дворянством. Дотоле, от сохи до престола, россияне сходствовали между собою некоторыми общими признаками наружности и в обыкновениях, - со времен Петровых высшие степени отделились от нижних, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах, ко вреду братского, народного единодушия государственных состояний».

 

Ситуационная задача.

Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине II. Укажите, что было общим, а что - различным.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ, и какие последствия имело его издание. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Благородным подтверждается право покупать деревни.

Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. В чём состояли причины и значение движения декабристов?

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещенности. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили. Чем закончилась для России эта война, что показали эти результаты и к каким последствиям это привело?

«...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости...».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, каким годом он датирован. Объясните сущность и историческое значение реформы, о которой идёт речь.

 

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях».

Ситуационная задача.

1 марта 1881 года император Александр II одобрил план государ­ственных преобразований Лорис-Меликова. Его рассмотрение Советом министров было назначено на 4 марта. Однако днем 1 марта Александр II погиб в результате террористического акта.

Кто организовал покушение на императора? Как повлияло убийство царя на дальнейшее развитие России?

 

Ситуационная задача.

Прочтите фрагмент из программы революционной организации и укажите, какими целями и почему революционеры оправдывали террор?

«Признавая главное значение террора как средства вынуждения у правительства уступок путем систематической его дезорганизации, мы нисколько не умаляем других его полезных сторон. Он поднимает революционный дух народа; дает непрерывное доказательство возможности борьбы... он действует сильно пропагандистским образом на массы...».

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца и укажите название, причины начала и результаты движения, описанного в нем.

«Люди бесконечно верили в свою... миссию. Это был в своем роде религиозный экстаз, где рассудку и трезвой мысли не было уже места. И это всеобщее возбуждение непрерывно нарастало вплоть до весны, когда почти из всех городов и весей начался настоящий, поистине крестовый поход в российскую деревню».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Государь!

Мы, рабочие и жители города Ст.-Петербурга разных со­словий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам от­носятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горь­кую участь и молчать...

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, - в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения...

Россия слишком велика, нужды ее слишком многообраз­ны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой...»

Каковы требования, изложенные в обращении? Что отличает стиль документа, как он характеризует особенности сознания его авторов? Когда был создан этот документ, кому конкретно он адресован? С какими событиями, явлениями связан данный доку­мент?

 

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий считали, что революция закончилась.

Какие события и явления свидетельствовали о том, что революция продолжилась? Почему события развивались именно таким образом?

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой тяжкой скорбью преисполняют сер­дце наше. Благо российского государя неразрывно связано с благом народным и печаль народная - его печаль. От вол­нений, ныне возникших, может явиться глубокое нестрое­ние народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Пове­лев надлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка и бесчинств и насилий, в охра­ну людей мирных... мы... признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государ­ственную думу, привлечь же к участию в Думе... ныне те клас­сы населения, которые ныне совсем лишены избирательно­го права...

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы, чтобы выборным от народа обеспечена была возмож­ность действительного участия в надзоре за закономернос­тью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыхан­ной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановле­нию тишины и мира на родной земле».

Назовите документ. Датируйте его: год, число, месяц. Какие события названы в документе «смутой»? Какие гражданские права предоставлял населению России данный документ? Назовите не менее пяти, указанных в документе.

 

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1906 г. новый премьер-министр П.А. Столыпин с целью отвлечения российского крестьянства от революционных идей начал проведение аграрной реформы.

Назовите другие цели и не менее трех основных положений «столыпинской реформы».

Ситуационная задача.

Большинство советских историков придерживалось мнения о том, что Россия в начале XX века была глубоко отсталой страной и находилась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

Какие другие точки зрения по этому вопросу вам известны? Какая точка зрения вам кажется более аргументированной? Подтвердите свою позицию фактами.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из Манифеста «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти», назовите дату его издания, войну, о которой идет речь и подумайте, почему не оправдались надежды последнего императора?

 

«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического документа, назовите его и укажите, как в условиях продолжающейся войны и нарастания революции реализация его положений могла повлиять на развитие ситуации в армии и стране.

 

«...Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей. <…>

3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.

4) Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.

5) Всякого рода оружие <…> должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям».

 

Ситуационная задача.

 

Прочитайте отрывок из исторического источника. Какие обоснования для участия России в грядущей войне содержатся в данном документе? Какие конкретные обвинения в адрес Австро-Венгрии и Германии в нем содержатся? На кого и на что рассчитывает император, вступая в войну? Какое условие, по его мнению, способно обеспечить победу в войне?

ОГРАДИТЬ ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ЦЕЛОСТЬ РОССИИ И ПОЛОЖЕНИЕ ЕЕ СРЕДИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ. ИЗ МАНИФЕСТА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II. 20 ИЮЛЯ 1914 г.

«...Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.

Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.

Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности МЫ повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров.

Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия вопреки НАШИМ надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению НАШЕМУ, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.

Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав. МЫ непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные НАШИ подданные.

В грозный час испытаний да будут забыты все внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение ЦАРЯ с ЕГО народом и да отразит Россия... дерзкий натиск врага.

С глубокой верой в правоту НАШЕГО дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел...».

Ситуационная задача.

 

Прочитайте отрывок из исторического источника. Какие изменения на фронте произошли к концу 1916 г.? Как изменилась ситуация здесь в сравнении с 1914-1915 гг.?

 

ДВУХЛЕТНИЙ ТЯЖЕЛЫЙ ОПЫТ ВОЙНЫ НЕ ПРОШЕЛ ДАРОМ. БАРОН П. Н. ВРАНГЕЛЬ О СОСТОЯНИИ РУССКОЙ АРМИИ К КОНЦУ 1916 г.

«После кровопролитных боев лета и осени 1916 года, к зиме на большей части фронта операции затихли. Войска укрепляли с обеих сторон занятые ими рубежи, готовились к зимовке, налаживали тылы и пополняли убыль в людях, лошадях и материальной части за истекший боевой период.

Двухлетний тяжелый опыт войны не прошел даром: мы многому научились, а дорого обошедшиеся нам недочеты были учтены.

Значительное число старших начальников, оказавшихся не подготовленными к ведению боя в современных условиях, вынуждены были оставить свои посты; жизнь выдвинула ряд способных военачальников. Однако протекционизм,
свивший себе гнездо во всех отраслях русской жизни, по-прежнему сплошь и рядом выдвигал на командные посты лиц, далеко не достойных. Шаблон, рутина, боязнь нарушить принцип старшинства все еще царили, особенно в высших штабах.

Состав армии за два года успел существенно измениться, выбыла большая часть кадровых офицеров и солдат, особенно в пехоте.

Новые офицеры ускоренных производств, не получившие воинского воспитания, чуждые военного духа, воспитателями солдат быть не могли. Они умели столь же красиво, как и кадровое офицерство, умирать за честь родины и родных знамен, но, оторванные от своих занятий и интересов, глубоко чуждых духу армии, с трудом перенося неизбежные лишения боевой жизни, ежеминутную опасность, голод, холод и грязь, они быстро падали духом, тяготились войной и совершенно неспособны были поднять и поддержать дух своих солдат.

Солдаты после двух лет войны в значительной массе также были уже не те. Немногие оставшиеся в рядах старые солдаты, несмотря на все перенесенные тягости и лишения, втянулись в условия боевой жизни; но остальная масса, те пополнения, которые беспрерывно вливались в войсковые части, несли с собой совсем иной дух. Состоя в значительной степени из запасных старших сроков, семейных, оторванных от своих хозяйств, успевших забыть пройденную ими когда-то воинскую школу, они неохотно шли на войну, мечтали о возвращении домой и жаждали мира.

Со всем этим армия все еще представляла собой грозную силу, дух ее был все еще силен и дисциплина держалась крепко. Мне неизвестны случаи каких-либо беспорядков или массовых беспорядков в самой армии, и для того, чтобы они стали возможными, должно было быть уничтожено само понятие о власти и дан наглядный пример сверху возможности нарушить связывающую офицеров и солдат присягу».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из воззвания и укажите, к какому событию оно относится. Возможность какой исторической альтернативы представляло это событие в условиях революции?

«Русские люди! Великая Россия наша умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступать открыто, я, генерал... заявляю, что Временное правительство под давлением большинства советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье, убивает армию и потрясает страну изнутри».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из документа, укажите его название, дату издания. Объясните, почему и, преследуя какие цели, большевики пошли на его издание.

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждали подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из документа и укажите его название и дату издания. Объясните, какое значение он имел для дальнейшего развития исторической ситуации в России.

«1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов…».

 

 

Ситуационная задача.

Сравните цели интервентов и участников белого дви­жения в период Гражданской войны в России. Укажите что было общего, а что различного.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из документа и укажите название политики большевиков. Объясните как она повлияла на позицию крестьянства в Гражданской войне и какое значение она имела для власти большевиков.

 

«В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.

Ст. 1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями. <…>

Ст. 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебо-фуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из сообщения газеты «Известия», назовите год. Объясните, почему большевики осуществили эту акцию и какое значение имело данное историческое событие для консолидации сторонников большевиков?

«В ночь с 16 на 17 июля по постановлению президиума Областного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов Урала расстрелян бывший царь Николай Романов. Этим актом революционной кары Советская Россия торжественно предупреждает всех своих врагов, которые мечтают вернуть царский режим и даже смеют угрожать с оружием в руках».

 

Ситуационная задача.

Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы НЭПа.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

ОТРЫВОК ИЗ ДЕКРЕТА ВЦИК, ПРИНЯТОГО 21 МАРТА 1921 г.

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими сельскохозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на землевладельцев обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

...Налог должен быть прогрессивным; процент отчисле­ния для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождены от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие пло­щади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие про­изводительность хозяйства в целом, получают льготы по вы­полнению натурального налога.

Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы еще до нача­ла весенних полевых работ были возможно точно осведом­лены о размерах падающих на них обязательств».

Укажите название декрета, отрывок из которого при­веден выше. Куда государство направляло основные средства это­го вида налога? Назовите не менее двух статей таких расходов. Назовите не менее трех признаков, доказывающих, что налог был в экономическом смысле прогрессив­ным.

 

Ситуационная задача.

Прочтите выдержку из Конституции СССР, принятой II съездом Советов СССР 31 января 1924 года и подумайте, к каким правовым и историческим последствиям в будущем могло привести указанное положение, сохранявшееся и в последующих советских конституциях.

«Воля народов советских республик,… единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза…».

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

Совершенно секретно. 30 января 1930 г. Исходя из политики ликвидации кулачества как класса решительно подавить попытки контрреволюционного про­тиводействия кулачества колхозному движению крестьянс­ких масс и признанной срочности этих мероприятий в связи с приближающейся с.-х. кампанией, ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия:

1.  Отменить в районах сплошной коллективизации в от­ношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сель­ском хозяйстве...

2.  Конфисковать у кулаков этих районов средства произ­водства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предпри­ятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3....принять в отношении кулаков следующие меры:

а)      первая категория - контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед высшей мерой репрессии;

б)      вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности СССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

в)      в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.

Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3-5%. Настоящее указание (3-5%) имеет целью сосредоточить удар по действи­тельно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить рас­пространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА.

II.

...1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение бли­жайших четырех месяцев (февраль — май), исходя из прибли­зительного расчета - направить в концлагеря 60 000и под­вергнуть выселению в отдаленные районы 150 000кулаков;...

5. Высылаемым и расселяемым кулакам при конфиска­ции у них имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода и элементарные средства производства...»

 

Какое название носит в истории процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период времени? Как большевики на­зывали процесс «ликвидации кулачества как класса»?

Используя документ, назовите не менее двух неотлож­ных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.

 Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трех из них.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории, каком процессе идет речь. Каковы его результаты и значение?

« Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом...».  

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из переписки с читателями его воспоминаний маршала А. М. Василевского и укажите, когда, в ходе какой битвы он был издан. О какой угрозе идёт речь?

«Меня спрашивают, имелось ли у Верховного Главнокомандующего достаточно мотивов... для издания такого сурового приказа войскам, каким явился приказ наркомата обороны № 227? Думаю что вопрос не лишен смысла. Войска действи­тельно хорошо дрались, за плечами у них была Московская битва. То, что они упорно противостояли врагу, свидетельствовал позорный провал пресловутого гитлеровского блиц­крига и неожиданная для врага затяжка войны. Героизм советских воинов был высок. И все же неправильно делать вывод, что уже не существовало необходимости для издания вышеназванного приказа. Войска получили его в один из критических моментов развития военных действий: над страной действительно нависла угроза.

Советский народ стремился снабдить армию всем необходимым. Но его всё же беспокоило и тревожило то, что наши войска все время отступают и отступают в глубь страны, и было неясно, когда кончится этот отход. Приказ наркома № 227 как раз и выразил тревогу народа, веление Родины - «Ни шагу назад!».

1)  июне 1941 г.                     3) марте 1942 г.

2)  октябре 1941 г.                 4) июле 1942 г.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва, ее временные рамки и историческое значение.

«В кольце... оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавлен­ные».

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.183 с.)