Структура комбинированного урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура комбинированного урока



(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

О организация начала урока;

О проверка домашнего задания, постановка цели урока;

О подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е.     актуализация знаний и практических и умственных умений;

^ изучение нового материала, в том числе и объяснение;

^ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,     связанного с новым;

^ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее     полученными и сформированными;

^ подведение итогов и результатов урока;

() задание на дом;

() подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения     новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей – новаторов

Система преподавания Л. В. Маховой:

1. Рассказ обзорного типа по всей теме.

2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.

3. Урок – практическая работа.

4. Урок обобщающего типа с карточками – заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.

5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

 

Система уроков, разработанная Н. П. Гузиком

для изучения каждой темы:

1. Уроки теоретического разбора материала учителем.

2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

3. Уроки – семинары.

4. Уроки – практикумы.

5. Уроки контроля и оценки.

 

Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным:

1. Урок – лекция по всей теме.

2. уроки решения ключевых задач

3. Урок – консультация.

4. Урок – зачёт.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

I. Дидактические требования к современному уроку:

Þ чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

Þ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Þ прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированноетм умении и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

Þ выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

Þ реализация на уроке всех дидактических принципов;

Þ создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

1. проектирование развития учащихся в пределах конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2. учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;

 

    Стиль урока:

1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

              ®соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

              =?·определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности               учащихся;

    Þ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из     учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    Þ выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения     (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

    Þ учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    Þ соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);

2. особенности самоорганизации учителя:

    Þ подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

    Þ рабочее самочувствие в начале урока и его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

    Þ педагогический такт (случаи проявления);

    Þ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

 

Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

    Þ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

    Þ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

    Þ использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

    Þ определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно – чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

    Þ опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

    Þ планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно – эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

    Þ руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

    Þ использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3. Закрепление результатов работы:

    Þ формирование навыков путём упражнений;

    Þ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

 

Организованность учащихся:

1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

 

Учёт возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

III. Гигиенические требования к уроку:

1. температурный режим;

2. физико – химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)

6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.

 

IV. Требования к технике проведения урока:

1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

ЭТАПЫ

ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно – воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями.

8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений учащихся.

14. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задав уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип     урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый     материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды     контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки,     формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 – реализация воспитательного потенциала     урока осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3-     дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на     уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание     (репродуктивного характера и творческое).

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

4. Планирование «объектов», целей и задач контроля с учётом мнений педагогического коллектива выводов методических объединений учителей – предметников и учителей начальных классов предложений аттестационных комиссий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.031 с.)