Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура комбинированного урока ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): О организация начала урока; О проверка домашнего задания, постановка цели урока; О подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний и практических и умственных умений; ^ изучение нового материала, в том числе и объяснение; ^ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; ^ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; ^ подведение итогов и результатов урока; () задание на дом; () подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура уроков учителей – новаторов Система преподавания Л. В. Маховой: 1. Рассказ обзорного типа по всей теме. 2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений. 3. Урок – практическая работа. 4. Урок обобщающего типа с карточками – заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала. 5. Заключительный опрос по теоретическому материалу. 6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система уроков, разработанная Н. П. Гузиком для изучения каждой темы: 1. Уроки теоретического разбора материала учителем. 2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам. 3. Уроки – семинары. 4. Уроки – практикумы. 5. Уроки контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным: 1. Урок – лекция по всей теме. 2. уроки решения ключевых задач 3. Урок – консультация. 4. Урок – зачёт.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ I. Дидактические требования к современному уроку: Þ чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; Þ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся; Þ прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированноетм умении и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
Þ выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; Þ реализация на уроке всех дидактических принципов; Þ создание условий успешного учения учащихся. II. Психологические требования к уроку Психологическая цель урока: 1. проектирование развития учащихся в пределах конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2. учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 3. предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;
Стиль урока: 1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: ®соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; =?·определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; Þ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска; Þ выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает); Þ учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; Þ соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.); 2. особенности самоорганизации учителя: Þ подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению; Þ рабочее самочувствие в начале урока и его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
Þ педагогический такт (случаи проявления); Þ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся: 1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: Þ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; · использование установок в форме убеждения, внушения; Þ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; Þ использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: Þ определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно – чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов); Þ опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; Þ планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно – эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); Þ руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; Þ использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы); 3. Закрепление результатов работы: Þ формирование навыков путём упражнений; Þ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся: 1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; 2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учёт возрастных особенностей учащихся: 1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 2. проведение урока с учётом сильных и слабых учеников; 3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку: 1. температурный режим; 2. физико – химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3. освещение; 4. предупреждение утомления и переутомления; 5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ) 6. своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8. соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока: 1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными; 3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения; 6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; 7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение образовательно – воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём. 6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении учащихся. 7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями. 8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). 9. Проверка оборудования и технических средств обучения. 10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности. 12. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний. 13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений учащихся. 14. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задав уроков на дом. 15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Планирование внеклассной работы по данной теме. 17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке. Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 – реализация воспитательного потенциала урока осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3- дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА Отличительные особенности функции внутришкольного контроля: 1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения. 2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации. 3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований. 4. Планирование «объектов», целей и задач контроля с учётом мнений педагогического коллектива выводов методических объединений учителей – предметников и учителей начальных классов предложений аттестационных комиссий.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.031 с.) |