Общая характеристика предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика предмета



   География занимает особое положение в школьном образовании, так как играет связующую роль между естественными и общественными науками. Школьная географии изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимозависимость между природными и антропогенными объектами, географические последствия человеческой деятельности.

    Географическое образование на уровне основного общего образования призвано обеспечивать формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В процессе изучения географии обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом, тем самым реализуя метапредметную составляющую.

Цели обучения

Общая цель школьного географического образования в современной школе – формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в географической среде.

Задания изучения школьного курса географии:

 формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

 формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

 овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

 овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;

 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

 формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

 формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

 

                                     4. Место географии в учебном плане

Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образования. География в основной школе изучается с 6 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 245, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

  В соответствии с учебным планом курсу географии на уровни основного общего образования предшествует курс «Природоведение», включающий определённые географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Природоведение» является пропедевтическим.

   В 6 классе курс География (Общая география) открывает 6-летний цикл изучения географии в школе и опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Природоведение». « Общая география» является первым систематическим курсом нового школьного предмета.

      В процессе изучения общей географии у школьников формируются представление о Земле как естественном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязи. Кроме того, начальный курс географии включает сведения о географических путешествиях и исследовании Земли, особенностях изображения земного шара на глобусе и карте, о количестве и размещении населения нашей планеты, человеческих расах, положении родного края и отдельных государств на политической карте мира.

     Таким образом, в 6-м классе начинается формирование общей географической культуры школьника и постепенное обучение картографическому языку. Обучающиеся овладевают основными географическими представлениями и понятиями, приобретают определенные умения и навыки в работе с различными источниками географической информации.

       Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Выполняется 10 практических работ, которые являются все обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя. Выполняется 2 контрольные работы (по 1 в каждом полугодии)

       Курс География материков и океанов является логическим продолжением курса общей географии и в значительной мере опирается на материал, изученный в 6 классе. Курс географии 7 класса даёт возможность сформировать знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Содержание курса создает необходимую основу для понимания обучающимися роли географической оболочки в жизни людей и воздействия общества на природные условия.

     Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

В программе 7 класса предусмотрено 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.

При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).

 

    Для изучения географии в 8-9 классе предлагается интегрированный курс «География», как единый страноведческий курс. В 8 классе – География (Физическая география), в 9 классе – География (Социальная и экономическая география). Данные курсы являются составной частью региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных аспектов в изучении природы и экономики Донецкого края и России. В таком подходе прослеживается интеграция физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у обучающихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.

      Изучение географии родного края способствует обогащению обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Такой подход играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

    Изучение родного края позволяет непосредственно на знакомой обучающимся местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающие ландшафты, изучать действия законов природы, видеть причинно-следственные связи в природе, определять роль и место промышленных предприятий в хозяйственном комплексе. Такой подход способствует формированию у обучающихся интересов и склонностей к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в профессиональной ориентации.

      Курс «География» (Физическая география) в 8 классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Донецкого края и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования.

    Курс «География» (Социально-экономическая география) в 9 классе завершает базовое географическое образование, является основой понимания многих социально-экономических понятий. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными вопросами.

   Курс региональной географии рассчитан на 70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе (по 2 часа в неделю)

    Изучение географии в 8-9 классах предусматривает выполнение 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.

     В 8 и 9 классах предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ в каждом классе (по одной в каждом полугодии).

 

                                  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.009 с.)