Раздел IV. Природа Земли (15 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Природа Земли (15 Ч. )



4 Тема 1. Литосфера Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Практическая работа №7 «Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа».   Обучающиеся: - называют внутренние строение Земли, состав материковой и океанической земной коры, признаки понятий "литосфера", "земная кора", "литосферна плита", "рельеф", "горы", "равнины", формы рельефа своей местности; - приводят примеры и показывают на карте сейсмические пояса, наибольшие вулканы, формы рельефа Земли; - определяют с помощью карты географическое положение гор и равнин, их абсолютную и относительную высоту по шкале высот; горные породы и минералы; - обозначают на контурной карте: сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Кракатау; горы: Карпаты, Крымские, Альпы, Уральские, Кавказ, Кордильеры, Гималаи с вершиной Джомолунгма, Анды; хребты в океане: Срединно-Атлантический; равнины: Восточноевропейская; Западносибирская, Амазонская; плоскогорье: Среднесибирское, Бразильское; - сравнивают равнины и горы по высоте, происхождению, размещению на суше и в океанах; - объясняют влияние внутренних и внешних процессов на формирование материков, океанов и их рельефа; - анализируют причины и следствия движения литосферных плит, работы воды, ветра; - высказывают суждение о необходимости охраны форм рельефа; - оценивают значение рельефа в жизни и хозяйственной деятельности человека; влияние человека на рельеф.
4 Тема 2. Гидросфера Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Движения воды в океане. – волны, течения. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: строение речной системы, характер, питание и режим рек. Пороги и водопады. Работа рек. Реки мира. Озера, их разнообразие по площади, происхождению. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Практическая работа №10 «Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии».   Обучающиеся: - называют признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник" "многолетняя мерзлота", "подземные воды"; - приводят примеры морей, заливов, проливов, островов, рек, озер; - определяют особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата; - различают способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод; - находят и обозначают на контурной карте моря: Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Берингово, Охотское, Средиземное, Красное; проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов; заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский; острова: Сахалин, Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Крымский, Камчатка, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую; реки: Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур, Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера: Каспийское, Байкал, Большие озера, Виктория; - объясняют причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши; - сравнивают разные водные объекты; - оценивают роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы; - выявляют с членами семьи способы очищения воды в домашних условиях и влияние качества воды на здоровье человека.
5 Тема 3. Атмосфера  Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Практическая работа № 8 «Определение средних температур, амплитуды и построение графиков». Практическая работа № 9 «Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности».     Требования к учебным достижениям - называют признаки понятий "погода", "климат", "облака", "облачность", "осадки", "синоптическая карта"; признаки погоды в своей местности, тепловые пояса Земли; мировые центры наблюдения за погодой; - приводят примеры прогнозов погоды, основных типов климата; - наблюдают и фиксируют изменения элементов погоды: температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, влажности воздуха, облаков, облачности, осадков; - определяют средние температуры, давления атмосферы, скорость ветра, превосходящие типы погоды в своей местности, изменения температуры и атмосферного давления с высотой; - строят графики хода температуры, диаграммы распределения осадков за определенный период, розу ветров; - подбирают источники географической информации для ознакомления с атмосферными процессами; - пользуются термометром, барометром, гигрометром; - сравнивать типы погоды в своей местности в разные поры года; - анализируют распределение температуры воздуха, атмосферного давления на протяжении поры, сезона, года; - сравнивают погоду своей местности в разные времена года; - анализируют распределение температуры воздуха на Земле по карте; - объясняют причины и следствия изменения погоды и климата; - решают задачи на изменения температуры воздуха, атмосферного давления, влажности.
1 Тема 4. Биосфера Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.   Обучающиеся: - называют признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности; - сравнивают виды растений и животных, которые распространены в разных широтах; - объясняют особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы; - оценивают значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека; - выявляют сферы использования знаний о почвах, растительности и животного мира своей местности.
1 Тема 5. Географическая оболочка как среда жизни Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Обучающиеся: - называют признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса; - приводят примеры природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности; - сравнивают особенности основных природных зон Земли; - объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; - оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека.
 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.004 с.)