По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные государства, федерации и конфедерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные государства, федерации и конфедерации.



Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Характерными признаками унитарного государства являются:

  1. Административно-территориальные единицы, на которые делится территория государства, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью;
  2. Единая структура государственного аппарата на всей территории страны;
  3. Единое гражданство. Административно-территориальные образования своего гражданства не имеют;
  4. Единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны.
  5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами;
  6. Одноканальная система налогов.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями.

Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

 Характерными признаками федерации являются:

  1. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определённой политической самостоятельностью;
  2. Существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна палата отражает интересы субъектов федерации и при её формировании используется принцип равного представительства всех субъектов вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.
  3. Двойное гражданство: федерации и соответствующего субъекта.
  4. Существует 2 правовых системы: федеральная и субъектов федерации, которые могут иметь собственную конституцию. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов не должны противоречить федеральному законодательству;
  5. Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды.
  6. Двухканальная система налогов: существуют федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

  Характерными признаками конфедерации являются:

  1. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий входящих в её состав государств);
  2. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются и осуществляются только с согласия органов власти входящих в конфедерацию государств;
  3. Отсутствует единое гражданство. Каждое государство – член конфедерации имеет своё гражданство;
  4. Единая судебная система отсутствует;
  5. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти нормативные акты нуждаются в ратификации их парламентами государств-членов конфедерации.
  6. Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов конфедерации.

                                   Политический режим.

   Политический режим – совокупность политико-правовых средств и способов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

   Выделяют тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.

   Тоталитарный политический режим – это режим, претендующий на полной контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитарного политического режима:

  1. Наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость.
  2. Наличие официальной господствующей в обществе идеологии, для которой характерна вера «в светлое будущее».
  3. Монополия власти на информацию, её полный контроль над СМИ;
  4. Массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
  5. Подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

   Авторитарный политический режим – это режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.

Признаки авторитарного политического режима:

  1. Носителем власти является одна сила: человек, семья, группа, партия, класс; народ отчужден от власти;
  2. Централизация власти, её неподконтрольность гражданам;
  3. Запрещение политической оппозиции;
  4. Потенциальная опора на силу, которая не всегда используется в форме систематического полицейского террора;
  5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни. Режим, в основном, занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

  Демократический политический режим – режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократического политического режима:

  1. Признание народа источником власти и носителем суверенитета, который выражается в том, что именно народ выбирает своих представителей в высшие органы власти и может периодически сменять их.
  2. Равноправие граждан: равная возможность участия в политической жизни;
  3. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание и гарантированность со стороны государства;
  4. Принцип большинства – все решения принимаются большинством голосов, т. е именно большинство выражает через институты демократии свою волю;
  5. Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
  6. Политический плюрализм, т. е. наличие различных партий, движений, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
  7. Правовое государство, в котором признаётся верховенство закона;
  8. Система разделения властей, при которой ветви власти независимы друг от друга и уравновешивают друг друга;
  9. Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц;
  10. Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  11. Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу.

   Выделяют 2 формы демократии в соответствии со способом осуществления народом своей власти: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных органах власти, среди которых главную роль играет парламент страны – высший законодательный орган власти.

 

                    IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

    Избирательная система – это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

   Избирательное право – это принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости.

   В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.

  Всеобщее избирательное право – право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

   Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях: «один избиратель – один голос».

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.

Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль за проведением выборов, а также альтернативность последних.

Избирательный процесс – это порядок и основные стадии в организации выборов.

Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии:

  1. назначение выборов;
  2. организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
  3. создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
  4. регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
  5. выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
  6. предвыборная борьба (прекращается за день до голосования);
  7. процесс голосования по избирательным участкам;
  8. подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);
  9. установление результатов и распределение мест (мандатов) в выборных органах по итогам голосования.

Существуют 2 системы распределения мандатов по итогам голосования: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Главным правилом этой системы является правило «победитель получает все». Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и её недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората (все граждане, имеющие право участия в выборах).

   Пропорциональная избирательная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. Чтобы не допустить получение мандатов карликовыми партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, в совокупности не набравшие определенного количества голосов (как правило, 5%) отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

     

                 V. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКИЕ   

                                                        ДВИЖЕНИЯ.

Политическая партия – один из важнейших институтов политической системы общества.

     Политическая партия – это организованная группа людей, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти.     

Признаки партии:

  1. наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
  2. наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
  3. наличие руководящих органов и партийных функционеров;
  4. наличие организационной структуры в центре и разветвленная сеть первичных местных организаций;
  5. участие в борьбе за политическую власть;
  6. фиксированное членство (не является обязательным признаком).

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:      

  1. В зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности, партии подразделяются на массовые и кадровые.

Массовые партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основными источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающими с парламентскими фракциями.

Кадровые партии представляют собой организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взносы. Как правило, кадровые партии состоят из авторитетных политических деятелей, которые борются за парламентские мандаты.

 Организационная структура таких партий крайне проста: их центр – в парламентских фракциях.

  1. В зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. В свою очередь оппозиционные партии могут быть легальными ( деятельность их разрешена государством, они официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством, действующими подпольно).
  2. По характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому стою партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур).
  3. По месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

В обществе политические партии выполняют следующие функции:

1. политическую – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы.

2. функцию социального представительства – каждая партия выражает в политической жизни интересы определенного социального слоя.

3. функцию социальной интеграции – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса (согласия) в обществе.

4. функцию политического рекрутирования – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.

5. идеологическую функцию – разработка партийной идеологии и программ.

6. электоральную функцию – организация и участие в избирательных кампаниях.

    Совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий называется партийной системой. Выделяют три вида партийных систем:

  1. Однопартийная система – власть бессменно осуществляет одна партия. Остальные партии либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей (СССР, КНР)
  2. Двухпартийная система – у власти находится одна из двух имеющихся в стране партий (США – демократы и республиканцы; Великобритания – лейбористы и консерваторы)
  3. Многопартийная система – несколько влиятельных партий борются за власть и голоса избирателей (РФ, Франция, Италия).

Наряду с партиями в политической жизни общества активно участвуют и различные политические движения.

    Политическое движение – общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.

Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

Движение

  1. стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении;
  2. не имеет строгой организационной структуры;
  3. не требует обязательного идеологического единения своих участников;
  4. ориентировано на выражение частных интересов той или иной социальной группы;
  5. имеет широкую, достаточно пеструю социальную базу.

Активность политических движений нередко приводит к их преобразованию в политическую партию.

К основным демократическим политическим движениям современности относят:

1. Антивоенные движения;

2. Движение антиглобалистов (выступают против определенных аспектов глобализации в её современной форме, в частности, против господства глобальных транснациональных корпораций);

3. Экологические движения («зеленые» - выступают за экологическую безопасность жизни на планете в любом её проявлении);

4. Феминистские движения (движение женщин против дискриминации по признаку пола);

5. Движение Неприсоединения (объединяет сторонников неучастия государств в военных блоках)

6. Молодежные, студенческие движения (выступают за удовлетворение социально-экономических и политических требований молодежи, а также за её участие в общеполитической борьбе)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.024 с.)