III. Государство как основной институт политической  системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Государство как основной институт политической  системы.



I. ПОЛИТИКА.

    Термин «политика» был введен в обиход Аристотелем. Его «Политика» - это сочинение о государстве, правительстве, правлении (в переводе с древнегреческого «политика» - это искусство управления государством).

    Политика существовала не всегда. Первобытные общества были неполитическими. Среди причин возникновения политики – поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности управления обществом, который потребовал особых, отделенных от народа органов власти.

    Современная наука предлагает различные определения политики:

  1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между классами, нациями, государствами с целью завоевания или упрочения политической власти.
  3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

   Политика, таким образом, рассматривается как вид деятельности и имеет характерную структуру:

  1. Субъекты политики – это участники политического процесса: отдельные граждане; классы, социальные группы, нации; партии, массовые движения, государства; политические элиты.
  2. Объекты политики – это то, на что направлена политическая деятельность, т. е. общество и сферы его жизни.
  3. Цель политики – осознанный образ ожидаемого результата политической деятельности. Цели могут быть долгосрочными и текущими, реальными и нереальными, актуальными и неактуальными, стратегическими и тактическими…
  4.   Результат политики – это политический процесс, т. е.  ход, развитие политических событий, последовательная смена политических состояний.
  5. Политические средства – инструменты, с помощью которых  достигаются политические цели: убеждение, диалог, «круглый стол», выборы,  война, шантаж, переворот, революция, терроризм, убийство и т. д.
  6. Политические действия совершают люди или социальные группы с целью приспособления политической системы к собственным интересам и идеалам: создание партий, проведение выборов, выступление на митинге, проведение переговоров, организация переворота, заявление в СМИ, участие в партийных съездах, голосование в парламенте и т. д.

  Выделяют политику внутреннюю (внутригосударственную) и внешнюю (межгосударственную).

  Внутренняя политика в свою очередь подразделяется по сферам общественной жизни:

  1. экономическая политика может включать в себя финансовую, инвестиционную, налоговую, аграрную и т. п.
  2. социальная политика – национальную, демографическую, молодежную, классовую и т. п.
  3. культурная – религиозную, научно-техническую и т. п.
  4. в политической сфере выделяют государственную, партийную, военную, кадровую политику и т. п.

   Во внешней политике выделяют локальную, региональную, межгосударственную, мировую политику. 

   Политика связана с понятием «власть».

  Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. К основным видам власти относят: экономическую, политическую, государственную, военную, духовную, родительскую. В качестве источников власти выступают: организация, сила, богатство, положение в обществе, знания, информация и т. п. К средствам власти относят волю, право, авторитет, убеждение, манипуляции, насилие (принуждение).

Формами проявления власти является господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Важнейшей разновидностью социальной власти является власть политическая.

  Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы в отношении общества, поэтому для политической стабильности и поддержки властей важна легитимность власти. Легитимность – законность власти в глазах граждан, общества. Выделяют 3 главных способа обретения легитимности власти:

  1. благодаря традиции;
  2.  силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты политики пришли к власти;
  3. на базе харизмы, т. е веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства.

Показателями легитимности власти считаются:

  1. уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;
  2. наличие попыток свержения правительства или лидера;
  3. сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, массовость демонстраций в поддержку власти или оппозиции.

 

 

II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

    Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, а также регулируются политические процессы и отношения.

    Политическая система включает в себя 4 подсистемы, которые и составляют её структуру:

  1. институциональную (организационную) подсистему
  2. коммуникативную подсистему
  3. нормативную подсистему
  4. культурно-идеологическую подсистему

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), 

которые условно подразделяют на три группы:

- к собственно-политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии и общественно-политические движения);

- к несобственно-политическим относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах общества. Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому такие организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои интересы, добиваясь их учета и реализации в политике (профсоюзы, кооперативные, религиозные организации).

- к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений (клубы по интересам, спортивные общества и т. п).

   Коммуникативная подсистема политической системы – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные политические отношения. К первичным относятся различные формы взаимодействия между классами, нациями, сословиями, а также внутри них. К вторичным – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

   Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические правила и традиции, регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль в ней играют правовые нормы (конституции, законы, подзаконные акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами, которые также входят в нормативную подсистему.

    Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом ( политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории; к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения, модели поведения человека и социальных групп.

К факторам формирования политической культуры относят: знания граждан о политической системе и личное участие граждан в функционировании политической системы.

В структуре политической культуры выделяют три составляющих:

1. функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений и т. п.

2. политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, нормы, обычаи;

3. политическое поведение: политические действия, политическое участие.

Выделяют три «чистых» типа политической культуры:

  1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике,  установкам и нормам центральных властей.
  2. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители данного типа культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.
  3. Гражданская политическая культура (политическая культура участия) присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

В реальности «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные типы.

К функциям политической системы относят:

1. Определение целей, задач, путей развития общества.  

2. Разработка законов и правил поведения людей и общественных групп.

3. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

4. Формирование политического сознания, приобщение к политической деятельности.

5. Распределение материальных и духовных ценностей.

6. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп.

7. Контроль за выполнением законов и правил, пресечение нарушений политических норм.

8. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

 

III. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли государственных органов.

Государственный орган – это составная часть механизма государства, наделённая государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства. 

Признаки государственного органа:

  1. представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
  2. наделен властными полномочиями;
  3. образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию (юридические обязанности и полномочия государственного органа).

Одной из самых распространенных классификаций государственных органов, является их деление на законодательные, исполнительные, судебные. Эта типологизация основывается на принципе разделения властей, которую сформулировал Ш. –Л. Монтескье: три ветви власти должны быть изолированы друг от друга и уравновешивать друг друга, чтобы исключить возможность узурпации власти любым органом.

Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передаёт власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. Законодательная власть принадлежит парламенту. Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федерациях. Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.

Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством через правительство и президента, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и его замене новым.

Судебная власть осуществляет государственную власть в форме правосудия. Принципами судопроизводства в демократическом государстве являются:

  1. принцип законности;
  2. принцип осуществления правосудия только судом;
  3. принцип равенства участников процесса;
  4. принцип публичности и гласности судебного разбирательства;
  5. принцип устности судебного разбирательства;
  6. принцип состязательности;
  7. принцип ведения на национальном языке.

Три независимых ветви власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов», к проявлениям которой относятся:

  1. Право роспуска парламента у главы государства. Право veto у главы государства на законы, принятые парламентом.
  2. Вотум недоверия парламента правительству. Возможность выражения импичмента президенту. Парламентские слушания.
  3. Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом. Судебная ответственность чиновников за должностные преступления.
  4. Назначение судей главой государства. Право помилования у главы государства и мн. др.

Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

 

IX. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА.

Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени.  По степени вовлеченности в политику выделяют:

  1. политиков «по случаю» - люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний и т. п.
  2. политиков «по совместительству» - люди, проявившие себя в политической жизни по необходимости. При этом политика не стала главным делом их жизни.
  3. профессиональных политиков – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

Политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.

Политическая элита – это политически господствующая привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.

Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, материальное и интеллектуальное превосходство, особые индивидуальные качества и др. Западные политологи выделяют и другие критерии: престижное образование, профессионализм при базовом юридическом образовании, вход или близость к властям и др.

Функции политической элиты:

  1. изучение и анализ интересов различных социальных групп;
  2. субординация этих интересов;
  3. отражение интересов в политических установках;
  4. выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституций, законов);
  5. назначение кадрового аппарата органов управления;
  6. создание и коррекция институтов политической системы;
  7. выдвижение политических лидеров.

Среди политических элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контр-элиту); по объему властных полномочий политическая элита делится на высшую, которая принимает значимые для государства решения (президент, монарх, премьер-министр, спикер, лидеры ведущих партий – всего до нескольких сот человек), среднюю – состоящую из выборных должностных лиц (парламентариев, сенаторов, губернаторов, мэров, лидеров политических партий) и административную(бюрократическую) – высший слой госслужащих, занимающих руководящие должности в органах государственного управления; по уровню компетенции – на национальную, региональную, местную.

Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями – через систему гильдий и через антрепренерскую систему.

Система гильдий Антрепренерская система

характерные черты:

· закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты);      наличие многочисленных формальных  требований для занятия должности; · небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель); · тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру) · открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в управленческих структурах); · небольшое число формальных требований к претендентам на должности; · широкий круг электората, которым могут выступать все избиратели страны; · · высокая конкурентность отбора; первостепенность личностных качеств

 

I. ПОЛИТИКА.

    Термин «политика» был введен в обиход Аристотелем. Его «Политика» - это сочинение о государстве, правительстве, правлении (в переводе с древнегреческого «политика» - это искусство управления государством).

    Политика существовала не всегда. Первобытные общества были неполитическими. Среди причин возникновения политики – поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности управления обществом, который потребовал особых, отделенных от народа органов власти.

    Современная наука предлагает различные определения политики:

  1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между классами, нациями, государствами с целью завоевания или упрочения политической власти.
  3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

   Политика, таким образом, рассматривается как вид деятельности и имеет характерную структуру:

  1. Субъекты политики – это участники политического процесса: отдельные граждане; классы, социальные группы, нации; партии, массовые движения, государства; политические элиты.
  2. Объекты политики – это то, на что направлена политическая деятельность, т. е. общество и сферы его жизни.
  3. Цель политики – осознанный образ ожидаемого результата политической деятельности. Цели могут быть долгосрочными и текущими, реальными и нереальными, актуальными и неактуальными, стратегическими и тактическими…
  4.   Результат политики – это политический процесс, т. е.  ход, развитие политических событий, последовательная смена политических состояний.
  5. Политические средства – инструменты, с помощью которых  достигаются политические цели: убеждение, диалог, «круглый стол», выборы,  война, шантаж, переворот, революция, терроризм, убийство и т. д.
  6. Политические действия совершают люди или социальные группы с целью приспособления политической системы к собственным интересам и идеалам: создание партий, проведение выборов, выступление на митинге, проведение переговоров, организация переворота, заявление в СМИ, участие в партийных съездах, голосование в парламенте и т. д.

  Выделяют политику внутреннюю (внутригосударственную) и внешнюю (межгосударственную).

  Внутренняя политика в свою очередь подразделяется по сферам общественной жизни:

  1. экономическая политика может включать в себя финансовую, инвестиционную, налоговую, аграрную и т. п.
  2. социальная политика – национальную, демографическую, молодежную, классовую и т. п.
  3. культурная – религиозную, научно-техническую и т. п.
  4. в политической сфере выделяют государственную, партийную, военную, кадровую политику и т. п.

   Во внешней политике выделяют локальную, региональную, межгосударственную, мировую политику. 

   Политика связана с понятием «власть».

  Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. К основным видам власти относят: экономическую, политическую, государственную, военную, духовную, родительскую. В качестве источников власти выступают: организация, сила, богатство, положение в обществе, знания, информация и т. п. К средствам власти относят волю, право, авторитет, убеждение, манипуляции, насилие (принуждение).

Формами проявления власти является господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Важнейшей разновидностью социальной власти является власть политическая.

  Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы в отношении общества, поэтому для политической стабильности и поддержки властей важна легитимность власти. Легитимность – законность власти в глазах граждан, общества. Выделяют 3 главных способа обретения легитимности власти:

  1. благодаря традиции;
  2.  силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты политики пришли к власти;
  3. на базе харизмы, т. е веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства.

Показателями легитимности власти считаются:

  1. уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь;
  2. наличие попыток свержения правительства или лидера;
  3. сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, массовость демонстраций в поддержку власти или оппозиции.

 

 

II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

    Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, а также регулируются политические процессы и отношения.

    Политическая система включает в себя 4 подсистемы, которые и составляют её структуру:

  1. институциональную (организационную) подсистему
  2. коммуникативную подсистему
  3. нормативную подсистему
  4. культурно-идеологическую подсистему

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), 

которые условно подразделяют на три группы:

- к собственно-политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии и общественно-политические движения);

- к несобственно-политическим относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах общества. Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому такие организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои интересы, добиваясь их учета и реализации в политике (профсоюзы, кооперативные, религиозные организации).

- к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений (клубы по интересам, спортивные общества и т. п).

   Коммуникативная подсистема политической системы – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные политические отношения. К первичным относятся различные формы взаимодействия между классами, нациями, сословиями, а также внутри них. К вторичным – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

   Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические правила и традиции, регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль в ней играют правовые нормы (конституции, законы, подзаконные акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами, которые также входят в нормативную подсистему.

    Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом ( политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории; к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения, модели поведения человека и социальных групп.

К факторам формирования политической культуры относят: знания граждан о политической системе и личное участие граждан в функционировании политической системы.

В структуре политической культуры выделяют три составляющих:

1. функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений и т. п.

2. политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, нормы, обычаи;

3. политическое поведение: политические действия, политическое участие.

Выделяют три «чистых» типа политической культуры:

  1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике,  установкам и нормам центральных властей.
  2. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители данного типа культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.
  3. Гражданская политическая культура (политическая культура участия) присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

В реальности «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные типы.

К функциям политической системы относят:

1. Определение целей, задач, путей развития общества.  

2. Разработка законов и правил поведения людей и общественных групп.

3. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

4. Формирование политического сознания, приобщение к политической деятельности.

5. Распределение материальных и духовных ценностей.

6. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп.

7. Контроль за выполнением законов и правил, пресечение нарушений политических норм.

8. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

 

III. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ.

     Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества.

 Государство – это особая организация власти и управления, располагающая особым аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу закона для населения всей страны. Государство характеризуется как основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.    

  Существует несколько теорий происхождения государства:

  1. Теократическая (божественная) – Бог создал государство и право.
  2. Патриархальная – государство выросло из большой патриархальной семьи; власть главы семьи (отца) постепенно перерастает во власть монарха.
  3. Теория «общественного договора» - государство возникло на основе договора общества о добровольном объединении людей на определенных условиях.
  4. Классовая – государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений.

  Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относят следующие признаки:

  1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
  2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократией);
  3. Территориальная организация власти и населения: государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства.
  4. Налоги – обязательные платежи населения, которые необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, общественно-политических движений):

  1. Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
  2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения страны.

Любое государство осуществляет определённые функции, каковыми называются основные направления его деятельности. Функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

  1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
  2. экономическая функция: выработка экономической, налоговой, бюджетной и ценовой политики и т. п;
  3. социальная функция: осуществление социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, здравоохранение, образовательная политика и т. п;
  4. экологическая функция: деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей;
  5. идеологическая функция: пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации и т. п.

К внешним функциям государства относятся:

1. защита государства от внешней угрозы: создание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. п;

2. функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями: экономическое сотрудничество, участие в международных организациях (ООН), в военно-политических блоках и союзах и т. п.

Функции государства также разделяют на охранительные – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы) и регулятивные – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

 

 

III. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.088 с.)