Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Государство как основной институт политической системы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
I. ПОЛИТИКА. Термин «политика» был введен в обиход Аристотелем. Его «Политика» - это сочинение о государстве, правительстве, правлении (в переводе с древнегреческого «политика» - это искусство управления государством). Политика существовала не всегда. Первобытные общества были неполитическими. Среди причин возникновения политики – поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности управления обществом, который потребовал особых, отделенных от народа органов власти. Современная наука предлагает различные определения политики:
Политика, таким образом, рассматривается как вид деятельности и имеет характерную структуру:
Выделяют политику внутреннюю (внутригосударственную) и внешнюю (межгосударственную).
Внутренняя политика в свою очередь подразделяется по сферам общественной жизни:
Во внешней политике выделяют локальную, региональную, межгосударственную, мировую политику. Политика связана с понятием «власть». Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. К основным видам власти относят: экономическую, политическую, государственную, военную, духовную, родительскую. В качестве источников власти выступают: организация, сила, богатство, положение в обществе, знания, информация и т. п. К средствам власти относят волю, право, авторитет, убеждение, манипуляции, насилие (принуждение). Формами проявления власти является господство, руководство, управление, координация, организация, контроль. Важнейшей разновидностью социальной власти является власть политическая. Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы в отношении общества, поэтому для политической стабильности и поддержки властей важна легитимность власти. Легитимность – законность власти в глазах граждан, общества. Выделяют 3 главных способа обретения легитимности власти:
Показателями легитимности власти считаются:
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, а также регулируются политические процессы и отношения. Политическая система включает в себя 4 подсистемы, которые и составляют её структуру:
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), которые условно подразделяют на три группы: - к собственно-политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии и общественно-политические движения); - к несобственно-политическим относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах общества. Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому такие организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои интересы, добиваясь их учета и реализации в политике (профсоюзы, кооперативные, религиозные организации). - к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений (клубы по интересам, спортивные общества и т. п). Коммуникативная подсистема политической системы – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные политические отношения. К первичным относятся различные формы взаимодействия между классами, нациями, сословиями, а также внутри них. К вторичным – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические правила и традиции, регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль в ней играют правовые нормы (конституции, законы, подзаконные акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами, которые также входят в нормативную подсистему.
Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом ( политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории; к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения, модели поведения человека и социальных групп. К факторам формирования политической культуры относят: знания граждан о политической системе и личное участие граждан в функционировании политической системы. В структуре политической культуры выделяют три составляющих: 1. функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений и т. п. 2. политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, нормы, обычаи; 3. политическое поведение: политические действия, политическое участие. Выделяют три «чистых» типа политической культуры:
В реальности «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные типы.
К функциям политической системы относят: 1. Определение целей, задач, путей развития общества. 2. Разработка законов и правил поведения людей и общественных групп. 3. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 4. Формирование политического сознания, приобщение к политической деятельности. 5. Распределение материальных и духовных ценностей. 6. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп. 7. Контроль за выполнением законов и правил, пресечение нарушений политических норм. 8. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
III. ФОРМА ГОСУДАРСТВА. Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли государственных органов. Государственный орган – это составная часть механизма государства, наделённая государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства. Признаки государственного органа:
Одной из самых распространенных классификаций государственных органов, является их деление на законодательные, исполнительные, судебные. Эта типологизация основывается на принципе разделения властей, которую сформулировал Ш. –Л. Монтескье: три ветви власти должны быть изолированы друг от друга и уравновешивать друг друга, чтобы исключить возможность узурпации власти любым органом. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передаёт власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. Законодательная власть принадлежит парламенту. Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федерациях. Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.
Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством через правительство и президента, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и его замене новым. Судебная власть осуществляет государственную власть в форме правосудия. Принципами судопроизводства в демократическом государстве являются:
Три независимых ветви власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов», к проявлениям которой относятся:
Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
IX. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА. Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. По степени вовлеченности в политику выделяют:
Политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита. Политическая элита – это политически господствующая привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти. Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, материальное и интеллектуальное превосходство, особые индивидуальные качества и др. Западные политологи выделяют и другие критерии: престижное образование, профессионализм при базовом юридическом образовании, вход или близость к властям и др. Функции политической элиты:
Среди политических элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контр-элиту); по объему властных полномочий политическая элита делится на высшую, которая принимает значимые для государства решения (президент, монарх, премьер-министр, спикер, лидеры ведущих партий – всего до нескольких сот человек), среднюю – состоящую из выборных должностных лиц (парламентариев, сенаторов, губернаторов, мэров, лидеров политических партий) и административную(бюрократическую) – высший слой госслужащих, занимающих руководящие должности в органах государственного управления; по уровню компетенции – на национальную, региональную, местную. Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями – через систему гильдий и через антрепренерскую систему.
I. ПОЛИТИКА. Термин «политика» был введен в обиход Аристотелем. Его «Политика» - это сочинение о государстве, правительстве, правлении (в переводе с древнегреческого «политика» - это искусство управления государством). Политика существовала не всегда. Первобытные общества были неполитическими. Среди причин возникновения политики – поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности управления обществом, который потребовал особых, отделенных от народа органов власти. Современная наука предлагает различные определения политики:
Политика, таким образом, рассматривается как вид деятельности и имеет характерную структуру:
Выделяют политику внутреннюю (внутригосударственную) и внешнюю (межгосударственную). Внутренняя политика в свою очередь подразделяется по сферам общественной жизни:
Во внешней политике выделяют локальную, региональную, межгосударственную, мировую политику. Политика связана с понятием «власть». Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. К основным видам власти относят: экономическую, политическую, государственную, военную, духовную, родительскую. В качестве источников власти выступают: организация, сила, богатство, положение в обществе, знания, информация и т. п. К средствам власти относят волю, право, авторитет, убеждение, манипуляции, насилие (принуждение). Формами проявления власти является господство, руководство, управление, координация, организация, контроль. Важнейшей разновидностью социальной власти является власть политическая. Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы в отношении общества, поэтому для политической стабильности и поддержки властей важна легитимность власти. Легитимность – законность власти в глазах граждан, общества. Выделяют 3 главных способа обретения легитимности власти:
Показателями легитимности власти считаются:
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, а также регулируются политические процессы и отношения. Политическая система включает в себя 4 подсистемы, которые и составляют её структуру:
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), которые условно подразделяют на три группы: - к собственно-политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии и общественно-политические движения); - к несобственно-политическим относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах общества. Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому такие организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои интересы, добиваясь их учета и реализации в политике (профсоюзы, кооперативные, религиозные организации). - к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений (клубы по интересам, спортивные общества и т. п). Коммуникативная подсистема политической системы – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные политические отношения. К первичным относятся различные формы взаимодействия между классами, нациями, сословиями, а также внутри них. К вторичным – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические правила и традиции, регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль в ней играют правовые нормы (конституции, законы, подзаконные акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами, которые также входят в нормативную подсистему. Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом ( политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории; к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения, модели поведения человека и социальных групп. К факторам формирования политической культуры относят: знания граждан о политической системе и личное участие граждан в функционировании политической системы. В структуре политической культуры выделяют три составляющих: 1. функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений и т. п. 2. политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, нормы, обычаи; 3. политическое поведение: политические действия, политическое участие. Выделяют три «чистых» типа политической культуры:
В реальности «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные типы. К функциям политической системы относят: 1. Определение целей, задач, путей развития общества. 2. Разработка законов и правил поведения людей и общественных групп. 3. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 4. Формирование политического сознания, приобщение к политической деятельности. 5. Распределение материальных и духовных ценностей. 6. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп. 7. Контроль за выполнением законов и правил, пресечение нарушений политических норм. 8. Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
III. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Государство – это особая организация власти и управления, располагающая особым аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу закона для населения всей страны. Государство характеризуется как основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры. Существует несколько теорий происхождения государства:
Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относят следующие признаки:
Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, общественно-политических движений):
Любое государство осуществляет определённые функции, каковыми называются основные направления его деятельности. Функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
К внешним функциям государства относятся: 1. защита государства от внешней угрозы: создание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. п; 2. функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями: экономическое сотрудничество, участие в международных организациях (ООН), в военно-политических блоках и союзах и т. п. Функции государства также разделяют на охранительные – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы) и регулятивные – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).
III. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.088 с.) |