Самоуправление в советской школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоуправление в советской школе.



После Октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. «Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы». Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденными ВЦИК РСФСР от 30 сентября 1918 г. «Положением о единой трудовой школе», Советом народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1923 г. «Уставом единой трудовой школы», принятым Народным комиссариатом просвещения РСФСР документами – «Положением об организациях учащихся в школах второй ступени» (1921 г.) и «Тезисами о самоуправлении» (1923 г.).

В соответствиис этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения), учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.), трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По «Положению о единой трудовой школе» школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления. Принятие этих документов предоставила простор мыслям великихрусских педагогов.

Очень активнов педагогический поиск включились многие известные российские педагоги и психологи. Среди них можно назвать таких, как А. Бакушинский, П. Блонский, Л. Выготский, А. Макаренко, А. Пинкевич, С. Шацкий и др. По их инициативе в Москве были созданы Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.), научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).

Революция октября 1917 года и победа советской системы власти на территории всей России в начале 20-х годов привели к тому, что социалистические подходы остались единственно возможными в организации образовательной работы в советской школе. Либеральные подходы к организации системы образования в России были забыты надолгие семьдесят лет.

В педагогической практике 20-х годов в связи с разработкой и апробацией идей трудовой школы и начавшейся «борьбой с беспризорничеством» большое распространение получили опытно-показательные школы и школы-коммуны. Примеров здесь много. Это и Московская опытно-показательная школа имени П. Лепешинского, которой руководил М. Пистрак, и коммуна «Красные зори», руководимая И. Иониным, и «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых» — легендарная «Республика ШКИД», возглавляемая В. Сорока-Росинским, и другие. Именно здесь, в условиях компактного коллектива, объединенного достижением ясной цели и при этом в значительной степени изолированного от взаимодействия с внешним миром, делались замечательные наработки по внедрению в практику детского самоуправления.

Неоценимый вклад встановление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью

школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами. Система самоуправления коммуны содержалась в «Конституции страны ФЭД». В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имелоправо накладывать на коммунаров взыскание.

В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода. На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в «Конституции».

В истории российской педагогики советского периода особого внимания требует педагогическая деятельность И. Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. А. Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в 60-х годах XX века. В основе коммунарского движения лежала идея коллективных творческих дел, которая привела к возникновению неформальных коллективов (коммунарских клубов), члены которых в той или иной мере являлись последователями педагогической методики И. Иванова. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)