Классификация видов искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов искусства



Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов.

17) Специфика выражения образа мира в пространственных искусствах (изобразительные искусства, архитектура), их место в истории культуры.

Искусство есть одновременно и сознание, и познание, и общение между людьми. Оно разделяется на 3 основных вида:
1) пространственные (пластические), которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимающиеся зрением;

2) временные;

3) пространственно-временные.

История искусств – раздел искусствознания, изучающий процесс развития изобразительного искусства с момента его зарождения до наших дней на основе оценки творчества художников и анализа художественных произведений.

 

3. Пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства.

Пространственные виды искусств – это живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративное искусство, художественная фотография. Их называют еще пластическими видами искусств. Подробнее эти виды изобразительного искусства рассмотрим в третьем вопросе данной лекции.

По-английски fine arts — пространственные искусства, зрительные искусства, изящные искусства - виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки вещественного материала и существуют в пространстве. К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративное и прикладное искусство) а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.

Как и другие виды искусства, пространственные искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием (скульптура и декоративно-прикладное искусство) и находятся в реальном пространстве. Этим они существенно отличаются от произведений других видов искусств (литературы, музыки), где произведения воспринимается в основном слухом, и длятся во времени.

Не следует путать пространственные искусства с хореографией, в которой большую роль играет пластика человеческого тела. В пространственных искусствах пластика объемов, линий, форм также имеет существенное значение, именно поэтому они и получили свое название. Кроме того, лепка, по-другому называющаяся пластикой, тоже входит в эту группу искусств.

Пространственные искусства называются с XVIII века прекрасными или изящными — этим подчеркивается их чувственная красота, совершенство образов. Вместе с тем пространственные искусства особенно тесно связаны с глубокой древности с материальным производством, обработкой и оформлением среды жизни человека и окружающего его предметного мира, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.

Пространственные искусства связаны с идейными и общественными движениями своего времени.

Как род художественной деятельности пространственные искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности. Пространственным искусствам, особенно живописи, доступен самый широкий круг тем.

Пространственные искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию друг с другом: архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах); живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т.д.

Пластические искусства включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А. Скрябиным.

В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пространственные искусства могут даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликационные фильмы).

Но в основном образная структура произведения пространственного искусства строится пластическими средствами (пластика, объем, форма, цвет и т.д.).

18) Временные искусства (музыки, литература), их место в истории культуры и выразительные возможности. Особенности восприятия временных искусств. Пространственно-временные искусства (балет, театр, кино).

К временным видам искусства относят:
1) музыку;

2) художественную литературу.

Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме, интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную.

Художественная литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».
К пространственно-временным видам относятся:
1) танец;
2) театр;
3) киноискусство;
4) эстрадно-цирковое искусство.

Танец — вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец делится на бытовой и сценический.

Театр — вид искусства, специфика которого заключена в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед зрителями. Истоки театра лежат в древних игрищах охотников, в массовых народных образах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, а в опере и оперетте — режиссера и дирижера), совместными усилиями актеров, художника, композитора.

Киноискусство — вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.

Цирк — вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Он связан с другими видами искусства, в частности, с театром, музыкой. Цирковое представление включает в себя клоунаду, дрессировку животных, иллюзионизм, жонглирование, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику и т.д.

Искусство способствует духовному росту человека, помогает разобраться в многих сложных вопросах жизни, а порой и определить свое место в мире. Каждое из конкретных искусств имеет свои особенности и способы воздействия на зрителя, что позволяет ввести специальное понятие — виды искусства. Это исторически сложившиеся, устойчивые формы его существования. К жизни виды искусства были вызваны потребностью человека охватить и освоить мир во всем его богатстве. Каждое конкретное искусство обладает определенными особенностями и возможностями — тем, что составляет его главную силу и преимущество перед другими искусствами.

Пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.

Итак, виды и жанры искусства очень многообразны. Искусство способствует духовному росту человека, помогает разобраться в многих сложных вопросах жизни, а порой и определить свое место в мире. Каждое из конкретных искусств имеет свои особенности и способы воздействия на зрителя, что позволяет ввести специальное понятие — виды искусства. Это исторически сложившиеся, устойчивые формы его существования. К жизни виды искусства были вызваны потребностью человека охватить и освоить мир во всем его богатстве. Каждое конкретное искусство обладает определенными особенностями и возможностями — тем, что составляет его главную силу и преимущество перед другими искусствами. Внутри видов искусства существует деление на жанры.

19) Образ мира в синтетических искусствах.

Понятие синтеза (от греч synthesis - сочетание, соединение) имеет в искусстве несколько значений Прежде всего, это объединение в искусстве нескольких его видов вокруг одного, что определилось как ведущее Мы отметь Чалый, что ведущим видом искусства, на основе которого осуществляется синтез художественной образности, является архитектура Украшение фасада и интерьера здания скульптурой, витражами, мозаиками, а также меблировка (ковры, гобелены, люстры) создают ощущение уюта и красоты Содержательное наполнение и эстетическая определенность образа зависит от исторической эпохи, специфики национальной жизни, назначение сооружения т ощо Скажем, культовая архитектура существенно отличается по форме и содержанию от жилой или общественно-общественной Это характерно и для скульптуры, живописи тощсу тощо.

Другой тип синтеза связан с возникновением качественно нового вида искусства на основе нескольких уже существующих, образующих органичность взаимосвязи и могут существовать лишь в единстве Понятие \"синтетические мыс стецтва \"употребляется применительно искусств, образующихся единством художественного языка и вне ее не существуют К таковым относятся театр (трагедия, комедия, драма, балет, опера), кино, эстрада их называют, ответст дно до назначения, - \"зрелищными\"; по способу восприятия - зрительно-слуховыми; по способу существования - пространственно-временными искусствами Они образуются единством художественного языка живописи (декорации), ар хитектуры (интерьер), литературы (драматургия), музыки, танца, декоративно-прикладного искусства (костюмы, меблировки и т.д.) Киноискусство, кроме того, основывается на достижениях техники, позволяющей фиксировать изображение на пленке, тиражировать, делать его наиболее демократичным Полнота художественного образа синтетических искусств - это проявление духовной потребности создания жизненной полноты бытия В искусстве о Стир и время - не физические характеристики бытия, а духовная реальность, поскольку именно отношения героев формируют и пространство, и время и раскатывают его эстетические характеристики: наполненность, глубинность, сут нисну определенность Масштабность измерения пространства и времени создается человеческими качествами героися людськими якостями героїв.

В театральном искусстве основой синтеза является драматическое действие По форме - это действо жизни, однако, в отличие от непредсказуемости жизненных событий, театральная жизнь - это жизнь, захваченной людьми, заключенное е в эстетически-художественные законы развития конфликта, столкновения судеб и характеров, что и делает его действительным бытиям.

Конфликт изнутри создает самодвижение событий, внутреннюю динамику театральной драматургии, так же, как и кино произведений В синтетических искусствах создания образа происходит благодаря актерской игре: умению ак кторого жить в образе Образы разворачиваются непосредственно в действии Актеры на сцене отражают полноту жизненных отношений, перевоплощаясь в героев время они осознают, что их деятельность - игра, а ОПЖ е, они играют и свое отношение к происходящему и к герою их образы - не физическая жизненность, а духовная реальность Следовательно, герои снова и снова оживают в лице актера Поэтому театр по специфике создания обр азу - искусство возрождения жизни - духовного мира человека, а значит, спасение от смерти и небытия Именно поэтому в драматургии и театре действующие \"правила\", отражающие объективные законы развертывания отно сын и разрешения конфликтов Напомним, что законы драматического действия и эстетические принципы театра впервые разработал Аристотель Ему принадлежит идея единства места и действия, особенности характера, определяется то как трагический, то как комический т.д. Театр, по меткому выражению Г Гачева, - литургия, разыгрываемый человечеством, народами и поколениями Это \"религия\", то есть постоянное обновление связи человека и бытия, лица и хорового народного целогоособи й хорового народного цілого.

Для актера не так важна внешность героя, манера поведения, способ общения с другими, скрытое за этими внешними признаками отношения к другим и к себе самому, представление о ценности жизни и отношение к ним Поэтому обычно, прежде всего в современном театре, актеры играют без грима и костюмов, чтобы подчеркнуть первостепенное значение духовного состояния героев и некоторую вневременную, а следовательно, всеобщим в свойство их отношение в миру.

Когда возникает потребность воссоздать историческое время, создать \"колорит эпохи\", важность приобретают грим, костюмы, декорации, пластика движений, стиль общения и т.д.

Театр (от греч theatron-место для зрелищ) - самый ранний вид синтетического искусства

Сценическое действие, разворачивающегося непосредственно перед зрителями, создает особый эффект сопереживания, а следовательно,, формирует культуру чувств У истоков театра стоит пантомима - бессловесная действие, основанная на мимике и жестах Содержательно она связана с обрядовым действом (охотничьим, сельскохозяйственным, рели гийним), а впоследствии также с мистериями и карнавальными представлениями Древнего мира и Средневековья Уже в начале театра элементы игры сочетаются с диалогом, музыкой, песнями и соответствующими содержания ди й танцами и масками В Древнем мире (Индия, Китай) сформировалась высокая театральная культура, элементы которой сохраняются по сей день.

 

20. Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально-насыщенное отражение действительности. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. Она является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности.

В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. Особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, вызывает ощущение эстетической радости.

Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении Коммуникативная функция - духовное общение с другими людьми общение между людьми, поколениями, народами. Компенсаторно-развлекательная функция-удовлетворение эмоциональных потребностей

В собственно эстетическом смысле «высокого вкуса» термин «вкус» (gusto) впервые употребил испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII в. появляется много специальных трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики, а в большинстве трактатов по эстетике вопросы вкуса занимают видное место.

Проблема вкуса занимает центральное место в эстетике Просвещения. Дидро, отрицая одно из важнейших положений картезианской эстетики о врожденности вкуса, считал, что вкус приобретается в повседневной практике. Вкус как эстетическая категория подробно рассматривается и у Вольтера. Он определяет его как способность распознавать прекрасное и уродливое. Идеалом художника является человек, гений которого сочетается со вкусом. Вкус – это не исключительно субъективное качество. Суждения вкуса общезначимы. Но если вкус имеет объективное содержание, то, следовательно, он поддается воспитанию. Разрешение антиномии хорошего и дурного вкуса Вольтер видел в просвещении общества.
Ж.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его «чувствительности»), и от среды, в которой он живет. Высокого развития вкус достигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают не деловые интересы, но склонность к праздности, увеселениям, удовольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии и искусстве. На них и происходит воспитание вкуса.
Психологические особенности суждений вкуса исследовал английский философ Дэвид Юм. В большинстве своих сочинений (О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта и др.) он утверждал, что вкус зависит от природной, эмоциональной части живого организма. Он противопоставлял разум и вкус, считая, что разум дает знание истины и лжи, вкус дает понимание красоты и безобразия, греха и добродетели. Юм предполагал, что красота произведения заключается не в нем самом, а в чувстве или вкусе воспринимающего. И когда человек лишен этого чувства, он не способен понимать красоту, хотя бы и был всесторонне образован. Вкус отличается известной закономерностью, которая может быть изучена и видоизменена с помощью доводов и размышлений. Красота требует активности интеллектуальных способностей человека, который должен «прокладывать путь» для правильного чувства.
Э. Бёрк начинает свое «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1756) с развернутого анализа вкуса, в результате которого приходит к выводу: «В целом, как мне представляется, то, что называют вкусом в наиболее широко принятом значении слова, является не просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий, доставляемых внешним чувством, вторичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительно аффектов, нравов и поступков людей»

Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности (в том числе англ. эст – Бёрк).
Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Правильнее было бы переводить – оценочная способность. Важная способность – интуиция. Это индивидуальная способность, хотя она формируется культурой, но действует она как сугубо личностная.
Он заметил антиномию вкуса, противоречие, которое, по его мнению, свойственно всякой эстетической оценке. С одной стороны, – о вкусах не спорят, так как суждение вкуса очень индивидуально, и никакие доказательства не могут его опровергнуть. С другой стороны, он указывает на нечто общее, существующее между вкусами и позволяющее их обсуждать. Таким образом, он выразил противоречие между индивидуальным и общественным вкусом, которое принципиально неразрешимо. По его мнению, отдельные, противоречащие друг другу суждения о вкусе могут существовать вместе и в равной степени быть верными.
Кант: «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным»

В 20 в. проблема эстетического вкуса разрабатывалась Х.-Г.Гадамером. В работе Истина и метод (1960) он связывает понятие «вкус» с понятием «мода». В моде, по мнению Гадамера, момент общественного обобщения, содержащийся в понятии вкуса, становится определенной действительностью. Мода создает общественную зависимость, которую практически невозможно избежать. Здесь кроется различие моды и вкуса. Хотя вкус и действует в подобной общественной сфере, что и мода, но он ей не подчиняется. По сравнению с тиранией моды вкус сохраняет сдержанность и свободу.

Эстетический вкус представляет собой обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Более глубоко обобщает эстетическую практику эстетический идеал. Проблема идеала как теоретическая проблема эстетики впервые была поставлена Гегелем. В Лекциях по эстетике он определил искусство как проявление идеала. Эстетический идеал – это воплощаемый в искусстве абсолют, к которому искусство стремится и постепенно восходит. Значение эстетического идеала в творческом процессе очень велико, поскольку на его основе формируется вкус художника, вкус публики

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
Эстетические потребности занимают важную ступеньку в иерархии потребностей.
Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.
Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).
Актуальность темы «Эстетические потребности человека» не вызывает сомнений, так как это одна из важных тем для сферы сервиса и туризма. Для того, чтобы работать в сфере сервиса, необходимо знать основные методы удовлетворения потребностей клиентов.

21. Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства -в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная — состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: "Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения в пещерах и скульптуры, найденные в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.032 с.)