Тема 2. 6. Методологические основы инженерной деятельности. Технический объект и его функционирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 6. Методологические основы инженерной деятельности. Технический объект и его функционирование



Предметная область инженерной деятельности. Общая характеристика инженерной деятельности. Критерии инженерности. Цикл жизни технического объекта и типология инженерной деятельности. Инженерная деятельность и инженерное творчество. Технология инженерной деятельности. Типы инженерной деятельности: проектирование; изготовление машин и оборудования; испытания; эксплуатация машин и оборудования; сертификация машин, оборудования и технологий; организация и управление деятельностью.

Тема 2.7. Принятие инженерных решений. Инновационные направления инженерной деятельности

Неопределенность, субъективизм и многокритериальность в принятии решений. Риски при принятии решений. Методы определения оптимальных параметров. Структура инноватики в инженерной деятельности. Роль и место эвристики в инженерной деятельности. Эвристические методы и приемы в принятии инженерных решений. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ).

РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ,

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Тема 3.1. Моделирование педагогических систем и образовательных процессов

Сущность понятия «модель». Модель как научная гипотеза. Требования, предъявляемые к моделям (ингерентность, простота, адекватность). Классификации моделей. Познавательные и прагматические модели. Стадии моделирования (построение модели, оптимизация модели, выбор модели). Характеристика каждой стадии моделирования.

Тема 3.2. Методы педагогического моделирования

Методы моделирования педагогических систем и образовательных процессов (метод «сценариев», графические методы, метод структуризации, метод «дерево целей», морфологический метод). Методы коллективного моделирования (деловая игра, метод мозгового штурма, метод «Делфи», метод синектики).

Тема 3.3. Проектирование педагогических систем и образовательных процессов

Сущность понятия «проект». Характеристики проектной деятельности. Структура проектной деятельности. Требования к проекту. Программа проекта. Объект проектирования. Стадии проектирования.

Исследование и проектирование: различие типов мыследеятельности и их содержания.

Тема 3.4. Конструирование педагогических систем и образовательных процессов

Понятие о конструировании педагогических систем и образовательных процессов. Этапы процесса конструирования (декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы). Классификация как метод агрегирования. Детальное планирование. Метод сетевого планирования. Диаграмма Ганта. Характеристика технологической и рефлексивной фаз педагогического проектирования и конструирования.

Тема 3.5. Управление инновационными проектами в учреждении образования

Этапы проектирования нововведений в учреждении образования. Конструирование нововведений. Этапы внедрения педагогических инноваций в практику. Жизненный цикл педагогических инноваций. Задачи руководителя проекта. Типы стратегий по изменению образовательного процесса. Определение условий для реализации проекта. Основные этапы решения отдельных задач проекта.

Тема 3.6. Модернизация и эксперимент в образовании

Понятие о модернизации образования. Заказчики и цели нововведений. Единый государственный экзамен как пример нововведения. Педагогический эксперимент: цели, задачи, уровни, гипотеза эксперимента. Методика проведения эксперимента. Диагностика результатов эксперимента. 

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер темы

 

Наименование разделов и тем

Аудиторные

часы

Самостоятельная работа

 

Материально-техническое

обеспечение

 

Литература

 

Формы

контроля знаний

лекции Практические занятия
  Раздел 1. Инновации в образовании 15 15 13      
1.1 Понятие о фундаментальных и прикладных научных исследованиях, закономерностях и тенденциях развития науки. Государственная инновационная политика. Органиазция научно-исследовательской работы (НИР). 2 2   Нормативные правовые документы Республики Беларусь [1,2] Вопросы для самоконтроля
1.2 Сущность, объект, предмет и основные понятия педагогической инноватики 2 2   Электронные презентации по теме [12, с. 26-40]   Вопросы для самоконтроля
1.3 Типы педагогических нововведений. Механизм реализации педагогических инноваций. Технология нововведений 2 2   Электронные презентации по теме [10, с. 40-54] Вопросы для самоконтроля
1.4 Инновационный образовательный процесс. Инновационная образовательная деятельность 2 2   Электронные презентации по теме [10, c. 55-63]   Вопросы для самоконтроля
1.5 Нововведения на уровне дидактических идей. Инновационные системы обучения 2 2 4 Электронные презентации по теме [10, c. 140-154]   Вопросы для самоконтроля
1.6 Компетентностный подход в профессиональном образовании как нововведение 2 2 4 Электронные презентации по теме [12, c. 332-335]   Вопросы для самоконтроля
1.7 Общенаучные принципы и методы исследования образовательных инноваций 3 3 5 Электронные презентации по теме [14, c. 23-33]   Защита расчетно-графических работ
              ЗАЧЕТ
  Раздел 2. Методология науки 15 15 13      
2.1 Понятие науки. Наука в системе культуры. Институциализация науки 2 2   Электронные презентации по теме 5, 10, 11, 15, 16 Вопросы для самоконтроля
2.2 Наука как совокупность знаний. Наука как процесс. Методы научного познания 2 2   Электронные презентации по теме 5, 7, 10, 11, 15, 16, 24 Вопросы для самоконтроля
2.3 Методы научного исследования. Методология педагогических исследований 2 2   Электронные презентации по теме 5, 7, 10, 11, 15, 24 Вопросы для самоконтроля
2.4 Формы научного исследования. Научный факт. Научная теория. Проблема исследования 2 2   Электронные презентации по теме 5, 15, 19, 24 Вопросы для самоконтроля
2.5 Фундаментальная наука. Прикладная наука. Методологическая культура педагога-инженера 2 2 4 Электронные презентации по теме 4, 5, 6, 15, 18, 24 Вопросы для самоконтроля
2.6 Методологические основы инженерной деятельности. Технический объект и его функционирование 2 2 4 Электронные презентации по теме 4, 6, 13, 18, 23 Вопросы для самоконтроля
2.7 Принятие инженерных решений.   Инновационные направления инженерной деятельности 3 3 5 Электронные презентации по теме 4, 6, 13, 18, 23 Защита расчетно-графических работ
              ЗАЧЕТ
  Раздел 3. Разработка педагогических проектов 12 12 13      
3.1 Моделирование педагогических систем и образовательных процессов 2 2   Электронные презентации по теме [12, с. 230-236] Вопросы для самоконтроля
3.2 Методы педагогического моделирования 2 2 4 Электронные презентации по теме [12, с. 236-250] Вопросы для самоконтроля
3.3 Проектирование педагогических систем и образовательных процессов 2 2 4 Электронные презентации по теме [12, с. 212-230]; [9, с.58-64] Вопросы для самоконтроля
3.4 Конструирование педагогических систем и образовательных процессов 2 2   Электронные презентации по теме [12, с. 250-274] Вопросы для самоконтроля
3.4 Управление инновационными проектами в учреждении образования 2 2 2 Электронные презентации по теме [12, с. 275-298] Вопросы для самоконтроля
3.5 Модернизация и эксперимент в образовании   2 2 3 Электронные презентации по теме [20, с. 93-140] Защита расчетно-графической работы
              ЗАЧЕТ

Всего часов:

42 42 39      

ИТОГО:

84

39      

ВСЕГО:

123

     

Примерный пречень тем практических работ

Семестр

1. Изучение Кодекса Республики Беларусь об образовании (2 часа).

2. Технология нововведений (2 часа).

3. Постановка научной проблемы на основе рефлексивного анализа образовательной деятельности (2 часа).

4. Изучение компетентностной модели педагога-инженера (2 часа).

5. Инновационная деятельность педагога. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности (2 часа).

6. Разработка диагностического инструментария для изучения нововведений в профессиональном образовании (2 часа).

7. Апробация, интерпретация и оформление результатов исследования инновационной педагогической деятельности (3 часа).

Семестр

1. Развитие науки в Республике Беларусь (2 часа).

2. Методы научного познания (2 часа).

3. Реализация методологических принципов и подходов в процессе научного познания (2 часа).

4. Логика научного исследования (2 часа).

5. Содержание методологической культуры педагога-инженера (2 часа).

6. Методология инженерной деятельности (2 часа).

7. Сущность и содержание изобретательских методов АРИЗ и ТРИЗ (3 часа).

Семестр

1. Методы моделирования педагогических систем и образовательных процессов (2 часа).

2. Разработка концептуальной части проекта (2 часа).

3. Разработка педагогического проекта (2 часа).

4. Конструирование педагогических систем и образовательных процессов (2 часа).

5. Внедрение педагогических инноваций в практику (2 часа).

6. Разработка методики проведения педагогического эксперимента (2 часа). Диагностика результатов эксперимента.


Примерный пречень тем

Расчетно-графических работ

Семестр

Апробация, интерпретация и оформление результатов исследования эффективности учебной деятельности обучающихся в результате применения педагогами традиционных и инновационных методов, средств и форм обучения или воспитания.

Примечание. Студенты исследуют существующую образовательную практику при помощи применения анкет, опросников.

Семестр

1. Выявление у обучаемых одной из четырех стратегий подготовки к экзаменам.

2. Определение уровня креативности в учебной группе.

3. Исследование умственных способностей обучаемых на основе концепции мультиинтеллекта Г. Гарднера.

4. Исследование на тему: «Искусство задавать вопросы».

5. Исследование на тему: «Уровень логического мышления в учебной группе».

6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) профессиональной релевантности по Е.А. Климову. Исследование в учебной группе с последующей мультимедийной демонстрацией результатов.

7. Модель структурирования индивидуальных различий Л. Голдберга «Большая пятерка». Экспериментальная апробация в малой группе.

8. Практическая реализация концепции «Типология личности» К.Г. Юнга в малой группе. Мультимедийная презентация результатов.

9. Экспресс-диагностика типов индивидуальности человека в ситуациях делового общения (на примере психогеометрического теста С. Деллингер).

10. Апробация в учебной группе методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

Семестр

1. Разработка компетентностной модели педагога-инженера.

2. Разработка модели воспитательной работы в учреждении профессионального образования.

3. Разработка модели методической работы в учреждении профессионального образования.

4. Разработка проекта воспитательного мероприятия по конкретной актуальной теме на основе разработки диагностической карты оценки уровня подготовленности педагога и обучающихся к проведению мероприятия (выбор темы осуществляется студентом).

5. Разработка проекта открытого урока (мастер-класса) по конкретной теме учебной программы учебного предмета на основе разработки диагностической карты оценки уровня подготовленности педагога и обучающихся к проведению открытого урока (выбор темы осуществляется студентом).

6. Разработка управленческой модели учреждения профессионального образования.

ИНФОРМАЦИОННО-методическое

Обеспечение

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (7 семестр)

1. Концепция развития научно-инновационной деятельности в системе Министерства образования Республики Беларусь.

1. Структура науки и особенности национальной инновационной системы Республики Беларусь.

2. Приоритетные направления инновационного развития профессионального образования Республики Беларусь.

3. Организация научно-исследовательской работы (НИР) в учреждениях образования Республики Беларусь.

4. Объект, предмет, цели и задачи педагогической инноватики.

5. Нововведения в учреждениях профессионального образования Республики Беларусь.

6. Оценка технико-экономической эффективности НИР.

7. Понятие о рационализаторской и инновационной деятельности.

8. Компетентностный подход в профессиональном образовании как нововведение.

9. Сущность понятий «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак»).

10. Основные понятия педагогической инноватики. Объект, предмет и задачи педагогической инноватики.

11. Классы и типы педагогических нововведений.

12. Сущность и структура инновационного образовательного процесса.

13. Функции инноватора: управленца, педагога-экспериментатора, методолога, проектировщика, конструктора, оформителя.

14. Технология нововведений. Внедрение. Инжиниринг. Консалтинг. Обучение. Передача технологии.

15. Этапы внедрения педагогических инноваций в практику. Жизненный цикл педагогических инноваций.

16. Формы представления педагогических новшеств.

17. Инновационное обучение: сущность и характеристика.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (8 семестр)

1. Сущность понятия «наука». Классификация наук.

2. Развитие науки в социокультурном контексте.

3. Институциализация науки в древнем мире.

4. Наука на рубеже XX-XXI в.в. Развитие науки в Республике Беларусь.

5. Паранаука. Околонаучная экзотика.

6. Взаимодействие науки и норм морали. Кодекс научной чести.

7. Научное исследование. Структура и специфика научного исследования. Научное открытие.

8. Детерминация в научном исследовании. Понятие причинной связи в научном исследовании. Причинно-следственные отношения в социуме.

9. Практические, логические, эвристические методы научного познания.

10. Диалектическая логика. Формальная логика. Основной закон диалектики. Общее, особенное, единичное в научном познании.

11. Сущность и характеристика методологических принципов.

12. Философско-антропологический исследовательский подход.

13. Личностно ориентированный исследовательский подход. Человекоцентрированный исследовательский подход.

14. Деятельностный исследовательский подход.

15. Полисубъектный (диалогический) исследовательский подход.

16. Системный подход как методологическая основа исследования.

17.  Синергетика как отражение нового стиля научного мышления.

18. Аксиолого-герменевтический подход. Методы аксиологического анализа.

19. Культурологический исследовательский подход.

20. Основные положения методологии педагогики.

21. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании.

22. Гипотеза как форма научного познания.

23. Основные принципы методологической культуры педагога-инженера.

24. Личностно ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные системы обучения.

25. Общая характеристика инженерной деятельности.

26. Цикл жизни технического объекта и типология инженерной деятельности.

27. Инженерная деятельность и инженерное творчество.

28. Проблема выбора и принятия инженерных решений.

29. Структура инноватики в инженерной деятельности.

30. Эвристические методы в принятии инженерных решений.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (9 семестр)

1. Сущность понятия «модель». Модель как научная гипотеза. Требования, предъявляемые к моделям. Классификации моделей.

2. Стадии моделирования (построение модели, оптимизация модели, выбор модели). Характеристика каждой стадии моделирования.

3. Методы моделирования педагогических систем и образовательных процессов.

4. Методы коллективного моделирования.

5. Сущность понятия «проект». Характеристики проектной деятельности. Структура проектной деятельности.

6. Требования к проекту. Программа проекта. Объект проектирования.

7. Исследование и проектирование: различие типов мыследеятельности и их содержания.

8. Понятие о конструировании педагогических систем и образовательных процессов. Этапы процесса конструирования.

9. Детальное планирование. Метод сетевого планирования. Диаграмма Ганта.

10. Характеристика технологической и рефлексивной фаз педагогического проектирования и конструирования.

11. Жизненный цикл педагогических инноваций.

12. Этапы проектирования нововведений в учреждении образования.

13. Задачи руководителя проекта. Определение условий для реализации проекта.

14. Понятие о модернизации образования. Заказчики и цели нововведений. Единый государственный экзамен как пример нововведения.

15. Педагогический эксперимент: цели, задачи, уровни, гипотеза эксперимента.

16. Методика проведения эксперимента. Диагностика результатов эксперимента. 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011 г.,№ 243-3: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст по состоянию на 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы [Электронный ресурс] / ГУБелИСА, Минск, 2007. – Режим доступа: аs-mid.nlb.by/nbb/file/gpir.pdf – Дата доступа: 09.11.2010.

3. Аксенова, Л.Н. Учебно-исследовательская работа студентов: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 53 с.

4. Беляев, А.., Лифшиц, В. Технологическое образование на пороге XXI века. – Томск: SТТ, 2003. – 504с.

5. Берков, В.Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: РИВШ, 2009. – 396 с.

6. Взятышев, В.Ф. Инженерное проектирование и творческие способности. – М., МЭИ, 1992.

7. Загвязинский, В.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.Н. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

8. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

9. Молчан, Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности / Л.Л.Молчан. – Минск: РИПО, 1999. – 95 с.

10. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск: Нац. ин-т образования, 2000 – 215 с.

11. Лудченко А.А. Основы научных исследований. Учеб. пособие / Под. ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., стер. – К.:о-во «Знания», КОО.2001г. – 113 с.

12. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с.

13. Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.

14. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов.– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.

15. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317с.

16. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). – М., 1986.

17. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

18. Сметанин, П.Ю. Диалектика инженерного творчества. – Донецк, 2005.

19. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2006. 

20. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

21. Цыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 311 с.

22. Цыркун, И.И. Система иновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогiя, 2000. – 325 с.

23. Шейнбаум, В.С. Методология инженерной деятельности. Учеб. пособие. – Н.Новгород, 2007. – 360 с.

24. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. – М.: Эксперимент, 1993. – 154 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Л.Н. Особенности методов обучения, обеспечивающих формирование  профессиональной компетентности у будущих специалистов / Л.Н. Аксенова, Н.В. Морозова // Народная асвета. – 2009. – №6. – С. 77–81.

2. Аксенова, Л.Н. Подготовка педагогов к реализации управленческой функции // Народная асвета.– 2008.– № 10.– С. 3 – 7.

3. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С. Альтшуллер. – 2-е изд. – М.: Моск. рабочий, 1979. – 296 с.

4. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.

5. Буш, Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством / Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 1974. – 167 с.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 607 с.

7. Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: Дело и Сервис. – 2005.

8. Джалилов, А.Х. Основы учебно-исследовательской работы студентов: Учебное пособие для вузов. – Алма-Ата, 1989.

9. Жук, А.И. Основные направления развития университетского образования / А.И. Жук // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. конгресса, 27–29 мая 2003 г., Минск / Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск, 2003. – С. 21–29.

10. Зубра, А.С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы / А.С. Зубра. – Минск: Нац. институт образования, 1995. – 160 с.

11. Кульневич, С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С.В. Кульневич // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 108–115.

12. Кун, Т.Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

13. Педагогика и логика: сб. / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н.Г. Алексеев [и др.]. М.: Касталь. – 1993. – 412 с.

14. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.

15. Поппер, К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

16. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986.

17. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: пособие / под. ред. А.М. Моисеева. – 2-е изд., с изм. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 250 с.

18. Степин B.C.Становление научной теории. – Минск: Изд-во БГУ, 1976.

19. Степин B.C.Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

20. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.

21. Философия и методология науки. – М.: Аспект-пресс, 1996.

22. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

 


ПРОТОКОЛ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.09 с.)