Доходы и расходы домашних хозяйств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы и расходы домашних хозяйств



Домашнее хозяйство

Заработная плата

Доход от капитала

Всего доходов

Расходы на благо

Всего расходов

А В
Первое 247 90 337 208 129 337
Второе 189 135 324 213 111 324

Таблица 7.4

Функциональное и персональное распределение национального дохода домашних хозяйств

Функциональное

Персональное

Доля труда Доля капитала Всего Доля 1-го Доля 2-го Всего
436 (66%) 225 (34%) 661 (100%) 324 (49%) 337 (51%) 661 (100%)

· [1] Walras L. Elements of Pure Economics, or the theory of social wealth. Lausanne. 1874. "Теория экономического равновесия – вот заявка Вальраса на бессмертие, великая теория, кристально ясный ход которой осветил структуру чисто экономических отношений светом единого фундаментального принципа" // Шумпетер Й. Десять великих экономистов. М., 2011.

· [2] Arrow К., Debreu 1. Existence of an equilibrium for a completive economy // Econometrica. 1954. Vol. 22

· ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

· 1. Понятие равновесия в экономике, его виды. Объемы покупок и продаж на рынке всегда равны между собой, так как это две стороны сделки. Однако это не означает, что рынок находится в равновесном состоянии при любом значении цен. Цены могут отражать как избыточное, так и дефицитное состояние рынка.

· Рыночное равновесие – это не просто совпадение спроса и предложения, а ситуация, при которой производители и потребители полностью реализуют свои интересы на рынке и не стремятся их улучшить.

· Рыночное равновесие очень важно для экономики, так как оно представляет собой максимально благоприятные условия для деятельности всех агентств рынка и является основой его дальнейшего развития. Рыночное равновесие может возникнуть на рынке отдельного товара или фактора производства, в конкретной отрасли или на части территории страны. Подобное равновесие называется частичным равновесием.

· Рыночное равновесие может возникнуть во всей национальной экономике, если все отдельные рынки одновременно находятся в равновесном состоянии. Такое равновесие называется общим равновесием.

· В состоянии равновесия рынок сбалансирован, пропорционален, но в таком состоянии он не может находиться длительное время, так как любое изменение в спросе или предложении его нарушает, поэтому различают:

· 1) стабильное равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся под воздействием спроса и предложения цена в конечном счете за короткий период возвращается в исходное состояние;

· 2) неустойчивое равновесие – равновесное состояние рынка, при котором отклонившаяся цена не возвращается в исходное положение достаточно длительный период времени.

· 2. Воздействие государства на рыночное равновесие. Неустойчивость рыночного равновесия вызывает необходимость регулирования его извне – государством. Для этого у правительства имеются две возможности:

· 1) применять административное регулирование цен;

· 2) воздействовать на агентов рынка через налоговую политику.

· Административное регулирование цен выражается в установлении государством фиксированных рыночных цен ниже или выше равновесной. Подобные фиксированные цены могут быть рассчитаны как на короткий, так и на длительный период. В любом случае это ведет к снижению объема продаж меньше того уровня, который бы сложился в условиях равновесного рынка (рис. 32.1).

·

·

· Рис. 32.1. Рыночные последствия администрирования цен

· PE – равновесная цена; Р 1 —цена, установленная государством выше равновесной; Р 2 – цена, установленная государством ниже равновесной; QE – равновесный объемпредложения; Q 1 – объем продаж при завышенной цене; Q 2 – объем продаж при заниженной цене.

· Налоговое воздействие государства на рынок является более цивилизованным методом регулирования рынка по сравнению с фиксацией цен. Оно осуществляется с помощью косвенного налогообложения, так как именно этот вид налогов включается в цену товара (НДС, налог с продаж, акцизы) и оплачивается покупателями.

· Введение косвенных налогов приводит к росту равновесной цены и снижению объема продаж.

· Раз потребители покупают меньше, то и производители продают, соответственно, меньше. В итоге у них снижается выручка.

· При этом бремя косвенного налогообложения распределяется между производителями и потребителями в зависимости от эластичности спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса по сравнению с эластичностью предложения, тем большая часть бремени ложится на продавца, и наоборот.

· Государство вместо налогообложения может пользоваться противоположным методом регулирования рынка – дотированием.

· Дотирование – выплата производителям товаров бюджетных средств для покрытия их убытков, возникающих вследствие установления государством цен ниже равновесных.

· Дотации приводят к росту объема продаж, при которых потребитель оплачивает одну часть реальной цены товара, а государство – другую.

· 3. Закон Вальраса. Опираясь на микроэкономический анализ частичного равновесия, швейцарский экономист Лион Вальрас (1834–1910) впервые в экономической науке (1889) с помощью математического аппарата доказал возможность общего экономического равновесия. Вальрас исходил из того, что общее равновесие возможно лишь при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения. И если «п – 1» рынков находится в состоянии равновесия, то обязательно найдется единственная комбинация спроса и предложения, при которой последний рынок также будет равновесным. В этих условиях и возникает общее экономическое равновесие.

· 4. Равновесие и Парето-эффективность. Создание равновесной ситуации на рынке – прямой путь к росту благосостояния населения, когда эффективность производства и справедливость распределения его результатов в обществе не противостоят друг другу. Впервые подобную ситуацию сконструировал итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923). С этой целью общее экономическое равновесие Парето дополнил понятием оптимальности, которое состоит в принципиальной невозможности улучшения положения хотя бы одного агента рынка без ухудшения положения другого и предполагает эффективное использование ресурсов в экономике по трем направлениям:

· – если невозможно увеличить производство какого-либо продукта без соответствующего сокращения другого;

· – если невозможно перераспределить товары и услуги между людьми таким образом, чтобы не уменьшить благосостояние хотя бы одного из них;

· – если изменение структуры выпуска товаров ради интересов одного человека невозможно без ущемления интересов другого.

· ТЕМА 33. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И НЕРАВЕНСТВО

· 1. Понятие дохода. Доход – общая сумма денег, полученная за определенное время и предназначенная для приобретения благ и услуг.

·

· Выделяют следующие формы дохода, соответствующие основным трем факторам производства:

· 1) заработная плата – доход от фактора «труд», который достается наемным работникам;

· 2) рента – доход от использования природных ресурсов и земли, идущий собственникам ресурсов;

· 3) процент – доход от капитала, переданного во временное пользование.

· Предприниматель, организующий производство, также претендует на свою долю, которая называется предпринимательским доходом и выражается в прибыли, которую рассчитывают в виде разницы между общим доходом и различными вычетами из него.

· Дополнительной формой доходов для некоторой части населения выступают трансферты – односторонние платежи государства населению – пенсии, пособия по безработице, помощь многодетным семьям и др.

· На протяжении жизни человека его доходы изменяются: в молодости они невелики, к 40-50-ти годам достигают пика, после 60-ти лет, в связи с выходом на пенсию, резко сокращаются. Такое последовательное изменение доходов в течение жизни человека принято называть жизненным циклом дохода.

· 2. Кривая Лоренца. Люди различаются по своему положению в обществе – значит, доходы их различны. Чтобы отследить характер распределения доходов в обществе, используют различные методы:

· – определение различными статистическими приемами среднего уровня дохода (среднеарифметический, медианный, модальный доход);

· – группировка населения по уровню дохода и сопоставление средних уровней крайних групп между собой;

· – построение кривой Лоренца, характеризующей неравенство в обществе через действие кумулятивного (нарастающего) эффекта (рис. 33.1).

·

·

· Рис. 33.1. Кривая Лоренца

· OABCD – линия гипотетического абсолютного равенства в распределении дохода;

· OA1B1C1D – кривая Лоренца.

· На осях графика по процентным группам откладываются доход и численность населения. Если замкнуть систему – 100 % дохода и 100 % населения, то получится квадрат, в котором луч OABCD описывает ситуацию абсолютного равенства, т. е. 25, 50, 75 и 100 % населения получают соответственно 25, 50, 75 и 100 % доходов. Кривая Лоренца строится как линия фактического отклонения от идеального распределения. Чем больше она расходится с лучом идеального распределения, тем сильнее неравенство людей проявляется в доходах.

· 3. Номинальный и реальный доходы. Уровень доходов населения определяют с помощью показателей номинального и реального доходов.

· Номинальный (денежный) доход – сумма денег, полученная человеком в течение определенного периода времени.

· Реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может приобрести покупатель на свой номинальный денежный доход. Реальный доход измеряется не абсолютной величиной, а изменением во времени номинального дохода через индекс цен. Для этого в исходном базовом периоде предполагается совпадение номинального и реального доходов; затем определяется изменение цен за определенный период времени, учет которого приводит к расхождению значений номинального и реального доходов в текущем периоде.

· Реальный доход = Номинальный доход – Индекс цен. (33.1)

· 4. Уровень жизни населения. Уровень жизни – количество товаров и услуг, которое человек может себе позволить для удовлетворения своих материальных потребностей. С течением времени уровень жизни населения повышается. Его можно охарактеризовать различными количественными и качественными показателями: общим потреблением благ на душу населения, уровнем реальных доходов, структурой потребления, обеспеченностью жильем, медицинским обслуживанием, уровнем образования и др. ООН разработал специальную систему показателей, сведенных в двенадцать групп, по которым можно сравнивать уровень жизни в различных странах.

· 5. Воздействие политики государства на кривую Лоренца. Государство своей налоговой и социальной политикой может смягчить последствия сильной дифференциации доходов, устанавливая пособия многодетным семьям и одиноким матерям, осуществляя поддержку безработным и престарелым, оно может воздействовать на понижение уровня коэффициента Джини и выравнивание жизненного уровня населения рис. 33.2).

·

·

· Рис. 33.2. Зависимость кривой Лоренца от социальной и налоговой политики государства

· ТЕМА 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

· 1. Положительный и отрицательный внешние эффекты. Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

·

· Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстернали-ем). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

· Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

· Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис 34.1).

·

·

· Рис. 34.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта.

· D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; Е – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; О – общественный оптимум производства.

· Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 34.2).

·

· Рис. 34.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта.

· D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; Е – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; О – общественный оптимум производства.

· Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

· Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.

· 2. Влияние государства на внешние эффекты. Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

· 1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;

· 2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;

· 3) введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877–1959) – американский экономист), которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;

· 4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.

· Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

· 3. Чистое общественное благо. Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

· Все блага можно разделить на:

· – частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

· – чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

· – промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

· Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

· Типичными примерами общественных благ являются:

· – национальная оборона;

· – фундаментальные научные исследования;

· – программы борьбы с бедностью.

· Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.

· ТЕМА 35. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ

· 1. Понятие макроэкономики. Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономику в целом.

· Национальная экономика, безусловно, представляет собой суммарное поведение рыночных агентов на микроэкономическом уровне, однако это не арифметическая сумма, складывающаяся автоматически, так как при этом четко проявляются процессы, которые слабо выражены или вообще не видны на микроэкономическом уровне. Это:

· – спад и подъем деловой активности в национальной экономике;

· – роль денег в обществе и связанная с ними инфляция;

· – уровень занятости в стране, предполагающий существование безработицы;

· – государственное вмешательство в экономику.

· При макроэкономическом анализе появляются новые участники рыночного хозяйства:

· – иностранный сектор (заграница);

· – государство;

· – центральный банк с его денежной политикой;

· – профсоюзы;

· – объединения работодателей и др.

· 2. Объекты макроэкономического анализа. Предметом макроэкономики являются такие проблемы:

· – взаимодействие совокупных спроса и предложения и их воздействие на формирование национального валового продукта (ВНП);

· – занятость и безработица в экономике;

· – методы борьбы с инфляционными процессами;

· – цикличность экономического роста;

· – макроэкономическая политика государства;

· – внешнее взаимодействие национальной экономики и глобализация хозяйственных процессов.

· 3. Принцип агрегации. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном (совокупном) виде. Сжатие всего многообразия ассортимента до одного продукта в виде ВНП, а также обобщенный взгляд на национальный доход, уровень цен, инфляции, объемы потребления и сбережений, процентную ставку и т. д. облегчает выявление наиболее существенных глубинных хозяйственных связей в национальной экономике. То же относится ко всему многообразию рынков, которые агрегируются в следующие группы:

· 1) рынок реальных благ (товаров и услуг);

· 2) рынок капитала (инвестиционных товаров);

· 3) рынок труда;

· 4) рынок денег;

· 5) рынок ценных бумаг;

· 6) международный рынок (заграница).

·

· 4. Система макроэкономических показателей. Основные макроэкономические показатели можно свести в четыре исходные группы:

· – показатели, характеризующие формирование национального объема производства: валовой выпуск продукции, валовой национальный и внутренний продукты, конечный и промежуточный продукты, чистый национальный продукт, национальный, личный и располагаемый доходы;

· – ценовые показатели: общий уровень цен, индексы различных видов инфляции, дефлятор ВНП;

· – показатели, характеризующие заимствование финансовых ресурсов: процентная ставка, ставка рефинансирования Центрального банка страны;

· – показатели занятости.

· ТЕМА 36. КРУГООБОРОТ ДОХОДОВ И ПРОДУКТОВ

· 1. Потоки и запасы в национальной экономике.

· 2. Модель оборота ресурсов в национальной экономике.

· 1. Потоки и запасы в национальной экономике. Показатели, используемые в макроэкономическом анализе, по-разному характеризуют состояние экономической системы: либо измеряют движущийся поток ценностей между секторами экономики, либо оценивают накопленное имущество и характеризуют его использование.

· Показатели потоков (инвестиции, сбережения, ВНП и др.) измеряются в расчете на год, а показатели запасов (национальное богатство, имущество, реальные кассовые остатки и др.) – на определенную дату.

· Взаимосвязь запасов и потоков является основой моделирования кругооборота.

· 2. Модель оборота ресурсов в национальной экономике. Кругооборот ресурсов в рыночной экономике – система рыночного взаимодействия макроэкономических субъектов на основе движения доходов, расходов и имущества, позволяющая воспроизводить экономическую систему в целом (рис. 36.1).

·

·

· Рис. 36.1. Модель оборота ресурсов в открытой экономике

· Модель кругооборота предполагает участие каждого макроэкономического агента в качестве как продавца, так и покупателя:

· у = С + I + G + Х, (36.1)

· где у – произведенный в стране национальный продукт, составляющий совакупное предложение благ на рынке;

· С – потребительские расходы населения на различные виды товаров и услуг;

· I – инвестиционные расходы фирм на средства производства как для расширения производства, так и для замены выбывшего оборудования;

· G – государственные расходы на покупку товаров и услуг и содержание государственного сектора экономики (эле_ктростанции, больницы, школы, оборона и т. д.);

· Х – чистый экспорт как разность между импортом и экспортом;

· а) для домохозяйств: у = С + Т + S; где у – доход домохозяйств; С – потребительские расходы; Т -выплачиваемые налоги; S – сбережения;

· б) для фирм: у = С + I + G, где I – инвестиционные расходы; G – государственные расходы;

· в) для государства: G = Т + S;

· г) для заграницы: Z = Х, (36.2) где Z – импорт; Х – экспорт;

· – домохозяйства поставляют в экономический оборот исходные ресурсы: труд, землю, капитал, предпринимательские способности, получая взамен на рынке доходы в форме заработной платы, ренты, прибыли и процента;

· – фирмы, расходуя денежные средства, приобретают на рынке ресурсов необходимые им факторы производства, которые преобразуются в товары и услуги, а затем продают их на товарном рынке, где продавцы и покупатели факторов производства меняются ролями;

· – государство взаимодействует с домохозяйствами и фирмами на тех же принципах: получает от них налоги, платежи за выполнение им общественных функций и оплачивает закупки у фирм и на рынках факторов производства, а также формирует поток трансфертов, субсидий населению;

· – заграница взаимодействует с национальными секторами экономики посредством экспортно-импортных операций, итоговыми результатами которых является чистый экспорт.

· В развитой экономической системе всегда присутствует финансовый рынок. Через него проходят сбережения населения и инвестиции фирм, займы правительства, формируется государственный бюджет и платежный баланс.

· Кругооборот ресурсов в национальной экономике помимо модели потока доходов и расходов можно представить в виде:

· 1) системы национальных счетов – балансовых таблиц, в которых учитываются поступления средств в секторы экономики и расходы каждого сектора. В этом случае каждый поток будет учтен дважды: на стороне прихода средств и на стороне их расхода;

· 2) матрицы, показывающей одновременно движение всех потоков и доходов по принципу «затраты – выпуск».

· ТЕМА 37. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И СПОСОБЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

· 1. ВНП как обобщающий показатель развития страны.

· 2. Расходный метод подсчета ВНП.

· 3. Доходный метод подсчета ВНП.

· 4. Понятие добавленной стоимости.

· 1. ВНП как обобщающий показатель развития страны. Валовой национальный продукт – рыночная стоимость всех конечных товаров, услуг, произведенных и использованных в стране за год.

· Модификацией валового национального продукта (ВНП) является показатель валового внутреннего продукта (ВВП): если показатель ВНП учитывает деятельность граждан страны не только на ее территории, но и за рубежом, то валовой внутренний продукт – всех людей на территории страны вне зависимости от гражданства. Для большинства развитых стран различия ВНП и ВВП незначительны и не превышают 2–3%, а динамика показателей однонаправленна, что позволяет для упрощения их идентифицировать.

· Анализ динамики ВНП по годам позволяет охарактеризовать экономическое развитие страны, а расчет его на душу населения является наилучшим показателем для межстрановых сравнений уровня жизни. Для того чтобы характер развития экономики в длительном периоде не искажался под воздействием изменения цен, используются показатели номинального и реального ВНП. Номинальный ВНП рассчитывается в текущих рыночных ценах, а реальный ВНП – в неизменных, сопоставимых, учитывающих индекс цен.

·

·

· Изменение цен включаемых в состав ВНП конечных товаров и услуг позволяет учесть специальный индекс – дефлятор валового национального продукта.

·

·

· 2. Расходный метод подсчета ВНП. Циркулярная макроэкономическая модель кругооборота ресурсов показывает встречное движение затрат на производство фирм и доходов населения, а основное макроэкономическое тождество = С + I + G + Х) определяет их равновесное состояние. При этом левая часть тождества (у) – это общая величина доходов в обществе, полученная от производства и продажи продукции на рынке, т. е. ВНП. Правая часть тождества + I + G + Х) – расходы, понесенные при производстве ВНП. Следовательно, расчет произведенного ВНП расходным методом осуществляется по формуле:

· ВНП =С + I + G + Х, (37.3)

· где С – потребительские расходы; I – инвестиционные расходы; G – государственные расходы; Х – экспорт.

· При расчете ВНП расходным методом из состава государственных расходов (G) следует исключить трансфертные платежи населению – пенсии, пособия и т. д., – поскольку они не являются платой государства за текущее производство товаров и услуг. Несмотря на то что трансферты увеличивают доходы домохозяйств, они никак не отражаются на производстве ВНП.

· 3. Доходный метод подсчета ВНП. Обратный расходному подсчету способ определения величины ВНП называется доходным методом. В его основе лежит расчет показателя национального дохода (НД).

· Национальный доход – это сумма всех доходов населения, полученных за предоставление имеющихся у них факторов производства.

· Сравнение величин ВНП и НД показывает, что вторая из них значительно меньше первой, так как не все товары доходят до конечного потребления населением: остается неучтенным интерес в экономике государства. Если к НД добавить кроме прямого, учтенного в НД, еще и косвенное налогообложение агентов рынка государством, осуществляемое им для более устойчивого обеспечения собственных нужд (налог на добавленную стоимость, с продаж и др.), то можно рассчитать чистый национальный продукт, в составе которого учтены не только факторные доходы населения, но и государства:

· ЧНП = НД + Т, (37.4)

· где ЧНП – чистый национальный продукт; НД – национальный доход; Т – косвенные налоги.

· К чистому национальному продукту, в свою очередь, следует прибавить ту часть стоимости продукта, которая не достается ни населению, ни государству, а остается в распоряжении фирм и направляется на возмещение потребленных в процессе производства капитальных товаров, т. е. амортизационные отчисления (А). Тогда.

· ЧНП + А = ВНП. (37.5)

· С учетом двух перечисленных корректировок доходный метод расчета ВНП совпадает с расходным:

· ВНП = НД + Т + А. (37.6)

· При расчете ВНП любым методом из его круга исключаются доходы от перепродажи ранее произведенных товаров и сделок с ценными бумагами, так как они не носят производительного характера.

· 4. Понятие добавленной стоимости. При измерении ВНП следует избегать двойного счета, т. е. многократного учета одной и той же продукции. Избежать двойного счета удается, если в составе ВНП будет учитываться только стоимость, которую фирмы добавляют к продукту.

· Добавленная стоимость определяется как разница между продажами фирмы и величиной приобретенных со стороны факторов производства. Тогда все остальное составит промежуточный продукт – совокупность произведенных в течение года товаров, которые были использованы для дальнейшей переработки.

· Если сложить все добавленные фирмами стоимости в течение года вместе, то можно также определить размер ВНП. Этот метод получил название производственного.

· ТЕМА 38. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

· 1. Понятие национального дохода. Национальный доход – это суммарный доход от использования в течение года в экономике всех факторов производства. Он выражается суммой денежных доходов, полученных населением за участие в экономической жизни общества.

· Целевое назначение национального дохода (НД) – образовать фонд потребления населения и фонд накопления для расширения производства, поэтому он, с одной стороны, характеризует уровень благосостояния населения в настоящее время, а с другой – возможности роста экономики в будущем.

· Показатель национального дохода является ведущим элементом системы национальных счетов, в которой отслеживается его распределение не только в домашнем хозяйстве, но и среди акционерных обществ, правительственных учреждений, финансовых структур и частных некоммерческих организаций.

· 2. Факторный состав национального дохода. При определении величины НД различают четыре элемента по-факторного дохода:

· 1) заработная плата – оплата наемного труда работников и служащих с социальными начислениями (страховые платежи за работника, социальное обеспечение, выплаты частных пенсионных фондов);

· 2) рентный доход – арендная плата за землю, жилье, помещения, оборудование, имущество;

· 3) процентный доход – положительный итог операций на рынке ценных бумаг и поступления от индивидуальных вложений в бизнес;

· 4) прибыль – доходы некорпорированного сектора экономики (единоличных хозяйств, партнеров, кооперативов и др.) и корпораций, прибыль которых из-за ее распадения на дивиденды и нераспределяемую часть, использующуюся для расширения производства, облагается дважды – как доход фирмы и как доход акционера.

· ТЕМА 39. РАСПОЛАГАЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД

· 1. Личный доход населения. Если национальный доход – это, по существу, заработанный доход, то личный – полученный. Они различаются между собой вследствие двух причин.

· С одной стороны, часть заработанного трудом дохода обособляется в форме: а) взносов на социальное страхование, осуществляемое предпринимателем и самим работником, и б) налогов на прибыль как в части дивидендов, так и нераспределяемой. В результате эти доходы не доходят до домохозяйств, оседая в государственных структурах.

· С другой стороны, часть доходов, полученных домохо-зяйствами, является не их трудовым доходом, а трансфертным платежом со стороны государства в виде пособий по социальному страхованию, безработице, а также пенсий, различных субсидий и выплат процентов по государственным ценным бумагам.

· ЛД = НД – R -Тр + П, (39.1)

· где ЛД – личный доход населения; НД – национальный доход; R – взносы на социальное страхование; Тр – налоги на прибыль корпораций; П – трансфертные платежи населению.

· 2. Располагаемый доход. Доход, находящийся в личном распоряжении населения (располагаемый доход), еще меньше личного дохода, так как предполагает предварительную выплату индивидуальных налогов:

· а) подоходного налога;

· б) налога на имущество;

· в) налога на наследство.

· Абсолютно преобладающим среди них является подоходный налог. Располагаемый доход – итоговый, очищенный от всех обязательных платежей национального благосостояния, распределяемый на потребление и сбережение.

· ТЕМА 40. ИНДЕКСЫ ЦЕН

· 1. Характеристика цены. Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.

· Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.

· Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.

·

·

· 2. Потребительская корзина. Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:

· а) индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;

· б) индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;

· в) дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзи – ны» предполагает все конечные товары и услуги.

· ТЕМА 41. БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ФОРМЫ

· 1. Виды безработицы.

· 2. Естественный уровень безработицы.

· 3. Норма безработицы.

· 4. Социально-экономические последствия безработицы.

· 5. Борьба с циклической безработицей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.143 с.)