Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реалистическая» школа права.
В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации. Психологическая школа права. Психологическая концепция логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Петражицкогои др. По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Выделяются два вида переживаний: -позитивные (установленные государством); -интуитивные (личные). Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Достоинство данной концепции в том, что она учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений. Недостатком этой концепции является ее односторонний характер, отрыв объективной реальности. Марксистская школа права. Эта концепция наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX веках в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса. В. Ленина. По этой концепции право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Достоинство данной концепции в том, что она показала зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него, обратила внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Недостаток в преувеличении роли классовых начал в праве, в ущерб общечеловеческим началам. Каждая из приведенных концепций имеет свои достоинства и недостатки. Все они имеют право на существование. Их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества. Социологическая школа права Социологический подход формируется тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять значительную часть общества Право – реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц.
Юридический позитивизм – направление в философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти, характерными чертами данного подходу к праву является формальное определение правапод правом понимается то, что признается таковым в данном обществе. По мнению Кельзена право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с "основной нормой". Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Достоинство нормативизма заключается в том, что такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др. Недостаток нормативизма игнорировании естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему. Вопросы для самопроверки: 1.Определите право по содержанию, источнику и по способу обеспечения исполнения 2.Раскройте теологические взгляды на сущность права 3.Раскройте естественную школу права 4.Раскройте историческую школу права 5.Охарактеризуйте «реалистическую» школу права 6.Изложите юридический позитивизм 7.Раскройте психологическую школу права 8.Раскройте социологическую школу права Литература: 1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002. 2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507. 3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004. 4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015 5.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998.
Тема 6. Происхождение права Программное обеспечение Основные теории происхождения права, антропологические начала в праве, объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс становления права, формирование юридического и социального права, возникновение юридических норм путем санкционирования, институционирования и установление государством. Методические указания Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественного права. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным. Историческая теория права сложилась в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало. Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной. Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами. П раво представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. Данное определение является наиболее распространённым в отечественной юридической науке, существуют и иные подходы к определению права, к пониманию его природы как социального явления. Вопросы для самопроверки 1.Раскройте основные теории происхождения права, 2.Охарактеризуйте антропологические начала в праве, 3.Раскройте объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс становления права, установление государством. 4.Раскройте отличия социального права и от юридического права Литература: 1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002. 2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507. 3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004. 4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015 5.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.015 с.) |