Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозные правовые системы
Религиозной называется такая правовая система, в основе которой лежат религиозные нормы, т.е. правила поведения, обусловленные верой в высшее, могущественное и совершенное существо - Бога, нормы, направленные прежде всего на поддержание самой веры, на организацию особого религиозного порядка в обществе. Они исходят, по мнению верующих, от Бога и содержатся в письменных источниках, которым приписывается божественное происхождение и руководящая роль в регулировании общественных отношений. Религиозной правовая система является тогда, когда эти религиозные нормы определяют содержание правовых предписаний. Наиболее яркий пример религиозной правовой семьи - мусульманская правовая система. Главным критерием выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечение религиозных предписаний. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы: 1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы; 2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев. Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права. 3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; 5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом; 6) право не структурировано, а именно: отсутствует привычное для романо-германского типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религиозных обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущественных отношений; 7) в правовом регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения. Религиозный тип правовой системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа права характерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям.
Вопросы для самопроверки: 1.Понятие и виды регуляторов общественных отношений 2.Регулятор нормативные и ненормативные 3.Место права в системе социального регулирования, право и мораль, понятие морали нравственности в научной литературе. 4.Личная групповая, классовая, общечеловеческая мораль, право и религия, религия как мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, религиозные правовые системы 5.Христианство как религия, определившая содержание европейского права, право и обычай. Литература: 1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002. 2.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004. 3.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015 4.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998.
Тема 4. Сущность права Программное содержание Категория сущность в философии и общей теории права, выражение сущности права в его признаках, принципах, функциях, правопонимание в современной юридической литературе: философский, (естественно-правовой, нравственный), нормативистский, социологический, интегративные подходы, понятие «права», объективное и субъективное в праве, право в объективном и субъективном смысле, признаки, функции права, принципы права, понятие политики, право и экономика.
Методические указания Правопонимание Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Правопонимание относится к категории "вечных", поскольку человек на каждом этапе своего развития открывает в праве новые качества и свойства. Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему. Юрист-профессионал понимает его по-другому. Ученый понимает право иначе. Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций. Нормативный подход признает, что право – это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью, только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед законом. Социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридический норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе Интегративная концепция права рассматривает право как единство правовых идей, норм и общественных отношений, в которых идеи и нормы реализуются и воспроизводят себя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.64 (0.009 с.) |