Возрастная и педагогическая психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная и педагогическая психология



Возрастная и педагогическая психология

Методические указания к разделу «Психология воспитания»

Психолого-педагогический тренинг

Для специальностей - 04010101.65 - Социальная работа; 020101 – Химия;

020201 - Биология

НАЛЬЧИК 2009

УДК 159.9. 072.592

ББК 88.53

К 12

Рецензент:

кандидат психологических наук,

 зам. пред. Рескома РГУ и ОО,

председатель студ.профкома НГФСГА

 Д.Х. Сонова

Составитель: Кагермазова Л.Ц.

Возрастная и педагогическая психология: Методические указания к разделу «Психология воспитания». Психолого-педагогический тренинг. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2009.- 34 с.

 

  Издание содержит психолого-педагогический тренинг по курсу: «Возрастная и педагогическая психология».Методические указания к разделу «Психология воспитания».

  В данных методических рекомендациях представлена программа тренинга межкультурной коммуникации и межкультурного взаимопонимания, идея которых выражается в анализе различных культур, проживании однотипных ситуаций в раз­личных культурах. Также в данных рекомендациях приведены сценарии деловых игр, описание упражнений и заданий, рекомендации по их использованию в процессе развития навыков толерантного межкультурного диалога.

  Предназначено для студентов специальностей «Социальная работа», «Химия», «Биология».

 

       Рекомендовано РИС университета

 

                                                                                УДК 159.9. 072.592

                                                                                 ББК 88.53

                                                                                 К 12

ВВЕДЕНИЕ

Процессы политической и экономической глобализации на пла­нете приводят к расширению и обострению проблем межкультурного взаимопонимания. Напору культурной глобализации может противо­стоять только содружество культур, основанное на знании культур­ных различий, признании равноправия и равноценности всех культур, приверженности идеям толерантности, добрососедства, мирного и ле­гитимною разрешения межэтнических конфликтов, уважении прав и обязанностей разных народов. Обучение человека взаимодействию с представителями других культур, его психологическое сопровождение и подготовка к столкновению с иным, незнакомым, непонятным в другой культуре является важной задачей социальной психологии. Подобное обучение создаёт условия для облегчения адаптации (аккультурации) в новой культуре, познания новых правил поведения, усвоения норм и ценностей, приспособления к необычным условиям жизни.

При изучении курса «Возрастная и педагогическая психология» в разделе «Психология воспитания» учитывая социально-экономические и социально-психологические условия современного общества целесообразно на семинарских и практических занятиях акцентировать внимание студентов на проблему формирования межкультурной коммуникации и межкультурного взаимопонимания, межкультурной толерантности. Предлагаемая нами форма обучения и формирования перечисленных качеств и свойств - психолого-педагогический тренинг- семинар, который содержит сценарии деловых игр, описание упражнений и заданий, рекомендации по использованию их в учебном процессе для развития навыков толерантного межкультурного диалога студентов. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности студенческого возраста весьма целесообразно использование именно тренинговой формы обучения для формирования и коррекции сознания, убеждений и установок.

 

Тренинг межкультурного взаимопонимания решает несколько задач:

1. формирование интереса к иным народам и культурам;

2. преодоление этноцентризма как тенденции оценивать мир с по­мощью собственных культурных фильтров;

3. укрепление этнической идентичности и самосознания, воспита­ние пaтриотизма - любви и интереса к своему народу и культуре;

4. формирование этнической толерантности, терпимости к образу жизни и психологическим особенностям других людей, других культур, профилактика этнической, культурной, конфессиональ­ной интолерантности;

5. отказ от предубеждений, предрассудков и склонности к дискри­минации в отношении представителей других культур, переход к принятию, сочувствию;

6. принятие релятивизма как понимания значимости и равноцен­ности различных культур;

7. формирование этнокультурной компетентности как способности эффективно вступать в коммуникацию с представителями раз­личных народов, основанной на знании собственной культуры, интересе к иным культурам, особенностях общения и взаимодей­ствия и этих культурах.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«Развитие основ межкультурной коммуникации и межкультурной толерантности у студентов»

I модуль

Знакомство

Цель: знакомство, создание и поддержание психологического клима­та, необходимого для последующей работы в группе.

На первом занятии следует выполнить необходимые тренинговые процедуры: вступительное слово тренера, знакомство, представление программы тренинга (план, режим работы, цели, ожидания).

Необходимо выявить многоаспектность понимания ряда понятий: «культура», «коммуникация», «межкультурная коммуникация», «этно­центризм», «культурный релятивизм», «толерантность», «интолерантность». Следует заменить упрощённое понимание другой культуры как «чужой» более дифференцированным, многогранным понятием, а так­же показать роль этнических стереотипов, установок, предрассудков, предубеждений в межкультурном взаимодействии.

Упражнение «Хелло-бонжур». Участники должны постараться вспомнить и воспроизвести традиционные способы приветствий, при­нятые в разных культурах, у разных народов.

Упражнение «Культурные ассоциации» поможет сохранить ра­ботоспособность в группе, а также вербализовать тему национально-культурных различий. Тренеру важно проследить и отметить, что нового появилось в ходе выполнения задания. Какие ассоциации были неожи­данными? Какие из них точно отражали национально-культурные осо­бенности? Какие культурные ассоциации в наибольшей степени основа­ны на этнических стереотипах?

Групповая работа «Эверест» способствует созданию информационно-ориентированной базы тренинга.

Инструкция 1. Для каждого участника группы, необходимо выбрать основные качества, необходимые для эффективного межкультурного взаимодействия. Список качеств:

1. уважение права другого быть другим;

2. терпимость к чужому мнению, традициям, поведению;

3. признание многообразия культур;

4. эрудированность и информированность;

5. компетентность и тактичность в общении;

6. значение иностранных языков;

7. уважение человеческого достоинства;

8. воспитанность;

9. способность прощать и др.

Затем из всех качеств выбираются десять, которые признаются пода­вляющим большинством, как качества, способствующие эффективному взаимодействию.

Инструкция 2. Предлагается выбрать качества, которые мешают эффективному межкультурному взаимодействию. В итоге участникам предлагается проранжировать эти качества с целью определения наибо­лее предпочитаемых и отвергаемых в данной группе.

Упражнение "Лепестки"

Цель. Это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы.

Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана, на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой "цветок" и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

Лепестки:

- Три вещи, которые мне нравятся

- Три вещи, которые мне не нравятся

- Человек, которым я восхищаюсь

- Три места, где я жил

- Что бы я хотел сделать

- Чем я горжусь

 Упражнение "Наша группа"

Цель: Формирование коллектива.

Это достаточно необычное упражнение, больше похожее на ритуал. Участники должны уже быть знакомы друг с другом, но упражнение поможет углубить знакомство. К тому же оно может помочь по-новому взглянуть на внутренние отношения в группе, прочувствовать энергию ящиков, отметить новые темы и задачи для дальнейшей работы. Лучше всего, если группа не будет слишком большой - примерно 8-10 человек.

Этапы работы: 1. Группа удобно располагается по кругу. Начните с настройки на работу. Необходимо еще раз проговорить цель нашего тренинга. 2. Каждый участник произносит свое имя, а остальная группа повторяет его. 3. Теперь все закрывают глаза. Участники опять называют свои имена, остальные также повторяют его; добавляется лишь то, что каждый член группы сопровождает повторение очередного имени каким-либо движением, которое в его понимании соответствует владельцу имени, олицетворяет его. 4. Далее следует третий круг. Снова все по очереди произносят свои имена. Но в этот раз группа уже не повторяет имена вслух, а каждый старается нарисовать мысленную картину того, какой лично ему представляется энергия толерантности говорящего. Тот, кто увидел эту картину, описывает ее вслух. Например: "Коричневый медведь, ручей в горах, прохлада и т.д.". Отведите на этот этап достаточно времени. Следующее имя и соответственно следующие картины называются только тогда, когда полностью закончено описание предыдущего. 5. После того как была охарактеризована энергия толерантности всех членов группы, частники должны сконцентрироваться на "центре" группы и постараться представить себе взаимодействие всех личных энергий: как они соотносятся между собой, как выглядят, как двигаются. Каждый участник описывает то, что он "видит". Так постепенно образуется общая картина, которая отражает совместную энергию толерантности группы и ее действие. Сделайте акцент на то, что описываться должны все картины, не только красивые и приятные для окружающих. Ведь возможно, что кто-то "увидит" отрицательные черты, но это тоже очень ценно. 6. Для создания такой общей картины группы вам потребуется много времени. Иногда случается так, что группа открывает свой общий символ, задачу, цель или предпринимает воображаемое путешествие в будущее. Если участники решили, что образ группы создан, упражнение можно заканчивать. Каждый делает три глубоких выдоха, потягивается и открывает глаза. Теперь можно обсуждать получивший образ и его значение для дальнейшей работы.

Завершение 1-го блока. Участники дают классификацию качеств, по­могающих и мешающих межкультурному взаимодействию на различных уровнях: а) личностном; б) этнокультурном; в) социальном (политика, экономика, статус этнической группы).

II модуль

III модуль

IV модуль

Дискуссия

Цель: Осознание стереотипов.

Этапы игры: Опираясь на результаты предыдущего упражнения, происходит обсуждение роли стереотипов в жизни человека.

Упражнение "Пословицы и сказки народов мира"

Цель: Идентификация с разными культурами.

Этапы игры: Участники делятся на микрогруппы и представляют в виде действия пословицу или сказку одного из народов мира. Остальные участники должны угадать, какие качества национального характера были представлены в действиях.

Обсуждение игры:

1. Какие черты характера представлены в этих действиях?

2. Отличаются ли пословицы и сказки различных народов? В чем это выражается?

3. Какие особенности национального характера являются наиболее характерными для народов нашей страны, региона?

 Упражнение "Что бы я сказал"

Цель: Проговорить вслух свои собственные стереотипы по восприятию другого народа

Этапы игры: Что бы я хотел сказать как русский татарину? Как татарин - русскому? Как россиянин - американцу? Как россиянин - китайцу? и т.д.

Все высказывания вывешиваются на общую доску.

Групповое обсуждение.

Упражнение "Продолжи фразу…".

Цель: Осознание собственного отношения к этническому разнообразию.

Этапы игры: Предлагается несколько фраз для продолжения. - "Это хорошо, что в мире существует этническое разнообразие, потому что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам …..."

- "Это плохо, что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам, потому что осознаешь, что твоя культура отличается от других….."

- "Это хорошо, что осознаешь, что твоя культура отличается от других, потому, что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре…."

- "Это плохо, что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре, потому что это может привести к оценке всего мира через призму своей культуры…"

- "Это хорошо, когда оценка всего мира происходит через призму своей культуры, потому что…".

Упражнение "Мой герб"

Цель: Рассмотреть семейные ценности в формировании этнических установок.

Этапы игры: Нарисуйте свой герб, включив в него наиболее важную информацию о Вашей семье, семейных занятиях, истории, достижениях, интересах, талантах, хобби, родине семьи.

Упражнение "Я – это ты. Ты – это я"

Цель: Осознание собственной идентичности.

Этапы игры: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями.

Обсуждение игры:

1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

2.Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность.

V модуль

VI модуль

VII модуль

VIII модуль

Завершение работы

Структура модуля:

- Повышения самооценки участников тренинга в межкультурном взаимодействии.

- Формирование обратной личностной связи участников тренинга.

Упражнение "Чемодан"

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Этапы игры: "Наша работа подходит к концу". Мы расстаемся. Однако перед тем как расстаться, «соберем чемодан». Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

«Собирая чемодан», мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили".

Тренер может предложить использовать временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств, следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи. При планировании работы группы тренер должен учесть, что на «сбор чемодана» в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Модификация 1

Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение". Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.

Модификация 2

Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Заключительный круг завершает работу на тренинге. Каждому участнику предлагается в свободной форме осознать и сформулировать всё, что было прожито за несколько дней. Акцентировать внимание можно на вопросах о том, каким образом тренинг повлиял на поведение, какие чувства и мысли возникли у его участников. В качестве обратной связи от участников группы можно предложить упражнение "Направленное интервью"

Цель: исследование перцептивных качеств членов группы.

Время проведения: 30 минут.

Этапы игры:

1. Скажите следующее: "Сейчас у вас появится счастливая возможность еще лучше узнать (воспринять) других членов группы, задавая им вопросы в определенной последовательности. Каждый из вас выбирает партнера, которого будет интервьюировать с помощью вопросов, представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же".

2. Решите, кто будет отвечать первым (назовем его А), кто - вторым (Б). В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же самый вопрос, А отвечает.

3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Далее спрашивающий - отвечающий меняются при каждом новом вопросе.

4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут.

5. После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

Карточка участника игры

1. Как ты можешь себя охарактеризовать?

2. Когда ты бываешь счастлив?

3. Что тебе особенно удается?

4. Какие качества ценят в тебе друзья?

5. Что ты сам больше всего ценишь в людях?

6. Чем ты гордишься?

7. Как идет твоя жизнь в последние десять лет?

8. Что ты больше всего любишь делать?

9. О чем ты мечтаешь?

10. Чему ты больше всего удивляешься?

11. Твое любимое занятие в свободное время?

12. Что доставляет тебе наибольшее удовольствие?

13. Если ты получишь по наследству очень много денег, как ты будешь их тратить?

14. Из-за чего ты волнуешься?

15. Как ты себя чувствуешь в данный момент?

16. Твои сильные стороны?

17. Бываешь ли ты сентиментальным?

18. Какую книгу ты возьмешь с собой на необитаемый остров?

19. Если бы мы с тобой могли провести вместе целый день, как бы он проходил?

20. Что ты ценишь во мне?

21. Если бы прекрасная фея позволила тебе загадать три желания, каковы бы они были?

22. Как бы ты охарактеризовал того, кто к тебе относится враждебно?

23. Веришь ли ты в Бога?

24. В чем ты видишь смысл своей жизни?

 

 

ГЛОССАРИЙ

Абсолютизм основан на идее одинаковости культур. Между культурами нет равенств.

Интерактивное моделирование представляет собой сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных ситуаций меж­культурного общения. Анализ и оценка интерактивных моделей позво­ляет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изу­чить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Ценность данного метода заключается в следующих особенностях:

а) он значительно облегчает начало процесса обучения, поскольку создаёт более естественную обстановку для совместной деятель­ности;

б) кооперирует и организует участников для совместной деятельно­сти;

в) создаст условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу;

г) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через этот опыт оценивать практические ситуации общения в настоящем.

Интолерантность - это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность про­является через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Культурный ассимилятор - техника когнитивного ориентирования. Он состоит из описания ситуаций, в которых взаимодействуют персо­нажи из двух культур. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллективизм и индивидуализм; интерпретации поведения персонажей в каждой ситуации, которые могут быть рассмотрены как каузальные атрибуции о наблюдаемом поведении. Причём информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются наиболее значимые ключевые различия между культурами.

Психогимнастические упражнения позволяют создавать и поддер­живать работоспособность в группе.

 

Релятивизм основан на идее равноценности культур при признании значительных культурных различий.

Рефлексия опыта предполагает осмысление участниками собствен­ной культурной, этнической принадлежности.

Ролевые игры - это исполнение участниками ролевых ситуаций, ко­торые воссоздают часто повторяющиеся случай межкультурного обще­ния. Оснока метода - игровое переживание в ситуациях «как будто», ког­да происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры. Данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаи­модействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.

Симуляция - искусственное создание конкретных ситуаций меж­культурного общения и прогнозирование возможных вариантов и ре­зультатов, исходя из различных точек зрения участников.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовы­ражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Универсализм нацелен на поиск общих знаменателей или универсалий, посредством которых все народы могут понимать друг друга и общаться друг с другом. Культурный универсализм предлагает метод плавления – формирования монокультурной общности из поликультурной. Идея универсализма характерна для политики глобализации – создание единой мировой политической, экономической, культурной общности. Применение теории универсализма на практике ведет к росту национального самопознания, сопротивлению универсализации культур, активизации национальных движений и движению антиглобализма.

 

Литература:

1. Дебаты: учебно-методический комплект.- М.: Бонфи, 2001.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999.

3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для студентов. – М.: Привет, 2004.

4. Льюис Р.Д. Деловые культуры в современном бизнесе. От стол­кновения к взаимопониманию / Пер. с англ. - М.: Дело, 2001.

5. Мы - сограждане/ Сер. Толерантность: объединяем усилия. - М.: Бонфи, 2002.

6. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: Гардарики, 2002.

7. Открывшаяся страница (урок толерантности) // “Библиотека в школе”: Приложение к газете “Первое сентября” № 19. - М., 2001.

8. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.

9. Почебут Л.Г. Организационно-методические основы функционирова   ния центра толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

10. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2005.

11. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000.

12. Стефапенко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН; Академический проект, 1999.

13. Толерантность: дорога к миру / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - Бонфи, 2001.

14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.

15. Тренинг межкультурной компетентности / Под ред. А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой. - М.:, 2002.

16. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - М., 2002.

17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М: Генезис, 1998.

18. Щеколд и на С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.

 

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

Кагермазова Лаура Цараевна

 

Возрастная и педагогическая психология

Возрастная и педагогическая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.108 с.)