Занятие 9. Проблема сознания в философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9. Проблема сознания в философии.



 Сознательное и бессознательное

 

1. Сознани е   как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание.

2. Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме.

3. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

4. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоциональных состояний.

 

                  Вопросы для обсуждения

1. В чем суть эволюционного подхода к проблеме происхождения сознания?

2. В чем отличие сознания человека от зачатков разумной дея­тельности у высших животных?

3. Какова роль самосознания в становлении и развитии личности?

4. Что вы понимаете под творческой природой сознания?

5. В чем смысл понимания сознания как триединства разума, чувства, воли?

6. «Как страшен может быть Разум, если он не служит челове­ку» (Софокл). Прокомментируйте высказывание.

7. Окажет ли влияние на ход истории человечества понимание ее смысла, направленности развития решение проблемы воз­никновения сознания?

                              Темы рефератов

4. Проблема единства языка и мышления в современной философии.

5. Структура и функции сознания.

3. Информационные ресурсы сознания.

4. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан).

5. Интуиция.

6. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов).

7. Игровое сознание и его функции.

8. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания.

Литература

Основная

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва: Проспект, 2016. - 560 с.

Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва: Проспект, 2017. - 332 с.

Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.

Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.

Нижиков, С.А. Философия: учебник: по дисциплине "Философия" для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений / С. А. Нижников. - Москва: Инфра-М, 2017. - 459 с.

Дополнительная

 

Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М., 2009.

Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М., 2013.

Иванов Д.В. Дуализм в современной философии сознания и аргумент двух миров // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть1. М.: ИФ РАН,2013.

Райл Г. Понятие сознания / Пер. с англ. М., 1999.

Серл Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. М., 2002

Иванов Д.В. Эпистемологическая интерпретация субъективности и проблема сознания // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011.С.189 – 211.

Алексеев А. Ю. Понятие «зомби» и проблема сознания // Проблема сознания в философии и науке / Под ред. Д.И. Дубровского. М., 2009.

Гиш Дуэйн. Ученые креационисты отвечают своим крити­кам. - СПб., 1995.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб., 2001.

Косарев А. Философия мира. — М., 2000.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и некласси­ческая. – М., 2001. М., 1995.

Селицкая И А. Теория познания: мышление и речь перво­бытного человека. –СПб., 1998.

Фатхуллин М.Ф. Человек творческий; почему? // Основы концепции биографической детерминации творческой активнос­ти человека. — М., 2001.

Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). — М., 2001.

Элективные курсы по философии, — М., 2001.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М., 1964.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. – Р. н/ Д.., 1994.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. № 10.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.

Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Фрейд З. Будущность одной иллюзии. – М.-Л., 1930.

Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1992.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М., 1997.

Язык и интеллект. – М., 1993.

 

    ЗАНЯТИЕ 10. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 1. Понятие общества. Социальное пространство и время. Общество как сложная система. Функциональные подсистемы общества.

2. Социальные институты. Социальная стратификация. Социальное действие. Социальные цели, ценности, идеалы.

 3. Понятие истории. Проблема начала истории. Направленность исторического процесса Гипотеза общественного прогресса. Тема смысла истории в философии ХХ в. Восток — Запад — Россия.

4. Философское понятие культуры. Компоненты культуры, ее динамика, исторический характер, символы. Человек в мире культуры. Элитарная и «массовая» культура. Традиции и инновации в культуре.

5. Источники и механизмы культурно-исторического изменения. Теории культурных циклов (А.Тойнби), «идеальных типов» (М.Вебер) и др.

                             

                                Вопросы для обсуждения

1. Что включает понятие «общество» (социальное бытие), ка­ковы особенности философского осмысления данного феномена?

2. В чем специфика метрики и топологии социального пространства и времени?

3. Чем объяснить многопричинность исторических событий? Какова связь историзма и циклизма?

4. Какова роль морали, права, власти в развитии общества?

5. В чем причины социальной стратификации? Возможно ли существование нестратифицированных обществ?

6. Каковы основные аспекты исследования социальных действий?

7. В чем негативный характер утопических идеалов?

8. Как различаются в общественной практике социальные апологии и технологии?

9. Реформы, инновации, революции: в чем единство и разли­чие? Какова судьба реформ в России?

10.Что означает поворот к человеку, происшедший в социаль­ной философии в XX в.?

11.Какими мировоззренческими установками определяется об­раз истории в философии?

12.Как проявляется специфика исторического познания?

13.Назовите модели общественного развития в философской традиции. В чем их различие?

14.Определите основные различия традиционного и индустри­ального обществ.

15.Каковы особенности развития современной цивилизации?

16.Может ли история выступать как сфера воплощения нравственных императивов? Аргументируйте ответ.

17.Возможно ли социальное прогнозирование? Аргументируй­те ответ.

18. В чем специфика Востока и Запада как типов цивилизации?

19.Каковы особенности евразийского цивилизационного кос­моса?      

 20. В чем суть тезиса о гуманитарном смысле истории?

                        Темы рефератов

1. Социальное бытие как предмет философского познания.

2. Структурно-функциональная теория общества.

3. Социализация личности.

4. Модернизм и постмодернизм о социальной реальности.

5. Ценности и идеалы.

6. Сущность и структура ценностного сознания.

7. Политический идеал и проблема дегуманизации общества.

8. Формационная модель общества.

9. Социальная трансформация: реформы и контрреформы в России.

10. Мораль и политика.

11. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации.

12. Культура и цивилизация.

13. Индивид и личность. Общественный потенциал личности.

14. Гуманистическое измерение общественного прогресса.

15. Свобода человека и историческое творчество.

16. Критика марксистской концепции прогресса.

17. Роль личности в истории.

18. Возможности и границы познания истории.

19. Цивилизационный подход в изучении истории.   

20. О понятии прогресса в истории.

21. Специфика традиционного и инновационного типов обществ.

22. Современный мировой порядок.        

23. Специфика российской цивилизации.   

24. Национально-государственная идеология России.

 

Литература

Основная

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва: Проспект, 2017. - 332 с.

 Гобозов, И.А. Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2010. - 352 c.

 Гобозов, И.А. Социальная философия: Учебный словарь / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2008. - 367 c.

 Ивин, А.А. Социальная философия: Учебник для бакалавров / А.А. Ивин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 510 c.

 Момджян, К.Х. Социальная философия. Деятельный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1 / К.Х. Момджян. - М.: МГУ, 2013. - 400 c.

 

 

Дополнительная

Орехов, А.М. Социальная философия: Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века / А.М. Орехов. - М.: КД Либроком, 2011. - 272 c.

 Рахманов, А.Б. Социальная философия Макса Вебера: Метаморфозы и кризисы / А.Б. Рахманов. - М.: Красанд, 2012. - 560 c.

 Рахманов, А.Б. Социальная философия К.Маркса и Ф.Энгельса и ее антиномии / А.Б. Рахманов. - М.: Ленанд, 2017. - 608 c.

 Спиркин, А.Г. Социальная философия и философия истории: Учебник для академического бакалавриата / А.Г. Спиркин. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 184 c.

Фулье, А. Современная наука об обществе. Перевод с французского. Серия "Из наследия мировой философской мысли: социальная философия" / А. Фулье. - М.: КомКнига, 2007. - 344 c.

Момджян К. X. Введение в социальную философию. Учебное пособие. – М., 1997.

Касавин, И.Т. Социальная философия науки. российская перспектива / И.Т. Касавин. - М.: КноРус, 2018. - 479 c.

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. – М., 1991.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1991.

Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. — М., 1994.

Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусств и другие работы. - М., 1991.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. – М.,1992.

Радаев В.В., Шкаратан О.П. Социальная стратификация. – М., 1995.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992,

Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX в.- М., 1998.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1.– М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Реформы и контрреформы в России. — М., 1995.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М., 1995.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М., 2000.

Ильин В.В. Философия истории. — М., 2003.

Коллингвуд Р.Д. Идея истории: Автобиография. — М., 1981.

Маркс К, Энгельс Ф. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1992.

Трельч Э. Историцизм и его проблемы. — М., 1994.

Философия истории. Антология. — М., 1994.

Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии.– 1990. – № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. – М., 1995. – №3.          

 

                 ЗАНЯТИЕ 11. ПОЗНАНИЕ. НАУКА. ТЕХНИКА

1. Познание как культурно-исторический процесс. Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания.

2. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Диалектика относительного и абсолютного знания.

3. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Диалектика эмпирического и теоретического знания.

4. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники.

 

Вопросы для обсуждения

1.В чем сущность «истины»?

2.Опираясь на знание природы истины, объясните, почему многие опровергали афоризм Аристотеля: «Говорить, что есть, иговорить, что нет, о том, что есть, — значит утверждать ложь»?

3.Какие концепции истины вы знаете. Какой концепции ис­тины придерживался А. Пуанкаре, утверждая: «Основные положе­ния геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или лож­ны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»?

4.Как вы понимаете объективную истину?

5.Если учесть, что научное знание активно развивается, мож­но ли утверждать, что существует абсолютная истина?

6.Какую роль в процессе познания играет абсолютная исти­на?

7.Согласны ли вы с утверждением, что истина есть процесс?

8.В чем причины относительности наших знаний?

9.Можно ли утверждать, что в поиске истины ученый-теоретик и здравомыслящий обыватель не отличаются друг от друга? Если да, то что их объединяет?

10.В чем суть высказывания: «Истина всегда конкретна»?

11.Что может служить критерием истины?

12.Какова роль практики в познании?

13.Согласны ли вы с утверждением, что «нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения»?

14.Применимы ли понятий истины к анализу духовных цен­ностей и формам культурного творчества?

15.Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один»?

16.Каковы сущностные характеристики НТР?

17.В чем суть особенностей науки как когнитивной деятельности?

18. Что такое критерии научности знания? Каковы критерии научности знания? 

19. Каковы основные этапы развития научного знания?

20. Каковы основные принципы развития содержательных и мировоззренческих оснований научного знания?

21. Что следует называть основными факторами развития на­уки?    

22. Как соотносятся наука и ценности в социальном развитии?

 


Темы рефератов

1. Проблема истины в истории философии.

2. Изменение представления об истине в философии.

3. Философские корни агностицизма.

4.Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины.

5. Может ли практика служить универсальным критерием ис­
тины в познании?

6.Проблема истины в математике.

7. Проблема истины в истории.

8. Объективна ли истина?

9.В чем причины относительности наших знаний?

10.Трудности установления истины.

11.Пути «добывания» истины.

12.Природа науки.

13.Философия техники: основные проблемы.

14.Методология и методы научного познания.

15.Научная рациональность.

16.Рост научного знания.

17.Наука и общество: принципы взаимодействия.

18. Гуманитарное измерение научно-технического прогресса.

19. Этика науки.

 

Литература

Основная

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва: Проспект, 2016. - 560 с.

Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва: Проспект, 2017. - 332 с.

Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.

Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.

Нижиков, С.А. Философия: учебник: по дисциплине "Философия" для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений / С. А. Нижников. - Москва: Инфра-М, 2017. - 459 с.

Бессонов, Б. Н. История и философия науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.

Ильин В.В. Теория познания: введение, общие проблемы / В. В. Ильин. - 2-е изд., испр. - Москва: URSS: Либроком, 2009.

Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян. - Люберцы: Юрайт, 2016

Дополнительная

Куликова О.Б. Философия познания: анализ основных проблем. Общая

характеристика методов научного познания: Учеб.-метод. пособие /ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический Университет имени В.И.Ленина». – Иваново, 2008 – 90 с.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов

и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. —

М.: Гардарики, 2006.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия.– Р.н/Д., 1995.

Границы науки о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1987.

Айер А. Язык, истина и логика. М.: Канон+, 2010.

Гроф С. За пределами мозга. – М., 1992.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М., 1985.

Диалектика познания. – М., 1998.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

Ильин В.В. Теория познания. – М., 1994.

Козлова М.С. Философия и язык. – М., 1972.

Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. – Воронеж, 1993.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.

Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная Реальность. — М., 1999.

Естествознание в гуманитарном контексте. — М., 1999.

Ильин В.В., КалинкинА.Т Природа науки. — М., 1985.

Кудрин Б.И. Зачем технарю Платон: Постклассическое виде­ние философии техники.—М., 1996.

Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человече­ства. — М., 2001.       

Митчем К. что такое философия техники? — М„ 1995..

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. — М.,1995.

Пуанкаре А. О науке.– М., 1990.

Чешков МЛ. Глобальное видение и новая наука, М., 1998.

Наука в зеркале философии ХХ в. – М., 1992.

Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. – М., 1993.

Познание в социальном контексте. – М., 1994.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.

Язык и интеллект. – М., 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.119 с.)