Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Философская мысль Средневековья
1. Исторические условия возникновения христианства. 2. Патристика. Св. Августин. Каппадокийский кружок. Философская мысль в Византии. 3. Схоластическая философия. Трилемма: номинализм — концептуализм — реализм. Доказательства бытия Божия. 4. Опыт натуральной магии. Парижская, кембриджская школы. Средневековый рецепт. Вопросы для повторения 1. В чем вы усматриваете философский смысл христианства? 2. Каковы различия философской и религиозной картин мира? 3. В каких исторических условиях происходил процесс христианизации европейской жизни? 4.Как понимать основной тезис христианской антропологии: «Человек есть образ и подобие Бога». 5. Возможна ли гармония веры и разума? 6. Каковы основные этапы развития средневековой философии?
Литература (основная) Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с. Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с. Литература (дополнительная) Звиревич, В. Т. Древняя и средневековая философия: учебник для академического бакалавриата / В. Т. Звиревич; под науч. ред. С. П. Пургина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 322 с. Аврелий Августин. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992. Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник. – М., 1988. – С. 230-252. Боргош Ю. Фома Аквинский (пер. с польского). – Изд. 2-е. – М., 1975. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. – М., 1972. Курантов А.П., Стяжник Н.И. Уильям Оккам. – М., 1978. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 2005. Тема 4. философия ВОЗРОЖДЕНИя
1.Исторические условия возникновения; значение в культуре 2.Гуманизм как идейная платформа взрожденческой мысли. 1.Натурфилософия. Бруно. Н. Кузанский. 2.Социально-политические учения. Н. Макиавелли. Т. Мор.Т. Кампанелла. 3.Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Меланхтон. Значение протестантизма. Вопросы для повторения 1. Каковы социальные и научно-философские причины возникновений ренессансной натурфилософии? 2. Какую роль играют у натурфилософов идеи пантеизма, тождества микро- и макрокосма, гилозоизма? 3. В чем заключается связь философии Возрождения с античными философскими идеями? 4.Какие чуждые схоластике идеи вносит в философию Петрарка? 5.Почему Ватикан в 1676 году внес «Опыты» Монтеня в «Индекс» запрещенных книг? 6. В чем заключаются гуманистические мотивы философии Возрождения? 7. Какие принципы эпикурейской морали использовались как средство в борьбе с аскетизмом христианства? 8. В чем сущность учения Н. Кузанского об абсолюте как актуальной бесконечности и о природе как бесконечности потенциальной? 9. Какова роль Бруно в развитии философской мысли эпохи Возрождения? Темы рефератов Апофеоз искусства и культ художника- творца в эпоху Возрождения. Пантеизм — специфическая черта натурфилософии Возрождения. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности. Идеи социальной философии в эпоху Возрождения. Астрономические открытия Я. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение. Религиозные движения XVI-XVII вв. и их взаимоотношения с философской мыслью. Реформация и ренессанс. Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Христианский гуманизм и просветительство Эразма Роттердамского. Проблема главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли.
Литература (основная) Основная Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с. Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.
Литература (дополнительная) Антология мировой философии.—М., 1962. т.2 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.—М., 1989 Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.), — М.: МГУ, 1983, Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980. Лоренцо Балла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М., 1989. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. Николо Макиавелли. Избранные сочинения. — М., 1982. Пика делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. В кн. Человек.-М, 1991. Пьеро Помпонацци. Трактаты. — М., 1990. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. — М., 1969. История философии. Т.2.- М., 1941.
Занятие 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюрализм Лейбница). 2. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм. 3. Разум и свобода. Теории естественного права, либеральные идеи в философии Нового времени. 4. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Условия возникновения. Социальное значение. Роль разума в познании и преобразовании мира. Общественный прогресс. 5. Идеи естественного права Вольтера. «Естественная политика» Дидро. Монтескье о формах правления, разделении властей, законах, политической свободе. Руссо о неравенстве, свободе, гражданской культуре. Оценка религии. Вопросы для обсуждения 1. Что такое научная революция? 2. Какова роль научных революций в изменении миропонимания, становлении мировоззрения, формировании картины мира. 3. В чем суть механицизма как принципа миропониманияXVII в.? 4.Почему Галилей является основоположником современной физики? 5. В силу каких обстоятельств проблемы методологии научного познаний занимают столь существенное место в философии XVII в.? 6. Каковы, на Ваш взгляд, слабые стороны эмпиризма, рационализма, интуитивизма как методологических установок науки Нового времени? 7. Охарактеризуйте суть и аргументы субъективно идеалистического эмпиризма (Д.Юм) по вопросу принципиальных возможностей познания. 8. Согласны ли Вы с мнением Р. Декарта об истинном: «Никогда не принимать за истинное ничто, что я не признал бы таковым с очевидностью». 9. Как бы вы ответили на два знаменитых вопросов П. Бейля (1647—1706) — автора Исторического и критического словаря»(1695) и одного из прямых предшественников французских просветителей: «В чем большее зло — в атеизме или в ложной религии?»; «Могут ли атеисты быть нравственными людьми?». 10. Как вы понимаете утверждение Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»? 11. Что такое «культ разума», рожденный эпохой Просвещения? Каково ваше отношение к нему? Кто из французских философов XVIII в. отверг его и почему? 12. Какие социально-политические идеи эпохи Просвещения, по вашему мнению, являются актуальными в наши дни?
Темы рефератов 1. Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени. 2. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и следствия. 3. Философские универсалии Нового времени — проблема понимания бытия, природы, познания, человека. 4. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 5. Галилей — основатель современного естествознания. 6. Метод мысленного эксперимента. 7. Проблема научного исследования в философии Нового времени. 8. Утверждение идеала объективного познания. 9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии. 10. Развитие математической логики в философии Нового времени. 11. Лейбниц о принципе достаточного обоснования. 12. Скептицизм Юма. 13. Механистическая картина мира. 14. Деизм ипантеизм. 15. «Левиафан» Гоббса. 16. Идеи естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка. 17.Либерализм Локка, Милля. 18.Материализм и идеализм в философии Просвещения. 19. Триумф и трагедия просветительского атеизма. 20. Эстетика Просвещения. 21. Просветительский идеал человека. 22. Проблемы воспитания в этике Просвещения. 23. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция. 24. Значение Энциклопедии наук, искусств и ремесел для философии Просвещения. 25. Великие авантюристы эпохи Просвещения (Казанова, Калиостро, Сен-Жермен) — герои своего времени: философский смысл их идей и деяний. 26. Социальная философия Монтескье. 27. Антиклерикализм французского Просвещения: истоки, эволюция, итоги. 28. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения. 29. «Обманы и Ричардсона, и Руссо»: философские аспекты литературы английского и французского Просвещения. 30. Просветительские идеи в английской этике ХVШ в. (Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль). 31.Основные направления философии немецкого Просвещения. 32. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера.
Литература Основная Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с. Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.
Дополнительная Бэкон Ф. Соч. в 2 т. -М., 1977. Галилей Г. Избранные труды.В 2 т. – M., 1964. Гоббс Т. Соч. В 2 т - М., 1991. Лейбниц Г. Соч. в 4 т. - М., 1982. Локк Дж. Собр. соч. в трех томах. — М., 1985. Ньютон Л. Математические начала натуральной философии. Собр. акад. А.Н. Крылова. Т.7. — M.-JI., 1936. Паскаль Б. Мысли о религии. — М., 2001. Док. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3. Новое время. — М., 1996. Спиноза Б. Избранные произв. в 2 т. М., 2001. Хесле В. Гении философии Нового времени. — М., 1992. Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. – М., 1981. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994. Вольтер. Философские повести. – М., 1978. Дидро. Племянник Рамо, Монахиня, Жак-фаталист и его хозяин.–М., 1972. Жучков В А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения — М., 1989. История философии. — М., 1943. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. — М.:Мысль, 1981. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986. Монтескье. «Персидские письма». -М., 1966. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.:Наука, 1993. Руссо. «Исповедь». — М., 1970.
Занятие 6. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды творчества. Этика. Социально-политические взгляды. 2.Г.В.Ф. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права. 3.Л. Фейербах. Антропологический материализм. 4.И. Г. Фихте. Наукоучение. Учение о морали, праве, государстве. 5. Ф. В. Й. Шеллинг. Трансцендентальный идеализм. Философия тождества. Философия свободы. Вопросы для обсуждения 1. Каково значение мира «вещей в себе» в философии Канта? 2.Что такое «антиномии» Канта и как они разрешаются? 3.В чем видел Гегель смысл мирового процесса, назначение 4.Как вы поняли положение Гегеля: «все действительное разумно и все разумное действительно»? 5.Как Фейербах понимал сущность религии? 6.У Фейербаха любовь выступает основой морали и человеческих отношений. Согласны ли вы с такой трактовкой любви? 7.Влияние Фихте на современную феноменологию и философию существования. 8. Как Фихте понимал свободу? 9. В чем смысл натурфилософии Шеллинга? Темы рефератов 1. Век немецкого Просвещения. 2. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества. 3. Философия как специальная система дисциплин, категорий, идей немецкой классической философии.
4.«Докритический» период в творчестве Канта. 5.Космогоническая теория Канта- Лапласа. 6.«Критика чистого разума» Канта. 7.Учение Канта об аналитических и синтетический суждениях. 8. Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона. 9.Кант о роли философии в разработке проблем гуманизма. 10.«Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта. 11.Диалектика Канта. 12.Антиномии и способы их разрешения в теории познания Канта. 13.Идея вечного мира — завершающее звено философии Канта. 14.Философская система Гегеля. 15.Целостная концепция диалектики в философии Гегеля. 16.Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности. 17.Гегель о смысле мирового процесса, назначении человека, содержании истории. 18.Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте. 19.Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте. 20.Идеи Фихте о первенстве народа над государством. 21.Шеллинг о взаимосвязи объективного и субъективного. 22.Натурфилософия Шеллинга. 23.Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга. 24.Антропологический материализм Фейербаха. 25. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха. Литература Основная Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с. Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с. Дополнительная Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. Т. 4. Ч. I. — М.: Мысль, 1965. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.:Мысль, 1986. Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избр. филос. произведения. — М.: Госполитиздат, 1955. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. — СПб., 1993. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3.1971. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль,1978. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3,4, - М„1997. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.,1979. Краткая история философии. — М., 1996. Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3. Ч. 2. — М.,1993. История философии. Т. З. — М., 1943.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.088 с.) |