Тема 3. Философская мысль Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Философская мысль Средневековья



1. Исторические условия возникновения христианства.

2. Патристика. Св. Августин. Каппадокийский кружок. Философская мысль в Византии.

3. Схоластическая философия. Трилемма: номинализм — концептуализм — реализм. Доказательства бытия Божия.

4. Опыт натуральной магии. Парижская, кембриджская шко­лы. Средневековый рецепт.

                            Вопросы для повторения

1. В чем вы усматриваете философский смысл христианства?

2. Каковы различия философской и религиозной картин мира?

3. В каких исторических условиях происходил процесс христианизации европейской жизни?

4.Как понимать основной тезис христианской антропологии: «Человек есть образ и подобие Бога».

5. Возможна ли гармония веры и разума?

6. Каковы основные этапы развития средневековой филосо­фии?

 

                    

                                          Литература (основная)

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

        Литература (дополнительная)

Звиревич, В. Т. Древняя и средневековая философия: учебник для академического бакалавриата / В. Т. Звиревич; под науч. ред. С. П. Пургина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.

Аврелий Августин. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992.

Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник. – М., 1988. – С. 230-252.

Боргош Ю. Фома Аквинский (пер. с польского). – Изд. 2-е. – М., 1975.

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. – М., 1972.

Курантов А.П., Стяжник Н.И. Уильям Оккам. – М., 1978.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979.

Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 2005.

                   Тема 4. философия ВОЗРОЖДЕНИя

1.Исторические условия возникновения; значение в культуре
и обществе.

2.Гуманизм как идейная платформа взрожденческой мысли.

1.Натурфилософия. Бруно. Н. Кузанский.

2.Социально-политические учения. Н. Макиавелли. Т. Мор.Т. Кампанелла.

3.Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Каль­вин. М. Лютер. Меланхтон. Значение протестантизма.

 

                            Вопросы для повторения

1. Каковы социальные и научно-философские причины воз­никновений ренессансной натурфилософии?

2. Какую роль играют у натурфилософов идеи пантеизма, тождества микро- и макрокосма, гилозоизма?

3. В чем заключается связь философии Возрождения с антич­ными философскими идеями?

4.Какие чуждые схоластике идеи вносит в философию Петрарка?

5.Почему Ватикан в 1676 году внес «Опыты» Монтеня в «Индекс» запрещенных книг?

6. В чем заключаются гуманистические мотивы философии Возрождения?

7. Какие принципы эпикурейской морали использовались как средство в борьбе с аскетизмом христианства?

8. В чем сущность учения Н. Кузанского об абсолюте как актуальной бесконечности и о природе как бесконечности потенци­альной?

9. Какова роль Бруно в развитии философской мысли эпохи Возрождения?

                    Темы рефератов

Апофеоз искусства и культ художника- творца в эпоху Воз­рождения.

Пантеизм — специфическая черта натурфилософии Возрож­дения.

Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности.

Идеи социальной философии в эпоху Возрождения.

Астрономические открытия Я. Коперника и Д. Бруно их ми­ровоззренческое значение.

Религиозные движения XVI-XVII вв. и их взаимоотноше­ния с философской мыслью.                  

Реформация и ренессанс.

Новое понимание человека в эпоху Возрождения.

Христианский гуманизм и просветительство Эразма Рот­тердамского.     

            Проблема главы государства и отделение политики от мо­рали в доктрине Макиавелли.

                                                     

                         Литература (основная)

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

                  

                             Литература (дополнительная)

Антология мировой философии.—М., 1962. т.2

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.—М., 1989

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.), — М.: МГУ, 1983,

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

Лоренцо Балла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М., 1989.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

Николо Макиавелли. Избранные сочинения. — М., 1982.

Пика делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. В кн. Человек.-М, 1991.

Пьеро Помпонацци. Трактаты. — М., 1990.

Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. — М., 1969.

История философии. Т.2.- М., 1941.

 

 

   Занятие  5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюра­лизм Лейбница).

2. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм.

3. Разум и свобода. Теории естественного права, либеральные идеи в филосо­фии Нового времени.  

4. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Условия возникновения. Социальное значение. Роль разума в познании и пре­образовании мира. Общественный прогресс.    

5. Идеи естественного права Вольтера. «Естественная полити­ка» Дидро. Монтескье о формах правления, разделении властей, законах, политической свободе. Руссо о неравенстве, свободе, граж­данской культуре. Оценка религии.

                                        Вопросы для обсуждения

1. Что такое научная революция?

2. Какова роль научных революций в изменении миропонима­ния, становлении мировоззрения, формировании картины мира.

3. В чем суть механицизма как принципа миропониманияXVII в.?

4.Почему Галилей является основоположником современной физики?

5. В силу каких обстоятельств проблемы методологии научно­го познаний занимают столь существенное место в философии XVII в.?     

6. Каковы, на Ваш взгляд, слабые стороны эмпиризма, раци­онализма, интуитивизма как методологических установок науки Нового времени?

7. Охарактеризуйте суть и аргументы субъективно идеалисти­ческого эмпиризма (Д.Юм) по вопросу принципиальных воз­можностей познания.

8. Согласны ли Вы с мнением Р. Декарта об истинном: «Никогда не принимать за истинное ничто, что я не признал бы таковым с очевидностью».

9. Как бы вы ответили на два знаменитых вопросов П. Бейля (1647—1706) — автора Исторического и критического словаря»(1695) и одного из прямых предшественников французских про­светителей: «В чем большее зло — в атеизме или в ложной рели­гии?»; «Могут ли атеисты быть нравственными людьми?».

10. Как вы понимаете утверждение Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?

11. Что такое «культ разума»,  рожденный эпохой Просвеще­ния? Каково ваше отношение к нему? Кто из французских фило­софов XVIII в. отверг его и почему?

12. Какие социально-политические идеи эпохи Просвещения, по вашему мнению, являются актуальными в наши дни?

                                     Темы рефератов

1. Социокультурные предпосылки формирования науки Ново­го времени.

2. Научная революция: естественнонаучное содержание, ми­ровоззренческие предпосылки и следствия.

3. Философские универсалии Нового времени — проблема по­нимания бытия, природы, познания, человека.

4. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5. Галилей — основатель современного естествознания.

6. Метод мысленного эксперимента.

7. Проблема научного исследования в философии Нового вре­мени.

8. Утверждение идеала объективного познания.

9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии.

10. Развитие математической логики в философии Нового вре­мени.

11. Лейбниц о принципе достаточного обоснования.

12. Скептицизм Юма.

13. Механистическая картина мира.

14. Деизм  ипантеизм.

15. «Левиафан» Гоббса.

16. Идеи естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка.

17.Либерализм Локка, Милля.

18.Материализм и идеализм в философии Просвещения.

19. Триумф и трагедия просветительского атеизма.

20. Эстетика Просвещения.

21. Просветительский идеал человека.

22. Проблемы воспитания в этике Просвещения.

23. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция.

24. Значение Энциклопедии наук, искусств и ремесел для фи­лософии Просвещения.

25. Великие авантюристы эпохи Просвещения (Казанова, Ка­лиостро, Сен-Жермен) — герои своего времени: философский смысл их идей и деяний.

26. Социальная философия Монтескье.

27. Антиклерикализм французского Просвещения: истоки, эво­люция, итоги.       

28. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения.

29. «Обманы и Ричардсона, и Руссо»: философские аспекты литературы английского и французского Просвещения.

30. Просветительские идеи в английской этике ХVШ в. (Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль).

31.Основные направления философии немецкого Просвещения.

 32. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера.

                                        

Литература

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

 

Дополнительная

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. -М., 1977.

Галилей Г. Избранные труды.В 2 т. – M., 1964.

Гоббс Т. Соч. В 2 т - М., 1991.

Лейбниц Г. Соч. в 4 т. - М., 1982.

Локк Дж. Собр. соч. в трех томах. — М., 1985.

Ньютон Л. Математические начала натуральной философии. Собр. акад. А.Н. Крылова. Т.7. — M.-JI., 1936.

Паскаль Б. Мысли о религии. — М., 2001.

Док. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3. Новое время. — М., 1996.

Спиноза Б. Избранные произв. в 2 т. М., 2001.

Хесле В. Гении философии Нового времени. — М., 1992.

Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965.

Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. – М., 1981.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994.

 Вольтер. Философские повести. – М., 1978.

Дидро. Племянник Рамо, Монахиня, Жак-фаталист и его хозяин.–М., 1972.

Жучков В А. Немецкая философия эпохи раннего Просвеще­ния — М., 1989.

История философии. — М., 1943.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. — М.:Мысль, 1981.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевро­пейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986.

Монтескье. «Персидские письма». -М., 1966.

Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.:Наука, 1993.

Руссо. «Исповедь». — М., 1970.

 

  Занятие 6. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды твор­чества. Этика. Социально-политические взгляды.

2.Г.В.Ф. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права.

3.Л. Фейербах. Антропологический материализм.

4.И. Г. Фихте. Наукоучение. Учение о морали, праве, государ­стве.

  5. Ф. В. Й. Шеллинг. Трансцендентальный идеализм. Филосо­фия тождества. Философия свободы.

                        Вопросы для обсуждения

1. Каково значение мира «вещей в себе» в философии Канта?

2.Что такое «антиномии» Канта и как они разрешаются?

3.В чем видел Гегель смысл мирового процесса, назначение
человека, содержание истории?

4.Как вы поняли положение Гегеля: «все действительное ра­зумно и все разумное действительно»?

5.Как Фейербах понимал сущность религии?

6.У Фейербаха любовь выступает основой морали и человеческих отношений. Согласны ли вы с такой трактовкой любви?

7.Влияние Фихте на современную феноменологию и филосо­фию существования.

8. Как Фихте понимал свободу?

9. В чем смысл натурфилософии Шеллинга?

                             Темы рефератов

1. Век немецкого Просвещения.

2. Немецкая классическая философия и ее значение в разви­тии философской мысли и культуры человечества.

3. Философия как специальная система дисциплин, катего­рий, идей немецкой классической философии.

4.«Докритический» период в творчестве Канта.

5.Космогоническая теория Канта- Лапласа.

6.«Критика чистого разума» Канта.

7.Учение Канта об аналитических и синтетический суждени­ях.

8. Разработка Кантом концепции морали и нравственного за­кона.

9.Кант о роли философии в разработке проблем гуманизма.

10.«Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта.

11.Диалектика Канта.

12.Антиномии и способы их разрешения в теории познания Канта.

13.Идея вечного мира — завершающее звено философии Канта.

14.Философская система Гегеля.

15.Целостная концепция диалектики в философии Гегеля.

16.Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом го­сударстве, частной собственности.

17.Гегель о смысле мирового процесса, назначении человека, содержании истории.

18.Период философии деятельности и период философии аб­солюта в творчестве Фихте.

19.Активность, действенность сознания и самопознания чело­века в философии Фихте.

20.Идеи Фихте о первенстве народа над государством.

21.Шеллинг о взаимосвязи объективного и субъективного.

22.Натурфилософия Шеллинга.

23.Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга.   

24.Антропологический материализм Фейербаха.

25. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха.

Литература

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

Дополнительная

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. Т. 4. Ч. I. — М.: Мысль, 1965.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.:Мысль, 1986.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избр. филос. произведения. — М.: Госполитиздат, 1955.

Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. — СПб., 1993.

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3.1971.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль,1978.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3,4, - М„1997.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.,1979.   

Краткая история философии. — М., 1996.

Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3. Ч. 2. — М.,1993.

История философии. Т. З. — М., 1943.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.088 с.)