Безопасности на железнодорожном транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасности на железнодорожном транспорте



1. Единые правовые нормативы

(основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области обеспечения транспортной безопасности)

/ Конституция РФ

Ст.37 п.3 - Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасност и и гигиены…

/ КоАП РФ

Ст.20.4 Нарушение требований пожарной безопасности

/ УК РФ

В УК РФ предусмотрены четыре нормы об ответственности за посягательства на безопасность железнодорожного транспорта

 

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст 263),

 

2) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их

 

в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст 266),

 

3) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267),

 

4) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст 268)

 

42


ФЗ РФ (и подзаконные акты)

/ ФЗ от 28.12.2010г. № 390 «О безопасности» (определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ)

/ ФЗ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

/ ФЗ от 10.01 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте

в РФ»

 

- Приказ Минтранса РФ от 26 марта 2009 г. N 46"О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)";

 

- Приказ Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" (с изменениями и дополнениями)

 

- Приказ Минтранса РФ от 20 декабря 2010 г. N 284 "Об

 

утверждении Норм допускаемых скоростей движения электропоездов ЭВС "Аллегро" по железнодорожным путям колеи 1520 мм участка Санкт-Петербург - Бусловская - Санкт-Петербург"

 

2. Отраслевые правовые нормативы

(определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли)

/ Утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года №710 Техническиерегламенты

 

- «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;

- «Обезопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;

- «О безопасности инфраструктуры и подвижного состава высокоскоростного железнодорожного транспорта».

По каждому регламенту разработано соответственно 240, 80, 80 государственных стандартов

 

/ ОСТ 68-12.0.01-02 Отраслевая система стандартов побезопасности труда. Основные положения

/ Правила устройства и безопасной эксплуатации

43


Например, Правила технической эксплуатации железных дорог РФ(ПТЭ);

 

/ Правила, обеспечивающие безопасность граждан, соприкасающихся с ж.д. транспортом

 

Например, Правила нахождения граждан и размещения объектов взонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (утв. приказом Минтранса РФ от 8февраля 2007г. N 18)

/ Инструкции по безопасности(в т.ч.по охране правопорядка н а

ж.д.)

Например, Инструкция по безопасности труда на железнодорожномтранспорте;

 

- Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ);

 

- Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ (ИДП)

 

- Инструкция по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения(утв. приказом МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013г.

 

N 1022/487)

 

 

3. Нормативы предприятий

На сегодняшний день в ОАО «РЖД» разработано более ста корпоративных стандартов в различных областях, в том числе стандарты, касающиеся непосредственно вопросов безопасности. Например,

  Безопасность

железнодорожных

СТО РЖД 1.02.001- перевозок. Термины и Введен
2006

определения

  с 01.05.2006
     
  Безопасность

железнодорожных

СТО РЖД 1.02.002- перевозок.

Требования к Введен
2006 управлению

безопасностью с 01.05.2006

  перевозок    
  Безопасность

железнодорожных

СТО РЖД 1.02.004- перевозок.

Методика расчета Введен

2006

эксплуатационных показателей с 01.05.2006

 

безопасности движения поездов

 

/ должностные инструкции «на местах»

44


3. ФЗ «О транспортной безопасности» (практическая работа)

 

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной

 

безопасности» был принят в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.

 

Задание:

На основе изучения текста ФЗ «О транспортной безопасности» дайте ответы на следующие вопросы:

 

1 Что подразумевается под термином «транспортная безопасность»?

 

2 Какие объекты входят в зону транспортной безопасности?

 

3 Перечислите меры, определяемые государством для обеспечения транспортной безопасности

 

4 Что означает оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

 

5 Нужно ли знакомить персонал с р езультатами проведенной оценки уязвимости их предприятия?

 

6 Какой документ разрабатывается на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры?

 

7 Каким термином Закон определяет персонал субъекта подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры?

 

8 Каковы цели обеспечения транспортной безопасности?

 

9 Перечислите основные задачи обеспечения транспортной безопасности

 

10 В каком случае работник вправе отказаться от обязанностей по обеспечению транспортной безопасности, возлагаемых на него руководством? (ответ сопроводите ссылкой на статью и номер пункта Закона)

 

11 Какой документ определяет порядок обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства сооружений, не отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры?

 

12 Какие обстоятельства, как правило, являются определяющими при категорировании транспортного средства?

 

45


13 На основании какого документа разрабатывается План обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры?

 

14 Допускаются ли до работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, лица, сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на эту работу? (ответ сопроводите ссылкой на статью и номер пункта Закона)

 

15 Какие данные подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей)?

 

16 Может ли служить основанием для внеплановой проверки субъекта транспортной инфраструктуры заявление от гражданина, поступившее в органы государственного контроля? (ответ сопроводите ссылкой на статью и номер пункта Закона)

 

17 Нужно ли предварительно предупреждать субъекта транспортной инфраструктуры о внеплановой проверке?

 

18 Какая статья Закона определяет права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности?

 

19 Вправе ли пассажир отказаться от повторного досмотра, проводимого в целях обеспечения транспортной безопасности?

 

20 Имеют ли право на ношение служебного огнестрельного оружия сотрудники подразделений транспортной безопасности?

 

21 Выберите из текста Закона и укажите статьи и номер пунктов, в которых непосредственно речь идет о железнодорожном транспорте5.

 

5 задание выполняется на дополнительную оценку

46


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ:

 

 

1 Перечислите нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы по безопасной работе железнодорожного транспорта?

 

2 Поясните, какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил безопасности перевозочного процесса?

 

3 Определите, что включает в себя организация безопасности движения на железнодорожном транспорте?

 

4 Перечислите, какие виды уголовной ответственности предусмотрены за нарушение правил безопасности перевозочного процесса?

 

5 Проанализируйте, почему железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности?

 

6 Используя Приложение 3.3.5, другие источники подготовьте сообщение по теме «Система транспортной безопасности РФ»

 

4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1 О железнодорожном транспорте в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2003г. № 17-ФЗ. – Режим доступа: http//www.base.garant.ru/12129474/1/#block_100;

 

2 О транспортной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ.- Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/ cons_ doc_LAW_66069/;

 

3 О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

 

Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/;

 

4 Плахотич, С.А. Транспортное право (железнодорожный транспорт): учеб. пособие. / С.А. Плахотич, И.С. Фролова. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 335 с.

 

 

47


Тема 3.3.6 РАБОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (2 часа)

Практическая работа №8 (2 часа)см. Рабочая программа Содержание учебного материала:

Правовое регулирование аварийно-восстановительных работ. Транспортная безопасность. ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»

 

Основные понятия:

чрезвычайное событие; чрезвычайная ситуация; чрезвычайная ситуация; авария; катастрофа

 

& КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

1 Чрезвычайное происшествие: признаки, причины, порядок устранения последствий

 

2 Правовое регулирование работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях

 

3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

 

 

1. Чрезвычайное происшествие: признаки, причины, порядок устранения последствий

Железнодорожный транспорт выполняет огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в т.ч. и особо опасных на дальние расстояния в различных климатических условиях. Работе по предупреждению, а так же устранению последствий происшествий наступивших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, уделяется на железнодорожном транспорте особое внимание

Факторы, провоцирующие чрезвычайные ситуации на ж.д. транспорте:

- большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава – около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны – 80–100 тонн);

- высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;

- наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

- наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);

 

 

48


- влияние человеческого фактора на причины аварии (управление

 

локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);

 

- многообразие поражающих факторов и возможность их

 

комбинированных сочетаний.

 

@ Чрезвычайное событие - это техногенное,антропогенное илиприродное происшествие с резким отклонением от норм процессов или явлений, оказывающее значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, экономику, социальную и природную среду.

@ Чрезвычайные условия -это черты обстановки,сложившейсяна объекте, в регионе в результате чрезвычайного события и других факторов.

@ Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это совокупностьобстоятельств, сложившихся под влиянием чрезвычайных условий в результате чрезвычайного события.

Признаки ил и результаты ЧС:

- опасность для жизни и здоровья многих людей; - нарушение экологического равновесия;

- выход из строя систем жизнеобеспечения и управления; полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности;

- значительный материальный ущерб; привлечение больших сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий;

- психологический дискомфорт для многих людей.

@ Авария - это чрезвычайное событие по техногенным причинам

и из-за внешних воздействий, состоящее в повреждении или разрушении технических устройств или сооружений.

 

@ Катастрофа - это авария с человеческими жертвами,значительным материальным ущербом и другими тяжелыми последствиями.

Общие причины происшествий: - износ технических средств,

- нарушение правил эксплуатации, - терроризм,

- несоблюдение правил безопасности.

! Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей.

 

Характернымиособенностями        этих чрезвычайных ситуаций

 

являются значительные размеры и высокая скорость формирования очага

 

49


поражения; внезапность, отсутствие специальной техники на начальном этапе работы; трудность в определении числа пострадавших, организация поиска останков погибших; необходимость скорейшего возобновления движения.

 

@ Аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий на ж.д. транспорте включают:

- сбор информации,

- разведку и оценку обстановки; - отграничение опасной зоны;

- проведение аварийно-спасательных работ; - ликвидация последствий аварии.

Действия участников перевозочного процесса п ри возникновении

ЧС:

1. Владельцами инфраструктуры и перевозчиками создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства,

резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

2. В случае возникновения ЧС владельцы инфраструктуры

незамедлительно оповещают посредством телефонных, телеграфных или электронных средств связи Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), ее

территориальные органы, правоохранительные органы, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), органы местного самоуправления.

3. Оперативное руководство ликвидацией последствий ЧС, восстановлением прерванного движения поездов, обеспечением вывоза пассажиров, снабжением материалами, механизмами, оборудованием и питанием, выделением и доставкой дополнительного количества рабочих осуществляют комиссии владельцев инфраструктуры.

Указанные комиссии, используя все имеющиеся виды связи, должны располагать точной информацией о чрезвычайной ситуации природного и

 

 

50


техногенного характера, ходе ведения аварийно-спасательных работ и планируемых сроках их завершения.

 

Владельцы инфраструктуры обязаны в пределах технических и технологических возможностей принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий, а также в случае необходимости выделять имеющиеся у них в наличии средства связи, железнодорожный подвижный состав, транспорт, средства пожаротушения и огнетушащие вещества.

 

При необходимости привлекаются силы и средства территориальных

 

и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,а также МЧСРоссии.

 

При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель,

 

получатель) опасных грузов обеспечивают немедленное направление необходимых сил и средств или своих представителей на место ЧС.

 

4. Для управления ликвидацией последствий ЧС комиссией владельца инфраструктуры создается оперативная группа, в задачу которой входит:

 

- оценка обстановки и масштабов ЧС, а также прогнозирование дальнейшего развития обстановки;

 

- выработка предложений и принятие решений по локализации и ликвидации последствий ЧС, защите населения и окружающей среды;

 

- координация действий привлеченных к работам всех наличествующих сил и средств, подготовка предложений об использовании имеющихся видов ресурсов;

 

- принятие (по решению вышестоящих органов управления) непосредственного руководства работами по ликвидации последствий ЧС;

 

- оповещение населения, при необходимости его эвакуация.

 

При ликвидации последствий ЧС произошедшей на железнодорожном переезде и приведшей к пожару и дорожно-транспортным происшествиям, необходимо привлечение пожарных поездов, пожарных частей и поисково-спасательных подразделений.

 

! Выполнение работ с опасными грузами производится по согласованию с сопровождающими их представителями грузоотправителя

 

и (или) грузополучателя и при их участии.

 

 

51


2. Правовое регулирование работы железнодорожноготранспорта в чрезвычайных ситуациях

В Конституции РФ (ст.72) записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий».

 

Основной Закон РФ закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

 

Важное место в государственной политике отводится нормативно– творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства РФ и других нормативных документов.

 

Общие для РФ организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от ЧС природного и техногенного характера определены в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера»;

 

/Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ"

 

Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

Ст.24 Организация работы железнодорожного транспорта вчрезвычайных ситуациях

/Порядок действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Приказом Минтранса РФ от 26

 

июня 2008г. N94)

 

52


3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Рисунок 3)

Цель создания этой системы - объединение усилий - федеральных органов исполнительной власти, - органов исполнительной власти субъектов РФ, - органов местного самоуправления

- организаций,учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

 

Рисунок 3 – Основные задачи РСЧС

 

 

РСЧС согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 ―О Единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций‖ включает в себя:

 

органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от

 

53


чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

 

Функциональные подсистемы РСЧС создают федеральные органы исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.

áПостоянно действующие органы управления РСЧС:

- на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

- на региональном уровн е – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

 

- на территор иальном и местном уровнях - соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях всех субъектов Российской Федерации и всех муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

 

- на объектов ом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

áОрганы повседневного управления РСЧС:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные

 

центры, дежурно–диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

 

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;

 

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, территориальные (местные) информационные центры, дежурно– диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

 

- единые дежурно–диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно–диспетчерские службы организаций (объектов).

 

54


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ:

 

 

1. Опишите специфику работы железнодорожного транспорта в особых условиях

 

2. Перечислите, из чего состоят силы и средства железнодорожной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

3. Укажите, какие нормативно-правовые акты регулируют порядок проведения аварийно-восстановительных работ

 

4. Поясните, что включает в себя организация обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

 

5. Назовите цели создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

 

6. Проанализируйте ее структуру и принципы деятельности

 

7. Воспользуйтесь Интернет – ресурсами и составьте Перечень

 

нормативных документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта в условиях чрезвычайной ситуации.

8. Дайте определение понятиям:

 

- чрезвычайное событие;

 

- чрезвычайное условие;

 

- чрезвычайная ситуация;

 

- авария;

 

- катастрофа.

 

4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 января 2003 г. №

 

17-ФЗ. Режим доступа: http//www.base.garant.ru/12129474/1/# block_100;

 

2. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794.-

 

Режим доступа: http://base.garant.ru/186620/;

 

3. Плахотич, С.А. Транспортное право (железнодорожный транспорт): учеб. пособие./ С.А.Плахотич, И.С.Фролова.- М.: ФГБОУ УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2015.- 335 с.

 

55



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.172 с.)