Киевская Русь во второй половине IX – Х вв. : история и историография. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киевская Русь во второй половине IX – Х вв. : история и историография.



 

 И-г концепции:

Государственническая. С 18 в.Толочко, Свердлов, Карамзин, Татищев. Киевская Русь(КР) – сформировавшееся гос-во с четко оформившейся центральной властью со столицей в Киеве и включающую в себя большинство территорий, заселенных славянами.

Теория «конгломерата».  80-90е годы 20 века. Франклин, Шеппорт, Скрынников, Горский. Никакого государственного образования в IX-X веке не было. Киев – спорный центр. Разные группировки славян с разными центрами.

Была ли Киевская Русь государством?

В советской историографии по этому вопросу шли довольно длительные, хотя и малопродуктивные дискуссии. Плодотворность их была заранее определена жестко ограниченным набором “подходящих”, “правильных” объединений (типа “дофеодализм”, “варварское”, “готическое”, “раннеклассовое”, “раннефеодальное” и т.п.).

 

“В трудах Б.Д. Грекова, - пишет В.Б. Корбин, - сегодня читателя поражает сочетание широкой эрудиции и высокой профессиональной культуры со схематизмом выводов, точно укладывающихся в прокрустово ложе формационного учения в том виде, в каком оно было изложено в “Кратком курсе истории ВКП(б)”. Один историк, работавший в довоенные годы под руководством Б.Д. Грекова, однажды рассказал мне, как Б.Д. спрашивал его наедине:

 

-Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему.

 

И показывал на портрет Сталина, висевший на стене кабинета. Прав был Леонид Мартынов: “Из смирения не пишут стихотворения”. И научные труды тоже. Не потому ли большинство концепций Б.Д. Грекова не принимает сегодняшняя историческая наука?”.

 

Попыткой вырваться из рамок заранее заданных определений стало сенсационное для своего времени заявление И.Я. Фроянова:

 

“Изучение зависимости населения в Древней Руси показывает, что наиболее архаической формой эксплуатации у восточных славян было рабство, прослеживающееся еще со времен антов. С возникновением в Х столетии крупного (княжеского) землевладения рабский труд стал применяться и в вотчине. Сперва челядь (рабы-пленники), а затем холопы (рабы местного происхождения) составляли рабочий люд древнерусской вотчины. Следовательно, первоначально она имела рабовладельческий характер, и так продолжалось примерно до середины XI в., когда появился контингент феодально зависимых и полусвободных, эволюционировавших в сторону феодальной неволи (крепостничества). С этой поры феодальные элементы (отдельные группы смердов, изгоев) постепенно проникают в вотчину, под оболочкой которой скрываются теперь рабские и феодальные ингредиенты. Вотчина превращается в сложный социальный организм: она и рабовладельческая и феодальная одновременно. Но все же рабов и полусвободных в ней было больше, чем феодально зависимых. При этом надо решительно подчеркнуть, что древнерусские вотчины на протяжении XI-XII вв. выглядели подобно островкам, затерянным в море свободного крестьянского землевладения и хозяйства, господствовавшего в экономике Киевской Руси”.

 

Следующим шагом стала предложенная И.Я. Фрояновым характеристика Киевской Руси как государства доклассового, потестарного. Она основывалась на выделении трех “главных отличительных” признаков, сочетание которых признается в потестарно-политической этнографии показателем завершения политогенеза и формирования государства:

 

“1) размещение населения по территориальному принципу, а не на основе кровных уз, как это было при старой родовой организации; 2) наличие публичной власти, отделенной от основной массы народа; 3) взимание налогов для содержания публичной власти”.

Принятие христианства на Руси: история и историография. Проблема «двоеверия» и дуализма русской средневековой культуры. Церковь в первые века русского православия, ее роль в развитии культуры и государственно-правовой системы Руси.

 Концепция 5кратного крещения:


1. от апостола Андрея

2. от патриарха Фотия

3. от Кирилла и Мифодия

4. От Ольги

5. От Владимира.


В Новгороде – ближайшие соседи – католики. Православие – потеря связи с соседями. Путята мечом, Добрыня огнем. Конец августа – начало сент. 990. 3 этапа.

Проблема двоеверия:

Взаимодействие язычества и христианской культуры. «Проблема двоеверия» якобы принципиально отличающая р. культуру от других. Однако каждая культура уникальна. 

В советской и-г. попытка противопоставить к-ру верхов к-ре низов. Но в княжеско-дружинной к-ре – элементы народной.

Христианство лишь частично уничтожило структуру язычества, поставило его в иные условия. Не «оязычивание христ.», но «христианизация яз.». Язычество – не антипод хрис-ва. Сложно и многослойно по структуре, эволюционировала еще в дохристианскую эпоху. Не двоеверие, а народное христианство. Духовный симбиоз.

Концепции по двоеверию:


1. христианство с остатками язычества

2. язычество с оболочкой христианства

3.  Оязычивание христианства

4. охристианивание язычества. Народное христианство. Данилевский.

В церковной историографии (истории Церкви)

 

В месяцеслове Русской Церкви никогда не было и нет праздника (воспоминания) в честь событий 988—989 годов[44]. Вплоть до начала XIX века в России не было истории Русской Церкви как научной отрасли или учебной дисциплины: первым систематическим трудом стала «Краткая Церковная Российская История» митрополита Московского Платона (Левшина) (М., 1805 в 2-х ч.). Церковный историк начала XXI века В. И. Петрушко писал: "Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше»[21].

 

Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира»[45]. Наиболее авторитетный русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) посвящает истории христианства в России до 988 года первые 2 части своего основного труда [46]. Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире»[47], «обращение князя Владимира»[48], «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе»[49]. Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем»[50][51], как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему[52].

 

Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 [SIC] году крещение Руси»[53]. Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года[54].

 

Однако, в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле»[55].

 

Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире»[56][57].

[править]

Оценка в советской историографии

 

На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной[58] до в целом (с оговорками) позитивной.

 

Так, в изданной в 1930 году книге Церковь и идея самодержавия в России о крещении Руси говорится следующее: «Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой — проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами»[59].

 

«Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов» 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт иную оценку: «<…> Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры»

religio.rags.ru›journal/anthology2/a2_1.pdf

Даю оценку по Соловьеву и Ключевскому.

Плюсы: развитие духовной и материальной культуры (письменность, зодчество, живопись, грамотность, строительство храмов. монастырей и школ).

Дальнейшая централизация власти. ибо христианство трактовало власть правителя как данную Богом.

Морально-нравственный аспект: отказ от многоженства, укрепление семьи, института брака.

Князья дарили монастырям земли, и монахи рачительно хозяйствовали на них. То есть христианизация Руси способствовала развитию экономики.

Минусы: некоторые церковные деятели пытались вмешиваться в дела светских властей, участвовали в интригах.

жесточайшим гонениям подвергалось все то, что было связано с язычеством. А это же был богатый пласт исконно русской культуры!

из-за принятия христианства по православному образцу у Руси надолго испортились отношения с западными католическими государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.239 (0.021 с.)