Крупнейшие русские земли в эпоху феодальной раздробленности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крупнейшие русские земли в эпоху феодальной раздробленности.



Крупнейшие земли в эпоху феодальной раздробленности – Владимиро-Суздальская (Ростово-Суздальская), Галицко-Волынская и Новгородская феодальная республика.

Занимавшее большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальское княжество со временем стало центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. Начало самостоятельного княжества относится к княжению сына Владимира Мономаха – Юрия Владимировича Долгорукова. При нем был основан ряд городов, в том числе и Москва (впервые упоминается в 1147 г.). Сын князя Юрия – Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174 гг.) перенес столицу своего княжества из Ростова во Владимир-на-Клязьме, укрепил и украсил столицу, утвердил сильную единодержавную власть князя. Правление его сына – Всеволода Большое гнездо (1176–1212 гг.) – период наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества.

 Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Туда же была перенесена и митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который отдавал предпочтение Северо-восточной Руси. Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими  князьями в уделы своим сыновьям. Город Владимир, основанный Владимиром Мономахом в 1108 г., и пожалованный в удел сыну Андрею, вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий. После смерти Юрия его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

Во Владимиро-Суздальском княжестве возникла  категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появился и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Татаро-монголы, завоевав Русь, оставили неизменной организацию православной церкви. Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них, выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.

Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому.

Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем, сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал «матерь городов русских», но столицу свою туда не перенес - вернулся во Владимир. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван «самовластием» Владимиро-Суздальской земли. Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой,  формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в Совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских.

Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много тяготу людем сим створиша продажами и вирами".

 Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.

Галицко-Волынское княжество простиралось от Карпат до Подлесья. Активную роль в жизни княжества играло сильное и богатое местное боярство. Князь Роман Мстиславович в 1199 г. объединил Галицкую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Сын его – князь Даниил (1205–1264 гг.) вел длительную борьбу за сохранение единства княжества. Он объединил под своей рукой всю юго-западную Русь, провозгласил себя галицким королем. Но при его преемниках Галицко-Волынская земля начала слабеть и распадаться. Со временем территория Галицко-Волынского княжества стала ареной ожесточенных споров между Венгрией, Польшей и Литвой, а в конце XIV века была окончательно захвачена Польшей.

Новгородская земля играла особую роль в истории Руси. Главный источник обогащения местного боярства – прибыль от продажи продуктов промысла – бортничества, охоты на пушного и морского зверя. В XII веке укрепляются торговые связи Новгорода со странами Балтийского бассейна. В 1136 г. образуется самостоятельная феодальная республика: резкое ограничение княжеских функций (приглашение князей на службу), высшую роль в управлении играло вече, глава городского управления – посадник, глава местного городского ополчения – тысяцкий. Реальная власть в самоуправлении принадлежала крупному новгородскому боярству. Новгород неохотно участвовал в общерусских делах. Самая богатая и большая по территории земля не смогла стать потенциальным центром объединения русских земель.

 

 

Основная литература

1. Георгиева Н.Г. История России: учебное пособие / Н.Г.Георгиева, В.А. Георгиев. М., 2006. 

2. Греков Б.Д. Киевская Русь / Б.Д.Греков. М., 2004.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. М., 2006.

4. Демин В.Н. Тайны русского народа / В.Н.Демин. М., 2006.

5. Деревянко А.П. История России: учебное пособие / А.П.Деревянко. М., 2007.

6. История России: разные конструкции истории – разный смысл жизни: учебное пособие / Под ред. Б.М. Личмана. Екатеринбург, 2005.

7. Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле / А.Д. Нечволодов. М., 2006.

8. Отечественная история (IX - первая четверть XVIII вв.). Материалы и методические указания для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. СПб., 2006.

9. Россия с древнейших времен до начала ХХ вв: общество, личности, политика, культура, государство / Буданова В.П., Горский А.А. и др.М., 2006.

10. Фомин И.Е. История отечества: учебное пособие / И.Е. Фомин. М., 2004.

11. Фортунатов В.В. Отечественная история: для гуманитарных вузов: учебное пособие / В.В. Фортунатов. СПб., 2007.

Дополнительная литература

 

1. Андреев А. Р. История государственной власти в России ΙХ − ХХ вв: Энциклопедическое издание / А. Р. Андреев. М., 1999.

2. Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. В 2 т. Т.1 / А. С. Ахиезер. М., 1997.

3. Данилевский И. Н. Библия и повесть временных лет / И. Н. Данилевский // Отечественная история. 1993. № 1.

4. История России с древнейших времен до конца ХVΙΙ века / Отв. ред.     А. Н. Сахаров. М., 1997.

5. Карамзин Н. М. Курс русской истории. В 9 т. Т. 1 / Н.М. Карамзин. М., 1987.

6. Карпов А. Ю. Владимир Святой / А. Ю. Карпов. М., 1997.

7. Ключевский В. О. Курс русской истории. В 9 т. Т. 1 / В. О. Ключевский. М., 1987.

8. Лебедев В. Э. Государство и общество в русской истории / В. Э. Лебедев. Екатеринбург, 1993.

9. Ловмянский Х. Русь и норманны / Х. Ловмянский. М., 1985.

10. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки / Л. И. Мечников. М., 1995.

11. Нечволодов А. Сказание о Русской земле / А. Нечволодов. Екатеринбург, 1991.

12. Новосельцев А. П. Образование древнерусского государства и его первый правитель / А. П. Новосельцев // Вопросы истории. 1991. № 2, 3.

13. Носова Г. А. Язычество в православии / Г. А. Носова. М., 1987.

14. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. М., 1991.

15. Руднев В. А. Слово о князе Владимире / В. А. Руднев. М., 1989.

16. Рыбаков Б. А. Древняя Русь: сказания былины, летописи / Б. А. Рыбаков. М., 1963.

17. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М., 1987.

17.Сахаров А. Н. Дипломатия княгини Ольги / А. Н. Сахаров // Вопросы истории. 1979. № 10.

18. Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава / А. Н. Сахаров. М., 1982.

19. Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди / О. В. Творогов. СПб., 1994.

20. Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Киев, 1991.

21. Фроянов И. Я. Исторические реалии о летописном сказании, о призвании варягов / И. Я. Фроянов // Вопросы истории. 1981. № 6.

21.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца ХVΙΙΙ века / Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. М., 1989.

22. Экономцев И. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. М., 1992. 

22.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.017 с.)