Особенности и виды богослужений Англиканской Церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и виды богослужений Англиканской Церкви



Основной богослужебной книгой Англиканской Церкви долгое время была Книга общих молитв (Book of Common Prayer, или BCP) 1662 г. С 1980 по 2000 г. наряду с ней действовал Альтернативный служебник (Alternative Service Book), к-рый дополнял Книгу общих молитв; с первого воскресенья Адвента <http://www.pravenc.ru/text/Адвент.html> 2000 г. его сменила Книга общественного богослужения 2000 г. (Book of Common Worship 2000).

Суточный богослужебный круг

Книги общих молитв состоит из утреннего и вечернего богослужений. Утреннее богослужение (Morning prayer, Matins), составленное из древних сарумских (см. Сарумский обряд <http://www.pravenc.ru/text/Сарумский%20обряд.html>) чинопоследований утрени <http://www.pravenc.ru/text/Утреня.html> и 1-го часа, <http://www.pravenc.ru/text/часа%20.html> начинается с чина покаяния: покаянных стихов из Библии, увещания перед исповедью, общей исповеди, имеющей форму произносимой всей общиной молитвы, и отпущения (при отсутствии священника совершающий богослужение читает коллекту «21-го воскресения после дня Святой Троицы» вместо отпущения). Затем следуют: молитва Господня «Отче наш», краткий респонсорий <http://www.pravenc.ru/text/респонсорий.html>, псалом 95/94, оканчивающийся, как и все проч. псалмы и песни, малым славословием Gloria Patri (лат.- Слава Отцу; см. Слава <http://www.pravenc.ru/text/Слава.html>), псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Te Deum (см. Тебе, Бога, хвалим <http://www.pravenc.ru/text/Тебе%20%20Бога%20%20хвалим.html>), или песнь вавилонских отроков <http://www.pravenc.ru/text/вавилонских%20отроков.html> (Benedicite - Благословите), 2-е (новозаветное) чтение, песнь Захарии <http://www.pravenc.ru/text/Захарии.html>, отца Иоанна Предтечи (Benedictus <http://www.pravenc.ru/text/Benedictus.html> - Благословен) или псалом 100/99, т. н. Апостольский Символ веры (в праздники Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Св. Троицы, св. Иоанна Крестителя, ап. Андрея, Матфия, Иакова, Варфоломея, Матфея, Симона, Иуды произносится т. н. Афанасиев Символ веры), Kyrie (Господи; см. Господи, помилуй <http://www.pravenc.ru/text/Господи%20%20помилуй.html>), «Отче наш», респонсорий, коллекты <http://www.pravenc.ru/text/коллекты.html> дня, о мире и о милости, молитвы о королевском величестве, о королевском доме, за духовенство и народ, молитва св. Иоанна Златоуста (молитва 3-го антифона литургии свт. Иоанна Златоуста <http://www.pravenc.ru/text/литургии%20свт%20%20Иоанна%20Златоуста.html>). В конце произносится благословение из 2 Кор 13. 13.

В основу вечернего богослужения (Evening prayer, Evensong) положены сарумские чинопоследования вечерни <http://www.pravenc.ru/text/вечерни.html> и повечерия <http://www.pravenc.ru/text/Повечерие.html>. Вечерняя служба начинается тем же покаянным чином, что и утреннее богослужение. Далее следуют: «Отче наш», псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Песнь Богородицы (Magnificat <http://www.pravenc.ru/text/Magnificat.html> - Величит), псалом 98/97, 2-е (новозаветное) чтение, Песнь прав. Симеона (Nunc Dimittis - Ныне отпущаеши <http://www.pravenc.ru/text/Ныне%20отпущаеши.html>), псалом 67/66, Апостольский Символ веры, Kyrie, «Отче наш» и респонсорий. В конце читаются те же молитвы, что и на утреннем богослужении.

Литания <http://www.pravenc.ru/text/Литания.html> (Litany), или общий молебен, совершается после утреннего богослужений по воскресеньям, средам и пятницам. Литания состоит из множества прошений и ответов народа и в общем носит покаянный характер.

Состав вечернего и утреннего богослужений воскресных дней таков: 1-я часть (вступление) - призыв к покаянию, исповедь, благодарственная молитва и вступительное песнопение (для утреннего богослужения это песнь вавилонских отроков, Пс 95/94, Пс 100/99 или Пасхальный гимн; для вечернего богослужения - Свете тихий <http://www.pravenc.ru/text/Свете%20тихий.html>, Пс 141, Пс 104). 2-я часть (Слово Божие) состоит из псалмов дня, ветхозаветной песни, библейского чтения, респонсория, евангельской песни (Benedictus на утреннем богослужении, Magnificat - на вечернем), т. н. Апостольского Символа веры, ектении и «Отче наш». 3-я часть (заключение) включает последние молитвы и благословение.

Вечернее и утреннее богослужения должны совершаться клириками Англиканcкой Церкви ежедневно.

В XX в. в Англиканcкой Церкви получили также широкое распространение самостоятельные чины повечерия и 1-го часа. 2 чина повечерия (на среднеангл. и совр. англ. языках) соответствуют чину повечерия рим. обряда <http://www.pravenc.ru/text/рим%20%20обряда.html> и включают обряд покаяния, гимн Te Lucis (Тебя, Света), неизменяемые псалмы, краткие чтения из Свящ. Писания, 2 респонсория, Nunc Dimittis с антифоном и заключительные коллекты. Чины повечерий на совр. и среднеангл. языке отличаются друг от друга порядком следования частей. Повечерие на среднеангл. языке больше соответствует состоянию рим. чина повечерия до богослужебной реформы, начатой II Ватиканским Собором, а повечерие на совр. англ. языке - послереформенному (см. Novus ordo <http://www.pravenc.ru/text/Novus%20ordo.html>).

Евхаристия (англ. Eucharist, Вечеря Господня - Lord's Supper, Святое Причащение - Holy Communion). После утреннего богослужения и литании предписывается совершать евхаристическую литургию. Вводная рубрика Книги общих молитв обязывает мирян сообщать о своем намерении причаститься минимум за 1 день. Чин литургии начинается с молитвы «Отче наш», за которой следуют неизменяемая коллекта «Всемогущий Боже, которому открыты все сердца...», чтение 10 заповедей Моисеевых, коллекта за королеву, коллекта дня, апостольское и евангельское чтения, Символ веры (Никео-Цареградский). Затем читаются поучения и королевские указы, произносится проповедь, делают объявления. После этого во время чтения стихов из Библии производится сбор пожертвований, которые священник поставляет непосредственно на св. престол <http://www.pravenc.ru/text/престол.html>. Туда же приносят хлеб и вино, обряд приношения не сопровождается особыми молитвами. Далее произносятся молитва о всей полноте Церкви Христовой и 3 увещевания. Затем совершается краткий покаянный чин, состоящий из обращенного к желающим причаститься призыва к покаянию, общей исповеди, отпущения и «утешительных слов» из Нового Завета. Далее следуют евхаристический канон и причащение. Евхаристические дары преподаются со словами: «Тело Господа нашего Иисуса Христа, за тебя преданное, да сохранит тело и душу твою в жизнь вечную: приими и ешь это в воспоминание, что Христос умер за тебя и напитайся Им в сердце своем верою с благодарением» и «Кровь Господа нашего Иисуса Христа, за тебя пролитая, да сохранит тело и душу в жизнь вечную; пей это в воспоминание, что кровь Христова пролилась за тебя, и пребудь благодарен». После причащения читаются «Отче наш», Благодарственная молитва, Gloria in Excelsis (лат. Слава в Вышних) и следует благословение.

Англиканский евхаристический канон в ХХ в. претерпел разительные изменения. Канон Книги общих молитв 1662 г. состоит из 3 частей: praefatio <http://www.pravenc.ru/text/praefatio.html>, молитвы о достойном причащении, молитвы освящения даров. В последней можно выделить 3 части: обращение к Богу Отцу, пославшему Своего Сына для нашего искупления, эпиклезу <http://www.pravenc.ru/text/эпиклезу.html> («Услыши нас, милостивый Отче...») и установительные слова <http://www.pravenc.ru/text/установительные%20слова.html>. Присутствующее в Книге общих молитв замечание о том, что, если святых даров окажется недостаточно, священник освящает дополнительные хлеб и вино, произнося только слова установления, позволяет утверждать, что первоначально в Англиканской Церкви отчасти сохранялось католич. т. зр. о времени освящения даров.

Но уже составители Книги общих молитв 1927/28 г., до 70-х гг. ХХ в. во многом вытеснившей Книгу общих молитв 1662 г. (неофициально - в Англии, официально почти во всем Англиканском содружестве), придерживаются иных взглядов на время освящения даров и взаимоотношение разных частей анафоры. Канон Книги общих молитв 1927/28 г. состоит из рraefatio, Sanctus <http://www.pravenc.ru/text/Sanctus.html>, молитвы освящения (без эпиклезы), молитвы Oblation (англ.- Приношение) с указанием на то, что дары приносятся Богу, и Invocation (англ.- Призывание) - нисходящей эпиклезы. После этого следуют молитва Unde et memores (лат.- Посему и воспоминая; одна из частей рим. канона мессы из Книги общих молитв 1549 г.), «Отче наш», молитва о достойном причащении и только потом - причащение святых даров. При этом в рубрике говорится: «Если освященные хлеб и вино закончатся до того, как все причастятся, священник должен освятить еще по предписанному: начиная от слов «Слава Тебе, Боже всемогущий...» до слов «...причастниками блаженнейшего Тела и Крови Его»». Т. о., освятительное значение приписывается здесь не только молитве, включающей установительные слова, но также и 2 др.- Oblation и Invocation. В свете этого можно предположить, что заголовок «Молитва освящения» относится не только к молитве со словами установления, но и к 2 последующим.

К концу XX в. эпиклеза стала неотъемлемой частью англиканской анафоры. Более того, согласно многим Служебникам, только эпиклеза, без слов установления, достаточна для освящения даров.

Хотя в Книге общих молитв 1662 г. евхаристический пост не назван среди необходимых условий достойного причащения, до XVIII в. он сохранялся в практике А. Ц. В XIX в. в ходе Оксфордского движения обычай обязательного евхаристического поста был восстановлен, и к кон. XIX в. практика евхаристического поста стала всеобщей. В наст. время существует обычай соблюдать евхаристический пост с полуночи. Если литургия служится вечером, время поста может составлять от 12 до 3 ч. Однако несоблюдение его не может служить причиной для отказа в причащении.

Календарь и лекционарий

Общеупотребительными являются календарь и лекционарий <http://www.pravenc.ru/text/лекционарий.html> Книги общих молитв 1662 г., каторый состоит из великих праздников (Red Letter Days - Дни, (отмеченные) красной буквой), малых праздников (Black Letter Days - Дни, (отмеченные) черной буквой) и дней, на каторые не приходится каких-либо празднований. Великими праздниками считаются Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Обрезание Господне, Благовещение, Обращение св. Павла, дни памяти апостолов и евангелистов, св. Стефана, Иоанна Крестителя, арх. Михаила и всех ангелов, Вифлеемских младенцев и Всех святых. Кроме того, великими праздниками считаются все воскресенья года, понедельники и вторники по Пасхе и Пятидесятнице. Пасха и Пятидесятница не включены в перечень праздников, т. к. всегда совпадают с воскресеньем, но их богослужение - вполне праздничное. Великие праздники отличаются от др. дней наличием коллекты дня и особых чтений на литургии, хотя коллекты и чтения имеются и для нек-рых непраздничных дней: для «пепельной среды» (1-й среды Великого поста <http://www.pravenc.ru/text/Великий%20пост.html>) и всех дней Страстной седмицы <http://www.pravenc.ru/text/Страстной%20седмицы.html> (коллекты только для пятницы и субботы). В проч. дни чтения идут по порядку, в течение всей недели используется коллекта предыдущего воскресенья.

Лекционарий Книги общих молитв состоит из чтений на вечернем и утреннем богослужениях, апостольских и евангельских чтений на литургии, и Псалтири, разделенной т. о., что она прочитывается за месяц. Псалмы и библейские песни в ней приводятся из Большой Библии 1538 г., переведенной по Вульгате.

В настоящее время календарь Книги общих молитв 1662 г. существует скорее как богослужебный минимум. С 1-го воскресенья Адвента 2000 г. его сменили новые календарь и лекционарий Книги общественного богослужения 2000 г. Календарь включает неск. видов праздников: воскресные дни, главные праздники (Рождество, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, День Святой Троицы, День всех святых), праздники (библейских святых), малые праздники (небиблейских святых) и «воспоминания» (святых и неканонизированных подвижников веры). Главные и малые праздники имеют собственные коллекту и посткоммунион (благодарственную молитву после причащения). Воскресный лекционарий распределен в рамках 3 лет (для каждого воскресного дня предусмотрено по 3 службы), а Седмичный - в рамках 2 лет.

Церковный год, согласно Книге общих молитв, начинается с 1 янв., но в XX в. все англикан. Церкви вернулись к старой зап. практике начинать его с 1-го воскресенья Адвента <http://www.pravenc.ru/text/Адвент.html>. Круг подвижных праздников и постов Книги общих молитв 1662 г. вошел и в новый календарь, но в настоящие время посты в англикан. Церкви, вслед за католич., свелись к соблюдению «пепельной среды» и Великой пятницы <http://www.pravenc.ru/text/Великой%20пятницы.html>. Англикан. монашеские ордена соблюдают посты по правилам соответствующих католич. монашеских орденов. Пожалуйста, верните повсеместно по тексту словам нормальное написание, а не как в справочнике, откуда это скачано

Крещение

Англеканская церковь дает следующее определение таинства крещения: «Крещение - это не только символ исповедания и знак, по которому христиан можно отличить от некрещеных, но также знамение возрождения, посредством которого принимающие истинное крещение прибиваются к Церкви» («Тридцать девять статей», cт. 27).

Книгa общих молитв содержит 3 чина крещения: младенцев в церкви, младенцев на дому (при наличии особых обстоятельств), крещения взрослых.

Чин крещения младенцев в церкви (Public Baptism of Infants) включает: водоосвящение; <http://www.pravenc.ru/text/водоосвящение%20.html> евангельское чтение (Мк 10); чин отрицания сатаны, исповедания веры, произнесения крестными крещальных обетов; самого крещения, совершаемого через погружение (или, если младенец очень слаб, через обливание) с произнесением формулы: «(Имярек), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (как в католич. Церкви); крестного знамения, начертаемого священником на лбу младенца. В конце чина священник обращается к крестным с увещеванием обучить младенца катехизису и в положенное время привести для епископской конфирмации.

Взрослый при крещении сам отрицается сатаны, исповедует веру и дает крещальные обеты. «Крещенный таким образом должен быть конфирмован епископом в кратчайший срок». В преамбуле к чину крещения сказано, что как для младенца, так и для взрослого необходимо наличие не менее 3 крестных, причем 2 должны быть одного пола с крещаемым. В совр. практике крестными младенца могут стать его родители. С крещением связано содержащееся в Книге общих молитв «Благодарение для женщины после рождения ребенка».

Если крещальные обеты не были по каким-либо причинам произнесены при крещении, они должны быть произнесены перед конфирмацией.

Конфирмация

Конфирмация обычно совершается над крещеными подростками 14-16 лет, а также над переходящими в А. Ц. из неепископальных Церквей. Книга общих молитв содержит краткий катехизис, предназначенный для подготовки детей к конфирмации, обучать к-рому вменяется в обязанность настоятелю прихода.

Чин конфирмации совершается епископом. Он возлагает руки на голову каждого конфирманта со словами: «Защити, Господи, сего раба Твоего Твоей небесной благодатью, дабы он пребыл Твоим вовеки. С каждым днем все больше исполняй его Святого Твоего Духа, доколе он придет в вечное Твое Царство. Аминь».

Книга общих молитв прямо указывает, что никто не должен допускаться к причащению без епископской конфирмации. В последнее время, особенно после допущения католич. Церковью неконфирмованных детей к причащению, Церковь Англии также разрешила причащаться до конфирмации. Но на практике это происходит лишь в отдаленных приходах, куда почти нет возможности добраться епископу.

Брак

По англикан. традиции, зафиксированной в Книге общих молитв 1662 г., о желании вступить в брак должно быть объявлено заранее. В течение неск. воскресных дней священники объявляют о состоявшейся помолвке и спрашивают, не знает ли кто-нибудь причин, по к-рым этот брак не может состояться.

Само бракосочетание по канонам совершается в любой день с 8 до 18 ч. Чин состоит из вступительного слова священника, в к-ром говорится о божественном установлении брака, достоинстве этого состояния и его целях. После этого священник просит брачащихся признаться, есть ли их браку к.-л. препятствия, и спрашивает по очереди жениха и невесту об их взаимном желании вступить в брак. Затем жених и невеста, соединив правые руки, дают брачный обет. Священник произносит молитву, призывая Бога благословить новую пару, как Исаака и Ревекку, и после молитвы соединяет руки молодоженов со словами: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», затем торжественно объявляет их мужем и женой. Далее следует благословение: «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой да благословит, соблюдет и сохранит вас...», по тексту почти совпадающее с молитвой вост. богослужения. Затем читаются или поются псалмы 128/127 и 67/66, «Отче наш» и респонсорий. Священник произносит неск. молитв и поучение, состоящее из новозаветных текстов о браке. Сразу после бракосочетания или в ближайшее время молодожены должны причаститься.

Чин посещения больных

(Viaticum <http://www.pravenc.ru/text/Viaticum.html>), совершаемый в доме больного, состоит из молитв, увещевания, призванного укрепить больного в вере и подготовить к покаянию, т. н. Апостольского Символа веры, сформулированного в виде вопроса, на к-рый больной отвечает: «Во все это я твердо верую». Затем следует частная исповедь и отпущение грехов. Далее читается молитва об исцелении больного. Хотя в Книге общих молитв 1662 г. не содержится упоминания о помазании елеем, это помазание стало широко распространяться с началом Оксфордского движения.

Чин посещения больных содержит также молитвы о больном ребенке, о смертельно больном, об умирающем и о душевнобольном. К чину посещения больных может присоединяться чин причащения больных. Он представляет собой литургию, совершаемую в доме больного. Несмотря на то что чин литургии Книги общих молитв 1662 г. предписывает потреблять оставшиеся дары сразу после литургии, в наст. время распространено причащение больных запасными дарами <http://www.pravenc.ru/text/запасными%20дарами.html>. В Шотландской Епископальной Церкви практика заготовки запасных даров никогда не исчезала, будучи зафиксирована в литургических книгах.

Погребение

Священник в полном облачении встречает гроб с телом покойного у ворот церкви. Гроб ставится посреди церкви, и начинается чин отпевания, к-рый состоит из 1 или 2 псалмов (39 и 90), чтения из НЗ (1 Кор 15), несколько молитв и коллекты об усопшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.037 с.)