Исторический обзор существования христианства в Великобритании до эпохи реформации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический обзор существования христианства в Великобритании до эпохи реформации



 

Англы, саксы и юты были язычниками, но в конце VI в. они начинают принимать новую для себя веру, которая проповедовала праведность, смирение, милосердие, справедливость и порядок - христианство. Начало неожиданное: надо прежде всего в начале этого раздела дать обзор, кто был коренными жителями на островах, кто - пришельцами и в какое время. Необходимо придерживаться исторического подхода. И опять - побольше ссылок, у вас огромные части текста идут так, как будто вы их автор.

На Британских островах первыми, еще в IV в., были христианизированы язычники - бритты. Новая религия, как и повсюду, приспосабливалась к традициям и ритуалам старой религии бриттов и, сливаясь с ними, создавала достаточно самобытное явление. Во время существования Римской империи этот островной вид христианства не терял связи с центром религии - Римом, но в наступившие после распада империи темные времена эта связь оборвалась. Логично было бы ожидать попытки обратить англосаксов в христианство со стороны валлийцев, которые оставались христианами, но презрение последних к варварам-германцам было настолько непобедимым, что они не попытались таким образом увеличить свое влияние на победителей. Валлийское христианство имело-таки опосредованное влияние на германцев, так как св. Патрик, обративший в 431-61 гг. в веру ирландцев, был по происхождению римско-кельтского происхождения и свое крещение получил в Британии, а именно из Ирландии исходит начальный и самый искренний импульс обратить саксов в христианство.

Ирландское или кельтское христианство несколько отличалось от того типа христианства, который проповедовал папский престол в Риме. Некоторые различия между двумя толкованиями роли христианства в обществе касались вопросов сугубо технических, на современный взгляд, как, например, формы тонзуры у священников. Но помимо этого две разновидности христианства расходились и по ключевым вопросам. Одним из таких вопросов был вопрос о роли, отводимой пастырям в обществе.

Ирландская христианская вера, отделенная в течение долгого времени от римских корней и выросшая в условиях кланового родового общества, наделяла священника теми же качествами, которыми характеризовались друиды - разве что христианский священник не проводил кровавых мистерий. Священник в ирландской разновидности христианства - поэт, мистик, духоборец, отшельник, человек, наделенный сверхъестественными качествами, которому было доступно совершение чудес.

Римская церковь видела роль священника иначе - римским папам очень рано стало очевидно, что церковь может и должна претендовать на то место, которое некогда занимала Римская империя. Поэтому она с самого начала отводила себе роль высшей власти, контролирующей королей и правителей Европы, дающей им указания и духовное руководство, и - что немаловажно - дающей им образованных и умных помощников-служителей. Непобедимое желание Рима контролировать деятельность правителей в более поздние времена обернется только ему на беду, но в первые века раннего Средневековья роль Римской Церкви была неоценимой. Монастыри стали центрами культурной и во многом политической жизни Европы, и все, что мы знаем из истории раннего средневековья, как и многое об античности, сохранилось в первую очередь благодаря традициям монастырской жизни.

У истоков христианизации Англии стоит св. Августин, который в 597 г. получил благословление от папы Римского Григория Великого. Пользуясь тем, что франкская принцесса-христианка выходит замуж за короля Кента, Августин приплывает на остров и через два месяца обращает короля и его подданых в новую веру. С этого момента принято отсчитывать историю христианской церкви в Англии. Если уж говорить точно, то первое принятие христианской веры произошло немного раньше, в 563 г., когда св. Колумба обращает шотландцев в ирландский тип христианства, откуда начинается распространение ирландской разновидности христианства далее на юг, к англосаксам. Два вида христианства конкурируют друг с другом, и исход не всегда предрешен в пользу римского христианства. Так, например, в 627 представитель римской церкви Паулин обращает короля Эдвина Нортумбрийского в римское христианство, позже в Нортумбрии оно заменяется кельтским христианством, что вызывает взрыв духовной деятельности на севере, создавшей десятки монастырей и сотни легенд о святых и связанных с ними чудес. Через столетия легенды о чудесах в Нортумбрии все еще будут пересказываться и переписываться в монастырях.

Но, возможно, именно активная роль Римского престола, позволившего действовать Церкви как политической силе, а не просто как источнику духовных исканий, дала ей возможность победить в этой борьбе. В 669-90 гг. Теодор Тарсийский, папский легат, ставший архиепископом Кентерберийским, объединил и подчинил себе епископскую и монастырскую жизнь в Англии, что ознаменовало окончательную победу Рима над Ирландией. Вскоре после этого наступает новый расцвет монастырской жизни Англии, оказавшей глубокое влияние на политическую жизнь Англии. Открываются новые монастыри, которым суждено будет оказать большое влияние на культурную и политическую жизнь раннесредневековой Европы. Англию охватывает религиозное рвение - истории королей, отказавшихся от власти, чтобы постричься в монахи, довольно распространены в англосаксонской истории.

Монастыри англосаксонской Англии были центрами образования и культурного просвещения. Для примера, в монастырской школе в Кенте преподавали, помимо богословия, латынь, греческий, медицину и риторику. На самом севере Англии, в Нортумбрии монастырская культура переживает особенный расцвет (для примера можно назвать Евангелия Линдисфарна <http://eur-lang.narod.ru/histart/early/lindisfarne.html>). Монастыри занимались и сохранением культурного достояния англосаксов: многие из поэтических памятников, дошедших до наших дней, судя по всему, сперва были записаны на нортумбрийском диалекте древнеанглийского языка, и только позже переписаны на уэссекском. В монастырях же были записаны законы англосаксонских королевств: например, примерно 690 г. датируется первая рукопись законов Уэссекского королевства, законы других королевств появились чуть позже. Помимо этого, всем корпусом древнеанглийских памятников мы тоже обязаны монастырской культуре.

Что касается того, насколько сильно было влияние островной монастырской культуры, то здесь особенно показательны несколько примеров. Во-первых, первым на ум приходит история Беды Достопочтенного, монаха из монастыря Джарроу, ставшего первым летописцем у англичан в 673-735 гг. Беда хорошо владел латынью, цитируя Плиния и Вергилия, и даже в какой-то степени знал греческий. Он писал трактаты о метрике и авторском мастерстве, комментарии к Ветхому и Новому Заветам, биографию святого Кутберта, и - самое важное - «Церковную Историю Английского Народа», самый ранний и очень ценный документ об истории англосаксов на Британских островах. Кроме Беды, чья слава распространилась по всей Европе, можно привести пример еще двух англосаксов, которые сыграли не последнюю роль в жизни средневековой Европы. Первым был святой апостол Бонифаций, получивший образование в Девоне и Гемпшире. Он переехал в Германию, где открыл новые монастыри и епископства в Тюрингии, Гессе и Баварии, правил в качестве папского легата в Священной Римской Империи, и умер мученической смертью в 754г.

Вторым был Алкуин, глава школы в Йорке, и главный советник Карла Великого в делах духовных. Это, пожалуй, самые яркие примеры того, какой славой пользовались островные монастыри.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)