Проект к.и.н. Щербакова В. Г. «Заметки на полях» ( «История России») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект к.и.н. Щербакова В. Г. «Заметки на полях» ( «История России»)



Методические указания

по дисциплине «ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история)

Для заочной формы обучения

Подготовил:

 к.ф.н, доцент кафедры истории и права

Л.В. Пащенко

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Основная учебная литература:

1. Борисов, В.А. История России: учебно-методическое пособие / В.А. Борисов, Е.В. Кряжева-Карцева, С.С. Синютин. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 156 с. - ISBN 978-5-209-04744-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456

2. История: для бакалавров: учебник для студ. вузов / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - Изд. 3-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.

3. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Ч. I. Раздел I-III. - 666 с. - ISBN 978-5-4458-6318-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227414

4. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Ч. II. Раздел IV-VI. - 701 с. - ISBN 978-5-4458-6319-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227411

5. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века–VIII: учебное пособие / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Ч. III. Раздел VII. - 583 с. - ISBN 978-5-4458-6320-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227412

6. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Ч. IV. Раздел IX–XI. - 648 с. - ISBN 978-5-4458-6321-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227413

7. Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История древнего мира и средних веков: учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин; под ред. Г. Н. Питулько. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 129 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/79ED5448-AD22-4BB5-A4F4-1E339D46FDCC

8. Всемирная история в 2 ч. Часть 2. История нового и новейшего времени: учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин; под ред. Г. Н. Питулько. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 296 с. // ЭБС ЮРАЙТ: https://www.biblio-online.ru/book/71A4517C-B358-477C-92FD-C95CE52D887D

9. Чудинов А.В.История для гуманитарных направлений: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. подгот. / Чудинов А. В., Гладышев А. В., Луконин Д. Е. - М.: Академия, 2015.

Дополнительная учебная литература:

10. Всемирная история: учебник [Электронный ресурс] / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова, И.А. Андреева, Ф.О. Айсина, С.Д. Бородина, Н.О. Воскресенская. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 887 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114540

11. Данилевский, И.Н. История России [Электронный ресурс] / И.Н. Данилевский, А.В. Шубин, Б.Н. Земцов. - СПб: Питер, 2013. - 810 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343

12. Захарова, Л.Л. История мировых цивилизаций: учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.Л. Захарова. - Томск: Эль Контент, 2012. - 146 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208703

13. Зиновьева, В.И. Отечественная история: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев. - Томск: Эль Контент, 2012. - 162 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705

14. История мировых цивилизаций: учеб. пособие / [Г. В. Драч и др.]; под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С. Паниотовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2014.

15. История России: учебник для студ. вузов / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2013.

16. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров, обуч. по неисторич. спец. – М.: Юрайт, 2012.

17. Крамаренко, Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учебное пособие [Электронный ресурс] / Р.А. Крамаренко. - М.: НГТУ, 2011. - 170 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229038

18. Кузнецов И.Н. История. Учебник для бакалавров. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 495 с. / Университетская библиотека on-line // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114171&sr=1

19. Моисеев В.В. История Отечества. Учебник. Т.1. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 326 с. / Университетская библиотека on-line // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231643&sr=1

20. Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.И. Ольштынский. - М.: Логос, 2012. - 407 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119480

21. Сахаров, А.Н. История России – органическая часть истории человечества. Ч. 1: Древняя и Средневековая Русь [Электронный ресурс] / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 527 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233366

22. Сахаров, А.Н. История России – органическая часть истории человечества. Ч. 2: Россия в Новое время [Электронный ресурс] / А.Н. Сахаров. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 856 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233367

23. Толмачева, Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: учебное пособие [Электронный ресурс] / Р.П. Толмачева. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 403 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229401

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

«Университетская библиотека online» – электронная библиотечная система http://biblioclub.ru/    

Электронно-библиотечная система издательства «Лань» – http://e.lanbook.com/   

Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» - https://www.biblio-online.ru/

 

 ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" (ДАЛЕЕ - СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ"), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Материалы русской истории

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
 «Российский мемуарий»

http://fershal.narod.ru/

«Хронос»

http://www.hrono.ru/

Подготовка к практическому / семинарскому занятию

Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза.

Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:

1. Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

2. Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в основной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

3. Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

4. После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

       В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы.

Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.

Письменные работы

Составление реферат

Реферат – условие допуска к зачету/экзамену!

Нормативный объем реферата (без приложений) –15-20 страниц стандартного компьютерного текста в редакторе Microsoft Word, через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, размером 14 пунктов, нормальной жирности. При расчете рекомендуемых объемов исключены большие таблицы, громоздкие рисунки, список использованных источников, приложения. Все иллюстративные материалы должны быть вынесены в приложения

Этапы работы над рефератом

Выбор темы. Очень важно правильно выбрать тему. Выбор темы не должен носить формальный характер, а иметь практическое и теоретическое обоснование.

Автор реферата должен осознанно выбрать тему с учетом его познавательных интересов или он может увязать ее с темой будущей магистерской работы. В этом случае предоставляется право самостоятельного (с согласия преподавателя) выбора темы реферата из списка тем, рекомендованных кафедрой по данной дисциплине. При этом весьма полезными могут оказаться советы и обсуждение темы с преподавателем или руководителем работы, который может оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач.

 Если интересующая тема отсутствует в рекомендательном списке, то по согласованию с преподавателем студенту предоставляется право самостоятельно предложить тему реферата, раскрывающую содержание изучаемой дисциплины. Тема не должна быть слишком общей и глобальной, так как небольшой объем работы (до 20 страниц) не позволит раскрыть ее.

При выборе темы необходимо учитывать полноту ее освещения в имеющейся научной литературе. Для этого можно воспользоваться тематическими каталогами библиотек и библиографическими указателями литературы, периодическими изданиями и ежемесячными указателями экономической литературы, либо справочно-библиографическими ссылками изданий посвященных данной теме.

После выбора темы составляется список изданной по теме (проблеме) литературы, опубликованных статей, необходимых справочных источников.

Знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы. При этом следует сразу же составлять библиографические выходные данные (автор, название, место и год издания, издательство, страницы) используемых источников. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала.

Начинать знакомство с избранной темой лучше всего с чтения обобщающих работ по данной проблеме, постепенно переходя к узкоспециальной литературе.

На основе анализа прочитанного и просмотренного материала по данной теме следует составить тезисы по основным смысловым блокам, с пометками, собственными суждениями и оценками. Предварительно подобранный в литературных источниках материал может превышать необходимый объем реферата, но его можно использовать для составления плана реферата.

Составление плана. Автор по предварительному согласованию с преподавателем может самостоятельно составить план реферата, с учетом замысла работы, либо взять за основу рекомендуемый план, приведенный в данных методических указаниях по соответствующей теме. Правильно построенный план помогает систематизировать материал и обеспечить последовательность его изложения.

Наиболее традиционной является следующая структура реферата:

Титульный лист.

Оглавление (план, содержание).

Введение.

Глава 1 (полное наименование главы).

1.1. (полное название параграфа, пункта);

1.2. (полное название параграфа, пункта).

Глава 2 (полное наименование главы).     Основная часть

2.1. (полное название параграфа, пункта);

2.2. (полное название параграфа, пункта).

Заключение (или выводы).

Список использованной литературы.

Приложения (по усмотрению автора).

 

Оглавление. Оглавление должно отражать все материалы, представленные в работе. Слово «Оглавление» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Перечисляются заголовки разделов и подразделов, список источников, каждое из приложений. Указываются номера страниц, на которых они начинаются. Образец Оглавления приводится в Приложении В.

Список использованных источников характеризует глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру исследования. В список включают все источники, на которые есть ссылки в тексте, в алфавитном порядке.

Каждый документ, включенный в список, оформляется в соответствии с библиографической записью по ГОСТу. Перед названием источника в списке проставляется порядковый номер.

Заголовок «Список использованных источников» пишут симметрично тексту прописными буквами.

Порядок расположения источников:

1) письменные памятники, документы;

2) научная и учебная литература (монографии, сборники статей, учебные пособия и др.)

Порядок оценки реферата

Работа не допускается к зачету, если не носит самостоятельного характера и не соответствует требованиям, изложенным в данных методических указаниях. Обязателен самостоятельный подбор и изучение научной литературы по избранной теме (от 8до15 источников).

В реферате студент должен показать глубокие знания по избранной теме, понимание полноты решения поставленных задач и их научную значимость.

 «Не зачтено» выставляется если:

·  реферат не носит исследовательского характера, в нем не раскрыта тема, нет анализа избранной проблемы, он не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры;

·  не имеет выводов в соответствии с поставленными во введении задачами;

· в реферате допущены существенные ошибки.


Подготовка презентации

М/м презентация выполняется по одной из указанных тем с использованием компьютерной программы Power Point. Защита презентации производится на семинарском занятии. Презентация должна содержать от 12 до 25 слайдов. В презентации должны быть отображены следующие элементы: титульный слайд с указанием темы презентации, ФИО ее автора, план изложения (раскрытия) темы, иллюстративный и содержательный материал, список использованных источников и литературы. Материал презентации должен полностью исчерпывать вопросы, входящие в объем темы и в доступной краткой форме излагать ее основное содержание.

 

2.3. Балльно-рейтинговая система по дисциплине

В основе взаимодействия преподавателя и обучающихся при изучении дисциплины «История» лежит балльно-рейтинговая система, принятая в МАГУ. Вся совокупность учебных действий студента в процессе освоения дисциплины оценивается в баллах. «Стоимость» тех или иных учебных действий студента в процессе изучения дисциплины указана в Технологической карте (см. ниже). Для того чтобы быть допущенным к экзамену, студент должен набрать в течение семестра не менее 30 баллов. В случае невозможности это сделать (по уважительным причинам), студенту предоставляется право набора дополнительных баллов за счет выполнения заданий, указанных в Технологической карте. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен. В ходе экзамена студент может получить от 0 до 40 баллов. Таким образом, итоговая оценка студента за весь курс складывается из количества баллов, набранных им в течение семестра и в ходе экзамена. Соответствие оценок по четырехбалльной шкале количеству баллов по Технологической карте:

«отлично»: 91 – 100 баллов;

«хорошо»: 81 – 90 баллов;

«удовлетворительно»: 61 – 80 баллов;

«неудовлетворительно»: менее 60 баллов.

Темы для рефератов

ПЛАН

1) Причины принятия монотеистической религии в Древнерусском государстве.

2) Языческая реформа князя Владимира: причины неудачи.

3) Взаимоотношения древнерусских князей с Византией.

4) Принятие христианства князем Владимиром.

5) Историческое значение принятие христианства в Древнерусском государстве.

 

 

План

1) Причины начала процесса объединения русских земель.

2) Центры объединения: причины возвышения Москвы.

3) в становлении Московского княжества.

4) Роль Дмитрия Донского в объединении русских земель.

5) Церковь и ее роль в объединении русских земель.

6) Иван III и становление Единого русского государства.

 

План

1) Краткая характеристика первого периода правления Ивана Грозного (50-ые годы XVI столетия).

2) Причины резкого изменения внутренней политики Ивана IV Грозного.

3) Дискуссия историков о сущности опричнины.

4) Начало и основные события опричнины.

5) Итоги и значения периода опричнины.

 

 

План

1) Социально-экономическая и политическая ситуация в России в конце XVI века.

2) Причины начала Смуты в России.

3) Первый этап Смуты: Лжедмитрий I.

4) Второй этап Смуты: начало общенационального брожения.

5) Заключительный этап Смуты: борьба с иностранной интервенцией.

6) Итоги Смутного времени.

 

План

1. Мероприятия по возрождению государства: достижения и проблемы.

2. Внешняя политика, проникновение Запада и его культуры.

3. Церковные реформы патриарха Никона – причины церковного раскола, последствия.

 

План

1. Административно-управленческие преобразования.

2. Реформы в социально-экономической области.

 3. Реформы в военной области.

 

План

1) Внешнеполитическая ситуация в конце XVII века.

2) Азовские походы.

3) Великое Посольство: дипломатическая подоплека.

4) Северная война: ключевые события.

5) Итоги Северной войны.

6) Начало становления России как Великой державы.

План

1) Теория «просвещенного абсолютизма» французских просветителей (Ш. Монтескье, Вольтера).

2) Особенности «просвещенного абсолютизма» в России.

3) Правление Петра III и переворот в пользу Екатерины II.

4) Внутренняя политика Екатерины II.

5) Внутренняя политика Павла I.

6) Первые русские просветители.

7) Итоги внутреннего развития России в конце XVIII века.

 

План

1) Распространение идей европейского просвещения и французской революции в России на рубеже XVIII и XIX веков.

2) Окружение Александра I и проекты преобразований в России.

3) Реформа в области просвещения.

4) Проект государственной реформы М. Сперанского.

5) Конституционные проекты в правление Александра I.

6) Проекты крестьянской реформы.

7) Итоги правления Александра I.

 

План

1) Русско-французские отношения в начале XIX века.

2) Вторжение Наполеона в Россию.

3) Тактика Наполеона и русской стороны.

4) Значение Бородинской битвы.

5) Наполеон в Москве.

6) Причины поражения Наполеона в России: спор историков.

7) Заграничный поход русской армии.

8) Партизанское движение.

9) Значение и последствия Отечественно войны 1812 г.

 

План

1. Попытки сохранения самодержавных устоев власти.

2. Поиск путей решения аграрного вопроса.

3. Крымская война и ее общественно политическое значение.

 

План

1. Славянофилы и западники (середина 19 в.).

2. Консервативная и либеральная идеологии эпохи Великих реформ.

3. Формирование революционного народничества. 3 направления (Бакунизм, лавризм, бланкизм).

4. Раскол народничества по вопросу о политической борьбе. Народная воля.

5. Формирование русского марксизма. Группа Освобождение труда.

 

 

План

1. Причины, характер, особенности, движущие силы.

2. Развитие революции – от января 1905 г. к 3 июня 1907 г.

3. Итоги революции. Формирование Думской монархии.

 

План

1) Причины перехода от политики НЭПа к форсированной индустриализации.

2) Планы индустриализации (Л. Троцкий, Бухарин).

3) Источники финансирования индустриализации.

4) Этапы индустриализации и первые пятилетки.

5) Переход к коллективизации сельского хозяйства.

6) Историческое значение индустриализации в СССР.

План

1. Военные, экономические и политические цели вторжения.

2. Мобилизация сил и средств на отражение агрессии.

3. Значение, источники и цена победы Советского народа.

 

Практикум

Практическое задание1

Прочитайте отрывок из книги Данилевский Н.Я. "Россия и Европа"и ответьте на вопросы.

Документ 1. Данилевский Н.Я. "Россия и Европа".

Николай Яковлевич Данилевский - основоположник теории множественности человеческих культур. Его книга "Россия и Европа", вышедшая в1871 г., и теория"культурно-историческихтипов" оказали значительное влияние на современную западную философскую культуру.

<…> Эксплуатируя Россию, не принимая ее в настоящее, действительное общение с собою, Европа, с своей точки зрения, вполне права. Не принадлежа, в сущности, к Европе, Россия самыми размерами своими составляет уже аномалию вгермано-романско-европейскоммире; и одно ее естественное увеличение роста ее народонаселения должно все более и более усиливать эту аномалию. Одним существованием своим Россия уже нарушает систему европейского равновесия...

Нельзя не сознаться, что Россия слишком велика и могущественна, чтобы быть только одною из великих европейских держав; и если она могла занимать эту роль вот уже семьдесят лет, то не иначе как скорчиваясь, съеживаясь, не давая простора своим естественным стремлениям, отклоняясь от совершения своих судеб. <…>

Однако же при соседстве с Европою, при граничной линии, соприкасающейся с Европой на тысячи верст, совершенная отдельность России от Европы немыслима... В какие-нибудь определенные отношения к ней должна же она стать. Если она не может и не должна быть в интимной, родственной связи с Европой как член европейского семейства, в которое, по свидетельству долговременного опыта, ее и не принимают даже, требуя невозможного отречения от ее очевиднейших прав, здравых интересов, естественных симпатий и священных обязанностей; если, с другой стороны она не хочет стать в положение подчиненности к Европе, перестроясь сообразно ее желаниям, выполнив все эти унизительные требования, - ей ничего не остается, как войти в свою настоящую, этнографическими и историческими условиями предназначенную роль и служить противувесом не тому или другому европейскому государству, а Европе вообще, в ее целости и общности.

Но для этого, как ни велика и ни могущественна Россия, она все еще слишком слаба. Ей необходимо уменьшить силы враждебной стороны, выделив из числа врагов тех, которые могут быть ее врагами только поневоле, и переведя их на свою сторону как друзей. Удел России- удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать, как всем представителям силы, жившим доселе на нашей земле: Македонии, Риму, арабам, монголам, государствамгермано-романскогомира, - а освобождать и восстановлять; и в этом дивном, едва ли не единственном совпадении нравственных побуждений и обязанностей с политическою выгодою и необходимостью нельзя не видеть залога исполнения ее великих судеб, если только мир наш не жалкое сцепление случайностей, а отражение высшего разума, правды и благости. <…>

...Будучи чужда европейскому миру по своему внутреннему складу, будучи, кроме того, слишком сильна и могущественна, чтобы занимать место одного из членов европейской семьи, быть одною из великих европейских держав, - Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства место в истории, как став главою особой,

самостоятельной политической системы государств и служа противувесом Европе во всей ее общности и целости. Вот выгоды, польза, смысл Всеславянского союза по отношению к России. <…>

...В самом деле, в чем могут заключаться для России ближайшие, осязательные политические выгоды от образования Всеславянского союза (о высшем культурно-историческом значении которого мы здесь не говорим)? Конечно, в увеличении внешнего могущества, в обеспечении (как себя, так и своих союзников) от напора враждебного Запада, дабы в спокойствии силы и братском общении мочь развивать задатки своего внутреннего нравственного и материального благосостояния и величия. Простейшее и единственное средство для достижения этой цели- невмешательство во внутренние дела своих союзников и беспристрастное примирительное влияние на взаимные отношения их между собою в их спорах, притязаниях и честолюбивых поползновениях. <…>

Но бороться с соединенной Европой может только соединенное Славянство. Итак, не всемирным владычеством угрожает Всеславянский союз, а, совершенно напротив, он представляет необходимое и вместе единственно возможное ручательство за сохранение

всемирного равновесия, единственный оплот против всемирного владычества Европы. Союз этот был бы не угрозою кому бы то ни было, а мерою чисто оборонительною- не только в частных интересах славянства, но и всей вселенной. Всеславянский союз имел бы своим результатом не всемирное владычество, а равный и справедливый раздел власти и влияния между теми народами или группами народов, которые в настоящем периоде всемирной истории могут считаться активными ее деятелями: Европой, Славянством и Америкой, которые сами находятся в различных возрастах развития.

...Всемирная ли монархия, всемирная ли республика, всемирное господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа- одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории, в единственно справедливом смысле этого слова; ибо опасность заключается не в политическом господстве одного государства, а в культурном господстве одного культурно- исторического типа, каково бы ни было его внутреннее политическое устройство. Настоящая глубокая опасность заключается именно в осуществлении того порядка вещей, который составляет идеал наших западников: в воцарении не мнимой, а действительной, столь любезной им общечеловеческой цивилизации. Это было бы равнозначительно прекращению самой возможности всякого дальнейшего преуспеяния или прогресса в истории внесением нового миросозерцания, новых целей, новых стремлений, всегда коренящихся в особом психическом строе выступающих на деятельное поприще новых этнографических элементов. <…>

...Ни отдельные люди, ни целые народы не могут в старости переродиться и начать жить иным образом, исходить из новых начал, стремиться к другим целям, - что, как мы видели, есть необходимое условие прогресса. Следовательно, для того чтобы культурородная сила не иссякла в человеческом роде вообще, необходимо, чтобы носителями ее являлись новые деятели, новые племена с иным психическим строем, иными просветительными началами, иным историческим воспитанием; а следовательно, надо место, где могли бы зародиться эти семена нового, - надо, чтобы не было все подчинено влиянию, а тем менее власти одного культурно- исторического типа. Большей клятвы не могло бы быть наложено на человечество, как осуществление на земле единой общечеловеческой цивилизации. Всемирное владычество должно, следовательно, страшить не столько своими политическими последствиями, сколько культурными. Не в том дело, чтобы не было всемирного государства, республики или монархии, а в том, чтобы не было господства одной цивилизации, одной культуры, ибо это лишило бы человеческий род одного из необходимейших условий успеха и совершенствования - элемента разнообразия. Итак, мы можем сказать с полною уверенностью, что Всеславянский союз не только не угрожает всемирным владычеством, но есть единственное предохранение от него. <…>

Практическая работа 2

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Документ 2. "Повесть временных лет" (фрагмент).

"Повесть временных лет" - летописный свод, датируемый началом XII века. Это произведение многихавторов-летописцев, сменявших друг друга. Последний из них- Нестор- придал летописи художественную и идейную законченность и дал ей наименование, которое в полном виде читается так: "Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть".

<…> Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи- лутичи, иные- мазовшане, иные- поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие- древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем- славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась "славянская".

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра- волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары ив Хвалисы и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине- в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий, и воздвигнет бог много церквей". И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей- каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии(о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой- Щек и третий- Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близ живущие; так и доныне называют придунайские жители городище то- Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город- Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке- там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говоритпо-славянскина Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках, они- потомство Иафета, живущее в северных странах.

Когда же славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были насильники славянам.

Затем пришли белые угры и наследовали землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, который ходил походом на персидского царя Хоздроя. В те времена существовали и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и примучили дулебов- также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его- обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли как обры", - их же нет ни племени, ни потомства. Вслед за этими обрами пришли печенеги, а затем шли черные угры мимо Киева, но было это уже после- при Олеге.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.143 с.)